Типы политических конфликтов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий. Признаки политического конфликта: Наличие не менее двух противоборствующих субъектов; Несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов (причины конфликта); Непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов Основные элементы конфликта: источник(предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия, стороны– участники конфликта, повод– события, послужившие началом активных действий сторон, средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом, цели сторон. Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, означая соперничество субъектов с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений.
Иконка файла материала конспект.docx
Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий. Признаки политического конфликта:       Наличие не менее двух противоборствующих субъектов; Несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов (причины конфликта); Непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов Основные элементы конфликта: источник(предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия, стороны– участники конфликта, повод– события, послужившие началом активных действий сторон, средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом, цели сторон. Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, означая соперничество субъектов с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях и противоречиях, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не по тому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Поэтому непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. Типология политических конфликтов:     По областям развёртывания: внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, укрепления или ниспровержения власти – в борьбе между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, центральной и местной властью. Внешнеполитические выражаются в выдвижении одним государством требований и притязаний к другому, касается ли это территориальных споров (Армения и Азербайджан), угрозы национальной безопасности или ограничение суверенитета. По качественным характеристикам противостояний выделяют: «конфликты с нулевой суммой», к которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, и «конфликты с ненулевой суммой» те, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путём компромисса. К. Маркс выделял антагонистические и неантагонистические, разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или – соответственно – сохранением противоборствующих субъектов. По соотнесённости со структурой, организацией системы власти и её реализации выделяют вертикальные конфликты, характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к разным уровням власти, например, центральной и местной,    и горизонтальные, раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти (между правящей элитой, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации). По степени и характеру нормативной регуляции: институализированные (целиком или частично) и не институализированные, характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры. С точки зрения публичности конкуренции сторон имеет смысл говорить об открытых (выраженным в явных, внешне фиксируемых формах: манифистации, забастовки) и закрытых (латентных), где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий, скрытые от глаз обывателя, например, отношение между различными ветвями власти. По временным характеристикам выделяют долговременные(военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств, противоборство диссидентов коммунистических режимов в странах Восточной Европы и бывшим СССР) и кратковременные(отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях). В зависимости от форм конфликтных противостояний они делятся на пикетирование правительственных зданий или посольств, митинги и манифистации, забастовки с требованием отставки президента, правительства, движения политического протеста, политическое неповиновение, политический путч – попытка свержения существующей власти, не увенчавшаяся успехом, политический переворот (завершается свержением существовавшей до этого власти), политический шантаж (запугивание, угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деятелях). 2