ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
математика
1 кл—5 кл
08.06.2019
В работе приведены доказательства того, что для создания успешности в обучении школьников, необходимо овладевать новыми идеями, новыми методами и новыми технологиями. ТРИЗ-технология позволяет конкретно реализовывать задачи обновления и модернизации школы. Описаны приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.
ТРИЗ - технология.docx
как средство формирования успешности учения младших школьников
ТРИЗтехнология
Основа ТРИЗ – это функциональносистемный подход. Выявляя причинноследственные
связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для
анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и
затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт
изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
Особенность ТРИЗпедагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические
методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса
мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими
фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и
объяснять явления окружающей действительности.
Первоначально ТРИЗ, созданная более 50 лет назад, применялась только для решения
инженернотехнических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и
решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ
– развитие творческого воображения);
2) Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах
разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач
(ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить
следующиепедагогические задачи.
1. Воспитательные:
– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа
действительности;
– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут
справиться с решением любой задачи.
2. Образовательные:
– повышение уровня общей образованности учащихся;
– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.
3. Развивающие:
– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– развитие пространственного мышления;
– развитие речи;
– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
– развитие творческого воображения.
В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием
элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
В начальной школе, работающей по ТРИЗ РТВ технологии успешно используются следующиеметоды:
1) системный оператор;
2) типовые приемы фантазирования;
3) дихотомия (сужение поля поиска);
4) системный лифт;
5) морфологическая копилка;
6) создай паспорт;
7) метод маленьких человечков;
8) составление плана (раскадровка);
6) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие
сочинения по картине).
Приведём примеры использования методов и приёмов ТРИЗ РТВтехнологии на разных
уроках.
Системный оператор.
Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный
оператор». Минимальная модель – девять экранов:
Курица
в курятнике
Яйцо
Скорлупа,
белок,
желток
Курятник
Курица
Части
тела
птицы
С мамой
курицей
Цыпленок
Части тела
птенца
Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно № 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
Например: «Окружающий мир»,
1й класс, тема «Домашние животные». Вопросы: 1. Кто это? 2. Из каких частей состоит тело? 3. Где
живет? 4. Что надо объекту, чтобы он рос? Каким теперь он стал? Чем отличается от прошлого
объекта? 5. Из каких частей стало состоять тело? 6. Где теперь
основное место обитания? Сделайте вывод, что необходимо для жизни цыпленку.
(Практическая работа: Составить таблицу «Системный оператор» к объекту – яблоко.)
Приёмы фантазирования.
Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на
уроках математики. Например:
1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке
возрастания.
2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад.
Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?
3. Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет.
Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не подействовало.
Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише?
При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби Объединяй. Например:
«Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два
треугольника, чтобы получился квадрат».
Дихотомия.
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»
(использование данетки для формирования темы урока, повторения пройденного
материала)
1. Стадия вызова:
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему
урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь,
багаж, испечь, стеречь
Возможные вопросы учащихся:
о части речи
о наличии Ь на конце слова
о числе существительного
о роде существительного
о количестве слогов в слове
о лексическом значении предполагаемого слова
Загаданное слово новое словарное слово – БАГАЖ.
Системный лифт.
(Движение, как на лифте, вверх или вниз)
При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодилсясистемный лифт. На примере
лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:
→
→
город
улица Зеленая
Ленинградский район
→
→
СевероЗападный федеральный округ
Российская Федерация
материк
→
Солнечная система
первый этаж
→
Северное полушарие
планета Земля
→
→
→
школа
→
галактика Млечный
«Класс
→
Калининград
Евразия
→
путь
→
Вселенная».
Школьники с первого класса с нетерпением ждут такие уроки окружающего мира, с
удовольствием и интересом открывают для себя новые знания. И я уверена, что эти знания они будут
использовать только на благо окружающему миру.
(Практическая работа: Системный лифт на уроке русского языка: корень слова – слово –
словосочетание – предложение – текст.)
Морфологическая копилка.
Морфологическая копилка служит для сбора и анализа информации по заданным признакам,
выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна,
может быть использована на различных предметах:
на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических
значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка
фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка
родственных слов
на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач;
составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их
последующего анализа и классификации; окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик
героев
Раскадровка. Создай паспорт.
Литературное чтение:
При составлении плана произведения использую приемраскадровки. Каждый кадр – это
схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места
действия, изменение ситуации для героя (с положительной на отрицательную или наоборот).
Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт создали
мои дети, изучая произведение П.П. Ершова «КонекГорбунок»:
Имя – Иван
Автор (создатель) – П.П. Ершов
Прописка – русская сказка «КонекГорбунок»
Где живет – в градстолице
Кем служит – конюхом у царя
Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая
особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот пример паспорта из
произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:
Имя – Страшила Мудрый
Создатель – А.Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»
Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая
шляпа, старые голубые батфорты
Где впервые встречается – шест у голубой изгороди
Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый
Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным.
(Практическая работа: Создай паспорт героя литературного произведения
А.П. Гайдара «Тимур и его команда» Тимура.)
Метод «маленьких человечков».
Окружающий мир:
В 1м классе при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы
использовала « метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я
говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем
увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся.
В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в
жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах
расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в
твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов
моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и
запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя
провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от
духов распространяется по всей комнате?»
Методы создания речевых творческих продуктов.
Составление загадок.
При составление загадок используем модель: Какой? Кто такой же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов,
у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Какая? Кто такая же? нарядная барышня
Нарядная, как барышня. сверкающая звезда
Сверкающая, как звезда. привлекающая модница
Привлекающая внимание внимание, но не модница.
Ответ: новогодняя елка.
Модели составления загадок могут быть разными:
1.Какой? Что такое же?
2.Что делает? Что делает так же?
3.На что похож? Чем отличается?
Составление метафор.
Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на
скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:
1. Что? Морковь.
2. Какая? Красивая.
3. Кто такая же? Принцесса.
4. Где? В огороде.
5. В каком? В веселом огороде.
6. Какого? Веселого огорода.
Что получилось? Принцесса веселого огорода.
Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.
(Практическая работа: Составление метафоры про радугу.)
1. Что? Радуга.
2. Какая? Разноцветная.
3. Что такое же? Цветочная поляна.
4. Где? На небе.
5. На каком? На синем небе.
6. Какого? Синего неба.
Что получилось? Цветочная поляна синего неба.
Предложение: Цветочная поляна синего неба ярко засияла после дождя.
Примеры метафор: снегири – яблоки; дождь – слёзы; роза – королева.
Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какоголибо объекта.
Используем модель работы с картиной как целостной системой.
План:
1. Выделение объектов.
2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
3. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.
4. Описание изображенного средствами символической аналогии.
5. Представление объектов в рамках времени их существования.
6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
В качестве примера приведем сочинение ученицы 3го класса.
Винни – Пух.
Я плюшевый мишка. Меня положили в блестящий мешок Деда Мороза. Около меня много
игрушек: заводная машинка, железная дорога, кукла Кристина, курносая белка, любопытный
Буратино. Дед Мороз спешит в детский сад «Улыбка». Он сидит в санях и машет рукой всем
прохожим. Я слышу, как визжат восторженные дети. Мой нос чувствует запах елки и праздничного
пирога. Лапой я задел заводную машинку, и колеса у нее быстро закрутились. Меня достали из мешка, и я увидел сверкающую елку, радостные лица людей. Достался я голубоглазой принцессе.
Девочка обрадовалась и весело засмеялась. Она назвала меня ВинниПухом! Погасли огни на елке.
Принцесса пришла домой и поставила меня на полку к игрушкам. Я быстро подружился с ними. Как
жаль, что праздник быстро кончился.
Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта,
умеет и сам хочет учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности,
самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов от лица разных объектов.
1. Выбор объекта (героя на картине). «Я тотто».
2. Определение его эмоционального состояния, настроения.
3. Вхождение в образ героя.
4. Описание восприятия изображённого на картине от лица выбранного объекта с заданной
эмоциональной характеристикой.
5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.
6. Окончание рассказа – восстановление эмоционального равновесия героя.
(Практическая работа: Сочинение по картине В. Г.Перова «Приезд гувернантки
в купеческий дом» (от лица гувернантки).
Лимерики.
Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса
(нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка
является выводом и может не рифмоваться. Например:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Лимерики начали создавать в ирландском городе Лимерик ещё в 19 веке. Лимерик должен
содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для
стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Модель:
1. Жилбыл (объект)
2. Какой?
3. Что делал?
4. С кем общался?
5. Вывод (утверждение или мораль)
Жил да был медведь болотный.
Был он добр, но очень мокрый.
По болоту он ходил,
Всех лягушек подавил.
Вот какой неуклюжий был медведь!
Жилбыл старичок меж ульями.
От пчёл отбивался он стульями.
Но не учёл
Числа этих пчёл
И пал смертью храбрых меж ульями.
(Практическая работа: Сочинение лимерика со словом ТРИЗ.)
Жилабыла технология,
Нет, не филология! Называлась странно: ТРИЗ.
В ней задания – на любой каприз!
Эта технология развивает мышление детей.
Преимущества ТРИЗ.
1. Доступность и посильность.
2. Использование в любой системе обучения.
3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.
4. Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.
Чтобы создать успешность в обучении младших школьников, необходимо овладевать новыми
идеями, новыми методами и новыми технологиями. ТРИЗтехнология позволяет конкретно
реализовывать задачи обновления и модернизации школы.
ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.