«Профилактика эмоционального выгорания учителя»
Целью данного занятия является улучшение эмоционального состояния учителей,
придание уверенности в себе, познания своих личностных особенностей, увеличение
значимости профессиональной деятельности, а так же получение навыков эффективного
общения и повышение способности конструктивно решать проблемы.
Ход занятия:
Вводная часть
В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является
эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–
40 лет. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем
у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть
других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения
дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты,
они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами
и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным
контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не
всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения.
Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный
стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо
известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...
Игра на снятие эмоционального напряжения, сплоченность коллектива.
Игра «Ветер дует на того, кто…» (родился осенью, у кого карие глаза, кто вкусно
позавтракал, кто родился летом, кто любит кошек, кто родился весной, кто родился
зимой, кто любит сладкое, кто проснулся с хорошим настроением, кто вкусно
позавтракал и т.д.)
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса
и ведущий к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов
работающего человека.
Психические симптомы
Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна
Ощущение эмоционального и физического истощения
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды
Общая ассенизация
Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно
кишечного тракта
Резкая потеря или резкое увеличение веса
Полная или частичная бессонница
Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего
дня
Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение
зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений
Социальнопсихологические симптомы
Безразличие, скука, пассивность и депрессия
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
Частые нервные срывы
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации
причин нет
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится»
или « я не справлюсь»
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы
Поведенчиские симптомы
Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее все
труднее и труднее
Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим
Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
Педагог затрудняется в принятии решений
Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к
работе, безразличие к результатам
Невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание» на мелких деталях, не
соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени
на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и
элементарных действий
Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной
критичности
Способы саморегуляции: управление дыханием, управление тонусом мышц, дыханием,
использованием образов, воздействием слова.
Упражнение «Улыбка» Поделись улыбкой с соседом справа и соседом слева.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова
опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит
лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали»
весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон
находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои
ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.
Насладитесь состоянием покоя.
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот
стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по
вашему, весит этот стакан?" "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" предполагали студенты.
Я и сам не знаю, продолжил профессор, чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но
вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
Ничего, ответили студенты.
Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? снова спросил
профессор.
У вас заболит рука, ответил один из студентов.
Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может
парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, сказал студент под всеобщий
смех аудитории.
Очень хорошо, невозмутимо продолжал профессор, однако изменился ли вес стакана
в течении этого времени?
Нет, был ответ. Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? Спросил профессор.
Опустить стакан, последовал ответ из аудитории.
Вот, воскликнул профессор, точно так же происходит и с жизненными проблемами и
неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут это нормально. Будете думать о них много
времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое,
продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем
другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее
отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И
таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и
готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Алгоритм релаксации мышц: вдох(медленное напряжение мышц), небольшая задержка
дыхания (максимальный уровень напряженности), выдох (расслабление мышц или группы
мышц)
Упражнение «мобилизирующие силы»
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах
применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала
делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение
11. Притча про осла и колодец
Автор: Китайская притча
Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики
прибежал хозяин ослика и развел руками ведь вытащить ослика из колодца было
невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно
хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел
его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я
старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали
бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще
жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как
можно скорее.
Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел
следующую картину каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал
и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался
наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот!
Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет
посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком,
помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться
немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого
колодца.
Каждая проблема это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по этим камням,
мы можем перейти бурный поток
Игра «Телеграмма»
Цель:
Надо придумать 12 оригинальных прилагательных. Ф.И.О.______________________________________________________________________
Экспрессоценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
Количество положительных ответов подсчитайте
1
1 Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра
2
снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен
2 Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге
лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
3 Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их
одни и те же разговоры
4 То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по
сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты
(пациенты, ученики, посетители, заказчики)
5 На протяжении последних трех месяцев я отказывался
(отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия
в конференциях и т.д.
6 Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я
придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые
использую мысленно
7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего
такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
8 О моей работе мне едва ли кто скажет чтонибудь новое
3
да
да
да
да
да
да
да
да
4
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет 9 Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и
1
0
послать ее ко всем чертям
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна
специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы чтонибудь
новенькое
да
да
нет
нет
Оценка результатов
1.1
балл синдром выгорания вам не грозит
26 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
79 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше,
переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек;
нужно, чтобы он не погас.
Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов:
диагностика, тренинги, упражнения /авт.сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель,
2009. – 122 с.
ПАМЯТКА РАБОТНИКУ ШКОЛЫ
как избавиться от любого стресса
1. Окружающий мир это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение.
Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних
обстоятельствах.
2. Стресс — часто следствие информационной перегруженности психики. Уменьшение
количества и ответственности принимаемых решений,
сокращение сфер
жизнедеятельности, в которых мы проявляем активность, неизбежно приводит к
снижению информационного стресса.
3. На дистанции жизни основным должно быть соревнование с самим собой, а не с
окружающими. Смысл жизни человека и человечества в альтруистическом
самосовершенствовании.
4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения стресса
и наоборот. Периодически вспоминать о том, что без многого из того, чего я добиваюсь,
вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. Однако, чем ниже
уровень притязаний, тем меньше у меня стимулов к саморазвитию.
5. Научиться без какихлибо условий понимать, а лучше уважать или любить всех,
начиная с себя.
6. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса
необходимо изменить мое отношение к ней.
7. На Земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые попав в мое нынешнее
положение посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом.
8. Чем выше степень моей ответственности за те проблемы и трудности, которые у меня
возникают, тем чаше я могу попадать в стресс и наоборот. Все будет так, как надо, даже
если будет подругому.* 9. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить посовести —
значит реже попадать в стресс.
10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.
11. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или
плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие к ней. Жизнь такова, какова она
есть. Если хочешь быть счастливым — будь им.
12. Приятно надеяться на лучшее. Однако, всегда необходимо прогнозировать не только
лучший, но и худший вариант развития событий. Желательно психологически и даже
материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.
13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди,
обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого
чувства.
14. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нем ничего не
изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться
получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.
15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и
ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее
масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.
16. Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода,
России, человечества, развития жизни на Земле, Галактики. Абсолютно все трудности,
которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их както
преодолели. Значит преодолеем и мы!
17. Мир вероятностен и в нем все может произойти. Расширяйте вероятностные границы
мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем
реже он попадает в стресс, гак как оказывается готов к любому варианту развития
событий.
18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает,
что происходит с ним, его семьей, страной, человечеством, тем реже он испытывает
серьезный стресс.
19. Эволюция за 15 млрд. лет «отшлифовала» Мир до зеркального блеска. Мир
совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также
радоваться им.
20. Главные причины моих неудач во мне. Но себето я могу многое простить. В целом
ведь я — хороший и делал все, что мог!
21. «Есть упоение в бою...» Испытания, которые нам посылает судьба, могут вызвать
стресс. Но они могут быть и мощным источником нашего саморазвития, обогащения
жизненного опыта, радости трудной победы. Нужно научиться использовать конструк
тивное начало в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся. «Блажен, кто посетил сей
мир в его минуты роковые...
22. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого
стресса. В здоровом теле — здоровый стресс.
Запасная рекомендация.
Все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.