Тряпичные куклы
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Тряпичные куклы

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Документация
docx
технология
5 кл—7 кл
21.02.2020
Тряпичные куклы
разработка урока
РАБОЧИЙ КОНСПЕКТ.docx

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Введенская средняя общеобразовательная школа №3

городского округа Звенигород

 

 

 

Открытый урок

 

по теме « Тряпичные куклы»

в 7 «а» классе   

 

 

 

                                             Разработал: Рыбкина С.А.

     Учитель технологии

 первой квалификационной

категории

                                   

 

 

 

 

 

 

  2015 год.

 

 

 

Тема:  Тряпичные куклы.

 

Продолжительность занятия – 45 мин.

Возраст учащихся – 13 лет.

 

Цель:  Познакомить учащихся с краткой историей тряпичных кукол на Руси.  Научить изготовлению кукол . Воспитать любовь к русской культуре и традициям.

 

Задачи: 

              Обучающая – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;  познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси;  научить изготовлять тряпичную куклу.

               Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

                Воспитывающая – воспитать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

 

Условия проведения занятия и методическое оснащение:

1.     Выставка «Тряпичные куклы». 

2.     Инструменты и материалы для практической работы ( , нитки, ткани, кружево, ленты,  альбомный лист бумаги).

3.     Презентация

4.     Народные костюмы сшитые детьми своими руками

 

План занятия.

1.     Организационный момент -2 мин.

2.     Подготовительная часть – 5 мин.

3.     Основная часть – 33 мин.

4.     Заключительная часть – 5 мин.

 

Форма занятия – индивидуальная, групповая.

 

Этапы и ход занятия.

1.Организационный момент.

       Цель: установление контакта с детьми, создание положительной атмосферы на уроке, проверить готовность к уроку.

 

2.Подготовительная часть.

      Цель: сообщение темы и цели урока; повторение пройденного материала.

 

3.Основная часть.

      Цель: познакомить с историей создания тряпичной куклы, научить             изготавливать и придумывать куклы.

 

Преподаватель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации» Даю вам слово Россия – родина – дом –обряды – обычаи – русские ……Все эти слва наводят нас на мысли о наших национальных праздниках давайте их вспомним …

Дети: Масленица, Ивана купава, Рождество, Пасха ,Красная горка.

Преподаватель: Давайте представим или  вспомним,  может кто был на этих праздниках, что делают люди ,как они веселятся.

Дети: Они водят хороводы.

Преподаватель: Конечно хоровод (звучит музыка дети встают в хоровод) (на девочках сарафаны и кокошники  сшитые своими руками).

Девочки скажите вам удобно двигаться  в этих сарафанах? Хочу заметить, что дети шили всё своими руками.

Дети: Двигаться легко, не жмет  ,не тянет у русской национальной одежды есть много преимуществ, в ней удобно ,комфортно  чувствуешь себя женственней.           

Преподаватель: Сегодняшний урок последний по русскому национальному костюму и мне хотелось бы закрепить ваши теоретические знания .Сейчас я раздам карточки их необходимо заполнить .Первая строчка Ф.И.В первой колонке схемы во  второй необходимо написать их название в третьей где вы их применяли в при изготовлении сарафана.   3 мин на выполнение.

 

 Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы на них ответить, сегодня мы отправимся в путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет   такую  потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутый льняной белой тканью лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Становясь старше, девочки шили более затейливых кукол, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы  получались  больно  хороши, и она делала их на заказ.

  

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки – подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что – то свое. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробках, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали в 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. 5мин

-а вы знаете как сватали молодую ( игра Баяре) 4 мин.

Призентация:7 мин

Народные куклы делились на три группы:

- куклы – обереги;

- куклы – обрядовые;

- куклы – игровые.

Куклы – обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье

Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка

Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка – травница»

Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Ее подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Кукла «плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники

Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Семик и Семичиха

Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник  Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых , недобрых сил, а значит, и безвредных для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Игровые куклы предназначались для забавы детям.  В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги – повязочницы, подруги – кокушницы и другие. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня,  девичник. Кукле - невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу – подругу, начинала голосить.  После венчания кукле – невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по бабьи,  сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

 

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору.  «Белолица грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась  в кукле, которая соответствовала символу – прекрасному образу девичества.

Сегодня я предлагаю сделать самим тряпичную куклу.

Итак, нам потребуется:  

Сначала изготовим «скалку». Плотно скатаем альбомный лист в трубочку, закрепим край при помощи клея или обмотаем нитками, затем обшиваем белой тканью.  «Скалку» зрительно делим на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное – туловище.

Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема «скалки», стачаем его и украсим тесьмой. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на «скалку», затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.

Из ниток «мулине» сплетем косу и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы.

Посмотрите, какая красавица получилась!

 

Заключительная часть

          Цель: Подведение итогов работы на уроке.  Выявление усвоения материала за счет опроса и самостоятельной работы. Выставление оценок.

Если зайти в магазин детских игрушек, то конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой кукол всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что – то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших  близких.

Вопросы:

1.     Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготовлять тряпичную куклу?

2.     Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?

3.     Пригодиться вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?

Спасибо за урок! До свидания!

 

                         Ожидаемый результат

1.     Усвоение знаний о традициях русского народа.

2.     Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов.

3.     Умение изготовлять тряпичных кукол из подручного материала.


 

4.    

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тема: Тряпичные куклы.

Тема: Тряпичные куклы.

Форма занятия – индивидуальная , групповая

Форма занятия – индивидуальная , групповая

Дети: Двигаться легко, не жмет ,не тянет у русской национальной одежды есть много преимуществ, в ней удобно ,комфортно чувствуешь себя женственней

Дети: Двигаться легко, не жмет ,не тянет у русской национальной одежды есть много преимуществ, в ней удобно ,комфортно чувствуешь себя женственней

Умение ребенка оценивали взрослые

Умение ребенка оценивали взрослые

Пеленашка Самый первый оберег младенца

Пеленашка Самый первый оберег младенца

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды

Из ниток «мулине» сплетем косу и прикрепим ее

Из ниток «мулине» сплетем косу и прикрепим ее
Скачать файл