Тренинг "Успешный учитель"
Оценка 4.7

Тренинг "Успешный учитель"

Оценка 4.7
Семинары
doc
администрации
Взрослым
06.01.2017
Тренинг "Успешный учитель"
Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя. Задачи: • консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы; • определение профессиональной направленности личности учителя; • отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности; • активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности; • определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению; • конструктивное решение конфликтных ситуаций; • повышение уровня самооценки учителя; • формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям; • активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия; • развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий; • организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися; • развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе); • развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма; • помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе. • изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.
тренинг Хатунцева В.Р..doc

КГУ «Арзамасская средняя школа»

 

 

 

 

 

Тренинг

"Успешный учитель"

 

 

 

 

 

 

Автор: Хатунцева Вероника Руслановна , учитель физики КГУ «Арзамасская средняя школа» , 2 уровень Программы курсов повышения квалификации педагогических работников.

 

Участники – сертифицированные учителя КГУ «Арзамасская средняя школа», КГУ «Бауманская средняя школа», КГУ «Чапаевская основная школа»

 

Дата – 5.02.2016г

 

Место – КГУ «Арзамасская средняя школа»

 

 

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.

Задачи:

·        консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;

·        определение профессиональной направленности личности учителя;

·        отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

·        активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;

·        определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;

·        конструктивное решение конфликтных ситуаций;

·        повышение уровня самооценки учителя;

·        формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям;

·        активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия;

·        развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий;

·        организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися;

·        развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе);

·        развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма;

·        помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.

·        изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.

 

 

 

Вступление

Презентация о звёздах

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Если нашу жизнь сравнить со звёздным небом, то каждый человек на нём – это звезда. И гореть ему или угасать зависит только от него самого. Сегодня, на нашем тренинге мы попытаемся разжечь в себе  искру творческого потенциала учителя, наставника, педагога.

·        Упражнение «Знакомство»

Для начала давайте познакомимся. Назовите по очереди своё имя и качество характера, вам присущее, которое бы начиналось на первую букву вашего имени.

      2. Упражнение “Подарок”

- А теперь я предлагаю каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.

ВКЛ. МУЗЫКА « Конфликт. ситуац.»

3. Упражнение “Мой стиль в профессии”

- Как известно,  каждая встреча учителя с учениками, будь то урок или другой вид деятельности, начинается с приветствия. Сейчас я предлагаю  каждому из вас  выразить приветствие группе, представляя, что перед вами  не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица.

После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей.

Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным?                               -  Чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию?

В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.

- Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”.   Один учитель строг и суховат в общении, другой — эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказаться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.

4. Упражнение “Встреча”.  

ВКЛ. МУЗЫКА « Встреча с детством»

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.

Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.

- А сейчас, уважаемые коллеги, сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите спокойно.            Я попрошу вас как можно ярче представит образы и картинки, которые я буду словесно описывать.

- Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.

ВЫКЛ. МУЗЫКА « Встреча с детством»

Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов:

 - Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении”

 - Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?”

 - Опишите ваши переживания и впечатления”.

 

5. Упражнение “Без командира”.                                                                                        Цель: формирование групп.

- Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым,  либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

Профессия учителя предполагает некое варьирование между руководством и предоставлении детям возможности принимать самостоятельные решения, учить их отвечать за свои поступки.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить.   Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Работаем молча. Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

В вашей группе 10 человек.

Сейчас вы будете свободно ходить  под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент (как только выключится музыка) нужно выполнить мою команду.

ВКЛ. МУЗЫКА «Сигнал»

Команды:

-в группы по пять!, - в колонну по росту!, - в два круга!, - в треугольник!,

 - в живую скульптуру Звезда!

6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.

- А сейчас, я предлагаю вам стать в круг, возьмитесь двумя руками  за нитку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!

-
А теперь пришло время распутать "паутинку"!

-
Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!

- Но любую конфликтную ситуацию легче предотвратить, нежели разрешить. Всем известна сила слова. Словом можно убить, а можно и возродить. В ряде экспериментов было проведено исследование, выявляющее суть посланий, которые получает «проблемный ребенок» от окружающих. В исследовании принимали участие педагоги и родители. В течение недели они должны были записывать все то, что произносится в адрес конкретного ребенка. Почти в 100% обращений взрослых к «проблемному» ребенку содержались негативные оценки в его адрес. Взрослые по отношению к нему занимали позицию «обвинителей», прямо или косвенно давая понять, что он «хуже всех» и только этим отличается от других.

- Я вам предлагаю сейчас выполнить одно из упражнений и почувствовать на себе, что значит, когда тебя обвиняют, осуждают  и как ребёнок  чувствует себя, когда его поддерживают. А именно уважают и хорошо относятся к личности ребёнка, но при этом разумно относятся к его выборам и поступкам.

 Упражнение «Красный карандаш»

Упражнение выполняется в парах. Один из участников рассказывает сидящему слева от него о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ тот должен отреагировать с позиции «красного карандаша», затем рассказать о своей проблеме следующему участнику. Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.
Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении, его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, найти сильные стороны в его поведении.
- В каком случае легче отреагировать, в каком – труднее?
-      Какими словами Вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?  Поддержка повышает самоуважение, является единственным средством повышения мотивации.

7. Упражнение “Хочу – могу – надо”

- Уважаемые коллеги, всем известны такие слова, как «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Каждый день, мысленно или вслух, мы произносим их в соответствии с той или иной ситуацией. Сейчас мы попробуем вновь вернуться к этим фразам.

- Итак, нам нужно 2 человека: один из них будет слушателем, другой выступающим.

Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.

Последний проговаривает три предложения, в которых одна часть одинакова, а вторая различается. Например, он говорит: “Я должен чувствовать себя уверенно”, “Я могу чувствовать себя уверенно”, “Я хочу чувствовать себя уверенно”.

- Важно, чтобы продолжение первого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным.  Говорите  то, о чем  думаете, что первое приходит в голову.

Обсуждение:

 -  Какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из проявилась инициатива говорящего.

 Сначала эти вопросы задаются второму участнику, находящемуся в позиции слушателя, затем — всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п.

Как правило, в женской аудитории, коей часто вступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу “Я должна”. На реализацию собственных желаний и потребностей (“Я хочу”) не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится показать группе, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать “жизни для себя” бы сохранить оптимизм и душевное здоровье.

ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Психологическое здоровье»

 

8. Упражнение “Модальность”

- Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”.

 - Почти нет обращений, построенных в модальности возможного:

Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”.

 - О себе,  обращаясь к учащимся,  мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”.

 Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

Я  предлагаю вам  типичные фразы в модальности долженствования, перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например:

ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Фразы»

 “Ты должен хорошо учиться!”  - Ты любознательный мальчик, тебе многое интересно, и я уверенна, ты можешь хорошо учиться!»

·        Ты должен хорошо учиться!”

·        Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”

·        Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

·        Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”

·        Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”

·        Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”

·        Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”

·        Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”

·        Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

- Уважаемые коллеги! Самое главное в нашей с вами работе – это, конечно, дети. И если мы хотим иметь любознательных, радостных, позитивных, душевно здоровых учеников, то прежде всего нам надо работать над собой, постоянно совершенствоваться, находить возможности реализовывать себя как можно полнее. А главное – показать своим детям красоту и уникальность человеческой жизни, мира, в котором мы живём!

ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Как прекрасен этот мир! »

 

·        Упражнение “Подарок”

Обмен мнениями, замечания, пожелания.

- Уважаемые участники тренинга,  я предлагаю вам обменяться мнениями по поводу нашего тренинга:

- Что он вам дал? Чем был полезен?

 и подарить друг другу  подарок в виде эмоции, пожелания…

Н:  «Я рада, что сегодня на  тренинге, я помогла вам раскрыть свою индивидуальность и стать более уверенными в себе. Ольга, я дарю вам уверенность»

Заключительная часть.

- И в заключении, я хочу подарить вам вот эти звёзды.

- Пусть ваши глаза всегда горят и пусть ваша звезда никогда не гаснет!

- Тренинг окончен. Всего вам самого доброго!

 

Советы учителям

Повторять по утрам много раз, до полного усвоения!!!!!!

Я бесконечно доброе

Феноменально умное

Чертовски привлекательное

Божественно красивое

Необычайно работоспособное

Беспредельно ответственное

Исключительно порядочное

Кристально честное

Беспрецедентно талантливое

Экстра ординарное,

Гиперсексуальное

Не-по-годам развитое

Сказочно щедрое

Бесподобно бесподобное

Невероятно перспективное

Беззаветно любящее

Легендарно сильное

Непостижимо оптимистичное

Идеально сложенное

Крайне интеллигентное

Супер активное

Неописуемо чувственное

Архи надежное

Бесспорно положительное

Фантастически скромное

Человечище !!!!!!!


КГУ «Арзамасская средняя школа»

КГУ «Арзамасская средняя школа»

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя

Вступление Презентация о звёздах -

Вступление Презентация о звёздах -

Я”. Один учитель строг и суховат в общении, другой — эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям

Я”. Один учитель строг и суховат в общении, другой — эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям

Упражнение “Без командира”.

Упражнение “Без командира”.

Но любую конфликтную ситуацию легче предотвратить, нежели разрешить

Но любую конфликтную ситуацию легче предотвратить, нежели разрешить

Я могу чувствовать себя уверенно”, “

Я могу чувствовать себя уверенно”, “

Ты должен хорошо учиться !” -

Ты должен хорошо учиться !” -

Пусть ваши глаза всегда горят и пусть ваша звезда никогда не гаснет! -

Пусть ваши глаза всегда горят и пусть ваша звезда никогда не гаснет! -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017