ТРИЗ – педагогика в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.
Оценка 4.9

ТРИЗ – педагогика в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
07.06.2019
ТРИЗ – педагогика  в  работе с  детьми в условиях образовательного учреждения.
Жизнь ежедневно, ежечасно ставит всё новые задачи, всё новые проблемы. Она все время хочет «загнать нас в угол». Поэтому стремительно меняющийся мир требует от человека нестандартного, гибкого мышления. Как научиться этому? Можно ли создать систему простых, постепенно усложняющихся тренировок по решению реальных проблем, например, в школе? В настоящее время от выпускника школы требуется не только владение знаниями, умениями и навыками, но и способами их добывания. Он должен уметь свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Впервые в истории цивилизации создалась ситуация, когда в течение жизни одного поколения жизнь разительно меняется. Мир стал динамичным, и ускорение только нарастает. В информационную эпоху знания стремительно устаревают. В высокотехнологических отраслях период полураспада профессиональных знаний составляет около полутора-двух лет. Ситуация в мире сложилась так, что теперь нужно все время учиться, всю жизнь. Вот почему сегодня одна из главных функций образования — научить человека жить в быстро меняющемся, динамичном мире. Необходимо переходить от образования, базирующегося на изучении суммы знаний, к образованию, базирующемуся на умении работать с этими знаниями. От закрытых задач к открытым. Открытая задача имеет «открытое» условие, то есть в нем есть неопределенности — как в любой реальной жизненной ситуации. Открытая задача имеет несколько путей решения и, обычно, не единственно возможный контрольный ответ.
на 1 всероссийскую конференцию.docx
ТРИЗ   –   педагогика    в     работе   с     детьми   в   условиях   образовательного учреждения.                                                    Хасаншина Таскира Тавратовна                                                 учитель английского языка                                                              МОУ «СОШ №55» города Саратова                            Жизнь ежедневно, ежечасно ставит всё новые задачи, всё новые проблемы. Она все время хочет «загнать нас в угол». Поэтому стремительно меняющийся  мир требует от человека нестандартного,     гибкого   мышления.   Как   научиться   этому?   Можно   ли   создать   систему простых, постепенно  усложняющихся тренировок по решению реальных проблем, например, в школе? В настоящее время от выпускника школы требуется не только владение  знаниями, умениями   и   навыками,   но   и   способами   их   добывания.   Он   должен   уметь   свободно ориентироваться   в   информационном   поле   и   принимать   нестандартные   решения   в нестандартных ситуациях.         Впервые в истории цивилизации создалась ситуация, когда в течение жизни одного   поколения   жизнь   разительно   меняется.   Мир   стал   динамичным,   и ускорение   только   нарастает.  В   информационную   эпоху   знания   стремительно устаревают.   В   высокотехнологических   отраслях   период   полураспада профессиональных   знаний   составляет   около   полутора­двух   лет.   Ситуация   в мире   сложилась   так,   что   теперь   нужно   все   время   учиться,   всю   жизнь.  Вот почему   сегодня   одна   из     главных   функций   образования —  научить   человека жить   в   быстро   меняющемся,   динамичном   мире.  Необходимо   переходить   от образования,   базирующегося   на   изучении   суммы   знаний,   к   образованию, базирующемуся на умении  работать  с  этими знаниями.  От закрытых задач  к открытым.   Открытая   задача   имеет   «открытое»   условие,   то   есть   в   нем   есть неопределенности —   как   в   любой   реальной   жизненной   ситуации.   Открытая задача имеет несколько путей решения и, обычно, не единственно возможный контрольный ответ.             В   школьном   образовании   применяют   самые   различные   педагогические инновации.  Одно   из   главных   требований   к   условиям   реализации общеобразовательных   программ   –   проектирование   учителем   личностно ориентированного   урока.   Основными   условиями   построения   такого   урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Личностно ориентированные   технологии   ставят  в   центр   всей   школьной   образовательной системы  личность  ребенка,   обеспечение   комфортных,   бесконфликтных   и безопасных   условий   ее   развития,   реализации   ее   природных   потенциалов. Воспитание детей  с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость, так как у детей   снизился творческий потенциал, возникли затруднения в восприятии нестандартных решений. Я     узнала   о   существовании   ТРИЗ   –   педагогики   на   курсах   повышения квалификации.   Одна   из   лекций   была   посвящена         проблемам   качества образования в связи с введением новых образовательных стандартов.   ТРИЗ – технология   позиционировалась   как       инновационная   технология,   способная научить ребёнка не только владеть умениями и навыками, но и самостоятельно добывать их.          Считается, что природным даром системного мышления обладают особо одаренные люди, но ещё в 50­60­х годах Г.С. Альтшуллер доказал, что с помо­ щью изучения программы ТРИЗ методом сильного мышления овладеть может каждый, поэтому главная цель моей работы с учащимися — научить их мыслить. Незаурядные   черты   одаренной   личности   могут   проявиться   в   какой­то определенной области, а также в нескольких, если развивать эти направления в ребенке. Теория   решения   изобретательских   задач  была     разработана   Генрихом Сауловичем   Альтшуллером   и   его   коллегами   в   1946   году.  Продолжателем   и разработчиком   ТРИЗ   –   педагогики   является Анатолий   Александрович   Гин. Именно он   начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности   детей школьного возраста. Преимуществом технологии ТРИЗ являются: 1. Доступность и посильность. 2. Использование в любой системе обучения. 3.   Инструмент   для   развития   системного   творческого   мышления,   фантазии, воображения. 4.   Использование   изученных   алгоритмов   в   последующей   работе,   в   иных жизненных ситуациях.   Использование   приемов   методики   ТРИЗ   в   процессе   проведения   учебных занятий позволяет решать следующие педагогические задачи: 1. Воспитательные: развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах,   ощущения,   что   они   могут   справиться   с   решением   любой   задачи; формирование   у   детей   правильного   отношения   к   окружающему   миру,   основ анализа действительности. 2.   Образовательные:  повышение   уровня   общей   образованности   учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно­диалектического мышления. 3. Развивающие:  развитие памяти, внимания, логики и интеллекта; развитие творческих   способностей   (беглости,   гибкости,   оригинальности   мышления); развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.            Уникальность   этой   методики   в  том,  что  ученики  с  совершенно  разным уровнем знаний имеют возможность проявить себя, так как я не ограничиваю их в работе. Дети чувствуют себя свободно, не боятся ошибиться или сказать что­ то не так, выражают свое мнение и учатся отстаивать. При этом идет воспитание детей, уважение как к личности, умению слушать и слышать. Каждый учитель хочет увидеть плоды своего труда, для этого он должен четко знать конечный результат. Предполагаемые результаты: Повышение   уровня   мотивации   и   познавательной   активности   (участие   в конкурсах, олимпиадах);…. Повышение качества  успеваемости по предметам.…                   Рассмотрим   некоторые   приемы   методики   ТРИЗ,   которые   эффективно используются при обучении детей  на различных предметах. Это такие приемы, как   «Составление   загадок»,   «Да­нетка»,  «Морфологический   ящик/копилка», «Системный   лифт»,   «Создай   паспорт»,  «Мои   друзья»,   «Синквейн»,   «Лови ошибку», «Пресс ­ конференция» и другие. ТРИЗ – педагогика  на уроках английского языка.              Повторение пройденного материала   на уроке. Повторение активное и развивающее. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученных знаний. 1)  Методический прием ­ Синквейн Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 1)В первой строчке называется тема (обычно это существительное). 2)Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные). 3)Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами. 4)Четвертая строка ­   это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5)Последняя строка   ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.  Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы   в речи   учащихся,   но   и   употребить   их   в   связном   высказывании,   добавив недостающие члены предложения. 2) Методический прием «Составление загадок» Придумывание   и   отгадывание   загадок   развивает   и   воспитывает   учащихся, формирует   детскую   индивидуальность,   развивает   у   них   творческое воображение, речь, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром, способствует   активизации   познавательной   деятельности   учащихся,   оживляет урок. Составление загадок никогда не надоедает детям. И это объяснимо. Детям нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. А еще потому, что моделей составления загадок много.  Модель 1. С опорой на сходство по признаку 1. Придумать, о чем будет загадка. 2. Выделить у этого объекта основные 3­4 свойства. 3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова ­ связки и получить загадку. Модель 2. С опорой на отличие  Подумать, на какой объект похожа отгадка и чем от него отличается.  Модель 3.  С опорой на действие  Загадки можно составлять на уроках, а также предлагать детям данное задание в   качестве   домашнего.   На   уроке   такая   работа   проходит   активно,   живо,   с интересом.  3) Методический прием «Привлекательная цель» Цель   учителя   –   освоить   вопросительную   форму   английского   предложения. Разыгрывается ситуация «английского магазина». 4) Методический прием «Да­нетка»        «Да­нетка» ­ метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые  можно отвечать «да» или «нет». Можно  проводить  её в виде  игры. Можно лишь отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения».   Загадывать   можно   часть   речи,   часть   слова,   лексическое   значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение   систематизировать   уже   имеющуюся   информацию,   умение   слушать   и слышать друг друга. Методический прием «Да­нетка» используется на разных этапах урока.  5) Методический прием «Морфологический ящик / копилка» Данный   прием   используется   для   создания   информационной   копилки   и последующего   построения   определений   при   изучении   лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных   предметах:   на   английском   языке –   сбор   частей   слова   для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений и т. Д.;   Методический   прием  «Лови   ошибку».  Сначала   ученики   заранее 6) предупреждаются об ошибках. Постепенно приучайте их быстро реагировать на ошибки.   Формы   работы   могут   быть   самые   разные     ­   поиск     ошибок     при прослушивании  текста, при чтении текста, при объяснении материала. 7) Методический прием «Пресс конференция». Планируя пресс  конференцию, учитель   может   напомнить   учащимся,   что   вопросы   могут   быть   не   только репродуктивные,   но   и   расширяющие   знания   вопросы   и   развивающие. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать,   что ­ то новое об объекте, уточнить   ранее   известные   факты.   Развивающие   вопросы   вскрывают   суть, обобщают, содержат исследовательское начало.         Условия,   обеспечивающие   наибольшую   эффективность.  Уроки   с       применением   методов   ТРИЗ   проводятся   с     учащимися     различного     уровня знаний.  Основой является желание педагога привлечь к работе всех учащихся, активизировать   мыслительную   деятельность   и   предложить   такие   задания, которые   отвечают     интересам   учеников.   На   уроках   мы   используем   формы познавательной   деятельности:   фронтальную,   парную, групповую работу. Находясь в постоянном поиске различных методов ТРИЗ, у меня   постепенно   сложилась   своя   система   использования   методов   этой технологии, которая позволяет не давать им готовые знания и истины, а научить детей их находить в игровой форме, что приводит  к эффективности развития. Область применения методики ТРИЗ обширна: от дошкольных учреждений до 11­х классов школы. Названные приемы ТРИЗ облегчают и разнообразят виды деятельности   учителя   и   обучающихся,   создают   условия   для   развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей   индивидуальную, Список литературы 1.Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин.Минск, 1994. 2.Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита­Пресс», 1999. 3.Гин А. А. Задачки­сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита­Пресс», 2002. 4.Ефремов   В.И.   Творческое   воспитание   и   образование   детей   на   базе   ТРИЗ.­ Пенза: Уникон­ТРИЗ. 5.Хижнякова   О.И.   Современные   образовательные   технологии   в   начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006. 6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1979.­ 160 с.

ТРИЗ – педагогика в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика  в  работе с  детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика  в  работе с  детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика  в  работе с  детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика  в  работе с  детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика в работе с детьми в условиях образовательного учреждения.

ТРИЗ – педагогика  в  работе с  детьми в условиях образовательного учреждения.
Скачать файл