Транспортный комплекс России

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раньше говорили что:"Транспорт -это роскошь, сейчас это средство передвижения"
Иконка файла материала Транспорт России техно.карта.docx

Тема урока «Транспорт России».

Ф.И.О. учителя: Дзиова Альбина Борисовна. Предмет: География 9  класс

Цель: формирование представлений о транспортной системе России. Определение значения транспорта для работы хозяйства и жизни населения России, изучение состава транспорта, определение понятий «грузооборот»  и «пассажирооборот»

Оборудование: социально-экономическая карта России, карта Транспорт России, атласы, учебник.

Учебник: География. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 год.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, дополнительной литературой.

Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы: пассажирооборот, грузооборот, транспортные магистрали, транспортный узел.

Деятельностный компонент: показывать по карте основные транспортные магистрали (транссибирская магистраль, БАМ), транспортные узлы.

 Тип урока: комбинированный с открытием новых знаний.

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока «Транспорт России»

Этапы урока

Действие учителя

 

Действия учащихся

Результат

Время

1 Организационный момент.

 

 

 

2 Актуализация знаний.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

 

 

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Какие существуют сферы народного хозяйства? (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, ЖКХ)

2. Из каких сфер складывается народное хозяйство?      (материальная и нематериальная, производственная и непроизводственная).

3. Какие отрасли входят в материальную  сферу? (т.е. предоставляют материальное благо) Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.

Предлагает учащимся ответить на вопрос

Подводит под понятие транспорт.

- Для чего нам необходим транспорт?

- Каково значение транспорта?

- Что помогает нам перемещаться по территории страны, перевозить грузы?

 

Обобщает ответы учащихся, записывает тему урока.

 

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

 

 

Активизация  знаний, полученных в ходе раннего изучения предмета географии, отвечая на вопросы.

Учащиеся рассуждают, слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

    Учитель через высказывания учащихся подводит их к самостоятельному определению задачи урока по изучению транспорта как отдельной отрасли материального производства, его важности в экономике страны, так как без него не обходится  ни одно предприятие.

Высказывают предположения  - для чего нужен транспорт.

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетради.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

Регулятивные:

Организация своей учебной деятельности.

Личностные:

Соблюдение норм и правил поведения на уроке.

 

2 минуты

 

 

8 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 минута

3 Изучение нового материала

В ходе беседы с элементами самостоятельной деятельности знакомит особенностями отрасли, понятиями инфраструктура, грузооборот и пассажирооборот, видами транспорта, ролью разных видов транспорта и транспортной сетью России.

1. Назовите основную задачу транспорта. (обеспечение связи между отраслями хозяйства и районами страны, соседними  государствами.)

С помощью учебника найдите определения:

2.  Запишите в тетрадях понятие транспортный узел (это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними)

3. Дайте понятие транспортная система.

(это все виды транспорта, объединенные  между собой транспортными  узлами).

4. Найдите и выпишите понятия грузооборот и пассажирооборот.

5. Пользуясь картой атласа назовите транспортные узлы России.

(Москва, С-Петербург, Красноярск, Архангельск,  Н.Новгород, Владивосток, и Мурманск и т.д.

  

С помощью таблицы 12 с.193,  определите достоинства и недостатки  различных видов транспорта.

  Пользуясь атласом, определите,  какой вид транспорта является ведущим по перевозке грузов, составьте таблицу и покажите на ней структуру грузооборота разных видов транспорта.

6. Сопоставьте карты «Транспорт» и «Плотность населения» и сделайте вывод о связи транспорта и размещении населения

(населенные пункты тяготеют к транспортным путям.  Для населения близость транспортного пути – экономия времени)

7. Какой вид транспорта считается самой дорогой и  самой дешевой?

(Самый дорогой – авиационный, он же самый быстрый, а самый дешевый – морской, но скорость перевозок невысока.)

8. Определите по атласу, где находится наибольшая густота железных дорог?

(на востоке железных дорог меньше, а Европейская часть России наоборот, имеет  густую транспортную сеть).

9. Найдите крупные железнодорожные магистрали:

1. Москва- С-Петербург;

2. Москва – Мурманск;

3. Пользуясь картой атласа, определите, через какие города проходит Транссибирская магистраль?

 

 

 

 

 

 

 

 

Выясняют значение транспортной системы России, называют главные задачи транспорта, работают с атласами, текстом учебника, находят нужные определения, транспортные узлы, отмечают в контурной карте главные центры, магистрали, сопоставляют данные, обсуждают, анализируют, делают выводы.

Личностные :

Понимание  значения и важности транспортного комплекса для улучшения жизни и качества людей, для экономики страны.

Предметные:

знать состав и  особенности транспортной системы России, уметь самостоятельно работать с разными источниками информации.

Метапредметные:

Способность к сотрудничеству.

 

15 минут

4 Практическая работа по поиску новых знаний.

Характеристика одной из транспортных магистралей по картам  атласа

Вариант 1. БАМ,

Вариант 2. Транссибирская магистраль «Транспорт», экономическая карта, по плану:

1 Протяженность магистрали

2 Направление магистрали

3 Природные условия, в которых функционирует магистраль, их влияние на эффективность работы магистрали.

4 Крупные транспортные узлы магистрали

5 Состав и направление грузопотоков.

6 Перспективы развития.

Работают с атласами, текстом учебника, составляют характеристику магистрали.

 

Работа в парах, обсуждают, анализируют,  выводы записывают в тетради.

 

10 минут

5 Закрепление

Предлагает ответить на вопросы, стр. 196.

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой, показывают морские порты, транспортные узлы, главные магистрали, предлагают свои варианты ответов.

 

2 минуты

6 Рефлексия

Подведение итогов урока, фиксирует результаты урока, успехи учеников, обеспечивает усвоение учащимися принципов сотрудничества.

О чем мы сегодня говорили?

Все ли было понятно?

 Как бы вы оценили свои ответы?

 

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Осознают свою учебную деятельность, делают самооценку результатов себя и работы всего класса.

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 § 31

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

1 минута