Конспект открытого урока по геометрии по теме
«Треугольники»
Класс: 7
Учитель: Ильина Ирина Васильевна
Тема: Итоговое повторение темы «Треугольники»
Необходимое оборудование: чертежные инструменты, проекты, печатный текст.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
· повторить и систематизировать с обучающимися изученный материал по геометрии за курс 7 класса;
· обогащать словарный запас геометрическими терминами;
· закрепить определения и теоремы;
Развивающие:
· развивать умение анализировать и отбирать нужную информацию;
· развивать умения оформлять записи, вести беседу;
Воспитательные:
· формировать опыт ответственного выбора и ответственной деятельности: самоорганизации и самореализации;
· формировать ситуативные информационно-коммуникативные умения: умение слушать других, уважать мнение другого человека, понимать ценностное значение предлагаемой тематической информации.
Авторский замысел: Ребятам раздаётся задание по оформлению ярких, красочных стендов-экспонатов по темам: «Определение треугольника», «Виды треугольников», «Древо треугольников», «Фигуры из треугольников», «Неравенство треугольников», «Элементы треугольников», «Признаки равенства прямоугольных треугольников». Кроме того, каждому участнику было дано задание составить свой рассказ о треугольниках по одному из стендов. После изготовления стендов оформляется кабинет под музей. Подготавливаются экскурсоводы по материалам каждого экспоната.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Садитесь.
II. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
а) введение в тему: Я рада приветствовать Вас в нашем музее! Экскурсия посвящена такой важной фигуре, как треугольник. Для этого семиклассниками нашей школы был организован «Музей Треугольника».
b) Постановка цели и задач урока: Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем изученный материал по геометрии за курс 7 класса по теме «Треугольники».
III. Экскурсия по музею. (30 мин)
«Определение треугольника»
(Экспонат № 1. На доске демонстрируется, почему три точки не лежат на одной прямой и как получается треугольник).
«Мы рады приветствовать Вас в нашем музее! Экскурсия посвящена такой важной фигуре, как треугольник. Итак: Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, соединяющих эти точки».
«Точки называются вершинами, а отрезки сторонами. На нашем экспонате вершинами являются точки А, В, С, а сторонами – отрезки АВ, АС, ВС. У треугольника есть три угла: <АВС, <ВАС, <ВСА. Сумма всех углов треугольника равна 180°. Периметром треугольника называется сумма длин всех сторон.
Внешним углом треугольника называется угол, смежный с внутренним.
Свойство: Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним».
«Элементы треугольника».
(Экспонат № 2. Ученики слушают следующего экскурсовода. Экскурсовод указкой показывает на стенде).
«У треугольника есть три внутренних отрезка: медиана, высота и биссектриса.
Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.
В каждом треугольнике есть три медианы, которые пересекаются в одной точке.
Биссектрисой треугольника называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с противолежащей стороной и делящий угол при этой вершине пополам. Есть шуточное высказывание о биссектрисе: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам
В каждом треугольнике есть три биссектрисы, которые пересекаются в одной точке.
Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к противолежащей стороне (указкой показывается на стенде). В каждом треугольнике есть три высоты, которые пересекаются в одной точке».
«Генеалогическое древо треугольников»
(Экспонат № 3. Ученики слушают следующего экскурсовода. Экскурсовод указкой показывает на стенде).
«Геометрия – наука, изучающая фигуры и их свойства. В переводе с греческого «гео» – земля, «метрео» - мерить. Основными фигурами в геометрии являются точка и прямая. Из них возникли луч, отрезок, угол, а затем и треугольник. Треугольники бывают остроугольными, тупоугольными, прямоугольными, равнобедренными, равносторонними, равными. Подробнее с каждым из этих треугольников познакомимся у следующих стендов».
«Виды треугольников»
(Экспонат № 4. Ученики слушают следующего экскурсовода. Экскурсовод указкой показывает на стенде).
«Остроугольным треугольником называется треугольник, у которого все углы острые.
Тупоугольным называется треугольник, у которого один угол тупой, а два других острые.
Прямоугольным треугольником называется треугольник, у которого один угол прямой, а два других острые. Подробнее о прямоугольных треугольниках мы поговорим у стенда, посвященного прямоугольным треугольникам.
Равнобедренным называется треугольник, у которого две стороны равны. Эти стороны называются боковыми, а третья – основанием. У равнобедренного треугольника имеются следующие свойства:
· Углы при основании равны
· Медиана, проведённая к основанию, является биссектрисой и высотой. Аналогичным свойством обладают и высота, и биссектриса.
Равносторонним треугольником называется треугольник, у которого все стороны равны. В равностороннем треугольнике каждый угол равен 60°. Каждая медиана является и биссектрисой и высотой, и все они пересекаются в одной точке.
В каждом их этих треугольников напротив большей стороны лежит больший угол, а напротив большего угла лежит большая сторона.
Равными называются треугольники, у которых соответствующие стороны и углы равны. Существует три признака равенства треугольников. О них подробнее мы узнаем у следующего стенда нашего музея».
«Признаки равенства треугольников».
(Экспонат № 5. Ученики слушают следующего экскурсовода. Экскурсовод указкой показывает на стенде).
«Первый признак (его краткое название по двум сторонам и углу между ними) звучит так: если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними второго треугольника, то эти треугольники равны.
Второй признак (по стороне и двум прилегающим углам): если сторона и два прилегающих угла одного треугольника соответственно равны стороне и прилегающим углам второго треугольника, то эти треугольники равны.
Третий признак (по трём сторонам) звучит так: если три стороны одного треугольника соответственно равны трём сторонам другого треугольника, то эти треугольники равны».
«Логические задачи про треугольники».
«А теперь вашему вниманию предлагается несколько занимательных задач, связанных с треугольниками»
1) Попробуйте составить из спичек треугольники».
Например:
· Из пяти спичек составить два треугольника.
· Из четырёх спичек составить два треугольника.
· Из шести спичек составить четыре треугольника.
«Признаки равенства прямоугольных треугольников».
(Экспонат № 6. Ученики слушают следующего экскурсовода. Экскурсовод указкой показывает на стенде).
«А теперь подробнее поговорим о прямоугольном треугольнике. В прямоугольном треугольнике две стороны, которые образуют прямой угол, называются катетами. Сторона, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенузой. Для прямоугольного треугольника характерны следующие свойства:
· Сумма острых углов в прямоугольном треугольнике равна 90°.
· Гипотенуза больше каждого катета.
· Напротив угла в 30° лежит катет, равный половине гипотенузы.
· Если катет равен половине гипотенузы, то он лежит напротив угла 30°.
Для прямоугольных треугольников существует пять признаков их равенства всего по двум элементам. Их краткие названия следующие:
· по двум катетам,
· по гипотенузе и острому углу,
· по катету и прилежащему острому углу,
· по катету и противолежащему острому углу,
· по гипотенузе и катету.
«Неравенство треугольника».
(Экспонат № 9. Заранее к каждому объекту составлен большой треугольник, состоящий из цветных треугольников. . Ученики слушают следующего экскурсовода. Экскурсовод указкой показывает на стенде. Ученики выполняют задания. После показа, желающие задают вопросы экскурсоводу)
«Всегда ли можно построить треугольник? Попробуйте!»
«Итак, треугольник можно построить только в том случае, если выполняется одно важное условие: каждая сторона должна быть меньше суммы двух других сторон
«Фигуры из треугольников».
На доске заранее составлены треугольники, разрезанные на 10 маленьких треугольников следующим образом:
«Посмотрите, как из треугольника, разрезанного на меньшие треугольники, можно собрать кошку, рыбку и робота»
IV. Сценка «Треугольник и квадрат». (Ученики показывают сценку)
Автор:
Жили-были два
брата
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Квадрат: Почему ты злишься брат?
Автор: Тот кричит ему:
Треугольник:
“Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Автор: Но квадрат ответил:
Квадрат:
“Брат!
Я же старше, я – квадрат”.
Автор: И сказал еще нежней:
Квадрат: Неизвестно, кто нужней!”
Автор:
Но настала ночь и
к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал.
Треугольник:
“Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!”
Автор:
Но на утро младший
брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата,
Онемел ... стоял без слов ...
Вот так месть! Теперь у брата ...
Восемь новеньких углов!
V. Рефлексия.
Продолжите фразы:
VI. Заключение.
«Спасибо за внимание, до встречи в следующем году, ведь это не вся информация о треугольниках! Вам ещё многое предстоит узнать об этой фигуре в 8 классе».
VII. Домашнее задание. Раздаточный материал с задачами.
№ 1. В треугольниках АВС и ADC (рис. 6, а) 1 = 2, AD = 5cм,
DC = 3см.
Найдите AB.
Ответы: а) 5см; б) 3см;
в) недостаточно данных.
№ 2. Периметр равнобедренного треугольника равен 28см, а его боковая сторона равна 9см. Найдите длину основания треугольника.
Ответы: а) 10см; б) 14,5см; в) 29см.
№ 3. BCD =115˚ (рис.6, в). Найдите ABC.
Ответы: а) 50˚; б) 65˚; в) 75˚.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.