Традиции петербургской консерватории в системе детского музыкального образования в РФ

  • docx
  • 14.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пет.docx

В 1861 году в либеральной газете «Век» была напечатана статья «О музыке в России» [1][С. 169]. Автором её был главный инициатор и создатель Русского музыкального общества А. Г. Рубинштейн. В ней он обосновывал необходимость создания консерватории. Характеризуя состояние современной музыкальной культуры, А. Г. Рубинштейн отмечал, что «музыкой в России занимаются только любители». На вопрос, чем помочь такому печальному изложению дела, он отвечал: «Единственно учреждением консерватории. <…> Из консерватории выходят хорошие музыканты. А это именно и необходимо в нашем огромном отечестве. Консерватория каждый год даст русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем искусстве средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как должен трудиться всякий, уважающий себя и своё искусство» [2][С. 170].

Осенью 1862 года, после преодоления ряда бюрократических препятствий, была открыта первая в России Петербургская консерватория [3][С. 169]. В первый год существования Консерватории было принято 179 учеников, в дальнейшем – более 200 человек. Состав профессуры был высококвалифицированным. Большинство получили образование и начинали свою артистическую деятельность в странах Западной Европы.

Сам А. Г. Рубинштейн, являвшийся её директором, вёл классы фортепиано и инструментовки. Профессорами консерватории были выдающиеся музыканты: по классу фортепиано – А. Г. Рубинштейн, Ф. О. Лешетицкий, А. Герке; по классу скрипки – Г. И. Венявский, Л. Ауэр; по классу виолончели – К. Шуберт, К. Ю. Давыдов; по классу флейты – Ц. Чиарди; по классу арфы – А. Цабель; вокальные классы – Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди; теории композиции – Н. Заремба. Гордостью русского исполнительского искусства явились воспитанники консерватории: пианистка А. Есипова, виолончелист А. Вержбилович, певица Е. Лавровская, бас Ф. Стравинский и многие другие. Имена первых выпускников Петербургской консерватории навсегда остались в истории мировой культуры.

Система консерваторского образования воспроизводила методы и художественные установки Лейпцигской консерватории, применяемых и по сей день: базовый набор учебных дисциплин, структуру образовательного процесса, методы преподавания, планы и так далее.  

С 1867 года консерваторию возглавляли немецкий теоретик Николай Иванович Заремба – авторитетный ученый в области музыкально-теоретических предметов [4][С. 409]. Он разработал проект реорганизации фортепианных классов с тем, чтобы младшие классы были не только подготовительными к высшим, но и имели самостоятельное значение и выпускали «элементарных» учителей.

Михаил Павлович Азанчевский возглавлял консерваторию с 1871 до 1876 года. Ему принадлежит идея создания научной библиотеки консерватории на основе коллекции раритетных зарубежных изданий, собранных в Париже.

Неустойчивость положения в деятельности Петербургской консерватории в 70-е годы было обусловлено сложными отношениями с Главной дирекцией РМО, смертью Великой Княгини Елены Павловны, русской княгини, супруги великого князя Михаила Павловича Романова, благотворительницы, благодаря стараниям которой было учреждено Русское музыкальное общество, и избранием Главой дирекции Великого Князя Константина Николаевича Романова. Ежегодно изменялись учебные планы и программы, заново организованы «научные» (общеобразовательные) классы. Задуманное А. Г. Рубинштейном «приготовительное училище» для малолетних музыкантов было создано лишь в 1874 году. Однако оно просуществовало недолго.

Более десяти лет директором консерватории был выдающийся музыкант К. Ю. Давыдов (1876 – 1887 гг.) – основоположник петербургской школы виолончелистов, прославленный исполнитель – солист и ансамблист, организатор классов оркестровой игры и квартета, а также оперного класса [5][С. 410 – 412]. Он обучался в Лейпцигской консерватории у знаменитого теоретика М. Гауптмана, некоторое время играл в оркестре Итальянской оперы. Ему был хорошо знаком высокий уровень музыкальной жизни в городах Германии, и он понимал, что в России существует большой разрыв в культурном уровне между провинцией и столицей.

Позиция К. Ю. Давыдова была просветительская: задачу высшей музыкальной школы он видел в подготовке массовых музыкально-культурных работников. Он считал, что прямая задача русской консерватории – готовить педагогов, которые могли бы своей игрой и преподаванием развивать вкус у русской публики, поднимать ее культурный уровень, а также распространять правильные методы обучения по всей России. К. Ю. Давыдов предпринял ряд мер, носивших социальный характер: организовал «Общество для вспомоществования учащимся консерватории», «вспомогательную кассу», начал регулярно давать классические концерты. Как и предыдущие руководители, пытался решить проблему «доконсерваторского» образования. Молодые музыканты готовились к поступлению самостоятельно, и как следствие, это предопределяло их разный уровень подготовки. К. Ю. Давыдов выдвинул проект организации в Петербурге музыкального училища, которое готовило бы кадры для консерватории, но эта идея в тот период не нашла воплощения.

К. Ю. Давыдов вошел в историю консерватории как автор Устава 1878г., который считают главным достижением его директорства В нем подчёркивался статус консерватории, что она является высшим специальным музыкально-учебным заведением, и обозначались ее основные образовательные функции[6][С. 410 – 412].

С приглашением Н. А. Римского-Корсакова в Консерваторию в 1871 г. начинается новый этап в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Молодой профессор кафедры теории композиции и инструментовки, руководитель оркестрового класса оказывал исключительное влияние на все стороны консерваторской жизни. Он стремился к упорядочиванию специальных курсов гармонии (первые программа и учебник), создал программу по теории композиции [7][С. 413].

Н. А. Римский-Корсаков считал, что «музыкальное творчество есть высшая область проявления музыкального таланта и высшая отрасль деятельности в музыкальном искусстве». Эти слова Н. А. Римского-Корсакова являются основополагающими в толковании его взглядов и методов профессиональной подготовки композиторов. Он считал, что «всякий талантливый художник должен быть одновременно и техником, и поэтом», что «одною техникою нельзя создать настроения, но ведь и одним поэтическим чутьем нельзя создать произведения». Им подробно была разработана система профессионального образования композиторов. Основополагающими в ней можно считать два положения: о решающем значении для формирования музыканта жизненной практики и непременной индивидуализации обучения одаренных учащихся. Теория композиции отождествлялась с практикой композиции, результаты которой собраны в учебник.

Н. А. Римский-Корсаков и его школа остаются знаменем профессионализма последующих поколений композиторов и теоретиков вплоть до наших дней.

В начале XX века первым директором, который был избран Советом профессоров Консерватории, а не назначен дирекцией РМО, был выдающийся русский композитор Александр Константинович Глазунов (1865 – 1936 гг.) – убежденный последователь классических традиций, бесконечно преданный консерватории и способствовавший ее расцвету в труднейших исторических условиях [8][С. 411]. На посту директора Консерватории А. К. Глазунов проработал в течение почти трех десятилетий с 1905 года, пережив вместе с ней перипетии новой культурно-исторической эпохи.

В 1918 года Консерватория становится государственным учреждением – она передана в ведение Наркомпроса [9][С. 684]. Ректором по-прежнему остается А. Глазунов, проректором – музыковед широкой эрудиции и блестящего гуманитарного образования (юридический факультет Московского университета) А. Оссовский. В числе ведущих профессоров: певец И. Ершов, пианист Л. Николаев, композитор М. Штейнберг – хранитель традиций школы Н. А. Римского-Корсакова. Учеником М. Штейнберга был Дмитрий Дмитриевич Шостакович. 12 мая 1926 года с триумфальным успехом состоялся симфонический дебют Д. Д. Шостаковича («Первая симфония») [10][С. 390].

В настоящее время Петербургская Консерватория имеет 7 факультетов: композиторский, фортепианный, оркестровый, вокально-режиссерский, дирижерский, музыковедческий, народных инструментов. Среди профессоров и воспитанников консерватории – прославленные имена композиторов, дирижеров и режиссеров оперы, балетмейстеров, пианистов, вокалистов, оркестровых музыкантов, музыкантов-ученых.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Келдыш, Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. 0/ Ю.В. Келдыш – М.: Музгиз, 1954. – 525 с.

 

[2] Келдыш, Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. 0/ Ю.В. Келдыш – М.: Музгиз, 1954. – 525 с.

 

[3] Там же

[4] Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с. – Т.8.

 

[5] Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с. – Т.8.

 

[6] Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с. – Т.8.

[7] История русской советской музыки: 1935 – 1941 гг. / под ред.
А. Д. Алексеева. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 356 с. – Т. 2.

 

[8] Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с. – Т.8.

 

[9] Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – 1106 с. – Т. 3.

 

[10] Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 1002 с. – Т. 6.