Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной деятельности

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной деятельности, направлен на формирование внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС. Формированию положительного отношения к инновации, развитию чувства необходимости инновации в рамках ФГОС, пробуждению ценностных ориентаций гражданина и самореализующейся личности. Формирование потребностей личностного и профессионального роста, целеполагания, аналитического компонента деятельности.Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной деятельности, направлен на формирование внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС. Формированию положительного отношения к инновации, развитию чувства необходимости инновации в рамках ФГОС, пробуждению ценностных ориентаций гражданина и самореализующейся личности. Формирование потребностей личностного и профессионального роста, целеполагания, аналитического компонента деятельности.
Иконка файла материала --Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной деятельности.docx
Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной  деятельности Цель: формирование внутренней позиции педагога в условиях реализации  ФГОС.  Задачи: Способствовать принятию идей Стандартов на уровне личных  ценностей и убеждений. Сформировать психологическую готовность педагогов к восприятию инноваций. Содействовать профессиональной рефлексии и эффективности взаимодействия  педагога и психолога. 1 блок – интерес: Формирование положительного отношения к инновации.  Развитие чувства необходимости инновации в рамках ФГОС.  Пробуждение ценностных ориентаций гражданина и самореализующейся  личности.  2 блок – мотивация: Устранение психических барьеров при внедрении  инноваций.  Укрепление мотивации достижения успеха как ресурса работы с  учащимися.  Формирование потребностей личностного и профессионального роста,  целеполагания, аналитического компонента деятельности. 3 блок – взаимодействие: Развитие профессионально­значимых качеств и  навыков эффективного взаимодействия.  Развитие педагогической рефлексии, психологического анализа  деятельности.  Развитие способности к делегированию, партнерской позиции в условиях  ФГОС.  Использование вариативных способов взаимодействия педагогов и  психологов в условиях ФГОС. 4 блок – творчество: раскрытие творческого потенциала, способности к генерированию идей, проектной деятельности.  Упражнения для тренинга психологической готовности педагогов  к инновационной деятельности Практическое упражнение «Руки»  Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правойладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таковых действий ведущим не производится. Вывод – в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Упражнение для педагогов «Звезда» Материалы: небольшое карманное зеркало, изображения звёзд. Подготовить основу – изображение двойной пятиконечной звезды размером  примерно 5х5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию  между внешней и внутренней звездами. Это изображение хорошо иллюстрирует  возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность  этих возможностей. Вопросы для обсуждения: Ваши ощущения в процессе выполнения задания? Ваши мысли по этому поводу? Идеи, выносимые на обсуждение: От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии. Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются  восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением  эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с  естественными реакциями и накапливает эмоциональное  напряжение.Упражнение для педагогов «Дискуссия» Материал: карточки с обозначенными в них ролями – «методист»,  «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый». Группа игроков делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это  участники дискуссии. Другая – внешний. Это наблюдатели, которым также  предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их  должностной статус в учреждении: «методист», «воспитатели», «психолог». Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а  положение этого работника в коллективе – «непринимаемый».Таблички раздаются таким образом, чтобы их содержание было видно всем,  кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, например, подготовка педагогического совета по определенному вопросу. Продолжительность дискуссия – 5 минут. Вопросы для обсуждения:  Активным участникам: В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии? С чем вы это связали, как объяснили? Какие чувства у вас возникли в этой связи? Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило,  опустились руки? Пассивным участникам: Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»? Как вы стали себя вести по отношению к этому человеку? Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет  ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)? Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не  учитывают, к которому не относятся с должным уважением и вниманием? Идеи, выносимые на обсуждение: Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык»,  то отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него; при этом  никто не обязан поддерживать стереотипы – каждый свободен делать свой  выбор, независимый от общепринятого. Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на  основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что­то не  нравится, осознать, что всегда в нем есть что­то, являющееся его достоинством,  ценным и значимым для взаимодействия с другими. Упражнение «Мое педагогическое кредо»Материал и оборудование: средства изображения и вся окружающая обстановка. Необходимо сформулировать девиз, создать образ­символ, эмблему своей  профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.д. Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными  материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными  инструментами. Время подготовки – 10 минут. Вопросы для обсуждения: Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо? Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом? Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить? Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку? Удовлетворены ли вы созданным символом? Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо? Упражнение для педагогов «Подкрепление» Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного  отношения к ребенку. Процедура. Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается  инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое  активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения  заключается в двух моментах. Во­первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а  ответы­уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер. Во­вторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать  отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики,  негативных оценок отдельных его действий и личности в целом,  пренебрежительной вербальной информацией), а второму – положительное  (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в  пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплементов и  т.д.).Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный  группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по  очереди каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального  подкрепления. По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором  возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам. Вопросы для обсуждения: Как вы чувствуете себя в своей роли? Какие чувства вызвала у вас реакция группы? Как вы чувствуете себя сейчас? Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения? Идеи, выносимые на обсуждение: Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к  миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это  способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом  отрицательных подкреплений первый игрок справился, так как понимал, что это  – игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и  растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько  лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли  бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может  сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога  проявиться не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы  почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы  ребенку. Программа тренинга личной эффективности педагога Программа рассчитана на 10 часов – 5 дней по 2 часа. Занятие 1. Знакомимся с собой Цели: создание благоприятных условий для работы, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия; осознание участниками некоторых  своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей  личности.Ход занятия 1. Оформление визиток 2. Информация о цели занятий, процедуре проведения Участникам группы предлагается сообщить о своих мыслях и ожиданиях по  поводу предстоящей работы. 3. Упражнение «Приветствие» Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому  члену группы: «Привет, (имя), ты представляешь...». 4. Знакомство с правилами работы тренинговой группы 5. Упражнение «История моего имени» Каждому участнику предлагается рассказать историю, связанную с его именем  (настоящую или придуманную), которая поможет группе запомнить имя. В завершение тренер спрашивает у участников, что запомнилось и почему. 6. Упражнение «Минута на разговор» Участники тренинга делятся на две команды, садятся в два круга (внутренний  остается неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание­беседу,  пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Темы  беседы: погода, дети, любовь, работа, начальник, мода. 7.  Упражнение «Театр кабуки» Участники делятся на две команды. Команды договариваются, кого будут  изображать: Принцессу, Дракона или Самурая. Ведущий показывает командам  движения, характерные для указанных персонажей. Принцесса кокетливо делает реверанс. Дракон с устрашающим видом, поднимая  руки вверх, шагает вперед. Самурай делает движение взмаха саблей. После того как команды выбрали себе роли (так, чтобы не услышали соперники), ведущий сообщает: «Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона.  Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в две шеренги друг  напротив друга и по команде ведущего характерными движениями изображают  роли, которые выбрали.По одному очку получает команда, чья роль оказывается выгодной. Побеждает  та команда, которая набрала больше очков. 8. Информационная часть «Познавая себя, ты познаешь мир...» Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои  достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный  момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не  «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать,  расслабляться и т.д. Никто из нас не знает себя полностью, мнение посторонних  и гороскопы тоже не всегда объективны. Кроме того, у нас нет оснований  думать, что мы рационально используем знания о себе. Изучать себя с ленцой, без напряжения мысли, оставляя размышления о  собственной персоне на потом, можно всю жизнь. Изучать самого себя нужно добросовестно, скрупулезно, применяя интуицию как в этом процессе непосредственно, так и при использовании знаний о себе в  жизни. Проведите эксперимент: напишите все, что знаете о себе, в дневнике или просто  на листке бумаги и возвращайтесь к написанному в конце каждого месяца.  Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости  от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта,  забываются, если их не фиксировать и не корректировать. 9.  Упражнение «Двери» Закрыв глаза, поочередно представлять себе двери разного цвета (красную,  голубую, белую, черную, зеленую, оранжевую), при этом отмечая: ­ Какой она формы? ­ Открыта или закрыта? ­ Хочется в нее войти или не хочется? ­ Из чего она сделана? ­ Что находится за этой дверью? Интерпретация:Красная дверь – детство. Голубая дверь – будущее. Белая дверь – болезнь, смерть. Черная дверь – секс. Зеленая дверь – родные, друзья. Оранжевая дверь – работа, учеба. 10. Упражнение «Трамвайчик» Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул  справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду».  Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и  говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый  заявляет: «А я с... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали,  торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала. 11. Информационная часть «Формула успеха» Знаете, чем отличается неудачник от человека, обреченного на успех? В подходе  к ситуации. «Вначале мне дай, а потом я скажу тебе спасибо», то есть радуется  только после того, как получит результат. Это логично! Эффект получен, вера  появляется, потом настроение улучшается и, естественно, «мышечный корсет»  (осанка, мимика) будет как у победителя. Лицо становится довольным, сияет  улыбка. Схема поведения типичного несчастливца: Вначале результат, Потом вера. Тогда – хорошее настроение, «мышечный корсет», свойственный счастливому  человеку. Вы готовы поставить все вверх ногами? Вначале принимаем мышечный корсет, то есть распрямляем спину. Расправляемплечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами, сознательно создаем осанку  и мимику победителя. Затем искусственно вызываем внутреннее состояние  радости. Дальше формируем мысленный образ успеха – усилием воли заставляем себя в него поверить. При таком поведении результат сам собой, даже не спрашивая вашего  разрешения, будет всегда при вас. Итак, формула действия человека, который обречен на успех: Волевое принуждение. «Мышечный корсет». Настроение. Вера. Результат! Существует центр синхронизации мышц, настроения и мыслей. Что легче:  поднять настроение, изменить мысли или удерживать мышцы в определенном  положении? Настроение можно сравнить с ртутной каплей, податливой любому  движению и такой же ядовитой. Его можно удерживать несколько секунд.  Мыслительный процесс напоминает вокзальную площадь в оживленный день! Все снуют туда­сюда, все находится в хаотичном движении. Мыслями управлять  очень сложно. Значит, пойдем по пути наименьшего сопротивления. Будем  усилием воли управлять мышцами, то есть удерживать «мышечный корсет». 12. Медитация «Создание выразительного образа Я» Станьте прямо, закройте глаза и сосредоточьте всё внимание на своих телесных  ощущениях. Представьте, что все ощущения принадлежат красивому молодому  деревцу. Ощутите себя этим молодым деревцем. Почувствуйте, как жизненная энергия питает всё ваше тело. Живительная сила,  поступает через ноги, проходит через всё тело... И заполняет тело энергией снизу доверху. Энергия наполняет каждую клеточку  организма свежестью и бодростью. Ощутите, как организм жадно впитывает эту живительную энергию. Весь организм оживает, пробуждается от спячки. Грудь медленно  распрямляется. Плечи сами собой опускаются.Хочется сделать вдох полной грудью (глубокий вдох и свободный выдох). Тело медленно и плавно выпрямляется. Позвоночник принимает идеальное  положение. Осанка становится стройной. Шея принимает удобное положение.  Плечи опускаются, голова выпрямляется. Деревце всем своим естеством тянется к солнцу, к теплу, к радости, к  насыщенной жизни. Ощутите это состояние пробуждения и мысленно произнесите: «Я – сильная, активная, целеустремлённая личность. Я открыта для новой, яркой и насыщенной жизни. Я живу здесь и сейчас, каждую минуту, каждую секунду. Я ощущаю, как живительная энергия распространяется по всему телу. Каждое мгновение я ощущаю новый прилив силы и бодрости». Организм пробуждается от спячки! Насладитесь этим пробуждением! Сделайте глубокий вдох, затем с выдохом потянитесь всем телом вверх. Потянитесь с удовольствием! Сделайте ещё один глубокий вдох и ещё раз потянитесь вместе с выдохом. Насладитесь бодростью и приятным чувством пробуждения! Сделайте  встряхивающее движение всем телом! Сделайте это с наслаждением! Откройте  глаза! Посмотрите на лица друг друга. Произошли какие­либо изменения во внешнем  образе? Что вы испытывали в процессе игры? Появились ли новые ощущения? 13. Упражнение «Осанка и улыбка» Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове – прямотаки корона.  Научитесь так сидеть, ходить, говорить, вставать, знакомиться, прощаться.  Очень короткое задание и очень большая работа. Не расталкивая других –  царственно заполнять пространство: собой, своим телом, своим голосом,  излучаемым светом и силой энергетики. Самое интересное в этом упражнении –  поиск необходимого внутреннего самоощущения. Постановке правильной осанки помогает любая прямая стена. Подошли,  прислонились к ней затылком, расправили по ней плечи, втянули живот и  приблизили к стене поясницу, после чего отошли от стены и походили, стараясь  дышать и чувствовать себя естественно. Другой хороший способ – перенести вес тела на носки, подобрать ягодицы и  поднять диафрагму так, чтобы появилось ощущение поршенька, столбиком  распирающего изнутри грудную клетку в опоре на солнечное сплетение. Все, это  держит, а вы можете расслабиться. Плечи свободные, вы энергичны, дыхание  свободное. Еще один способ – представьте, что у вас есть три невидимых друга, которые  всегда помогают вам при ходьбе. Один из них легонько подталкивает вас в спину в районе крестца, второй летит на крыльях впереди, где­то на уровне груди, и  слегка влечет вас за собой. Третий летит над головой и слегка тянет вверх. Помните, что идеальное положение тела зависит от идеального положения груди. Сделайте глубокий вдох, на некоторое время задержите дыхание. Медленно  выдохните животом, сохраняя положение грудной клетки в положении вдоха.Вот это и есть идеальное положение груди! Чтобы голова держалась на гордой, высокой шее, дома положите на голову  детский кубик или книгу и походите, чтобы предмет не падал. Когда получится,  запомните ощущения. На улице – смотрите на третьи этажи и старайтесь  оставить взгляд глаз на этом уровне. Итак, чуть с юмором. Убираете с лица очень умное выражение. Попробуйте  создать утверждение, что вы самый, самый, самый прекрасный в мире человек.  Плечи расправьте и опустите, спину выпрямите, лопатками зажмите грецкий  орех и держите его, чтобы не упал. Так всегда и ходите. Проверьте мимику.  Улыбаетесь? Отлично! Правую руку поднимаем над головой, с небес достаем  корону и надеваем ее. Итоговый тест: когда у вас царственная осанка и сияющая улыбка, вы можете  свободно идти в толпе, куда хотите, пересекая любые потоки и ни с кем не  сталкиваясь, потому что люди уступают вам дорогу. Проверьте! 14. Рефлексия занятия «Свободный отчет» Материал подобран педагогом­психологом – Е.М.Бондарь