ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ БИОХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛАБОРАТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Оценка 5

ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ БИОХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛАБОРАТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ

Оценка 5
Семинары
doc
биология
СCУЗ, ВУЗ
04.04.2020
ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ БИОХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛАБОРАТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Цель. Сформировать представление об этапах клинико-биохимического исследования, референтном интервале, диагностически значимом уровне, пороге принятия клинического решения, выработать алгоритм трактовки результатов и учета факторов, влияющих на него.
ТЕМАКЛД.doc

ТЕМА: ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ БИОХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛАБОРАТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ

Цель. Сформировать представление об этапах клинико-биохимического исследования, референтном интервале, диагностически значимом уровне, пороге принятия клинического решения, выработать алгоритм трактовки результатов и учета факторов, влияющих на него.

Вопросы семинара

1. Этапы лабораторного анализа. Преаналитический этап.

2. Норма, интервальные структуры и диагностические решения.

3. Клиническая оценка лабораторных тестов - алгоритм выполнения постаналитического этапа анализа.

4. Внелабораторные причины ошибочных результатов лабораторных исследований.

5. Особенности клинической лабораторной диагностики в детском возрасте.

6. Особенности лабораторной диагностики в гериатрии. 

Литература

1. Вельтищев Ю.Е. Особенности клинической лабораторной диагностики в детском возрасте // КДЛ. - 1998. - № 4. - С. 25-32.

2. Дворецкий Л.И. Особенности лабораторной диагностики в гериатрии // КДЛ. - 1997. - № 1. - С. 21-32.

3. Генкин А.А., Эммануэль В.А. Норма, интервальные структуры и диагностические решения // КДЛ. - 1999. - № 10. - С. 11.

4. Меньшиков В.В. Внелабораторные причины ошибочных результатов лабораторных исследований // КДЛ. - 1999. -№ 1. - С. 21-33.

5. Меньшиков В.В. Клиническая лабораторная медицина: общее в частном // КДЛ. - 1997. - № 5. - С. 9.

6. Назаренко Г.И., Кишкун А.А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. - М.: Медицина, 2000. - 544 с.

7. Назаренко Г.И. Основные принципы создания критических путей в клинической лабораторной диагностике // КДЛ. - 2001. - С. 40

8. Титов В.Н. Интервалы нормы в клинической биохимии // КДЛ. - 1995. - №1. - С. 3-5.

9. Флетчер Р. и др. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. - М.: Медиа Сфера, 1998. - 347 с.

10. Терентьев В.К. Отличия в информативности биохимических показателей у разных групп населения в условиях массового поликлинического обследования // КДЛ. - 2002. - №12. - С. 20-24.

 

Задания для самоподготовки и контроля усвоения темы

1. Задачи клинической биохимии. Методы биохимических исследований в рамках концепции клинической лабораторной медицины как комплексной научно-практической дисциплины.

2. Этапы процесса клинико-биохимического исследования.

3. Чем различаются понятия «биохимический тест», «экспертные программы», «дифференциальные диагностические программы»?

4. Методы использования лабораторных тестов. Какой метод и в каких ситуациях полезен? (подберите соответствие).

Биохимические тесты, назначаемые обследуемому (больному), должны соответствовать основной клинической цели обследования:

•  выявлению ранее не наблюдавшегося отклонения от нормы;

•  установлению диагноза;

•  оценке стадии метаболических нарушений при развитии заболевания;

•  характеристике степени тяжести состояния пациента;

•  оценке эффективности лечения;

•  прогнозированию развития осложнений;

•  оценке степени выздоровления и восстановления нарушенных болезнью функций (диспансерное наблюдение).

При назначении биохимического исследования необходимо иметь достоверные сведения о диагностической значимости лабораторных тестов, т.е. о том, насколько критерии диагностической надежности теста удовлетворяют поставленным требованиям, в какой мере его использование в клинической практике может способствовать правильной

диагностике и выбору необходимого курса лечения. Объясните понятия: диагностической значимости, диагностической чувствительности, предсказательной ценности положительного и отрицательного результата

5. Приведите пример расчета и интерпретации данных, полученных при определении какого-либо биохимического маркера у здоровых и больных пациентов.

6. Перечислите современные требования к условиям взятия, хранения и транспортировки биоматериала.

7. Объясните, в чем преимущество вакуумной системы забора крови (вакуэт, вакутайнер).

8. Почему при взятии крови из вены пациенту нельзя сжимать и разжимать кисть руки?

9. Почему непосредственно перед взятием крови пациенту необходимо предоставить отдых в положении сидя в течение не менее 15-30 мин?

10. Почему гемолизированную сыворотку и плазму крови не рекомендуют использовать для анализа? Назовите 3 группы ошибок, которые могут вызываться гемолизом.

11. Какой термин корректнее: «норма» или «референсные значения» и почему?

12. Референтные пределы, критические величины результатов лабораторных исследований, диагностически значимый уровень, порог клинического решения. Чем различаются эти понятия?

13. Почему «интервалы нормы» биохимического показателя, установленные в ходе научного исследования на здоровых донорах, не всегда совпадают с референсными значениями, которые используют для сравнения в КДЛ?

14. Объясните, почему понятие «практически здоровый человек» является несколько условным?

15. Стандартизация при определении границ нормального интервала позволяет избежать как случайных, так и систематических ошибок. Укажите, как влияют ошибки на интервал нормы в клинической биохимии.

16. Какие принципы Mеждународная федерация клинической биохимии (IFCC) считает необходимым при установлении границ нормы для каждого из биохимических параметров?

17. Опишите алгоритм выполнения постаналитического этапа лабораторного анализа:

1) Результат исследования нужно рассмотреть критически, принимая во внимание метод, объект и условия исследования.

2) Обратить внимание на единицы, в которых результат выражен.

3) Провести верификацию полученных результатов как «нормы» и «патологии».

4) Трактовку полученных результатов осуществлять с учетом различных факторов (преаналитических, аналитических), влияющих на результат.

5) Провести определение диагностического значения полученных показателей (чувствительность, специфичность).

6) Провести определение пороговых значений полученных показателей для принятия диагностического и терапевтического решения.

18. При использовании двух тестов с чувствительностью 60% и 80% соответственно, общая чувствительность двух тестов, использованных параллельно, составит (подберите соответствие):

19. При последовательном применении тестов повышаются специфичность и прогностическая ценность положительного результата, но снижаются чувствительность и прогностическая ценность отрицательного результата, и в итоге (выберите верный ответ):

A. Возрастает уверенность врача в том, что положительный результат теста подтверждает наличие предполагаемой болезни без риска пропустить заболевание.

Б. Возрастает уверенность врача в том, что положительный результат теста подтверждает наличие предполагаемой болезни, но одновременно возрастает риск пропустить заболевание.

B. Возрастает уверенность врача в том, что положительный результат теста подтверждает наличие предполагаемой болезни, не изменяя степень риска пропустить заболевание.

20. Распределите биологические факторы, влияющие на результаты лабораторных исследований и пример соответствующего аналита. Оцените возможности устранения указанных факторов. Добавьте в указанный перечень свои примеры аналитов.

21. Какие лабораторные показатели могут изменяться после физической нагрузки?

22. Развитие каких органов и систем определяет особенности патологии детского возраста, каковы необходимые повозрастные лабораторные исследования?

23. Какие биохимические показатели крови не зависят от возраста ребенка, и в качестве референтных могут быть использованы соответствующие показатели взрослых?

24. Верно ли, что значения биохимических или иммунологических показателей крови у детей находятся в линейной зависимости от возраста ребенка? Что в такой же зависимости находится и перечень диагностических лабораторных исследований?

25. Допустимо ли использование понятий «иммунный гомеостаз» или «гормональный гомеостаз» (которые нередко упоминаются в педиатрической литературе) в приложении к динамичным регуляторным системам развивающегося организма?

26. Допустимо ли при отсутствии ранговых референс-значений для конкретного возраста ребенка основываться на интерполяции данных, полученных у новорождённых и взрослых?

27. Можно ли ограничиться результатами скрининг-тестов при постановке клинического диагноза?


ТЕМА: ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ БИОХИМИЧЕСКОГО

ТЕМА: ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ БИОХИМИЧЕСКОГО

Терентьев В.К. Отличия в информативности биохимических показателей у разных групп населения в условиях массового поликлинического обследования //

Терентьев В.К. Отличия в информативности биохимических показателей у разных групп населения в условиях массового поликлинического обследования //

Объясните, в чем преимущество вакуумной системы забора крови (вакуэт, вакутайнер)

Объясните, в чем преимущество вакуумной системы забора крови (вакуэт, вакутайнер)

При последовательном применении тестов повышаются специфичность и прогностическая ценность положительного результата, но снижаются чувствительность и прогностическая ценность отрицательного результата, и в итоге (выберите верный ответ):

При последовательном применении тестов повышаются специфичность и прогностическая ценность положительного результата, но снижаются чувствительность и прогностическая ценность отрицательного результата, и в итоге (выберите верный ответ):

Допустимо ли при отсутствии ранговых референс-значений для конкретного возраста ребенка основываться на интерполяции данных, полученных у новорождённых и взрослых? 27

Допустимо ли при отсутствии ранговых референс-значений для конкретного возраста ребенка основываться на интерполяции данных, полученных у новорождённых и взрослых? 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020