государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской областисредняя общеобразовательная школа «образовательный центр «Южный город»пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Забава»
Тренинговая программа личностного роста педагогов ДОУ
«Счастливый воспитатель – счастливые дети»
Подготовила: педагог- психолог
Уколова Александра Александровна
Упражнение «Копилка правил»Цель: ознакомление с основными правилами тренинга, выработка групповых норм и включения участников в работу. Участники самостоятельно определяют правила.
- Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
- Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
- Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
- Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
- Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.
Блок личностного познания.
Упражнение «Здравствуйте» ( Б. Р. Матвеев, 2005).
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы.
Инструкция: начинает один из участников занятия. Обращаясь к соседу по левую сторону, с чувством радости от встречи проговаривает: «Здравствуйте…», выражая своё отношение к нему и голосом, и жестом, и улыбкой.
Упражнение «Ассоциации» (упражнение может быть использовано также для тренировки памяти)
Цель: создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.
Инструкция: вспомните личное качество, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя, например, «Ольга – обаятельная», «Владимир – вольный». Затем каждый участник произносит своё имя. Прибавляя к нему придуманное качество. Причём каждый следующий участник повторяет всё то, что говорили до него. В этот момент по кругу также передается клубок пряжи, за который в итоге будут держаться все.
Рефлексия: Как вы думаете, что символизирует в данном упражнении клубок?
Упражнение «Узелки»
Цель: умение работать сообща.
Психолог предлагает встать в круг и взяться за руки крест на крест. Затем попробовать распутаться, не разрывая рук.
Рефлексия: «Узелки» в профессиональной деятельности иногда бывает сложно решить, потому что всегда возникают сложные ситуации, вопросы в отношениях с детьми и их родителями, проблемы, которые касаются вопросов саморазвития и профессионального роста. Эти проблемы и есть узелки в профессиональной деятельности педагога. Посмотрите, наш коллектив состоит из опытных и молодых педагогов. И когда, мы вместе решаем все эти проблемы, опытные педагоги помогают молодым, то все эти узелки очень легко «развязать» (разрешить). Соответственно от этого педагог чувствует себя увереннее и находится в комфортном для себя состоянии.
Упражнение «Взаимные презентации»
Цель: сфокусировать внимание участников на собственной личности.
Материал: бумага, ручки, карандаши, фломастеры.
Инструкция: сейчас вся группа разобьётся на пары и будет действовать по алгоритму.
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ (можно с короткими комментариями) на тему «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас есть пять минут.
Второй этап: вы рассказываете своему партнёру о себе и своём рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнёра. Поэтому постарайтесь получить о нём как можно больше разносторонней информации. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие вопросы:
Как я вижу свою профессию.
Что я ценю в самом себе.
Предмет моей гордости.
Что я умею делать лучше всего.
На выполнение второго этапа у вас имеется пять минут».
После этого организуется работа в парах.
Спустя десять минут ведущий даёт дополнительную инструкцию. «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встаёт за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнёра. Его – задача попытаться войти в роль своего партнёра на время презентации. Стать им, думать, рассуждать, чувствовать. Переживать так, как кажется стоящему вёл и отвечал его партнёр. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, всё это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечёт отведённая на выступление минута. Таким образом, наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно 60 секунд.
После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнёр. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать. Задавая вопросы, мы будем обращаться к выступающему по имени человека, которого он презентует.
Примечание. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий, могут касаться самых разных тем, например:
Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
Что ты считаешь самым отвратительным?
Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.
Обсуждение. Оцени успешность твоей презентации своего партнёра.
Удалось ли партнёру верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли у твоего партнёра стать твоим двойником?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Сумел ли партнёр уложиться в отведённое время? Что ты чувствовал, когда твой партнёр не сумел уложиться в отведённое время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?
Тяжело ли было говорить от имени другого?
Трудно ли было уложиться в отведённое время?
Все участники могут поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями. Они могут сказать, что им понравилось в выступлениях других, но не должны критиковать.
Упражнение «Бумажный человечек». Как стимулировать себя к действиям.
Цель: почувствовать и осознать следующее:
- мы ругаем себя и других не потому что это полезно и помогает, а потому что это легко и привычно;
- поддерживать бывает сложнее, чем ругать.
Материал: листы бумаги А4 по количеству участников.
Инструкция: Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите так лист, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его «ругать». «Кривой какой», «Косой», «Некрасивый» и т.д
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько «Заутюживайте» его ногтем. Как-то так: ругнули-завернули.
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? (На самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.)
Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорите ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили- отвернули.
И понаблюдайте в процессе вот зачем:
Что вам легче было делать, ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы?
Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния до скручивания?
На какие действия теперь способен ваш человечек?
Рефлексия: Раньше я думала, что надо стимулировать себя к действиям кнутом и пряником, то есть иногда ругать, а иногда хвалить, а теперь поняла, что если я ничего не хочу делать или мои действия неэффективны, то я уже нахожусь в «скрученном» состоянии. Самокритика в этом состоянии не только стимулирует к действиям, но и усугубляет ситуацию. А к каким выводам пришли вы? (обсуждение)
Упражнение «Рефлексия прошедшего занятия».
Инструкция: группа садится в круг и все желающие поочередно высказывают свои впечатления, делятся эмоциями. Что понравилось? Что не понравилось?
Упражнение цветотерапия «Краски осени».
Цель: расслабление или снижение эмоционального напряжения.
Материал: музыка для релаксации, презентация по цветотерапии.
Коммуникативный блок.
Упражнение релаксации «Ток».
Цель: укрепление своего устойчивого Я.
Играет музыка и на фоне зачитывается текст.
«Прежде всего, я хочу поздравить вас с большой победой в сумасшедшей гонке, в которой было 50 миллионов конкурентов (по некоторым данным, их было 150 миллионов). Но даже если их было 50, то все равно это была довольно массовая гонка. Которой в дальнейшей вашей жизни у вас, я думаю, уже не было. Я вижу удивление в ваших глазах. Это вы просто подзабыли! Сейчас я вам напомню. Победу эту вы одержали в день вашего зачатия…»
Это вступление из книги М.Литвак «Принцип сперматозоида».
Не просто так продолжаю нашу тренинговую программу именно с этой книги. Как вы думаете почему?
Конечно, во – первых подтверждаю вашу уникальность, тем самым влияю на ваше самосознание, во - вторых, именно от внутреннего ощущения себя мы идем на дальнейшую коммуникацию с другими.
Упражнение «Встреча взглядами». (И. В. Вачков, 1999) (упражнение может использоваться для тренировки навыка социального восприятия)
Цель: формирование навыков общения.
Инструкция: Вариант 1. Все участники стоят в кругу, опустив голову вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Из задача – встретится с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
Вариант 2. Отличается противоположной постановкой задачи – ни с кем не встретиться взглядом.
Обсуждение: Что было сложнее? Как вы думаете почему?
Итак, данное упражнение направлено на установление зрительного контакта, что необходимо для дальнейшей коммуникации. Зрительный контакт невербальное средство общения.
Упражнение «Читаем с «выражением».
Цель: развитие навыков общения, формирование уверенности в себе.
Материалы: бумажные карточки. На каждой указаны особенности интонации, с которой можно читать стихотворение, например: «грустно», «пафосно», «весело», «медленно и задумчиво», «быстро, взахлёб», «на распев» и т. п. Карточки лежат на столе текстом вниз.
Инструкция: каждый участник выбирает какое-либо стихотворение, которое знает наизусть (лучше – общеизвестное). Затем он берёт любую карточку и читает своё стихотворение с заданной интонацией. Следует отметить, что непривычное звучание известного текста может вызвать смех и в аудитории, и у самого читающего, особенно если заданная интонация совершенно не подходит к содержанию стихотворения. Нужно постараться сдержаться и сохранить серьёзность. Подобный навык может пригодиться при публичных выступлениях.
Обсуждение:
1. Удалось ли выполнить задание?
2. Как изменилось восприятие текста от изменения привычной интонации?
Упражнение «Испорченный телефон» с ассоциациями. (лабиринты психологии, 1996)
. Цель: оптимизация отношений с коллегами.
Инструкция: один человек загадывает слово и говорит его соседу. Тот не повторяет услышанное слово, а говорит первую на это слово ассоциацию, обращаясь к своему соседу. И так все говорят ассоциации по кругу.
Обсуждение: интересно сопоставить первое слово с последним, а затем по кругу спросить всех, кто что говорил. Очень часто ассоциации попадаются в одно русло и повторяют несколько раз за круг.
Упражнение «Тропинка на скале». (Б. Р. Матвеев, 2005)
Цель: развитие навыков взаимодействия друг с другом.
Инструкция: большая часть участников выстраивается в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается другим способом тропинка, на которой располагаются другие участники, изображая препятствия: ветки и корни деревьев, выступы, скалы, валуны и т. д. За линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за расщелины в скале и за сами препятствия. «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы.
Обсуждение: что вы чувствовали в роли идущего?
Что вы чувствовали в роли препятствия или скалы?
Какая роль вам больше понравилась, почему?
Обратили ли вы внимание на то, что каждое препятствие одновременно являлось опорой для идущего?
Цитата М.ЛитвакА
Как же добиться радости? Есть два пути: один путь – приспособить к себе мир, переделав его и перевоспитав всех людей. Это путь в никуда. По нему идут все невротики. Они готовы переделать всех и вся, но только не себя. Второй путь – приспособиться к миру и переделать себя. Это путь здоровья. Можно избегать холода, жары, поднятия тяжестей, а можно закаляться. Тренироваться и получать удовлетворение от тех же факторов. Можно отгородиться от людей и не испытывать их «уколов», а можно обучиться технике общения и получать радость от него.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.