Представлена статья на тему «Трудные» дети или некоторые подходы в воспитании детей «группы риска»
Цели:
1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе и микросоциуме школы.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в группе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.Работа с семьей предполагает обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
первой квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
«Трудные» дети или некоторые подходы в воспитании детей «группы
риска»
У каждого из нас в классе есть дети, которые доставляют много проблем
своим поведением: это дезорганизация дисциплины, как в урочное, так и во
внеурочное время; пропуски учебных занятий без уважительной причины,
бродяжничество, совершение преступлений и правонарушений. Эти дети, как
правило, ранимы, агрессивны, гиперактивны, раздражительны, конфликты.
Эти дети образуют так называемую» группу риска». Эти дети особенно
нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя, воспитателя,
психолога и т.д. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это
дети,
требующие особого внимания и участия окружающих.
Проблема работы педагогов с детьми, относящиеся к «группе риска»
одна из самых важных и актуальных в современной России. Обострение
социальноэкономической ситуации в стране,
резкое ухудшение
экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше
общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 30
процентов детей каждой школы города Магнитогорска не посещают школу –
это
риска».
К категории детей «группы риска» среди учащихся моего класса (их 8
относятся:
человек
человека)
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (1
человек);
(2 человека)
дети из неблагополучных,
дети из семей, нуждающихся в социальноэкономической и социально
психологической
человека)
Основными причинами попадания этих детей в «группу риска» являются
из
гиперактивные
асоциальных семей
поддержке
составляет
помощи
«группу
(3
13)
дети
(2
те,
кто
ис
или
стороны
их
обоих
пьянство
обращение
со
жестокое
гиперопека
обстоятельства
одного
жизни:
следующие
родителей;
асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство,
попрошайничество,
воровство)
устройство на квартире родителями притонов для криминальных и
асоциальных
сборищ;
убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим
родителем;
отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
детьми;
родителей.
Анализ условий жизни таких детей показывает, что невозможно
выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты
(психологи) чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных
условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в
семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.
У большинства детей возникают значительные отклонения как в поведении,
так и в личностном развитии. Для них свойственны следующие характерные
черты:
– нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков
гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к
незнакомой
обстоятельствам,
нарушения
ориентации,
воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость,
агрессивность,
лень,
утрата
к
отсутствие норм морали и
отсутствие ценностных ориентаций,
нравственности,
обществе,
бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление
алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
Поэтому организация воспитательной работы «детей группы риска»
должна осуществляться в системе «учитель – воспитатель социальный
педагог – психолог – администрация – семья». Только в этом случае она
будет
результативна.
Что же представляется собой система работы с детьми «группы риска» моего
класса? Вся система работы с детьми «группы риска» отражена в программе
«Формула успеха» и направлена на реализацию следующих целей и задач:
к
половой
эффективна
принятых
среде,
новым
интереса
труду,
в
иобраза
здорового
микросоциуме
Цели:
1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе
и
школы.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у
них навыков организации здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей среды в группе, сохранения семейных ценностей по
формированию
жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для
развития
ребёнка.
Задачи:
информационнопросветительская работа с целью профилактики
асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и
внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и
здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья
окружающих
людей.
осуществление медикофизиологического и психологопедагогического
мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание
информационного
данных.
обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе
принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно
воспитательном
процессе.
воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования
здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и
окружающим.
научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению
активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный
выбор
поведения.
прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный
статус,
коллективе.
пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным
видам,
.
оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного
определенную
обеспечение
организации
творческих
роль
в
выполнять
контактов
научить
банка
формработа
с
работа
с
индивидуальная
профилактическая
профилактическая
создать и закрепить позитивные образцы поведения.
поведения,
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
учащимися;
индивидуальная
семьей;
взаимодействие со службами сопровождения и педагогами дополнительного
образования;
Работа с семьей предполагает обеспечение психологопросветительской
работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей,
сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа
жизни.
Задачи:
привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности
детей;
выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и
родителями;
разработка основных правил семейного воспитания в группе;
способствовать созданию комфортных условий в семье для развития
ребенка.
личности
Формы
работы:
просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы,
дискуссии,
лектории);
психопрофилактическая приглашение специалистов (врачанарколога,
психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
анкетирование;
опрос
детей;
праздники;
совместные
творческие
выставки
Основные
работы:
возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и
города;
формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок,
выполнение
заданий;
организация работы родительского лектория на темы: «Психологические
особенности возраста 10 лет», «Способы конструктивного взаимодействия с
подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения
в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их
употребления»
направления
творческихи
и
среди
знаний
уроках
посещение
на
и
правовых
неблагополучных
2. Работа с социально – психологической службой, педагогами
дополнительного образования направлена на совместное выявление
причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально –
педагогической и психологической коррекционной работы для оказания
помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций,
предупреждение безнадзорности и правонарушений через вовлечение в
кружки
секции
Основные направления работы (взаимодействия) с социальным
педагогом
Проведение индивидуальных бесед с учащимися по правилам поведения в
школе,
переменах
Выявление
семей
Пропаганда
воспитанников
Организация встречи с закрепленным инспектором ИПДН Правобережного
района
Основные направления работы (взаимодействия) с психологом
Проведение совместных диагностических мероприятий по развития
личности ребенка, выявление отрицательных установок в поведении и
развитии
навыков учебной деятельности
а)
б) несформированность мотивации учения, направленность на другие виды
деятельности,
возрасту
в) неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной
деятельности
Проведение коррекционных мероприятий с целью оказания помощи
ребенку в осознании собственного конструктивного поведения, организация и
поиск
проблемы
работы
Формы
Индивидуальные
беседы
игры
Сюжетноролевые
тренинг
Анкетирование
Наблюдение
учащимися
Цели
задачи:
формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих
стратегий
детей;
несформированность
соответствующие
Работа
ресурсов
Социальный
решения
и
личностных
у
путей
и
не
санализ
своих
образа
методы
здорового
воспитательного
профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения,
наркотиков);
алкоголя,
профилактика
правонарушений;
психокоррекция;
профориентация;
пропаганда
жизни.
адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая
социализация через культурнодосуговую и спортивнооздоровительную
работа
создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них
позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить,
чувство
ответственности.
Используемые
воздействия:
переубеждение (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в
критический
поступков);
метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность,
занятия
деятельностью)
Формы работы: групповая работа, ситуативный практикум, дискуссии,
беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные
консультации,
праздники)
Основные
работы:
Охрана здоровья, физическое развитие, основы безопасности жизни – основы
ответственности за состояние своего здоровья, собственной жизни
отрабатывать
ухода.
Трудовое воспитание – основные навыки самообслуживания труда, учебного
поведения.
Основы социализации и общения, правовых норм – отработка общепринятых
норм поведения (школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин).
Такая система работы с «трудными» поспособствовала добиться
определённых
результатов:
повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
изменение отношения к своему здоровью: выработка способности
противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям
окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
сформированность представлений об общечеловеческих ценностях.
санитарногигиенического
направления
общественной
конкурсы,
навыки
спортом,
тесты,Источники
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2014/10/16/rabotas
detmigruppyriskavnachalnoyshkole
otherreferats.allbest.ru/psychology/00361414_0.html
oldhobbit.ru/index.php/referatiikursovie/39obsc...ialnoy
dezadaptacii
ppy_riska177720.htm
kartlen1717.ucoz.ru/load/formula_uspekha
http://infourok.ru/profilakticheskaya_programma_raboty_s_detmi_gru