Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Школьная научно-практическая конференция
Цвет в повести Анатолия Приставкина
«Ночевала тучка золотая»
Работа ученицы
6 г класса
Копыловой Лидии
Учитель
Куракина С. Я.
г. Березники
2016 год
План.
Стр.
Глава 1. Горькая память А. И. Приставкина. 3 - 4
Глава 2. Трагическая жизнь Кузьмёнышей. 5 - 6
Глава 3. Цвет в повести Анатолия Игнатьевича 7 - 9
Приставкина «Ночевала тучка золотая».
1. «Отрицательный» цвет.
2. «Положительный» цвет.
Глава 4. Несчастные жертвы античеловеческого дела. 10 - 11
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Глава 1.
Горькая память Приставкина.
Есть произведения, которые перечитываются повторно. Одно из таких произведений — повесть “Ночевала тучка золотая” Анатолия Игнатьевича Приставкина. Слайд №1
История двух одиннадцатилетних близнецов, вывезенных в 1944 году вместе с другими воспитанниками подмосковных детских домов на Кавказ — “в рай”, как им говорили, — потрясла меня.
Слайд №2, 3
А. И. Приставкин умер в 2008 году в Москве. Выглядел он просто. Лицо такое крестьянское; клетчатая рубашка. Сколько же пережил этот человек в детстве! Всё, что он написал в повести о братьях Кузьминых – это и о нём.
Посреди повествования, ведущегося от третьего лица, вдруг прорывается — “я”, “мы”:
“Отчего же в тот момент, я помню, точно помню, так сильно болело у меня, да, наверное, не только у меня, внутри?
Может быть, от ужасной догадки, что не ждёт нас на новом месте никакое счастье. Впрочем, мы и не знали, что это такое. Мы просто хотели жить”.
С первых же строк повести удивилась тому, что А. И. Приставкин и через десятки лет помнит всё до мелочей: присказки, словечки, дразнилки, песенки детдомовские, блатные. Повесть буквально пронизана этим “фольклором” военного времени, он не иссякает до конца книги.
Потом, по ходу чтения, всё время поражалась изобретательности беспризорных детей (даже ещё не подростков!), которые в этом непонятном мире воюющих между собою взрослых остались один на один с голодом и вынуждены собственными силёнками и собственным умишком добывать еду, чтобы не умереть.
Но мало ли таких книг о беспризорном детстве? Наверно, немало, однако такой, какую написал А. И. Приставкин, нет. В ней есть то, что меня особенно поразило и чему я не нахожу аналогий в современной жизни. Это взаимоотношения братьев: их самоотверженная забота друг о друге, сострадание, нежность….Два пацанчика, два человечка живут — каждый для другого!
Возможно ли представить себе то безумное горе, когда один из братьев, Колька, остаётся на свете один-одинёшенек?
А. И. Приставкин написал так, что это не только представляешь, но и словно испытываешь на себе. Потому и слёзы всякий раз, когда вместе с Колькой обнаруживаю казнённого Сашку…
Слайд №4
“Колька сделал ещё несколько неуверенных шагов и остановился.
Ему вдруг стало холодно и больно, не хватило дыхания. Всё оцепенело в нём, до самых кончиков рук и ног. Он даже не смог стоять, а опустился на траву, не сводя с Сашки расширенных от ужаса глаз”.
Повесть А. И. Приставкина “Ночевала тучка золотая” — о страшных последствиях сталинской депортации жителей Чечено-Ингушетии в чужие земли — в Сибирь, Казахстан.
Действие происходит в деревушке под “Кавказскими водами”. Она совсем недавно была чеченской, а теперь, после того как из неё выселили чеченцев и в опустевшие дома переселили русских, украинцев (да тоже, собственно, депортированных из родных мест как “врагов народа”), называют станицей Берёзовской. Сашку Кузьмина — одного из близнецов — убивают чеченцы, которым удалось избежать сибирской ссылки и скрыться в горах. Эти люди мстят тем, кто нынче занял их дома и возделывает их землю.
Глава 2.
Трагическая жизнь Кузьмёнышей.
А. Приставкин родом из
детдома военных лет, где легче было умереть, чем выжить.
В писателе сильна была ранняя, по определению Ф. М. Достоевского, первая
память. Память эта — безотрадно горька, но А. Приставкин ей не изменяет, не
ищет в ней утешения, не пытается темные стороны уравновесить светлыми.
Души в повести детские; судьбы, искореженные войной, сиротством, уголовщиной. Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим беззаконием.
Никому не нужными
семенами летят через войну, через разрушенные земли братья. Они умеют выйти
если и не сухими из воды, то хотя бы не пойти ко дну, не пустить пузыри.
Родство по крови переходит в родство душ. Одиннадцатилетние близнецы
неразлучны. Это помогало им выжить, сносить все напасти, сообща мошенничать, воровать.
Они всегда вместе — четыре руки, четыре ноги, две головы — и до того похожи:
никто не отличит — Колька это или Сашка. Близнецы искусно всех морочили, и,
даже когда не было необходимости, один выдавал себя за другого. Выручая друг
друга, было легче уцелеть в гибельных обстоятельствах. Их скрытность стала самой
натурой. Близнецы откровенны только друг с другом. Откровенность эта в том
внутреннем единении, когда один настолько дополняет второго, что они по
отдельности не мыслят, не представляют собственного существования.
Анатолий Приставкин в своей книге не делает вид, будто былое поросло
быльем. “А ведь, не скрою, — пишет А. Приставкин, — приходила, не могла не
прийти такая мысль, что живы, где-то существуют все те люди, которые от Его
имени волю его творили”. Возможно, писатель снял груз, часть груза с
собственной души, но читательские души не очень-то облегчил.
Ни
один человек не встречается им за весь длинный путь, ни машины, ни подводы.
Повсюду — следы человека, но где же сами жители? Кто засевал дозревающие поля,
для кого цветут цветы, зреют в садах яблоки? Почему пуста лежащая на пути
деревня? Ощущение смутного вначале страха все крепнет у Кузьмёнышей, пытающихся
понять: что же творится вокруг? Кто стрелял в Регину Петровну? Кто и зачем взорвал
грузовик, убив лихую девятнадцатилетнюю шоферицу Веру, еще недавно
мчавшую детдомовцев по пыльной дороге на консервный завод?
Но настоящая литература — в последнее время мы опять-таки в том убедились
— не спешит навеять “сон золотой”. Она призывает читателей к раздумьям и
душевной работе, к сомнениям в себе, вниманию к окружающим. Она служит
предостережением будущему.
Эта гуманная идея, увы, обернулась невиданной жестокостью.
И можно ли без сочувствия
следить за той поистине героической борьбой за выживание, которую ведут два
близнеца, самоотверженно, поддерживающие друг друга? Да, вот она жизнь
детдомовцев с ее редкими и скудными удачами, когда сбывается «мечта извечная -
голодного шакала о жертве».
При чем здесь бедные Кузьмёныши? Им-то за чьи грехи отвечать? Им-то почему
надо бежать по зарослям кукурузы, слыша за собой топот лошадиных копыт, треск,
шум погони, ожидая каждую секунду смерти?
За что Колька должен пережить смертельный страх,
превращающий его в маленького зверька: зарыться бы в землю от всего этого
ужаса!
И куда более страшное — за что Сашке висеть на заборе
со вспоротым животом, набитым пучками желтой кукурузы, с початком, торчащим во
рту? Эти пронзительные сцены надолго врезаются в память.
Ни Кузьмёныши, ни другие дети не знают, почему их везут на Кавказ,
но ощущение тревоги, сменяющее радость окончания долгого, изнурительного пути,
охватывает и детей, и взрослых во время длительного перехода от станции к
подножию гор.
И надо бы поставить
точку, но Анатолий Приставкин не может — нужен выход. Погруженный в
беспамятство, Колька возвращается к жизни благодаря самоотверженной работе
своего сверстника чеченца Алхузура. Двое сирот — жертвы одних и тех же
обстоятельств — противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для
живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура. Но даже в этот момент
в тексте появляется одно слово – не прилагательное даже, а причастие « небо, зачернившее окно».
Вот он, мотив доверия к жизни, к ее разумным
нравственным основам. Повесть Приставкина — это страстный призыв к Правде,
Добру, Справедливости, который должен услышать каждый.
Глава 3.
Цвет в повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Целью моей работы было определить роль цвета в идейном содержании повести А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Я выписывала из повести прилагательные (иногда существительные, причастия, глаголы), обозначающие цвета. Получилось 113 карточек. При анализе разделила их на 2 группы: «положительные» отражающие хорошее восприятие мира главными героями; «отрицательные», показывающие трудности и мучения, которые пережили Кузьмёныши.
1. «Отрицательные» цвета.
Слайд №6
«Отрицательные» цвета: серый-10
красный - 18
чёрный - 18
Чем темнее цвет. Тем больше слов, обозначающих его.
Серый цвет. Время войны. В воздухе дым серого цвета. Обращают на себя внимание лица Кузьмёнышей. Они были не просто грустными, а уставшими, замученными; угнетёнными – серого цвета.
Оттенков серого в повести 4: серый, сероватый, серенький, седой.
Автор не мог не использовать красный цвет, потому что была война. Кровавый цвет – цвет смерти и горя. Всего оттенков красного цвета 6: бордовый, коричневый, красный, рыжий, тёмно – красный, кровавый.
Лидером среди отрицательных цветов стал чёрный. Это прилагательное встречается 19 раз! В том числе чёрненький, чернильный, чернобородый, чернота. Все знают, что чёрный цвет обозначает горе, трагедию! Им (черным цветом) просто перенасыщена повесть.
В отдельную группу я выделила слова с корнем «грязь»: грязный, грязненький, грязноватый, а также большое количество его оттенков: грязно-коричневый, грязно-синий, грязновато-серый, грязновато-бордовый, грязновато-желтый. В этой группе 12 слов. Война покушается на всё яркое разнообразие мира, пытаясь уничтожить, замарать светлые тона (жёлтое, синее), точно так же уничтожает всё самое светлое и святое в душах людей.
Обратила внимание на то, что в повести часто встречается слово «пыль»: пыльная тележка, пыльная дорога, пыль над дорогой, встречалась даже «белая пыль». Для меня это ассоциация с попыткой уничтожения чистых, светлых чувств в душе человека. Своей политикой переселения народов Сталин показал всему миру, что люди для него – пыль.
Слайд №5
И ещё одна странность, о которой необходимо сказать. Образ Регины Петровны в восприятии братьев соединяет в себе чёрный и блестящий цвета. У воспитательницы были чёрно – блестящие глаза и черно- блестящие волосы. Мне кажется, что соединение этих двух оттенков передаёт двоякое восприятие женщины: с одной стороны, Сашка и Колька полюбили её, как мать, с другой стороны – из-за неё пережили ещё больше горя.
2. «Положительные» цвета.
Слайд №7
«Положительные» цвета в повести я разбила на 8 групп. 1) Жёлтый – 10 слов.
2) Зелёный – 11слов.
Очень мало синего – 4 и голубого – 4. Прилагательное «светлый» встретилось всего – 3 раза, а розовый – 2.
Удивило меня то, что один только раз в повести встречается описание, в котором использованы целых 3 цвета. И ещё каких! «Она была в ярко-розовом, сверкающем, как золото платье!» - Регина Петровна. Светлый нежный человек в судьбе несчастных детдомовцев. Братья тайно мечтали о том, чтобы она стала их матерью. И только этой единственной тайной не делились друг с другом.
14 слов вошло в центральную, главную группу цветов – золотой (9), золото (2), золотило (1), золотистый(1), серовато-золотистый(1). В них всё: наше детство, наши мечты, наше прошлое, то есть – сама жизнь. Сюда можно отнести прилагательные блестящий (3), сверкающий (1).
Самая большая группа состоит из слов, обозначающих белый цвет:
Белоснежный - 3, белобрысый – 1, белокаменный – 1,забелённые – 1,засеребрились – 1, белый – 20. Всего – 27 слов.
Часто в тексте используются словосочетания: белые халаты, белые врачихи.
Горы, куда хотели съездить Кузьмёныши, были тоже белые. Белый цвет в жизни – это чистота, невинность. В повести – ещё и чистые, безгрешные души детей.
Глава 4.
Несчастные жертвы античеловеческого дела.
В конце повести, когда описываются страшные мгновения смерти Сашки и омертвевшего от ужаса Кольки, в авторском тексте абсолютно нет слов, обозначающих цвет. Есть только 4 страшных прилагательных.
Слайд№8
Оставшийся в живых брат, уже ничего не боясь — “все худшее, что могло с ним случиться, он знал, уже случилось”,— везет близнеца сквозь ночь и разговаривает с ним, заботливо укладывая его в железный ящик, обложив мешками, чтобы не было холодно. Изуверство, учиненное над Сашкой, не причина, а следствие. Уже после Колька услышит разговор, который объяснит разыгравшуюся трагедию: “толковали о черных”, “об одной операции, которую провели за три часа, включая десять минут на погрузку”. Насилие порождает насилие, преступление — преступление. Несчастной жертвой становится ни в чем не повинный подросток. Вот она, слезинка замученного ребенка, подчеркивает необратимость зла, которое порождено античеловеческим делом.
Эта больная тема — трагедия депортированных народов — вибрирует в книге А. И. Приставкина особым звуком. В Колькином сердце место убиенного Сашки занял чеченский мальчик. Это ещё одна удивительная история! Взрослые воюют между собою — дети братаются!
Подводя итоги, я сравнила наиболее часто встречающиеся цвета. Ими оказались «пыльный», «чёрный», с одной стороны, и «золотой», «белый» - с другой. Их можно противопоставить, как противопоставлены, несовместимы детство и война.
Слайд №9
Пыльный (18 ) --------------- золотой ( 18)
Чёрный (19 ) --------------- белый ( 27)
Мы видим, что золотого и пыльного цвета в повести 18. У Кузьмёнышей была мечта съездить на Кавказ, но в итоге они получили много плохого. Стоило ли ехать на Кавказ?!
Лидером среди отрицательных цветов является - чёрный (19), а среди положительных - белый (27). Получается как в сказке, добро побеждает зло!
И надо бы поставить точку, но Анатолий Приставкин не может — нужен выход. Погруженный в беспамятство. Колька возвращается к жизни благодаря самоотверженной работе своего сверстника чеченца Алхузура. Двое сирот — жертвы одних и тех же обстоятельств — противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура. Но даже в этот момент в тексте появляется одно слово – не прилагательное даже, а причастие « небо, зачернившее окно».
Вот он, мотив доверия к жизни, к ее разумным нравственным основам. Повесть Приставкина — это страстный призыв к Правде, Добру, Справедливости, который должен услышать каждый.
Нет, книгу “Ночевала тучка золотая” надо просто читать. Её не перескажешь.
Всего в повести я нашла 145 оттенков цветов, для такой, немаленькой, повести это очень небольшое количество, ведь речь идёт о детстве – самом ярком и жизнерадостном периоде в жизни человек. (+ «За что?»). И всё-таки «положительных» цветов оказалось больше(79), чем «отрицательных»(66), на 13 слов! Хоть чуть – чуть, но жизнь берёт верх над смертью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.