«Трудные» дети или некоторые подходы в воспитании детей «группы риска»

  • Особые потребности
  • docx
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему «Трудные» дети или некоторые подходы в воспитании детей «группы риска» Цели: 1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе и микросоциуме школы. 2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в группе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. 3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся. 4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.Работа с семьей предполагает обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Иконка файла материала статья.docx
Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск, Челябинская область    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» «Трудные» дети или некоторые подходы в воспитании детей «группы риска»         У каждого из нас  в классе есть дети, которые доставляют много проблем своим поведением: это дезорганизация дисциплины, как в урочное, так и во внеурочное   время;   пропуски   учебных   занятий   без   уважительной   причины, бродяжничество, совершение преступлений и правонарушений. Эти дети, как правило,   ранимы,   агрессивны,   гиперактивны,   раздражительны,   конфликты.          Эти дети образуют так называемую» группу риска». Эти дети особенно нуждаются   в   индивидуальном   подходе   со   стороны   учителя,   воспитателя, психолога и т.д. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети,   требующие   особого   внимания   и   участия   окружающих.           Проблема работы педагогов с детьми, относящиеся к «группе риска» ­  одна   из   самых   важных   и   актуальных   в   современной   России.   Обострение социально­экономической   ситуации   в   стране,   резкое   ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 30 процентов  детей каждой школы города Магнитогорска не посещают школу –  это риска».           К категории детей «группы риска» среди учащихся моего класса (их 8 относятся: человек ­   человека) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (1 человек); (2   человека) дети   из   неблагополучных, дети   из   семей,   нуждающихся   в   социально­экономической   и   социально­ психологической человека) Основными   причинами  попадания   этих   детей   в   «группу   риска»   являются из гиперактивные   асоциальных   семей     поддержке составляет   помощи   «группу   (3   13)   дети (2   те,   кто     ис     или стороны   их обоих   пьянство обращение со   жестокое гиперопека обстоятельства одного жизни: следующие ­ родителей; ­   асоциальное   поведение   одного   или   обоих   родителей   (тунеядство, попрошайничество, воровство) ­   устройство   на   квартире   родителями   притонов   для   криминальных   и асоциальных сборищ; ­ убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; ­   отбывание   одним   из   родителей   срока   тюремного   заключения; ­ детьми; ­ родителей.           Анализ   условий   жизни   таких   детей   показывает,   что   невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты (психологи)   чаще   всего   фиксируют   сочетание   многих   неблагоприятных условий,   которые   делают   невозможным   дальнейшее   проживание   детей   в семьях,   где   создается   прямая   угроза   здоровью   ребенка,   и   его   жизни. У большинства   детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.  Для них свойственны следующие характерные черты: –   нарушение   социализации   в   широком   смысле   слова:   отсутствие   навыков гигиены,   неумение   вести   себя   за   столом,   неспособность   адаптироваться   к незнакомой обстоятельствам, нарушения ориентации, воровство,   лживость,   потеря   ценности   человеческой   жизни,   жестокость, агрессивность, лень, утрата к   отсутствие   норм   морали   и отсутствие   ценностных   ориентаций, нравственности, обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя,   наркотиков,   курение,   токсикомания,   нецензурная   брань   и   т.д.).        Поэтому   организация   воспитательной   работы   «детей   группы   риска» должна   осуществляться   в   системе   «учитель   –   воспитатель­   социальный педагог  –  психолог  –  администрация  –  семья».  Только  в  этом   случае  она будет результативна. Что же представляется собой система работы с детьми «группы риска» моего класса? Вся система работы с детьми «группы риска» отражена в программе «Формула  успеха»   и   направлена   на   реализацию   следующих   целей   и   задач:   к половой эффективна принятых   среде,   новым   интереса     труду,   в         иобраза   здорового микросоциуме Цели:        1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе и школы. 2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них   навыков   организации   здорового   образа   жизни   посредством   развития здоровьесберегающей   среды   в   группе,   сохранения   семейных   ценностей   по формированию жизни. 3.   Формирование   личностных   нравственных   качеств   у   учащихся. 4.   Социальная   защита   прав   детей,   создание   благоприятных   условий   для развития ребёнка.       Задачи: ­   информационно­просветительская   работа   с   целью   профилактики асоциальных   явлений   по   пропаганде   здорового   образа   жизни. ­ формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин  и внеучебных   форм   деятельности   системы   знаний   о   здоровье   человека   и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. ­   осуществление   медико­физиологического   и   психолого­педагогического мониторинга   состояния   здоровья   детей   «группы   риска»,   создание информационного данных. ­   обучение   приёмам   поведения   в   разных   жизненных   ситуациях   на   основе принципов   личной   безопасности,   экологической   и   общей   культуры. ­ мотивации: учителей   к   освоению   здоровьесберегающих   технологий   в   учебно­ воспитательном процессе. воспитателей   на   совместную   деятельность   по   вопросам   формирования здорового   образа   жизни   детей   через   систему   просветительной   работы. ­   развивать   социальную   активность,   побудить   и   привить   интерес   к   себе   и окружающим. ­   научить   саморегуляции,   сотрудничеству,   адекватному   проявлению активности,   инициативы   и   самостоятельности,   осуществлять   правильный выбор поведения.  ­   прививать   уважение   к   членам   коллектива,   помочь   обрести   социальный статус, коллективе. ­ пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, . ­ оптимизировать   положительный   опыт,   нивелировать,   опыт   девиантного определенную   обеспечение организации творческих роль   в   выполнять     контактов   научить       банка       формработа   с     работа   с индивидуальная профилактическая   профилактическая   создать   и   закрепить   позитивные   образцы   поведения. поведения, Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления: учащимися; ­индивидуальная ­   семьей; ­ взаимодействие со службами сопровождения и педагогами дополнительного образования; Работа   с   семьей   предполагает обеспечение   психолого­просветительской работы   с   родителями,   способствующие   сохранению   родственных   связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни. Задачи: ­привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей; ­выявление   особенностей   взаимоотношения   между   воспитанниками   и родителями; ­разработка   основных   правил   семейного   воспитания   в   группе; ­способствовать   созданию   комфортных   условий   в   семье   для   развития ребенка. личности Формы работы: ­ просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории); ­психопрофилактическая   ­   приглашение   специалистов   (врача­нарколога, психолога,   инспектора   ПДН   и   др.)   для   бесед   с   родителями   и   детьми. ­ анкетирование; ­опрос детей; праздники; ­совместные ­творческие выставки Основные работы: ­   возрождение   семейных   традиций,   изучение   обычаев   и   традиций   семьи   и города; ­ формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение заданий; ­организация   работы   родительского   лектория   на   темы:   «Психологические особенности возраста 10 лет», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления» направления творческихи             и     среди     знаний уроках   посещение на и правовых   неблагополучных 2.   Работа   с   социально   –   психологической   службой,   педагогами дополнительного   образования   направлена   на  совместное   выявление причин   возникающих   у   ребенка   проблем   и   проведение   социально   – педагогической   и   психологической   коррекционной   работы   для   оказания помощи   и   предупреждения   возможных   проблемных   ситуаций, предупреждение   безнадзорности   и   правонарушений   через   вовлечение   в кружки секции  Основные   направления   работы   (взаимодействия)   с   социальным педагогом Проведение   индивидуальных   бесед   с  учащимися   по   правилам   поведения   в школе, переменах Выявление семей   Пропаганда воспитанников Организация   встречи   с  закрепленным   инспектором   ИПДН   Правобережного района Основные   направления   работы   (взаимодействия)   с   психологом ­Проведение   совместных   диагностических   мероприятий   по   развития личности   ребенка,   выявление   отрицательных   установок   в   поведении   и развитии          навыков   учебной   деятельности а)       б) несформированность мотивации учения, направленность на другие виды деятельности, возрасту        в) неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности ­   Проведение   коррекционных   мероприятий   с   целью   оказания   помощи ребенку в осознании собственного конструктивного поведения, организация и поиск проблемы работы Формы ­ Индивидуальные беседы игры ­ Сюжетно­ролевые ­ тренинг Анкетирование ­ Наблюдение ­    учащимися Цели задачи: ­формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий детей;   несформированность соответствующие Работа     ресурсов Социальный решения   и   личностных   у   путей   и           не                       санализ   своих образа методы здорового воспитательного ­профилактика   вредных   привычек   (употребления   ПАВов,   табакокурения, наркотиков); алкоголя, ­профилактика правонарушений; ­психокоррекция; ­профориентация; ­пропаганда жизни. ­   адаптация   детей   и   подростков   к   современным   условиям,   их   правовая социализация   через   культурно­досуговую   и   спортивно­оздоровительную работа ­   создание   ситуации   успеха   для   детей   асоциального   поведения; ­ сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное   отношение   к   себе   и   к   окружающему   обществу; ­ укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности. Используемые воздействия: ­   переубеждение   (предоставление   убедительных   аргументов,   вовлечение   в критический поступков); ­   метод   переключения   (вовлечение   в   учебную,   трудовую   деятельность, занятия деятельностью) Формы   работы: групповая   работа,   ситуативный   практикум,   дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, праздники) Основные работы: Охрана здоровья, физическое развитие, основы безопасности жизни – основы ответственности   за   состояние   своего   здоровья,   собственной   жизни отрабатывать ухода. Трудовое воспитание – основные навыки самообслуживания труда, учебного поведения. Основы социализации и общения, правовых норм – отработка общепринятых норм   поведения   (школа,   столовая,   спальня,   урок,   улица,   магазин). Такая   система   работы   с   «трудными»   поспособствовала   добиться определённых результатов: ­  повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения; ­   изменение   отношения   к   своему   здоровью:   выработка   способности противостоять   вредным   привычкам   и   отрицательным   воздействиям окружающей   среды,   желания   и   умения   вести   здоровый   образ   жизни; ­   сформированность   представлений   об   общечеловеческих   ценностях. санитарно­гигиенического направления общественной конкурсы,   навыки   спортом, тесты,Источники http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­rabota/2014/10/16/rabota­s­ detmi­gruppy­riska­v­nachalnoy­shkole otherreferats.allbest.ru/psychology/00361414_0.html oldhobbit.ru/index.php/referati­i­kursovie/39­obsc...ial­noy­ dezadaptacii   ppy_riska­177720.htm kartlen1717.ucoz.ru/load/formula_uspekha  http://infourok.ru/profilakticheskaya_programma_raboty_s_detmi_gru