Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"
Оценка 4.8

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
17.11.2018
Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"
тренинговое занятие эмоциональное выгорание.docx
«Профилактика эмоционального выгорания учителя» Целью данного занятия является  улучшение эмоционального состояния учителей, придание   уверенности   в   себе,   познания   своих   личностных   особенностей,   увеличение значимости профессиональной деятельности, а так же получение навыков эффективного общения и повышение способности конструктивно решать проблемы. Ход занятия: Вводная часть  В   настоящее   время   одной   из   серьезных   проблем   современной   школы   является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35– 40 лет. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения  дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты,  они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным  контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не  всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения.  Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный  стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо  известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс... Игра на снятие эмоционального напряжения, сплоченность коллектива. Игра «Ветер дует на того, кто…» (родился осенью, у кого карие глаза, кто вкусно позавтракал,  кто  родился   летом,  кто  любит   кошек,  кто   родился   весной,  кто   родился зимой,     кто   любит   сладкое,   кто   проснулся   с   хорошим   настроением,   кто   вкусно позавтракал и т.д.) Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса  и ведущий к истощению эмоционально­энергетических и личностных ресурсов  работающего человека.  Психические симптомы  Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна   Ощущение эмоционального и физического истощения  Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды   Общая ассенизация   Частые   беспричинные   головные   боли;   постоянные   расстройства   желудочно­ кишечного тракта  Резкая потеря или резкое увеличение веса  Полная или частичная бессонница  Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня  Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке  Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений Социально­психологические симптомы  Безразличие, скука, пассивность и депрессия   Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события  Частые нервные срывы   Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет   Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности   Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или « я не справлюсь»   Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы  Поведенчиские симптомы  Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее ­ все труднее и труднее   Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим   Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает   Педагог затрудняется в принятии решений   Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам   Невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на   мало   осознаваемое   или   не   осознаваемое   выполнение   автоматических   и элементарных действий   Дистанцированность   от   сотрудников   и   клиентов,   повышение   неадекватной критичности  Способы   саморегуляции:  управление  дыханием, управление  тонусом  мышц, дыханием, использованием образов,  воздействием слова. Упражнение «Улыбка»  Поделись улыбкой с соседом справа и соседом слева.  Упражнение «Лимон» Цель: управление   состоянием   мышечного   напряжения   и   расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза  закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.   Затем   выполните   упражнение   одновременно   двумя   руками.   Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.  ПРИТЧА ПРО СТАКАН В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по­ вашему, весит этот стакан?" ­ "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" ­ предполагали студенты. ­ Я и сам не знаю, ­ продолжил профессор, ­ чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но  вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? ­ Ничего, ­ ответили студенты. ­ Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? ­ снова спросил  профессор. ­ У вас заболит рука, ­ ответил один из студентов. ­ Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? ­ Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, ­ сказал студент под всеобщий  смех аудитории. ­ Очень хорошо, ­ невозмутимо продолжал профессор, ­ однако изменился ли вес стакана  в течении этого времени? ­ Нет, ­ был ответ. ­ Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. ­ Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? ­ Спросил профессор. ­ Опустить стакан, ­ последовал ответ из аудитории. ­ Вот, ­ воскликнул профессор, ­ точно так же происходит и с жизненными проблемами и  неудачами. Будете держать их в голове несколько минут ­ это нормально. Будете думать о них много  времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое,  продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем  другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее  отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И  таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан! Алгоритм релаксации мышц: вдох(медленное напряжение мышц),  небольшая задержка  дыхания (максимальный уровень напряженности), выдох (расслабление мышц или группы  мышц) Упражнение «мобилизирующие силы» Упражнение «Звуковая гимнастика» Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах  применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала  делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:  А – воздействует благотворно на весь организм;  Е – воздействует на щитовидную железу;  И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;  О – воздействует на сердце, легкие;  У – воздействует на органы;  Я – воздействует на работу всего организма;  М – воздействует на работу всего организма;  Х – помогает очищению организма;  ХА – помогает повысить настроение 11. Притча про осла и колодец Автор: Китайская притча Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики  прибежал хозяин ослика и развел руками ­ ведь вытащить ослика из колодца было  невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно  хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел  его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я  старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали  бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще  жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как  можно скорее. Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел  следующую картину ­ каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался  наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот! Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет  посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком,  помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться  немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого  колодца. Каждая проблема ­ это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по этим камням,  мы можем перейти бурный поток Игра «Телеграмма» Цель: Надо придумать 12 оригинальных прилагательных. Ф.И.О.______________________________________________________________________ Экспресс­оценка «выгорания» На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте 1 1 Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра 2 снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен 2 Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления 3 Коллеги   по   работе   раздражают   меня:   невозможно   терпеть   их одни и те же разговоры 4 То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по  сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты  (пациенты, ученики, посетители, заказчики) 5 На   протяжении   последних   трех   месяцев   я   отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6 Коллегам   (ученикам,   посетителям,   заказчикам   и   т.д.)   я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно 7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной 8 О моей работе мне едва ли кто скажет что­нибудь новое 3 да да да да да да да да 4 нет нет нет нет нет нет нет нет 9 Стоит   мне   только   вспомнить   о   своей   работе,   как   хочется   и 1 0 послать ее ко всем чертям За   последние   три   месяца   мне   не   попала   в   руки   ни   одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что­нибудь новенькое да да нет нет Оценка результатов 1.1 балл­ синдром выгорания вам не грозит 2­6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел 7­9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше,  переменить стиль жизни. 10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек;  нужно, чтобы он не погас. Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов:  диагностика, тренинги, упражнения /авт.­сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель,  2009. – 122 с. ПАМЯТКА РАБОТНИКУ ШКОЛЫ как избавиться от любого стресса 1. Окружающий   мир   это   зеркало,   в   котором   каждый   человек   видит   свое   отражение. Поэтому   основные   причины   стресса   нужно   искать   в   себе,   а   не   во   внешних обстоятельствах. 2. Стресс — часто следствие информационной перегруженности психики. Уменьшение количества   и   ответственности   принимаемых   решений,   сокращение   сфер жизнедеятельности,   в   которых   мы   проявляем   активность,   неизбежно   приводит   к снижению информационного стресса. 3. На   дистанции   жизни   основным   должно   быть   соревнование   с   самим   собой,   а   не   с окружающими.   Смысл   жизни   человека   и   человечества   в   альтруистическом самосовершенствовании. 4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения стресса и наоборот. Периодически вспоминать о том, что без многого из того, чего я добиваюсь, вполне   можно   жить.   Жить   нужно   по   способностям   и   средствам.   Однако,   чем   ниже уровень притязаний, тем меньше у меня стимулов к саморазвитию. 5.   Научиться   без   каких­либо   условий   понимать,   а   лучше   уважать   или   любить   всех, начиная с себя. 6. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней. 7. На   Земле   сейчас   живут   сотни   миллионов   людей,   которые   попав   в   мое   нынешнее положение посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом. 8. Чем выше степень моей ответственности за те проблемы и трудности, которые у меня возникают, тем чаше я могу попадать в стресс и наоборот. Все будет так, как надо, даже если будет по­другому.* 9. Необходимо   уменьшать   свою   зависимость   от   внешних   оценок.   Жить   посовести   — значит реже попадать в стресс. 10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть. 11. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие к ней. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым — будь им. 12. Приятно надеяться на лучшее. Однако, всегда необходимо прогнозировать не только лучший,  но   и  худший  вариант   развития  событий.  Желательно   психологически   и  даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс. 13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства. 14. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас. 15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство. 16. Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода, России, человечества, развития жизни на Земле, Галактики. Абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как­то преодолели. Значит преодолеем и мы! 17. Мир вероятностен и в нем все может произойти. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже   он   попадает   в   стресс,   гак   как   оказывается   готов   к   любому   варианту   развития событий. 18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает, что   происходит   с   ним,   его   семьей,   страной,   человечеством,   тем   реже   он   испытывает серьезный стресс. 19. Эволюция   за   15   млрд.   лет   «отшлифовала»   Мир   до   зеркального   блеска.   Мир совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также радоваться им. 20. Главные причины моих неудач во мне. Но себе­то я могу многое простить. В целом ведь я — хороший и делал все, что мог! 21. «Есть   упоение   в  бою...»  Испытания,  которые   нам   посылает   судьба,  могут   вызвать стресс.   Но   они   могут   быть   и   мощным   источником   нашего   саморазвития,   обогащения жизненного опыта, радости трудной победы. Нужно научиться использовать конструк­ тивное начало в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые... 22. Укрепление   физического   здоровья   —   важнейшее   условие   профилактики   любого стресса. В здоровом теле — здоровый стресс. Запасная рекомендация. Все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут!

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018