Мотивация учащихся
Занятие 1: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения, основанного на аффектах.
Занятие 2: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе обучения (консультирование с учениками).
Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению.
Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении (интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные
теории обучения, методоы работы с «недовольными» учениками. Также сформулируют различные подходы к процедуре консультирования
учащихся.
Неделя:1
День:5
Тема:
Тема 1
Тема 2
Цели:
Результаты обучения:
Ключевая идея
Дата:
Тренер: ________________________________________________
Место проведения:
Тренинг № 7 по теме:
Мотивация учащихся
Занятие 1: Выявление барьеров в процессе обучения. Теория обучения,
основанного на аффектах.
Занятие 2: Мотивация учащихся. Определение мнения учеников о процессе
обучения (консультирование с учениками).
Учителя определят потенциальные препятствия в обучении учащихся в
классах и сделают анализ методов оказания поддержки ученикам в целях
сохранения их мотивации к обучению.
Учителя проанализируют разновидности характера препятствий в обучении
(интеллектуальные, социальные, аффективные и др.), мотивационные
теории обучения, методоы работы с «недовольными» учениками. Также
сформулируют различные подходы к процедуре консультирования
учащихся.
Ученики, уверенные в собственных способностях к обучению, усваивают
материал быстрее и лучше. Они легче концентрируются, глубже думают и
с удовольствием обучаются, добиваясь высоких результатов в выполнении
внутренних контрольных работ и внешних проверок. Им легче обучаться и
они получают больше удовольствия от этого процесса.
Учителя, умеющие управлять мотивацией учащихся, играют основную
роль в определении пути их дальнейшего развития. Будущее непостижимо
и непредсказуемо, но оно активно формируется в настоящем. Все, что
происходит в настоящем, оказывает влияние на развитие способностей
молодых людей. Устанавливая факторы, которые формируют или
ограничивают способность обучаться в настоящем, учитель, выбрав
определенные педагогические приемы, должен помочь молодым людям
раскрыть весь свой потенциал и стать лучшими учениками.
Мы знаем, что ученики иногда «выпадают» из образовательного процесса
урока по различным причинам: из-за скуки, желая уклониться от сложной
работы, утомлены шумом в классе, нуждаются в индивидуальной помощи,
которую учитель не может оказать в определенный момент, очередная
задача не столь увлекательна, чем размышление или разговор о сложностяхих общественной жизни и многие другие.
Названные проблемы знакомы в ежедневной практике преподавания,
но если их оставить без внимания и не пытаться их решить, то ученики
могут воспринимать их как неотъемлемую часть скучной ежедневной
школьной жизни и в конечном итоге они столкнутся с проблемами
заинтересованности в школе и обучении. Успех достижения необходимой
заинтересованности зависит от установки на преодоление трудностей и
степени вовлеченности в классную работу, поощрения участия в различных
школьных мероприятиях, уважения и поддержки ровесников, настроенных
на работу или наоборот. В немалой степени успех зависит от гуманности и
профессиональных качеств учителя.
Утверждается понимание возрастающей потребности молодых людей
в обладании права быть услышанными и в высказывании важной
информации о значимости роли молодежи в сегодняшнем и завтрашнем
мире. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) одним из четырех основных
принципов названо право ребенка быть услышанным. Данная идея
рассматривается как неотъемлемая часть программы обучения по правам и
обязанностям гражданина в процессе непрерывного обучения. Как слушать
учеников и как научить их учиться являются для учителей проблемами,
равными по значимости проблемам как преподавать и как обучать._
Время
5 мин.
Деятельность тренера
Занятие 1:
Создание коллаборативной
среды. Психологический
настрой «Кольцо пожеланий».
Цель: Проявление
доброжелательность между
учащимися.
Ход тренинга
Деятельность учителей
Оценивание
Ресурсы
Учителя садятся на стулья,
поставленные по кругу, делятся по
просьбе тренера своими
пожеланиями прошедшем занятии
и желают друг другу хорошие
пожелания.
Стулья по количеству
участников
Рефлексируют, делают вывод о том,
что говорить окружающим добрые
Формативное
оценивание15 мин.
Тренер благодарит учителей,
обращается с вопросом «Что
вы чувствуете, произнося
добрые слова?»
слова очень важно, и делать это
надо почаще.
Вызов: Разминка («Угадай
загадку») Распределение на
группы (по отгадке).
Делятся на 6 групп. Название по
рисунку отгадке.
Вопрос: «Вам понравилась
разминка?» «Почему?»
Мнения сводятся к общему: к
«радости открытия, возможность
для позитивной самооценки».
Отвечают на вопросы.
Столкнулись ли вы с
какимилибо трудностями при
выполнении задания для
распределения по группам?
Что вам помогло (кто вам
помог)?
10 мин.
Модерация.
6 столов. Раздаточный
материал (карточки с
текстом загадки по
количеству
участников). 6
табличек с рисунком
отгадкой.Тренер организует работу в
малых группах. Выявление
проблемы: наличие барьеров в
обучении.
Работают в группах с 6 розданными
анкетами учащихся А,В,С,
обмениваются мнением, формируют
заключение на основе выявленных
проблем по результатам
анкетирования .
Анкеты на определение
степени активности
учащегося (6 анкет: 3
учащихся А,В,С из
«хорошо
мотивированного
класса» и 3 учащихся
А,В,С из «слабого»
класса). Анкеты
учащихся
(см.:«Образовательная
платформа» ЦПМ)
5 мин.
Осмысление: Составление
учителями общего кластера
«Барьеры в обучении».
Учителя придут в результате
проделанной работы в малых
группах и прослушивания мини
лекции к пониманию
разновидностей характера
препятствий в обучении:
интеллектуальных, социальных,
аффективных(эмоциональных)
Формативное
оценивание
Бумага А1, маркеры,
стикеры.
5 мин.
Минилекция «Факторы,
Таблица «Факторы,
влияющие на обучениевлияющие на обучение
учащихся» с использованием
наглядности (слайдтаблица)
5 мин.
10 мин
Рефлексируют, заполняют таблицу.
Рефлексия: Как вы считаете,
каким образом эта
информация поможет решить
вам выявленную вами
проблему?
Озвучивают точку зрения (по
желанию участников, но для
рациональности подхода по 1
представителю от группы).
Занятие 2:
Вызов: Проводит разминку :
«Суперпредмет».
Цель:Развитие
оригинальности мышления
участников и их умение
работать в команде.
Ожидаемый результат:
развитие критического
мышления
Команды должны в течение
нескольких минут придумать и
записать как можно больше
способов применения какоголибо
предмета, например, канцелярской
скрепки.
Когда время заканчивается,
команды зачитывают свои
варианты.
учащихся» (см.
«Раздаточные
материалы» для
учителей 3 уровня:
первая неделя,5 день,
таблица «Факторы,
влияющие на обучение
учащихся»)
Таблица
Никак.
Считаю,
что
поможет.
Почему? В чём?
Канцелярские скрепки,
листы А4, маркеры
или ручки.Тренер благодарит
участников за оригинальность
и креативность мышления.
Что вам дало выполнение
этого упражнения?
Что поддерживало вашу
мотивацию?
Попробуйте догадаться, о
чём пойдёт дальше речь?
Мозговой штурм
«Мотивирующие стратегии»
Осмысление: Тренировочное
упражнение «Ромб 9».
Цель: Оперативная работа в
группах.
Ожидаемый результат:
Нахождение наиболее
эффективных мотиваций.
Тренер даёт обратную связь.
5 мин
Формативное
оценивание
Определяют самостоятельно тему
2ой части тренинга (2 занятия)
Называют их
Формативное
оценивание (тренер
отмечает самых
активных).
Доска, мел (маркер).
Выбирают 9 наиболее эффективных
с точки зрения мотивации,
защищают в течение 2мин.
Взаимооценивание
Ватман, маркеры.20 мин.
Предлагает поработать в паре,
затем в группах над
рекомендациями по оказанию
поддержки учащихся в
процессе обучения.
Цель: Нахождение наиболее
лучших решений.
Ожидаемый результат:
Умение анализировать и
приходить к единому мнению.
Пары
разрабатывают рекомендации по
оказанию поддержки учащихся в
процессе обучения.
Обсуждение в группе, заполнение
«Концептуальной карты», смысл
которой в чёткой
последовательности мер или шагов
по степени важности (от
«важного» к «наиболее важному»).
Обмен картами для ознакомления и
записи комментария: «согласны»,
«не согласны с …»
Группа, получившая большее
количество мнений «согласны»,
зачитывает свои рекомендации,
которые принимаются в качестве
ориентировочной пошаговой
инструкции.
Тренер подводит итог
проделанной работе о
составлении «пошаговой
инструкция» по оказанию
учителями поддержки
учащихся в процессе
Концептуальные карты.обучения.
Рефлексия:
5 мин
5 мин
Рекомендации учителям
литературы для чтения
Тренер использует технику
«Рефлексивная мишень»
Формативное
оценивание
Самооценивание
См. «Раздаточные
материалы» для
школьного тренера,
стр. 71
«Раздаточные
материалы» (3 уровень,
1) первая неделя:
«Консультирован
ие учащихся в
школах» (общий
обзор проблем и
подходов),
2) вторая неделя:
«Стратегии
консультирова
ния учителей поПосле
проведения
занятий
самооценивание
Тренер спрашивает учащихся о том что они сегодня делали на трененге, чем занимались? После чего они записывают
все в свои рефлексивные дневники.
вопросам, как
помочь учени
кам преодолеть
барьеры в
обучении»),
Приложение №3 к
плану тренинга