Технологическая карта урока обществознания. 5 класс
по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.
М.: «Просвещение», 2015 г.
«Труд-основа жизни человека и общества»
(урок обобщения и систематизации знаний)
Ф.И.О. педагога – Малышко Е.Ф.
Тема урока |
«Труд-основа жизни человека и общества» |
||
Тип урока |
обобщения и систематизации знаний |
||
Формы, приемы, методы: |
групповая, словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа. |
||
Педагогические технологии |
Развитие критического мышления; частично-поисковый метод |
||
Цель урока |
Создать условия для систематизации и закрепления знаний учащихся о труде и творчестве. Расширить представления о труде как основном виде деятельности человека, систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни человека. |
||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: |
|||
Предметный |
Метапредметный |
Личностный |
|
Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками, систематизировать обществоведческую информацию в таблицах. Получат возможность: учиться высказывать собственное мнение, суждение |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия |
Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к одноклассникам |
|
ВАРИАНТ 2. ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Оценивание/формы контроля |
|
||
I. Организационный этап (1 минуты) |
||||||
Приветствие учащихся |
Приветствие учителя, друг друга. Формируют группы. Организуют свое рабочее место; |
Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. |
Наблюдение учителя |
|||
II. Проверка выполнения домашнего задания (1 минуты) |
||||||
Собрать работы. Учитель принимает творческие работы «Творчество в науки и искусстве»; «Творчество в нашем городе» |
Сдают работы. |
Личностные: ответственность, практика в применении знаний и умений, полученных на уроках. |
На первом уроке по теме: «Труд и творчество» заслушивались выступления обучающихся. На данном уроке сдаются работы с исправлениями или ранее не выполненные |
|||
III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут) |
||||||
Настроить, подготовить учащихся к выполнению заданию на уроке. Организовывает внимание, дает пояснение по работе с оценочным листом; Организует и координирует работу учащихся по определению темы и целей урока; Индукция. Презентация (Слайд №1). (представлен ассоциативный ряд) Учитель задает вопросы по презентации для актуализации, обобщения и систематизации знаний. «Вызов» – Что объединяет изображения на слайде? – Какая трудовая деятельность, изображенная на слайде? – Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока. ТЕМА УРОКА. (Слайд №2) Сегодня на уроке мы будем повторять материал по теме «Труд». Вспомните, что вы уже знаете по этой теме. Мы очень многое узнали на предыдущих уроках, так каковы же тогда цели нашего сегодняшнего урока? ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд №3) В конце урока мы должны с вами ответить на вопрос труд - это благо или необходимость? (Постановка проблемного вопроса) |
Выдвигают варианты формулировок темы урока и целей, участвуют в их обсуждении; Формулируют тему и цели урока (высказывают свои предположения). Отвечают на вопросы, анализируя изображения и обобщая имеющиеся знания. Изображения на слайде объединяет то, что на них изображен труд человека. Учащиеся дают определение понятию «труд». Учащиеся самостоятельно определяют цели урока. |
Познавательные: Формулирование темы урока, самостоятельное выделение и формулирование учебной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли. |
Устный контроль, качественная оценка, флажки. |
|||
IV. Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и навыков (20 минут) |
||||||
Учитель раздает конверты с заданиями. Повторяет правил работы в группе. В конвертах находятся карточки с заданиями, а также правила работы в группах. А сейчас давайте вспомним, чем же отличается труд человека от «труда» животных? Выполнение работы в таблице Задание №1 (Слайд №4.) После завершения работы вывод на (Слайде № 5). Приступаем к работе в группах. Выполняем задание № 2 -3 Задание на знание и закрепление обществоведческих терминов (товар, услуга, меценат, благотворительность, мастер, ремесленник) (Слайд 6). Учитель на данном этапе по необходимости помогает группам в выполнение заданий, контролирует процесс работы групп |
Правила работы в группе (Приложение № 1) Выполняют учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации В группах на отдельных листах выполняют Задание №1, заполняют таблицу (Приложение № 2) Самостоятельно делают вывод: в отличии от животных человек создает свой мир, своим трудом. Выполняют учебные задания. У каждой группы различные профессии. Группы сравнивают результаты с правильными ответами. Задают вопросы. Анализируют, аргументируют свой выбор (Приложение № 4). Делают вывод: труд человека многообразен. Задание №3 Отработка терминов соотносят термины и понятия (Приложение № 3) Готовят устные и письменные ответы. |
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Закрепление с проговаривание в устной речи Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, организовывают учебное сотрудничество со сверстниками, работают в группе, находят общее решение, учитывая мнения друг друга, формулируют и аргументированно отстаивают свое мнение |
Участие в групповой работе, Выводы учащихся, устные и письменные работы (заполнение таблицы)
Проверка в задании 2 цифровых ответов |
|||
Динамическая пауза (1 минута) (Слайд № 7) Игра «Товары и услуги». Учитель называет слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх. Поездка в автобусе (у), мяч (т), телефон (т), машина (т), ремонт телевизора (у), торт (т), стрижка (у), консультация врача (у), электричество (у), парта (т) |
Учащиеся либо присаживаются на стулья, либо встают, поднимая руки вверх.
|
Здоровьесбережение, переключение внимания, отдых. |
|
|||
Продолжение работы после динамической паузы. Учитель: сегодня в мире ученые насчитывают несколько десятков тысяч профессий, различающихся содержанием и характером труда. Мы выяснили, что труд человека многообразен, а теперь давайте вспомним, что же даёт человеку труд (Слайд 10). |
Индивидуальная работа. Кластер. (Приложение №5). Что даёт человеку труд? Кластер сдают учителю. |
Личностные: формируется уважительное отношение к одноклассникам Познавательные перерабатывают и систематизируют информацию. Выполняют логические операций: сравнение, анализ, обобщение. Коммуникативные: вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, высказывают своё мнение |
Участие в групповой работе Выводы учащихся, устные и письменные работы (заполнение таблицы)
Кластер |
|||
V. Итог урока. (9 минут) |
||||||
Учитель помогает сделать вывод ученикам наводящими вопросами (Слайд 11). Учитель объясняет критерии оценивания. Убеждается, что всем учащимся понятны критерии оценивания. Организует взаимопроверку.
Оценивание
учащихся |
Учащиеся высказывают своё мнение, анализируют мнение одноклассников. Совместно с учителем делают вывод. Вывод: труд – это не только средство удовлетворения собственных потребностей, но и действие, направленное на достижение общего блага Заполняют оценочные листы. (Приложение №6). |
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, контроль в форме сличения способа действия и его результата. Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния, мотивация. Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, саморегуляция |
Подсчет плюсов и минусов выставления оценок |
|||
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты) |
||||||
Учитель: конкретизирует домашнее задание. «Наша Родина – Россия». Можно выбрать: рисунок, кластер, стихотворение, сообщение (на 5 минут) (Слайд №14). |
|
|
|
|||
VII. Рефлексия учебной деятельности. (1 минута) |
||||||
|
Впечатление от урока (Приложение №7) |
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.