Традиции московской консерватории в системе детского музыкального образования в РФ

  • docx
  • 14.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мос.docx

По примеру Петербурга в Москве в 1860 году были открыты общедоступные классы пения и теории музыки, на основании которых в 1866 году возникла Московская консерватория [1][С. 683]. Директором консерватории стал Н. Г. Рубинштейн. В состав ее профессуры также входил ряд крупнейших музыкально-артистических и педагогических имен. Так, профессором по классу скрипки был приглашен европейский знаменитый виртуоз Фердинанд Лауб; по классу виолончели – также пользовавшийся мировой известностью Бернгард Косман. Сильнее всего был класс фортепиано. Кроме самого Н. Г. Рубинштейна, преподавали венский пианист А. Доор, русский пианист А. И. Дюбюк, польский скрипач Г. И. Венявский.

В отличие от своего брата Н. Г. Рубинштейн привлекал к преподаванию в консерватории начинающих молодых русских музыкантов. По классу теории музыки им был приглашен из Петербурга молодой П. И. Чайковский, затем воспитанник Петербургской консерватории Г. А. Ларош.

Преподавание в консерватории в классах фортепиано и скрипки было разделено между профессорами и адъюнктами. Учащиеся при поступлении сами избирали себе класс одного из профессоров и поступали к его адъюнкту, если имели не вполне хорошую подготовку.

Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет, затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным [2][С. 683 – 684].

После смерти Н. Г Рубинштейна на место директора был назначен С. И. Танеев (1885 г.) [3][С. 33]. Он увеличил курс элементарной теории музыки с полугодичного до двухгодичного, разделил фортепианные классы на два профиля – «виртуозный» и «педагогический», разработал и ввел «Программу класса транспозиции». Из Петербурга был приглашен А. С. Аренский, В. И. Сафонов, стали работать А. И. Зилоти, Г. А. Пахульский. Начал преподавать теоретические дисциплины Н. М. Ладухин. В наибольшей мере перемены коснулись классов пения: в 80-е годы XIX века были приглашены новые профессоры – выдающиеся оперные артисты Ф. П. Комиссаржевский и Е. А. Лавровская.

11 мая 1889 г. на заседании Дирекции Московского отделения Императорского РМО единогласно был избран директором В.И. Сафонов [4][С. 415]. В 1880 году он окончил Петербургскую консерваторию с золотой медалью и в том же году дебютировал как пианист на одном из концертов Императорского Русского музыкального общества.  До 1885 года В. И. Сафонов преподавал в Петербургской консерватории, а затем, по рекомендации П. И. Чайковского, получил место профессора фортепианного класса в Московской консерватории, в 1889 году был назначен директором консерватории при поддержке П. И. Чайковского. В 1880-х – 1900-х годах В. И. Сафонов выступал в качестве дирижёра Императорского Русского музыкального общества, организовывал общедоступные концерты в Москве [5][С. 651].

Как пианист, В. И. Сафонов отличался тонкостью художественной интерпретации, высокой звуковой культурой, изяществом исполнения и мягкостью тона. Исполнительские принципы В. И. Сафонова, утверждавшиеся им в педагогической практике, опирались на традиции русской фортепианной школы, основоположниками которой были братья Рубинштейн. Будучи руководителем фортепианного класса Московской консерватории в течение 20 лет, он выработал свои методы фортепианной игры. Являясь выдающимся педагогом своего времени, В. И. Сафонов при обучении использовал обширный репертуар, уделял особое внимание развитию музыкального мышления, мастерству звукоизвлечения; совершенствуя все элементы фортепианной техники, в тоже время считал основным передачу художественного замысла композитора. Он проявлял тонкий художественный вкус в подборе репертуара учащихся – наряду с западно-европейской классикой знакомил их с современной русской фортепианной музыкой.

В. И. Сафонов завоевал известность как методист. Он обобщил свой опыт в теоретической работе «Новая формула» – это пособие, посвященное вопросам техники фортепианной игры, получило высокую оценку современных пианистов и сохранило значение в современной педагогической практике. Среди учеников В. И. Сафонова – пианисты и педагоги, в том числе А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев, Е. А. Бекман-Щербина, И. А. Левин, Р. Я. Левина, Елена Ф. Гнесина, М. Н. Мейчик, А. Ф. Гедике, В. Ю. Зограф-Плаксина, Ю. Д. Исерлис, М. Л. Пресман, P. P. Кенеман, Э. К. Розенов. В. И. Сафонов возглавлял также класс камерного ансамбля и в качестве его руководителя оказал воздействие на пианистов, обучавшихся в Московской консерватории и у других педагогов, в том числе А. Б. Гольденвейзера, К. Н. Игумнова.

В своей дирижёрской деятельности В. И. Сафонов развивал традиции Н. Г. Рубинштейна. Он был активным организатором юбилейных симфонических концертов, посвященных М. И. Глинке, А. С. Пушкину, Ф. Шуберту и других. Работа В. И. Сафонова в качестве руководителя симфонических концертов Москвы сыграла важную роль в её музыкальной жизни, ставшей в 1900-е годы особенно интенсивной. В. И. Сафонов был искусным интерпретатором симфоний Л. Бетховена, одним из лучших исполнителей симфонических произведений П. И. Чайковского, а также А. К. Глазунова.

Велика роль В. И. Сафонова в пропаганде и утверждении в оркестровом репертуаре новых произведений молодых композиторов, в том числе воспитанников Московской консерватории, в особенности А. Н. Скрябина (был первым исполнителем его симфонической музыки за рубежом), А. Т. Гречанинова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике. Обладая огромной волей, выразительной и отточенной «мануальной» техникой. В. И. Сафонов ввёл в современную музыкальную практику дирижирование без дирижёрской палочки. В. И. Сафонов как дирижёр добивался раскрытия целостной концепции крупного произведения, полноты воплощения авторского замысла.

Своей деятельностью в качестве председателя Московского отделения РМО и директора консерватории В. И. Сафонов внёс большой вклад в русскую музыкальную культуру. Он активно содействовал развитию этих учреждений. Благодаря его инициативе построено существующее ныне здание консерватории с Большим залом. Количество учащихся в годы работы В. И. Сафонова на посту её директора возросло почти вдвое. Он привлёк к преподаванию многих талантливых молодых музыкантов – А. Н. Скрябина, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Н. Корещенко, К. Н. Игумнова и других. В. И. Сафонов впервые осуществил гастроли учащихся в другие города России.

Однако в руководстве В. И. Сафонова консерваторией были и отрицательные моменты. Его установка на концертно-исполнительское направление учебной работы и недооценка других сторон воспитания исполнителя снижали общую музыкально-теоретическую подготовку учащихся.

В 1906 году на место директора Московской консерватории был назначен М. М. Ипполитов-Иванов [6][С. 683]. Выходя за временные рамки нашего исследования скажем, что в годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927 год) и Музыкальный рабочий факультет (1929 год) [7][С. 684]. Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. В 1931 – 1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Народный комиссариат просвещения РСФСР принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона». В эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом». В конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены.

В настоящее время в Консерватории действуют следующие факультеты: вокальный, дирижерский, историко-теоретический, композиторский, оркестровый, фортепианный, исторического и современного исполнительского искусства. В состав Консерватории входят аспирантура и ассистентура-стажировка, музей имени Н. Г. Рубинштейна, оперная студия, сектор педагогической практики с вечерней музыкальной школой-десятилеткой, научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева (одна из крупнейших музыкальных библиотек РФ), Информационно-вычислительный центр, Лаборатория звукозаписи (с 1947 года), Научно-исследовательская лаборатория, Научно-исследовательский центр церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского, Научно-издательский центр «Московская консерватория», Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки, Научно-творческий центр современной музыки, а также другие учебные и научные структуры.

Коллектив Консерватории сейчас насчитывает около 500 преподавателей, 1500 студентов и аспирантов, 500 технических и административных сотрудников.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать выводы по особенностям структуры и образовательных установок Петербургской и Московской консерваторий. Открытие первых русских консерваторий в 60-годы обусловило дальнейшие позитивные процессы, а вместе с ними и сложности в сфере музыкального образования.

Отличительной чертой этого периода становится огромный разрыв в уровне и качестве образования между двумя консерваторскими городами (Москвой и Петербургом) и всеми остальными. Зато в количественном отношении заметен постоянно увеличивающийся рост различных музыкальных школ, что доказывало постоянно возрастающую потребность публики в музыкальном образовании.

Парадокс русского музыкального образования заключался в том, что было организовано сразу высшее звено при отсутствии среднего. Эта система просуществовала долгое время.

Важной особенностью процесса музыкального образования в Петербургской и Московской консерваториях было формирование русских национальных школ в разных областях музыкального искусства. Процесс этот начался с момента открытия обеих консерваторий. В конце 60-х годов были заложены основы фортепианной, музыкально-теоретической, исторической школ в Петербурге (А. Г. Рубинштейн, Ф. О. Лешетицкий, К. Ю. Давыдов) и в Москве (Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Д. В. Разумовский).




 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – 1106 с. – Т. 3.

[2] Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – 1106 с. – Т. 3.

 

[3] Келдыш, Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. 0/ Ю.В. Келдыш – М.: Музгиз, 1954. – 525 с.

 

[4] Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с. – Т.8.

 

[5] Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашов, Е. М. История русской музыки: 1890 – 1917 годы / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова,
Е. М. Левашов. – М.: Музыка, 2004. – 1071 с. – Т. 10Б.

 

[6] Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – 1106 с. – Т. 3.

 

[7] Там же