Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания учителя"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тренинговое занятие эмоциональное выгорание.docx
«Профилактика эмоционального выгорания учителя» Целью данного занятия является  улучшение эмоционального состояния учителей, придание   уверенности   в   себе,   познания   своих   личностных   особенностей,   увеличение значимости профессиональной деятельности, а так же получение навыков эффективного общения и повышение способности конструктивно решать проблемы. Ход занятия: Вводная часть  В   настоящее   время   одной   из   серьезных   проблем   современной   школы   является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35– 40 лет. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения  дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты,  они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным  контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не  всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения.  Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный  стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо  известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс... Игра на снятие эмоционального напряжения, сплоченность коллектива. Игра «Ветер дует на того, кто…» (родился осенью, у кого карие глаза, кто вкусно позавтракал,  кто  родился   летом,  кто  любит   кошек,  кто   родился   весной,  кто   родился зимой,     кто   любит   сладкое,   кто   проснулся   с   хорошим   настроением,   кто   вкусно позавтракал и т.д.) Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса  и ведущий к истощению эмоционально­энергетических и личностных ресурсов  работающего человека.  Психические симптомы  Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна   Ощущение эмоционального и физического истощения  Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды   Общая ассенизация   Частые   беспричинные   головные   боли;   постоянные   расстройства   желудочно­ кишечного тракта  Резкая потеря или резкое увеличение веса  Полная или частичная бессонница  Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня  Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений Социально­психологические симптомы  Безразличие, скука, пассивность и депрессия   Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события  Частые нервные срывы   Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет   Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности   Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или « я не справлюсь»   Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы  Поведенчиские симптомы  Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее ­ все труднее и труднее   Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим   Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает   Педагог затрудняется в принятии решений   Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам   Невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на   мало   осознаваемое   или   не   осознаваемое   выполнение   автоматических   и элементарных действий   Дистанцированность   от   сотрудников   и   клиентов,   повышение   неадекватной критичности  Способы   саморегуляции:  управление  дыханием, управление  тонусом  мышц, дыханием, использованием образов,  воздействием слова. Упражнение «Улыбка»  Поделись улыбкой с соседом справа и соседом слева.  Упражнение «Лимон» Цель: управление   состоянием   мышечного   напряжения   и   расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза  закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.   Затем   выполните   упражнение   одновременно   двумя   руками.   Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.  ПРИТЧА ПРО СТАКАН В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по­ вашему, весит этот стакан?"­ "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" ­ предполагали студенты. ­ Я и сам не знаю, ­ продолжил профессор, ­ чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но  вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? ­ Ничего, ­ ответили студенты. ­ Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? ­ снова спросил  профессор. ­ У вас заболит рука, ­ ответил один из студентов. ­ Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? ­ Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, ­ сказал студент под всеобщий  смех аудитории. ­ Очень хорошо, ­ невозмутимо продолжал профессор, ­ однако изменился ли вес стакана  в течении этого времени? ­ Нет, ­ был ответ. ­ Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. ­ Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? ­ Спросил профессор. ­ Опустить стакан, ­ последовал ответ из аудитории. ­ Вот, ­ воскликнул профессор, ­ точно так же происходит и с жизненными проблемами и  неудачами. Будете держать их в голове несколько минут ­ это нормально. Будете думать о них много  времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое,  продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем  другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее  отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И  таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан! Алгоритм релаксации мышц: вдох(медленное напряжение мышц),  небольшая задержка  дыхания (максимальный уровень напряженности), выдох (расслабление мышц или группы  мышц) Упражнение «мобилизирующие силы» Упражнение «Звуковая гимнастика» Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах  применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала  делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:  А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу;  И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;  О – воздействует на сердце, легкие;  У – воздействует на органы;  Я – воздействует на работу всего организма;  М – воздействует на работу всего организма;  Х – помогает очищению организма;  ХА – помогает повысить настроение 11. Притча про осла и колодец Автор: Китайская притча Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики  прибежал хозяин ослика и развел руками ­ ведь вытащить ослика из колодца было  невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно  хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел  его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я  старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали  бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще  жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как  можно скорее. Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел  следующую картину ­ каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался  наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот! Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет  посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком,  помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться  немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого  колодца. Каждая проблема ­ это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по этим камням,  мы можем перейти бурный поток Игра «Телеграмма» Цель: Надо придумать 12 оригинальных прилагательных.Ф.И.О.______________________________________________________________________ Экспресс­оценка «выгорания» На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте 1 1 Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра 2 снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен 2 Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления 3 Коллеги   по   работе   раздражают   меня:   невозможно   терпеть   их одни и те же разговоры 4 То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по  сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты  (пациенты, ученики, посетители, заказчики) 5 На   протяжении   последних   трех   месяцев   я   отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6 Коллегам   (ученикам,   посетителям,   заказчикам   и   т.д.)   я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно 7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной 8 О моей работе мне едва ли кто скажет что­нибудь новое 3 да да да да да да да да 4 нет нет нет нет нет нет нет нет9 Стоит   мне   только   вспомнить   о   своей   работе,   как   хочется   и 1 0 послать ее ко всем чертям За   последние   три   месяца   мне   не   попала   в   руки   ни   одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что­нибудь новенькое да да нет нет Оценка результатов 1.1 балл­ синдром выгорания вам не грозит 2­6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел 7­9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше,  переменить стиль жизни. 10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек;  нужно, чтобы он не погас. Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов:  диагностика, тренинги, упражнения /авт.­сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель,  2009. – 122 с. ПАМЯТКА РАБОТНИКУ ШКОЛЫ как избавиться от любого стресса 1. Окружающий   мир   это   зеркало,   в   котором   каждый   человек   видит   свое   отражение. Поэтому   основные   причины   стресса   нужно   искать   в   себе,   а   не   во   внешних обстоятельствах. 2. Стресс — часто следствие информационной перегруженности психики. Уменьшение количества   и   ответственности   принимаемых   решений,   сокращение   сфер жизнедеятельности,   в   которых   мы   проявляем   активность,   неизбежно   приводит   к снижению информационного стресса. 3. На   дистанции   жизни   основным   должно   быть   соревнование   с   самим   собой,   а   не   с окружающими.   Смысл   жизни   человека   и   человечества   в   альтруистическом самосовершенствовании. 4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения стресса и наоборот. Периодически вспоминать о том, что без многого из того, чего я добиваюсь, вполне   можно   жить.   Жить   нужно   по   способностям   и   средствам.   Однако,   чем   ниже уровень притязаний, тем меньше у меня стимулов к саморазвитию. 5.   Научиться   без   каких­либо   условий   понимать,   а   лучше   уважать   или   любить   всех, начиная с себя. 6. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней. 7. На   Земле   сейчас   живут   сотни   миллионов   людей,   которые   попав   в   мое   нынешнее положение посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом. 8. Чем выше степень моей ответственности за те проблемы и трудности, которые у меня возникают, тем чаше я могу попадать в стресс и наоборот. Все будет так, как надо, даже если будет по­другому.*9. Необходимо   уменьшать   свою   зависимость   от   внешних   оценок.   Жить   посовести   — значит реже попадать в стресс. 10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть. 11. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие к ней. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым — будь им. 12. Приятно надеяться на лучшее. Однако, всегда необходимо прогнозировать не только лучший,  но   и  худший  вариант   развития  событий.  Желательно   психологически   и  даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс. 13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства. 14. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас. 15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство. 16. Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода, России, человечества, развития жизни на Земле, Галактики. Абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как­то преодолели. Значит преодолеем и мы! 17. Мир вероятностен и в нем все может произойти. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже   он   попадает   в   стресс,   гак   как   оказывается   готов   к   любому   варианту   развития событий. 18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает, что   происходит   с   ним,   его   семьей,   страной,   человечеством,   тем   реже   он   испытывает серьезный стресс. 19. Эволюция   за   15   млрд.   лет   «отшлифовала»   Мир   до   зеркального   блеска.   Мир совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также радоваться им. 20. Главные причины моих неудач во мне. Но себе­то я могу многое простить. В целом ведь я — хороший и делал все, что мог! 21. «Есть   упоение   в  бою...»  Испытания,  которые   нам   посылает   судьба,  могут   вызвать стресс.   Но   они   могут   быть   и   мощным   источником   нашего   саморазвития,   обогащения жизненного опыта, радости трудной победы. Нужно научиться использовать конструк­ тивное начало в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые... 22. Укрепление   физического   здоровья   —   важнейшее   условие   профилактики   любого стресса. В здоровом теле — здоровый стресс. Запасная рекомендация. Все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут!