Треннинговая программа по формированию ассертивного поведения подростов «Ассертивность – в жизнь!»

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Chernov2.docx

 

Треннинговая программа по формированию ассертивного поведения подростов «Ассертивность – в жизнь!»

На сегодняшний день актуальность разработки и применения программы развития ассертивности для подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности. Подростковый возраст – период, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, о жизненных целях и ценностях. Индивид активно ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне познает мир человеческих взаимоотношений. Опыт, полученный в подростковом возрасте, влияет на формирование и проявление уверенности, поэтому имеет смысл делать акцент на развитии ассертивности именно у подростков. Кроме того, подросток вступает во «взрослый», самостоятельный мир, где неуверенное поведение может стать причиной не только психических и физических заболеваний, но и даже его гибели.

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения. Ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное. 3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются самоуважением.

Цель программы по развитию ассертивности состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом.

Задачи программы:

1) повышение осознанности личностных прав;

2) рассмотреть основные положения теории ассертивности, позволяющие различать ассертивность, агрессивность и застенчивость;

3) развитие умения открыто и прямо выражать свои мысли и чувства;

4) формирование способности конструктивно критиковать и адекватно воспринимать критику в свой адрес;

5) отработка новых реакций в ролевой игре;

6) придание новому поведению устойчивости с помощью адекватной обратной связи, критических комментариев и указаний тренера.

Программа рассчитана на старших подростков (14-16 лет) и может использоваться в группах с количеством участников от 6 до 16. Упражнения сгруппированы в шесть занятий. Кроме этого, участникам предлагается выполнять «домашние задания» по отработке необходимых навыков ассертивности. При разработке программы использовались методы контробуславливания (замещение старой, неэффективной модели поведения на новую, эффективную) и оперантные методы (участник получает поощрение за действия, которые тренер считает желательными).

Расчасовка занятий:

№ занятия

Длительность занятия

Цель и задачи занятия

Методы, методики и техники работы.

Занятие 1. Знакомство и сплочение

1 час

Цель занятия - знакомство ведущего с участниками, сплочение команды

Задачи занятия:

· Знакомство участников с ведущим;

· Установление правил и принципов группы;

· Формирование доверительной атмосферы;

· Создание положительного эмоционального настроя для дальнейшей работы;

· Формирование умения координировать совместные действия;

Упражнение «Имя»

Упражнение «Меняются местами те, кто…»

Упражнение «Назови число»

Упражнение «Сквозь кольцо»

Упражнение «Считаем до…»

Упражнение «Перекинь мяч»

Упражнение «Карандаши»

Упражнение «Подарок»

 

 

Занятие 2. Уверенность в отношениях

3 часа

Цель занятия: тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, в частности, при отстаивании своих интересов.

Задачи:

· рассмотреть основные положения теории ассертивности, позволяющие различать ассертивность, агрессивность и застенчивость;

· развить умения открыто и прямо выражать свои мысли и чувства.

Упражнение «Импульс»

Упражнение «Оправдай позу»

Упражнение «Три способа поведения»

Упражнение «Оптимальные варианты»

Упражнение «Агрессивный и застенчивый»

Упражнение «Купе поезда»

Упражнение «Поймать в круг»

Домашнее задание

Занятие 3. Уверенность в условиях неопределенности

3 часа

Цель занятия: тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности. Задачи занятия:

· Формирование адекватных реакций на неожиданные ситуации;

· Формирование навыков уверенного поведения в ситуациях, где отсутствуют алгоритмы действий, гарантированно ведущие к успеху

· Отработка навыков конструктивного поведения с использованием различных позиций.

Упражнение «Комплимент»

Упражнение «Третий лишний»

Упражнение «Покажи»

Упражнение «Два дела»

Упражнение «Походки»

Упражнение «Рак-отшельник»

Упражнение «Рисунок по точкам»

Упражнение «Встреча»

Упражнение «Письмо»

Домашнее задание

Занятие 4. Самоконтроль

3 часа

Цель занятия: тренировка умения произвольно регулировать свое состояние в стрессогенных ситуациях.

Задачи занятия:

· Актуализация знаний о феномене самоконтроля;

· Формирование навыков уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных ситуациях.

Упражнение «Свободное движение»

Упражнение «Спящие львы»

Упражнение «Зеркало»

Упражнение «Не смеяться»

Упражнение «Сядьте так, как …»

Упражнение «Психологическое время»

Занятие 5. Решение конфликтов

3 часа

Цель занятия: тренировка действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях конфликта.

Задачи занятия:

· Осознание необходимости конструктивного разрешения конфликтов;

· Формирование умения конструктивно решать конфликт.

Упражнение «Кто без стула?»

Упражнение «Толкачи»

Упражнение «Мостик»

Упражнение «Перетяни газету»

Ролевая игра «Конфликт»

Упражнение «Хвосты»

Домашнее задание

Занятие 6. Прощание

1 час

Цель занятия: актуализировать полученные знания, закрепить уверенное поведение.

Упражнение «Опустить занавес»

Упражнение «По листикам»

Упражнение «Спящие львы».

Упражнение «Рекламный ролик»

Упражнение «Хвост дракона»

 

 

Занятие 1. Знакомство и сплочение

Длительность: 1 час

Цель занятия - знакомство ведущего с участниками, сплочение команды

Участники тренинга знакомятся с ведущим, идет установление правил и принципов группы. Создаются условия для создания доверительной атмосферы,  создание положительного эмоционального настроя для дальнейшей работы, а так же формирование умения координировать совместные действия.

Первые 2 упражнения разминочные. Далее идет упражнения для координации совместных действий, сплочения, тренировки уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. Результаты упражнения обсуждаются, что

помогало выполнить упражнение, а что мешало? Было ли решение групповым? Как можно усовершенствовать способ передачи обруча? и т.п. Имеется упражнение на  формирование умений нестандартно мыслить в ситуации неопределенности.

Тренировка наблюдательности, умения гибко и уверенно действовать в быстро меняющейся обстановке, сплочение группы и обучение координированию совместных действий.

В некоторых упражнениях присутствует четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга, необходимость строить свои действия с учетом движений партнеров.

В заключение работы участники делятся впечатлениями, пожеланиями, новыми знаниями. Идет обратная связь с группой, по оценке работы. Ведущий благодарит группу и прощается.

Занятие 2. Уверенность в отношениях

Длительность: 3 часа

Цель занятия: тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, в частности, при отстаивании своих интересов.

Учащиеся на занятии рассматривают основные положения теории ассертивности, позволяющие различать ассертивность, агрессивность и застенчивость, Развивают умения открыто и прямо выражать свои мысли и чувства.

Далее следует разминочное и упражнение направленное на формирование навыков контроля напряжения мышц, раскрепощение, создание доверительно атмосферы для дальнейшей работы.

Происходит демонстрация уверенного поведения в конфликтной ситуации посредством сравнения с другими стилями. Тренировка уверенного поведения. Обсуждение и осознание плюсов и минусов каждого из стилей поведения.

Упражнение на повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

Демонстрация того, как неоднозначно могут быть восприняты одни и те же действия человека в зависимости от установок воспринимающего. Обычно человек приписывает другим именно те намерения, которыми руководствуется сам, даже если их поведение не дает тому каких-либо оснований.

В процессе обсуждения учащие должны ответить на вопросы: Какие впечатления у вас возникли, когда вы сами участвовали в этом упражнении и наблюдали его со стороны? Исходя из чего люди обычно решают, как именно истолковать действия окружающих? Приведите жизненные примеры, когда разные люди понимают одни и те же действия противоположным образом. Какие выводы вы сделали для себя? Стоит обратить внимание, что в игровой ситуации мы начинаем рассуждать за других, и, как правило, ошибаемся в своих суждениях.

Упражнение направленное на формирование навыков установления контактов, учитывая индивидуальные особенности собеседника и условия общения.

И в заключительной фазе проводится Разминка, тренировка умения уверенно действовать в быстро меняющихся ситуациях, слаженно с партнерами.

Дается домашнее задание.

Занятие 3. Уверенность в условиях неопределенности

Длительность: 3 часа

Цель занятия: тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности.

Участники тренинга учатся адекватно реагировать на неожиданные ситуации, обретают навыки уверенного поведения в ситуациях, где отсутствуют алгоритмы действий, гарантированно ведущие к успеху, отрабатываю навыки конструктивного поведения с использованием различных позиций.

Обсуждение домашнего задания, оценка его результативности, актуализация знаний об ассертивности, полученных на предыдущем занятии.

Сначала проводится разминочное упражнение, где учащиеся обмениваются комплиментами.

После проводятся упражнения на внимательность. Такие упражнения тренируют умения, необходимые для конструктивного поведения в условиях неопределенности.

Следующее упражнение тренирует умения распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях информационной перегрузки.

Учащиеся обсуждая, отвечают на вопросы: Что вызывало затруднение, а что помогало распределить внимание? Когда в жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на нее?

Проводятся упражнения на разминку мобилизации внимания, тренировку умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. В данных упражнениях происходит развитие навыков пластической экспрессии, обучение саморегуляции, эмоциональных состояний через контроль их внешних проявлений.

В середине занятия проводится упражнение, которое способствует активизации творческого потенциала, тренировке уверенного поведения, ситуации публичного представления результатов своей работы. После проходит обсуждение, с использованием данных вопросов:Какие эмоции возникали в процессе рисования и при публичной презентации? Какой рисунок был самым интересным и почему? Когда в жизни возникают ситуации, в которых нужно публично представить результаты своей работы? Какие качества в себе надо развивать, чтобы уверенно вести себя в подобных обстоятельствах?

Участники тренинга получают домашнее задание, которое заключается в том, чтобы попытаться заговорить с незнакомыми людьми. Это может быть простое обращение с просьбой подсказать время, уточнить расположение улицы. Каждую ситуацию проанализировать: как вы выбирали человека, к которому обращались? Как обращались, как начинали разговор? Что мешало, а что помогало в установлении контакта? Реакция собеседника.

Занятие 4. Самоконтроль

Длительность: 3 часа

Цель занятия: тренировка умения произвольно регулировать свое состояние в стрессогенных ситуациях.

Учащиеся на данном занятии узнают о феномене самоконтроля и получают навыки уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных ситуациях.

Ведущий информирует участников о феномене самоконтроля, о целях и задачах тренинга. Обсуждается домашнее задание.

Проводится разминочное упражнение, направленное на контролирование своего поведения.

Далее следует упражнение на тренировку умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в различных ситуациях.

Затем идет упражнение, которое тренирует  регуляцию своего поведения. После него проводится обсуждение, где рассматриваются такие вопросы: Какие способы вы использовали, чтобы не смеяться? Приведите примеры жизненных ситуаций, когда необходимо контролировать свой смех.

В конце занятия упражнение на развитие внутреннего чувства времени, после которого обсуждается, каковы особенности людей со временем менее 60 секунд и более 60 секунд и  с чем это связано?

Подводятся итоги работы, обсуждаются результаты работы.

Занятие 5. Решение конфликтов

Длительность: 3 часа

Цель занятия: тренировка действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях конфликта.

Задачи занятия:

· Осознание необходимости конструктивного разрешения конфликтов;

· Формирование умения конструктивно решать конфликт.

Вводная фаза

Ведущий информирует участников о целях, задачах занятия, об основных стратегиях поведения в конфликте.

Фаза контакта

Упражнение «Кто без стула?»

Стулья расставлены по кругу, их количество на один меньше, чем количество участников. Все участники идут по кругу. По сигналу ведущего каждый старается занять стул. Тот, кто остался без стула, выбывает из игры, убирается еще один стул, проводится следующий раунд и т.д.

Психологический смысл: выработка быстрой реакции на меняющуюся обстановку, где интересы участника вступают в противоречие с интересами других, тренировка регуляции поведения в таких условиях.

Фаза лабилизации

Упражнение «Толкачи»

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии 1 м друг от друга. Каждый поджимает левую ногу, выставляет ладони вперед и по команде начинает толкаться «ладонь в ладонь», стараясь вывести соперника из равновесия, заставить его опустить вторую ногу или сдвинуться с места. Каждую минуту по команде ведущего состав пар меняется.

Психологический смысл: демонстрация манипуляции, влияние на партнера с помощью хитрости.

Упражнение «Мостик»

Участники разбиваются на пары, встают на прямой линии, проведенной на полу, лицом друг к другу на расстоянии около 3 м. ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мосту над водой. В середине мостика вы встретились, вам надо разойтись. Кто поставит ногу за линией - упадет в воду. Постарайтесь разойтись так, чтобы не упасть».

Психологический смысл: демонстрация моделей конфликтной ситуации.

Обсуждение. Какие чувства у вас возникали? Что помогало при выполнении упражнения?

Обучающая фаза

Упражнение «Перетяни газету»

Участники разбиваются на пары, получают по газете и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, поджимают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стремясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не порвать газету.

Психологический смысл. Иллюстрация сценария МЛО, при котором часто развиваются конфликты: партеры перетягивают друг друга, но действуют без применения силы, в противном случае это грозит разрывом отношений.

Ролевая игра «Конфликт»

Участники делятся на пары. Каждой достается на карточке описание конфликтной ситуации, например: вы ехали на велосипедах, столкнулись и теперь разбираетесь, кто виноват; ты выбираешь роликовые коньки, а продавец нахваливает тебе одну модель, говоря, что на них можно очень быстро ездить; ты собираешься на дискотеку, а мама не пускает; та принес домашнее задание, а учительница его не принимает, говорит, что ты списал; вы с другом решили прогуляться, но он хочет в парк, а ты - на набережную; ваше место в поезде занято, у второго пассажира билет на то же место и т.д.

Один участник по ходу выполнения задания должен все время обострять ситуацию, а другой - стремиться конструктивно разрешить конфликт.

Психологический смысл: демонстрация разных стратегий поведения в конфликте, тренировка уверенного поведения при необходимости работать на «публику».

Заключительная фаза

Упражнение «Хвосты»

Каждый участник отводит левую руку назад и располагает ее открытой ладонью вверх на уровне пояса, изображая «хвост». Правая рука свободна. По команде ведущего все начинают перемещаться, стараясь ухватиться за хвосты других участников и при этом уберечь свой хвост. Тот, кого схватили за хвост, останавливается на месте и больше не имеет права перемещаться, но может ловить за хвосты пробегающих мимо. Игру продолжается, пока все участники, кроме одного, не будут обездвижены.

Психологический смысл: разминка, снятие напряжения, тренировка умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации.

Обсуждение. Какая стратегия оказалась наиболее эффективной в данном упражнении? В каких жизненных ситуациях целесообразнее действовать оборонительно, а в каких - наступательно?

После этого упражнения участники делятся впечатлениями, идет обратная связь.

Домашнее задание

Наблюдение за конфликтами, выявление стратегий поведения в них.

Занятие 6. Прощание

Длительность: 1 час

Цель занятия: актуализировать полученные знания, закрепить уверенное поведение.

Вводная фаза

Обсуждается домашнее задание.

Фаза контакта

Формируется рабочий настрой в группе.

Упражнение «Опустить занавес»

Группа делится на две команды. Ведущий держит занавес между игроками, команды находятся по обе стороны занавеса и не видят противоположную сторону. Каждая команда выбирает участника, который встает спиной к занавесу, вплотную к нему. Занавес опускается, команда должна без слов объяснить своему участнику, кто стоит за ним. Тот, кто первый назвал имя оппонента, забирает этого игрока в свою команду. Побеждает команда, собравшая всех игроков на своей стороне.

Фаза лабилизации

Упражнение «По листикам»

Каждый участник пишет на небольшом листе бумаги свое имя и кладет этот лист в любом месте в помещении. После этого все встают в шеренгу и берутся за руки. Задание: каждый должен добраться до своего листа и наступить на него. Размыкать руки при этом нельзя, движется вся шеренга.

Психологический смысл упражнения. Координация совместных действий, тренировка уверенности в ситуации управления другими людьми.

Фаза обучения

Можно использовать любое упражнение из ранее проведенных, например, «Спящие львы».

Заключительная фаза

Упражнение «Рекламный ролик»

Участникам предлагается прорекламировать самих себя. каждый в течение 2-3 минут придумать рекламу, представляющую его самого как «лучший мире продукт». Если необходимо, к рекламе привлекаются другие участники. Представление должно соответствовать стилю коммерческого рекламного ролика и длиться не более 30 секунд.

Психологический смысл: акцент на самоутверждении каждого из участников.

Упражнение «Хвост дракона»

Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это голова, а конец - хвост дракона. Голова пытается ухватить хвост, а тот пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают.

Психологический смысл: разминка, снятие напряжения, координация совместных действий.

Проводится обсуждение всей работы, идет обратная связь тренеру от группы по результатам всей программы, пожелания, впечатления. Ведущий благодарит участников группы за работу и прощается с ними.

В заключение работы дается последнее домашнее задание: быть ассертивным в любой ситуации!