Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.
Признаки политического конфликта:
Наличие не менее двух противоборствующих субъектов;
Несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов (причины конфликта);
Непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов
Основные элементы конфликта: источник(предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия, стороны– участники конфликта, повод– события, послужившие началом активных действий сторон, средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом, цели сторон.
Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, означая соперничество субъектов с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений.
Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников
политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством
между ними за распределение властных полномочий.
Признаки политического конфликта:
Наличие не менее двух противоборствующих субъектов;
Несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов (причины
конфликта);
Непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов
Основные элементы конфликта: источник(предмет) конфликта, по поводу которого
возникают разногласия, стороны– участники конфликта, повод– события,
послужившие началом активных действий сторон, средства, используемые сторонами
конфликта во взаимодействии друг с другом, цели сторон.
Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических
субъектов. Конфликты, означая соперничество субъектов с одними силами, как
правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование
политических коалиций, союзов, соглашений.
Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях и
противоречиях, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль.
Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не по тому,
что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические
противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Поэтому
непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием
стабильного и поступательного развития общества.
Типология политических конфликтов:
По областям развёртывания: внутри- и внешнеполитические.
Во внутриполитических реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за
сохранение, удержание, укрепления или ниспровержения власти – в борьбе между
правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, центральной и
местной властью. Внешнеполитические выражаются в выдвижении одним
государством требований и притязаний к другому, касается ли это территориальных
споров (Армения и Азербайджан), угрозы национальной безопасности или
ограничение суверенитета.
По качественным характеристикам противостояний выделяют: «конфликты с
нулевой суммой», к которых позиции враждующих сторон абсолютно
противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них
оборачивается поражением другой, и «конфликты с ненулевой суммой» те, в которых
существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путём компромисса.
К. Маркс выделял антагонистические и неантагонистические, разрешение которых
связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или –
соответственно – сохранением противоборствующих субъектов.
По соотнесённости со структурой, организацией системы власти и её реализации
выделяют вертикальные конфликты, характеризующие взаимоотношения субъектов,
принадлежащих к разным уровням власти, например, центральной и местной,
и горизонтальные, раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей
власти (между правящей элитой, между неправящими партиями, членами одной
политической ассоциации).
По степени и характеру нормативной регуляции: институализированные (целиком
или частично) и не институализированные, характеризующие способность или
неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам
политической игры.
С точки зрения публичности конкуренции сторон имеет смысл говорить
об открытых (выраженным в явных, внешне фиксируемых формах: манифистации,
забастовки) и закрытых (латентных), где доминируют теневые способы оспаривания
субъектами своих властных полномочий, скрытые от глаз обывателя, например,
отношение между различными ветвями власти.
По временным характеристикам выделяют долговременные(военно-политические
конфликты между Израилем и рядом арабских государств, противоборство
диссидентов коммунистических режимов в странах Восточной Европы и бывшим
СССР) и кратковременные(отставка министра в связи с публикацией сведений о его
предосудительных действиях).
В зависимости от форм конфликтных противостояний они делятся на
пикетирование правительственных зданий или посольств, митинги и манифистации,
забастовки с требованием отставки президента, правительства, движения
политического протеста, политическое неповиновение, политический путч – попытка
свержения существующей власти, не увенчавшаяся успехом, политический переворот
(завершается свержением существовавшей до этого власти), политический шантаж
(запугивание, угроза разглашения компрометирующих сведений о политических
деятелях).
2