Армянский государственный педагогический университет
имени Хачатура Абовяна
Реферат
Предмет: Зарубежная литература
Тема: Трагедии Шекспира
Факультет: Иностранных языков
Отделение: Русский язык и литература
Курс: 3 (заочный)
Преподаватель:
Введение
Цель реферата :Рассмотреть особенности трагедий Шекспира
Задачи: 1. Рассмотреть историю развития творчества Шекспира
2.Биография Шекспира
3.Почему Шекспир стал писать трагедии
4.Чем отличаются трагедии Шекспира от античных
5.Что существенно нового внес Шекспир в жанр трагедии
,,Шекспир-одно из тех чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими столетиями''
А. Аникст
Действительно, прошло уже четыре столетия, а мы продолжаем читать и восхищаться его произведениями. У каждого из нас свой Шекспир. Мое знакомство с Шекспиром началось с его сонетов. Потом я прочитала ,,Ромео и Джульетту''. Эта трагедия произвела на меня огромное впечатление. Трагедию ,,Макбет'' я прочитала, когда вдруг увидела по телевизору фильм ,,Леди Макбет Мценского уезда'' снятый по повести Лескова. И мне захотелось узнать: ,,А почему ,,Макбет''?'' После этого я уже не могла не читать Шекспира.
Столетия отделяют нас от этого поэта, но все драматичное, что случается с разными людьми и с обществом в целом ,было изображено Шекспиром с той степенью типизации, и художественного обобщения, какая позволяет в разные времена и в изменившихся условиях узнавать себя и свою жизнь.
Не секрет, что для того, чтобы понять произведения того или иного писателя, надо знать о жизни и творчестве этого писателя.
Кажется, что автор таких психологически сложных произведений должен был сам быть человеком необыкновенным. Но все шекспироведы: А. Аникст, М.Морозов, Кржижановский , Бартошевич-все говорят , что он был человеком ординарным.
Уроженец провинциального городка Стратфорда-на-Эйвоне, сын ремесленника и торговца, получивший лишь начальное образование, он в двадцать лет покинул родной город и через пять лет оказался актером лондонской театральной труппы. Попробовав свои силы в драме, он пытался завоевать признание как поэт, издав поэмы ,,Венера и Адонис’’ и ,,Лукреция’’. Поэмы были замечены и даже имели успех у образованных читателей, Но средств к существованию поэзия не давала, и он вернулся к драмматургии. Он писал для свое труппы , признанной лучшей среди лондонских актерских товариществ. Его жизнь протекала монотонно. Писал для своей труппы, играл в театре, время от времени приезжал в свой родной город. Но откуда такое глубокое знание жизни? Откуда такое глубокое знание человеческой натуры? И вообще, что побудило Шекспира обратиться к этому жанру? Его произведения полны горестных раздумий о жизни. Известный шекспировед А. Аникст утверждает, что это было отнюдь не следствием каких – нибудь личных неудач или несчастий в жизни автора. Аникст утверждает, что , наоборот, ,когда Шекспир создавал свои трагедии, было в его жизни временем наибольшего успеха и благополучия во всех отношениях. По мнению же некоторых других исследователей жизни и творчества Шекспира, он не был счастлив со своей женой. Жена его была старше его на восемь лет. А в одном из своих произведений устами одного из героев, Шекспир говорит:
,,Найди себе подругу помоложе ,
Иначе, быстро охладеешь к ней”
Другой пример…Шекспир тяжело перенес смерть своего единственного сына, Гамнета, которому было всего одиннадцать лет. После смерти сына появляется его драма: ,,Гамлет”
Скромный актер лондонского театра серьезно задумывался над противоречиями жизни , его до глубины души потрясали зло, которое он видел в жизни. Трагические мотивы встречались и в исторических пьесах молодого Шекспира. Они ярко проявлялись в первой совершенной трагедии ,,Ромео и Джуьетта”.Трагическое стало основным содержанием творчества Шекспира ,когда он приблизился к сорока годам. В тридцать семь лет он создает ,,Гамлета”,в сорок - ,,Отелло”, в сорок один -,,Короля Лира”,затем ,,Макбета”, ,,Антония и Клеопатру “ , ,,Кориолана”,и в сорок четыре-последнюю из своих трагедий-,, Тимона Афинского”
Шекспир принес в драму важные новые художественные принципы,которых до него вообще не было в искусстве. Характеры героев в древней драме обладали лишь одной какой-нибудь важной чертой. Шекспир создал героев и героинь, наделенных чертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные нововведения обогатили не только искусство,но и понимание природы человека.
Сделать подобное открытие мог только гений.
Театр заменял народу книги. Все, что было в древней и новой литературе интересного, инсценировалось драматургами. На сцене можно было увидеть и Троянскую войну ,и гибель римской республики , и похождения средневековых рыцарей, и истории английских королей. Все это изображалось в духе гуманистического мировоззрения, возникшего в эпоху Возрождения
Зрители, приходившие в театр смотреть пьесы Шекспира и его современников, не интересовались повседневным и рядовым. То было время великих поисков и смелых авантюр. Живя среди невероятных возможностей, неожиданно открывшихся если не для всех, то для многих ,видя взлеты и падения дерзновенных смельчаков, посетители театра хотели, чтобы сцена отвечала их взволнованному чувству жизни. И театр шел на встречу этой потребности.
Драматическое искусство Шекспира существенно отличается от искусства тех мастеров драмы, которые имели в своем распоряжении сцену, богато оснащенную декорациями и всевозможными приспособлениями для того, чтобы точно воспроизводить время и место действия. Шекспир восполнял недостаточность внешнего убранства сцены поэтическими описаниями ,которые он вкладывал в уста персонажей. Шекспир владел магией слова. Одними только краткими репликами стражей в первой сцене ,,Гамлета” он создает у читателя и зрителя ощущение тревожной ночи, а в ,,Короле Лире’’ речи старого короля в степи создают впечатление бури.
Но мастерство Шекспира не столько в том, что он умеет заставить нас почувствовать атмосферу и характер внешнего действия, сколько в том, как он раскрывает всю сложность жизненных конфликтов и человеческих характеров.
Надо отметить, что Шекспир, который писал комедии, и Шекспир, который писал трагедии –это не одно и то же. Содержанием комедий Шекспира всегда были любовь и дружба, а лейтмотив-радостное ощущение красоты жизни, праздничное веселье.
Радостное, весеннее ощущение жизни нигде не проявилось у Шекспира, так полнокровно, как в его комедиях.
Но есть и другой Шекспир, тот, кто серьезно задумывался над противоречиями жизни. С возрастом он приобрел большой жизненный опыт и большую зрелость мысли. И это сразу чувствуется при сравнении ранней трагедии с поздними. Ощущается и разница в общем умонастроении поэта. Вся трагедия юных веронцев звучит как гимн любви и завершается моральной победой Ромео и Джульетты над миром зла, над родовой враждой семейств Монтекки и Капулетти. В трагедиях более позднего времени герои уже не столь прекрасны, а главное, их гибель не искореняет зла в мире. Тон этих трагедий более мрачен.Трагизм жизни в них представлен с такой глубиной, какая редко встречалась и до и после Шекспира.
Шекспир был художником-мыслителем. Он много думает о жизни и о человеке. Мыслями об этом наполнены все его пьесы, начиная с самых ранних. Зло жизни он видел всегда. Оно непосредственно изображено в его исторических драмах о судьбе английских королей и в трагедии ,,Юлий Цезарь”.Даже в комедиях Шекспира более или менее ясно показано , что дружбе и любви мешают зависть, ревность, злоба, жестокость и ханжество. Но на протяжении первых десяти лет своего творческого пути Шекспир неизменно выражал веру в возможность победы лучших начал жизни над дурными. Но в большинстве трагедий, написанных Шекспиром в зрелые годы, зло торжествует. Внешне оно , правда, терпит поражение в такой трагедии ,как ‘’Макбет”.Здесь злодей и захватчик трона в конце оказывается побежденным.Но существо трагедии вовсе не в том, что идет борьба между кровавым королем Макбетом и его противниками, а в том, что некогда прекрасный и благородный человек, подлинный герой по своим личным качествам, подпал под влияние дурной страсти и властолюбие толкнуло его на множество кровавых преступлений.
В трагедиях Шекспира всегда сильны и значительны социальные мотивы: неравенство сословий, общественная несправедливость ,деспотизм власти-эти вопросы настолько ясно освещены в трагедиях Шекспира, что нет необходимости останавливаться на них подробно.
Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось ему, что человек далек от совершенства. Для него мерилом служили не маленькие и не рядовые люди. Ничтожества всегда встречались среди людей. Взор Шекспира обращался на людей по настоящему значительных-умных, энергичных, волевых ,выделяющихся различными способностями и доблестями. И вот среди этих поистине больших людей ,к тому же вознесенных на самые вершины власти и могущества ,он обнаруживал несовершенства даже более значительные и подчас страшные, чем у людей рядовых. Откуда берется зло в человеке, как проникает оно в души людей, что побуждает их коверкать свою жизнь и жизнь других, сеять смерть и разрушение вокруг себя и в конце концов погибать, не достигнув настоящего счастья?
Из пьес Шекспира можно вывести моральные поучения. Однако же они всегда будут плоскими .Можно осудить нерешительность Гамлета, ревность Отелло, самодурство Лира, властолюбие Макбета, гордость Кориолана, чувственность Антония, расточительство Тимона, но разве одна черта, хотя и роковая для данного героя, исчерпывает содержание его личности? Вот тут то и вступает в свои права Шекспировское понимание человека, широта его взгляда, способность видеть личность во всем ее многообразии .Каждый из его героев обладает богатой натурой. Гамлет-поистине царственная личность, воин, ученый, поэт, человек огромной силы мысли и тончайшей душевной чувствительности. Отелло-полководец, прекраснодушный, доверчивый человек с сильными и чистыми чувствами, беспощадный к чужой измене и еще более суровый по отношению к собственной ошибке. Лир-монарх, пользующийся любовью и преданностью самых лучших и морально взыскательных людей, вначале предстает как деспот –самодур; но он и человек большой души, однако его лучшие духовные качества заглохли из-за той большой власти, какую он обладал; Они обнаруживаются лишь тогда, когда он сам становится жертвой несправедливости. Макбет-талантливый военачальник, волевой и несгибаемый человек, бесстрашный в бою ,жестокий и одновременно душевно тонкий во всем, что касается его самого.
Существо трагедии для самых шекспировских героев отнюдь не в том, что они погибают. Смерти они не боятся. Только Гамлета недолгое время терзала тайна ее, но и он преодолел страх. К смерти они относятся с героическим спокойствием. Ромео, Джульетта, Отелло, Антоний и Клеопатра сами убивают себя. Другие бестрепетно идут навстречу смерти, и Макбет втайне жаждет скорейшего конца своим душевным мукам хотя и не сдается до последнего мига ,ибо для него это вопрос чести. И хотя гибель значительного человека трагична, все же трагедия имеет своим содержанием не смерть, а моральную, нравственную гибель человека, то что привело его на роковой путь заканчивающийся гибелью.
В том смысле истинная трагедия Гамлета состоит в том ,что он ,человек прекраснейших душевных качеств, надломился ,когда увидел ужасные стороны жизни-коварство , измену и убийство близких. Он потерял веру в людей ,в любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным ,он и в самом деле на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди-предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.
Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность ,ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он похож на Клавдия, Полония, Лаэрту, он мог бы жить ,как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла. Но мириться он не мог, а как бороться и, главное, как победить, уничтожить это зло, он не знал.
Причина трагедии Галета, таким образом, коренится в благородстве его натуры. В общем, то же самое можно сказать и об Отелло, хотя случай здесь совсем другой ;он сам совершает ужасное убийство-душит верную и любящую Дездемонну, которая ради него бросила отца и презрела различия возраста и расы. Отелло становится жертвой собственного доверия ,той быстроты и легкости, с какой вспыхивает в нем страсть. Коварный Яго, одержимый желанием творить зло, портит жизнь людям, особенно лучшим из них, умело растравляет ревность Отелло. Благородный мавр мучительно переживает мнимую измену Дездемонны. Наконец, как ему кажется, овладев собой ,он творит над ней суд и казнит ее за то, что она, как он думает, осквернила их любовь и нарушила самую священную связь между людьми- доверие и верность. Пережив трагедию ревности, Отелло затем узнает, что доверившись негодному человеку и мнимым доказательствам ,он совершил двойное преступление: и перед своей любовью, и перед доверием и любовью Дездемонны, сохранившей ему верность до последнего дыхания.
Хотя Отелло казнит себя, но умирает он с сознанием ,что любовь Дездемонны, осветившая его жизнь, не была иллюзией и, значит, в жизни его было нечто подлинно прекрасное. Трагедия его в том, что он сам это прекрасное уничтожил, поддавшись слепой страсти. Ошибка его ужасна, но заметим, что и он был движим лучшими побуждениями. Гамлет и Отелло на наших глазах утрачивают на время свои достоинства, становясь жертвами роковых жизненных обстоятельств и лишь под конец обретая себя вновь. Лира мы впервые видим уже ,тогда ,когда его врожденное душевное благородство оказывается искаженным из-за чрезмерной власти, которой он обладает. Его уверенность в своей значительности доходи до того, что он отказывается от власти, ибо не сомневается в возможности сохранить почет и уважение ,не имея короны и земель. Ему приходится убедится в том ,что он страшно заблуждался. Он познает ужасную истину: человек в обшестве ценен не сам по себе, а по богатству, титулам, которыми он обладает. Неимущий не имеет никакой цены. Среди таких обездоленных оказывается он сам. Обезумев от того, что рухнули все понятия его прежней жизни, Лир проникся новым для него чувством-смирением и любовью ко всем несчастным. Но поздно! Он сам дал власть и могущество коварным и злобным себялюбцам. Погибает чистая и прекрасная Корделия ,воплощение преданности, и Лир, во второй раз утратив любимую дочь, теряет силы жить дольше. Те, кто творил зло, тоже погибают. Гордость и себялюбие погубили все семейство Лира. Ужас жизни в том, что ее поток не разбирает правых и виноватых. Зло, которое люди вносят в мир, оказывается сильнее их , и ничем они не могут искупить вины перед собой и другими.
Макбет-злодей, но не такой как Яго (в ,,Отелло”) или Эдмунд (в ,,Короле Лире”).Те не признают добра. Делать зло для них естественно, и у них нет ни совести, ни чести. Макбет понимает различие между добром и злом. Он сознает, что, убивая Дункана, нарушает нравственные законы, в значение которых верит. Более того, еще не совершив преступления, он заранее знает, какие душевные муки ожидают его. И все же он решается. Демон властолюбия оказывается, сильнее совести и страха нравственной расплаты. Совершив подлое убийство, Макбет навсегда лишается покоя. Он перестает верить другим, его душой овладевают подозрения. Всюду видя возможных врагов, он беспощадно разит всех. Он добился власти, но лишил себя возможности насладиться ею. Вооружив против себя народ и дворянство, он сражается до конца. Понимая уже весь ужас и бессмыслицу того, что он сделал, свою жизнь в кровавый кошмар. Макбет не сдается и тогда, когда все и все оказываются против него, ибо в нем до конца живет душа героя, хотя и запятнанная его преступлениями
Трагедии Шекспира изображают не только гибель и падение личности. Их герои необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами. Они заблуждаются, падают, совершают роковые ошибки, и все же, если они не всегда возбуждают сочувствие, то, безусловно, вызывают интерес. В них есть такие человеческие качества и силы, которые не могут не привлечь к ним хотя бы отчасти. И хотя трагедии раскрывают нам несовершенство людей, их ошибки и преступления ,общее впечатление оставляемое ими, не является мрачным. Это объясняется тем, что даже в самом падении своем ,они сохраняют достоинство. Шекспир стремится побудить не столько к нравственному суждению о своих героях, сколько приблизить нас к пониманию природы человека, независимо от того, придерживается ли зритель религиозной морали или является свободомыслящим и не скован никакой системой догматической морали. И тогда обнаруживается большая вера в человека, которая лежит в основе даже тех произведений Шекспира, в которых люди проявляют себя не с лучшей стороны. Сознание не только мощи, но и красоты человека пронизывает все творчество Шекспира.
В этом Шекспир-человек и мыслитель-черпал надежду, что зло можно преодолеть. Мыслями об этом наполнены последние пьесы Шекспира, где реализм уступает место сказочности, утопическому решению жизненных противоречий. с которыми сталкиваются герои. В Шекспире сочетались два великих дара: способность необыкновенно живо воспроизводить драматизм жизни и умение облечь свое видение жизни в неповторимую прекрасную поэтическую форму. Без действенности нет драм Шекспира их нет и без его поэзии.
Молодой Шекспир увлекался поэтизацией речи героев иногда даже в ущерб действию пьес. Зрелость его гения проявилась в том органическом сочетании драматизма и поэтичности, которое характерно для комических и трагических шедевров Шекспира. Шекспир всегда любил расцвечивать мысли своих героев поэтическими образами. Монологи Гамлета, Отелло, Лира, Макбета производят такое впечатление по тому, что драматизм ситуации получает равноценное выражение в речах огромной поэтической выразительности.
Поэтическим словом Шекспир не только восполнял бедность убранства своей сцены. Она, кстати сказать, была менее бедна, чем кажется нам, привыкшим к декорациям. Театр того времени обладал своими приемами для создания необходимой иллюзии реальности. Поэзия служила Шекспиру вернейшим средством преодолеть в зрителе поверхностное любопытство к тому, что произойдет в пьесе, и, проникнув в его душу, возбудить ту силу воображения, которая помогает человеку увидеть мир лучше, чем тогда, когда он смотрит на него только с трезво практическими целями.
Это свойство Шекспира сохранается до сих пор. Читаем ли мы его пьесы, смотрим ли их на стене, наше восприятие их не ограничивается знакомством с событиями и героями. В нас возникает необъяснимое ощущение всей полноты жизни, мы как бы поднимаемся на высоту, с которой видится то, что в повседневности от нас скрыто.
Шекспир шире и глубже, чем он представлен в работах шекспироведов. К его работам всегда будут относится по разному. Старинная пословица говорит: ,,Книги имеют свою судьбу.”Трагедии Шекспира- одно из многочисленных подтверждений этого. Для современников ,например, .,,Гамлет”был прежде всего трагедией кровавой мести, историей о том, как датский принц отомстил за убийство его отца похитителю трона Клавдию. Зрители шекспировского ,,Глобуса”волновались: сумеет ли Гамлет настигнуть убийцу или тот раньше расправится с опасным принцем. Конечно, от внимания современников не ускользнули значительные мысли, звучащие в речах Гамлета, они восхищались не только мастерством актеров, но и смыслом речей тонко передававших опасения героя, его сомнения и страхи и ,наконец, созревшую решимость
Но время шло, менялась жизнь, обновлялась культура, другим стал театр, изменились вкусы и понятия, и ,,Гамлета”стали воспринимать иначе.
Долгая жизнь трагедий объясняется не только ее художественными достоинствами, но и огромным богатством содержания, разные стороны которого выступают на первый план в зависимости от общественных условий и порожденных ими настроений.
С течением времени понимание великих трагедий Шекспира все более углублялось, и, что интересно: Шекспир создавал свои пьесы не для книжных публикаций. Когда Шекспир писал, у него перед глазами была только сцена и конкретные актеры. Ему и в голову не приходило ,что его произведения будут читать. Но его слово, звучащее со сцены звучит не так, как когда мы читаем и вчитываемся в каждую реплику героя.
Шекспиру принадлежит много заслуг в разработке искусства драмы. Одна из них и немаловажная –введение народа в историческую драму. Народ мы видим на площади Вероны, В ,,Кориолане” народ участвует в основном конфликте трагедии. Он одно из главных действующих лиц. Тут народ не безликая масса. Шекспир придал каждому из
горожан черточки, позволяющие отличить его от другого.
Литература
1.Аникст А. ,,Творчество Шекспира” Издательство
,, Молодая гвардия” 1963г.с.35-39
2.Бартошевич А.В. ,,Мирообъемлющий гений. К 420-летию со дня рождения У.Шекспира” ,,Советская культура”1984г.21 апреля (номер 48 с.5)
3.Морозов М.М. ,,Шекспир” ЖЗЛ 1947г.с.18-24
,,Комментарии к пьесам Шекспира” 1947 г. Глава 28 ,,Посмертная слава”
4.Соколянский М.Г. ,,Основные тенденции в отеческом шекспироведении” Сборник статей и материалов: КГПИ 2006 г.с.72,83
5.Шекспир У. ,,Трагедии” Издательство ,,Правда”1983г.с.3-9
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.