К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
требования к начинающим учителям.docx
1.1. Требования к начинающим учителям
Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать
важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных
установок личности. Школа сегодня призвана создавать условия для развития и саморазвития личности
ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и
побуждать потребность в общественнополезной деятельности, содействовать развитию и саморазвитию
интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего
начать? Казалось бы, знаний, полученных в ВУЗе (СУЗе), достаточно, но школьная практика показывает, что
молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу, а с годами.
Отсюда задача администрации школы видится нами в организации целенаправленной, оперативной помощи
начинающим молодым учителям в приобретении практического опыта, включающего когнитивные
(познавательные), проектировочно конструктивные, организаторские, коммуникативные и другие умения.
Раскроем их:
Познавательные умения:
легкая ориентация в содержании образования;
распознавание внутреннего состояния учащихся;
осуществление контроля за своим психологическим состоянием, результатами собственной
деятельности, ее достоинствами и недостатками.
Проектировочно конструктивные умения:
формирование цели и задачи педагогического процесса;
планирование системы работ, отбор оптимального содержания информации;
проектирование деятельности учащихся, в которой необходимая информация может быть
усвоена;
проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в
процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторские умения:
строительство перспективных и организаторских планов самостоятельной и совместной
деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской и т.д.);
разработка технологии;
выбор оптимальные методы и средства их реализации; организовать эффективную систему
контроля, самоконтроля обратной связи с объектами взаимодействия.
Коммуникативные умения:
общение, обмен информацией и на этой основе налаживание педагогически целесообразных
отношений с участниками педагогического процесса. Основные средства общения – слова и речь,
мимика и жесты.
Таким образом, названные умения формируются на базе системы знаний. Основными элементами
педагогической структуры знаний учителя являются:
знание содержания предмета;
знание правил осуществления образовательной деятельности (средств, форм и методов
педагогического воздействия);
знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной
деятельности (труд, общение, познание);
знание индивидуальнопсихологических особенностей учащихся;
знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Результативность педагогической деятельности молодого учителя зависит не только от названных
знаний и умений, а также от личностных качеств педагога. К числу наиболее важных, на наш взгляд,
эмоциональная привлекательность, гибкость личности, способность к сотрудничеству.
Кратко охарактеризуем некоторые:
рефлексивность – это обращенность сознания учителя на самого себя, учет представления
учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность учеников;
эмпатичность – улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий,
сопереживание их нуждам, умение поставить себя на место другого;
общительность – умение быстро улавливать контакт с людьми, входить в коллектив. Основной
смысл общения – достижение духовной общности учителя и учеников, учителя и коллег по работе, что
способствует формированию ценностного осознания его отношения к другим людям и к самому себе.
Педагогическую работу в школе после окончания ВУЗа (СУЗа) в течение 5 (3) лет можно назвать
стажировкой, в которой учитель набирается педагогического опыта, а также проходит испытание на правильность выбора профессии педагога. Несостоявшийся учитель – это трагедия для нескольких десятков
юных человеческих судеб.
Каковы же задачи и содержание стажировки молодых учителей? Основная задача стажировки –
приобретение практических навыков для педагогической деятельности:
умение применять теоретические знания, полученные в ВУЗе, в конкретной практической
работе;
приобретение и совершенствование педагогических навыков воспитательной работы с
детьми;
изучение передового педагогического опыта и стремление к его освоению, поиск методов
и современных технических средств обучения для активизации познавательной деятельности
учащихся;
выявление профессионально значимых личностных качеств молодых учителей в целях
наиболее рационального использования их в системе образования.
Содержание стажировки определяется тем, что от начинающего специалиста школа ждет
работающего учителя, а не пассивного наблюдателя. Это значит, что молодой учитель должен иметь
соответствующую образовательную подготовку, современный уровень знания своего предмета, а также
педагогики и психологии; знание теории и методики воспитательной работы с классом.
Изучение опыта организации стажировки позволяет назвать несколько основных условий, от
выполнения которых зависит управление процессом стажировки. Управлять процессом стажировки – значит
осуществлять организационную, учебнометодическую деятельность.
Организационная деятельность осуществляется школой, органами образования. Основные аспекты
этой деятельности – учет стажеров, организация практической методической помощи стажерам и их
наставникам (выезды в школы, семинары стажеров, наставников; школы педагогического мастерства; недели
молодого учителя, семинары наставников стажеров, индивидуальные консультации в отделах образования).
Учебнометодическая деятельность включает в себя следующие вопросы обучения стажеров:
перспективное и тематическое планирование учебновоспитательного процесса в школе;
планирование учебновоспитательной работы по предмету;
разработку поурочных планов;
планирование внеклассной работы в соответствии с планом работы (воспитательной) школы;
оказание индивидуальной помощи учащимся по предмету;
организацию внеклассной работы по предмету в форме фронтальной (экскурсии, просмотр
учебных и научнопопулярных фильмов, конференции, лекции), групповой (кружок, олимпиада,
поход, диспут и др.) и индивидуальной работы с учащимися;
использование на уроке различных методов, методических приемов, форм и средств,
активизирующих познавательную деятельность учащихся (рассказ, беседа, лекция, лабораторное
занятие, руководство самостоятельной работой учащихся, эксперимент, демонстрация);
участие в оформлении кабинета школы и организации работы в них учащихся;
включение стажера в состав школьного М/О и активное участие в его работе;
выбор и разработка стажером с помощью своего руководителя одной методической темы и
написание по ней реферата (реферат обсуждается на заседании школьного М/О);
изучение стажером лабораторного оборудования, технических средств обучения и наглядных
пособий школы с последующим использованием их в учебной деятельности;
посещение стажером уроков опытных учителей по своему предмету, участие в их анализе,
изучение педагогического опыта одного из квалифицированных учителей школы;
проведение за время стажировки не менее двух открытых уроков;
анализ знаний учащихся, используя различные формы опроса (контрольные работы, зачеты,
устный индивидуальный и фронтальный опрос и др.);
систематическое знакомство с педагогической и методической литературой и участие в ее
обсуждении.
Взаимодействие школы, органов образования, институтов повышения квалификации, ВУЗов
позволяет создать систему педагогического руководства стажировкой молодых учителей, включающую 4
этапа:
1. Ознакомительный. Задача: подготовить студентоввыпускников к работе по специальности.
2. Первоначальное включение молодого учителя в педагогическую деятельность в конкретной школе.
3. Выполнение им программы стажировки в сотрудничестве с наставниками, коллективом учителей.
4. Подведение итогов стажерской практики.
Требования к начинающим учителям
Требования к начинающим учителям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.