Диагностика «Цветик-восьмицветик» С.В. ВелиеваПедсовет №2 «Воспитание уважительного отношения к своей семье в период дошкольного детства»
Цель. Выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.
Материал: цветные карточки из набора М. Люшера в виде лепестков цветка по нескольку каждого цвета (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый).Сердцевина цветка – белого цвета. Карточки, изображающие фигурки людей, принятых ребенком за членов семьи, включая его самого.
Процедура тестирования имеет 2 этапа.
Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития. Базыма Б. А
Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от 2,5 лет и старше. Исследования детей в возрасте от трёх до 7 лет показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую.
Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского невроза.
Проблема психологического благополучияВ настоящее время проблема психологического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного и образовательного учреждения приобретает особую актуальность, т.к. проблема детско-родительских конфликтов в семье являются самыми распространенными.Возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений (невротизация, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность и др.), именно на почве семейных факторов: дефектов воспитания, неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного климата в семье, частых психотравмирующих ситуаций и неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций.
Описание симптомокомплексов (СК) к методике ЦТО
№ | СК | Описание СК |
1 | Удовлетворение Покой. | Полное спокойствие, чувство удовлетворения, уравновешенности, гармонии, свободы от напряжения; чувство единства со своим окружением, принадлежность ему; умиротворенная чувствительность, связанная со способностью к сопереживанию |
2 | Волевое напряжение. Настойчивость | Воля к действию, упорство, настойчивость; «Я» обретает высокую ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью; уверенность в собственной ценности; чувство гордости, сознание превосходства над другими |
3 | Активность | Жизненная сила, непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов; страсть ко всему, в чем присутствует жизненная активность и богатство опыта; импульс к активности деятельности; воздействие воли |
4 | Ожидание | Источник света и бодрости; стимуляторы жизни; способность к «излучению» и легкая бодрость, освобождение от проблем, тягот, давления или ограничивающих обстоятельств |
5 | Доверительно | Доверительность, высокая степень чувственной интимности; эмоциональная незрелость; желаемое выдает за действительное |
6 | Физическое стеснение | Потребность в физическом благополучии и чувственном удовлетворении; избавление от каких-либо проблем, которые вызывают у него физическое неудобство, которое может быть связано с конфликтом |
7 | Протест | Компенсационное поведение в крайней форме; отражение всего, протест против существующего положения, провозглашение, что все идет не так, как должно идти; протест |
8 | Отгороженность | Нейтральность: «отрезание» себя от остального мира, хочет, чтобы оставили в покое и ни во что не вмешивали; изоляция, не хочет ни в чем участвовать и изолирует себя от окружающего мира, делает все чисто, механически, не затрагивая душу. |
Для получения качественных показателей определяем четыре основных симптомокомплекса:
1. доминирующий позитивный – включающий пять позитивных выборов из пяти возможных -43%
2. недостаточно позитивный – включающий не более одного негативного выбора -14%
3. полунегативный – включающий не более двух негативных выборов – 21%
4. доминирующий негативный – включающий три негативных выбора -22%
Характеристика семейных взаимоотношений
Характеристика | 1 младшая | 2 младшая | Средняя | Старшая | подготов. | Всего |
1.Высокий уровень эмоциональной привлекательности,близости, симпатии | 2 | 5 | 7 | 11 | 30 -30% | |
2.Сильная взаимосвязь | 3 | 5 | 2 | 3 | 18 -18% | |
3.Отвергаемое ребенком лицо: |
|
|
|
|
| |
4. Конфронтация, частые конфликты | 1 | 2 | 3 | 2 | 8 -8% | |
5.Ребенок ощущает отверженность в семье, стремление выйти из ситуации | 3 | 1 | 15 – 15% | |||
6.Амбивалентность проблемности отношения | 2 | 1 | 6 – 6% |
Результаты диагностики ДОУ№31 (1)показали, что во взаимоотношениях детей в семье прослеживается динамика |
|
Таким образом
итоги диагностики по данной методике позволяют нам говорить о том, что доверительные, близкие, дружеские отношения родителей и детей наблюдаются далеко не во всех семьях. Во многих семьях ребенок чувствует себя одиноким и отверженным. Внимание родителей сводится только к удовлетворению физиологических потребностей детей (одеть, накормить, отправить в детский сад). Дети в этих семьях испытывают дискомфорт и неудовлетворенность отношениями с родителями.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека
Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, составлена программа, направленная на их коррекцию.
Однако, стоит заметить, что прямое значение цвета, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет недостаточно корректным.Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших дошкольников, личностные качества которых практически тождественны взрослым.
ОДНАКО
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.