ТЕМА: ТРАКТОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ БИОХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛАБОРАТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Цель. Сформировать представление об этапах клинико-биохимического исследования, референтном интервале, диагностически значимом уровне, пороге принятия клинического решения, выработать алгоритм трактовки результатов и учета факторов, влияющих на него.
Вопросы семинара
1. Этапы лабораторного анализа. Преаналитический этап.
2. Норма, интервальные структуры и диагностические решения.
3. Клиническая оценка лабораторных тестов - алгоритм выполнения постаналитического этапа анализа.
4. Внелабораторные причины ошибочных результатов лабораторных исследований.
5. Особенности клинической лабораторной диагностики в детском возрасте.
6. Особенности лабораторной диагностики в гериатрии.
Литература
1. Вельтищев Ю.Е. Особенности клинической лабораторной диагностики в детском возрасте // КДЛ. - 1998. - № 4. - С. 25-32.
2. Дворецкий Л.И. Особенности лабораторной диагностики в гериатрии // КДЛ. - 1997. - № 1. - С. 21-32.
3. Генкин А.А., Эммануэль В.А. Норма, интервальные структуры и диагностические решения // КДЛ. - 1999. - № 10. - С. 11.
4. Меньшиков В.В. Внелабораторные причины ошибочных результатов лабораторных исследований // КДЛ. - 1999. -№ 1. - С. 21-33.
5. Меньшиков В.В. Клиническая лабораторная медицина: общее в частном // КДЛ. - 1997. - № 5. - С. 9.
6. Назаренко Г.И., Кишкун А.А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. - М.: Медицина, 2000. - 544 с.
7. Назаренко Г.И. Основные принципы создания критических путей в клинической лабораторной диагностике // КДЛ. - 2001. - С. 40
8. Титов В.Н. Интервалы нормы в клинической биохимии // КДЛ. - 1995. - №1. - С. 3-5.
9. Флетчер Р. и др. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. - М.: Медиа Сфера, 1998. - 347 с.
10. Терентьев В.К. Отличия в информативности биохимических показателей у разных групп населения в условиях массового поликлинического обследования // КДЛ. - 2002. - №12. - С. 20-24.
Задания для самоподготовки и контроля усвоения темы
1. Задачи клинической биохимии. Методы биохимических исследований в рамках концепции клинической лабораторной медицины как комплексной научно-практической дисциплины.
2. Этапы процесса клинико-биохимического исследования.
3. Чем различаются понятия «биохимический тест», «экспертные программы», «дифференциальные диагностические программы»?
4. Методы использования лабораторных тестов. Какой метод и в каких ситуациях полезен? (подберите соответствие).
Биохимические тесты, назначаемые обследуемому (больному), должны соответствовать основной клинической цели обследования:
• выявлению ранее не наблюдавшегося отклонения от нормы;
• установлению диагноза;
• оценке стадии метаболических нарушений при развитии заболевания;
• характеристике степени тяжести состояния пациента;
• оценке эффективности лечения;
• прогнозированию развития осложнений;
• оценке степени выздоровления и восстановления нарушенных болезнью функций (диспансерное наблюдение).
При назначении биохимического исследования необходимо иметь достоверные сведения о диагностической значимости лабораторных тестов, т.е. о том, насколько критерии диагностической надежности теста удовлетворяют поставленным требованиям, в какой мере его использование в клинической практике может способствовать правильной
диагностике и выбору необходимого курса лечения. Объясните понятия: диагностической значимости, диагностической чувствительности, предсказательной ценности положительного и отрицательного результата
5. Приведите пример расчета и интерпретации данных, полученных при определении какого-либо биохимического маркера у здоровых и больных пациентов.
6. Перечислите современные требования к условиям взятия, хранения и транспортировки биоматериала.
7. Объясните, в чем преимущество вакуумной системы забора крови (вакуэт, вакутайнер).
8. Почему при взятии крови из вены пациенту нельзя сжимать и разжимать кисть руки?
9. Почему непосредственно перед взятием крови пациенту необходимо предоставить отдых в положении сидя в течение не менее 15-30 мин?
10. Почему гемолизированную сыворотку и плазму крови не рекомендуют использовать для анализа? Назовите 3 группы ошибок, которые могут вызываться гемолизом.
11. Какой термин корректнее: «норма» или «референсные значения» и почему?
12. Референтные пределы, критические величины результатов лабораторных исследований, диагностически значимый уровень, порог клинического решения. Чем различаются эти понятия?
13. Почему «интервалы нормы» биохимического показателя, установленные в ходе научного исследования на здоровых донорах, не всегда совпадают с референсными значениями, которые используют для сравнения в КДЛ?
14. Объясните, почему понятие «практически здоровый человек» является несколько условным?
15. Стандартизация при определении границ нормального интервала позволяет избежать как случайных, так и систематических ошибок. Укажите, как влияют ошибки на интервал нормы в клинической биохимии.
16. Какие принципы Mеждународная федерация клинической биохимии (IFCC) считает необходимым при установлении границ нормы для каждого из биохимических параметров?
17. Опишите алгоритм выполнения постаналитического этапа лабораторного анализа:
1) Результат исследования нужно рассмотреть критически, принимая во внимание метод, объект и условия исследования.
2) Обратить внимание на единицы, в которых результат выражен.
3) Провести верификацию полученных результатов как «нормы» и «патологии».
4) Трактовку полученных результатов осуществлять с учетом различных факторов (преаналитических, аналитических), влияющих на результат.
5) Провести определение диагностического значения полученных показателей (чувствительность, специфичность).
6) Провести определение пороговых значений полученных показателей для принятия диагностического и терапевтического решения.
18. При использовании двух тестов с чувствительностью 60% и 80% соответственно, общая чувствительность двух тестов, использованных параллельно, составит (подберите соответствие):
19. При последовательном применении тестов повышаются специфичность и прогностическая ценность положительного результата, но снижаются чувствительность и прогностическая ценность отрицательного результата, и в итоге (выберите верный ответ):
A. Возрастает уверенность врача в том, что положительный результат теста подтверждает наличие предполагаемой болезни без риска пропустить заболевание.
Б. Возрастает уверенность врача в том, что положительный результат теста подтверждает наличие предполагаемой болезни, но одновременно возрастает риск пропустить заболевание.
B. Возрастает уверенность врача в том, что положительный результат теста подтверждает наличие предполагаемой болезни, не изменяя степень риска пропустить заболевание.
20. Распределите биологические факторы, влияющие на результаты лабораторных исследований и пример соответствующего аналита. Оцените возможности устранения указанных факторов. Добавьте в указанный перечень свои примеры аналитов.
21. Какие лабораторные показатели могут изменяться после физической нагрузки?
22. Развитие каких органов и систем определяет особенности патологии детского возраста, каковы необходимые повозрастные лабораторные исследования?
23. Какие биохимические показатели крови не зависят от возраста ребенка, и в качестве референтных могут быть использованы соответствующие показатели взрослых?
24. Верно ли, что значения биохимических или иммунологических показателей крови у детей находятся в линейной зависимости от возраста ребенка? Что в такой же зависимости находится и перечень диагностических лабораторных исследований?
25. Допустимо ли использование понятий «иммунный гомеостаз» или «гормональный гомеостаз» (которые нередко упоминаются в педиатрической литературе) в приложении к динамичным регуляторным системам развивающегося организма?
26. Допустимо ли при отсутствии ранговых референс-значений для конкретного возраста ребенка основываться на интерполяции данных, полученных у новорождённых и взрослых?
27. Можно ли ограничиться результатами скрининг-тестов при постановке клинического диагноза?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.