Туынды тақырыбын пысықтау сабағы
Оценка 4.8

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
10 кл
22.01.2018
Туынды тақырыбын пысықтау сабағы
Публикация является частью публикации:
статья.docx
Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы обучающихся. Преподаватели высшей категории  Бортникова Л.Л., Герасимова Л.А. Великий педагог А.С.Макаренко называл педагогический процесс особым образом   и   ставил   проблемы   разработки организованным   педагогическим   «производством»   педагогической техники. (4) Какую   роль   должно   играть   профессиональное   образование,   чтобы   подготовить человека к самостоятельной жизни и труду? Чтобы выпускник колледжа чувствовал себя комфортно в новых социально­экономических условиях необходимо искать и использовать при обучении   инновационные технологии. Педагог вправе выбрать любую эффективную педагогическую   технологию.   Важно,   чтобы   эта   технология   давала   результат,   помогала формировать прочные знания, умения, навыки. Для сегодняшнего обучающегося  колледжа характерны:  ­ слабая мотивация к обучению; ­ низкий уровень познавательной активности; ­ низкий уровень обучаемости. Поэтому   основная   задача,   приобщить   обучающихся   к   учебной   деятельности, сформировать желание и умение учиться. Осуществить поставленные задачи возможно, используя современные образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология проблемного  обучения, которая опирается на принципы научности, креативности, системности и повышает мотивацию к учебной и познавательной деятельности, активизирует мышление, формирует интерес к изучаемому материалу.  Также  эффективно   развивает  личностные  качества,   позволяет  воспитывать коммуникативную культуру. Технология   проблемного   обучения   не   даёт   готовых   знаний,   обучающиеся самостоятельно   решают   поставленные   задачи.   Это   позволяет   повышать   их исследовательскую деятельность, активизировать процессы понимания, углублять уровень понимания учебного материала. Процесс обучения для современных обучающихся – это возможность использования полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Таким образом,   современный   выпускник   колледжа   должен   стать   обладателем   определённых компетенций, использовать знания для решения практических задач. Для обеспечения способности к становлению компетентной личности может быть использована  технология     проблемно­поискового  обучения,  которая является  одним  из элементов развивающего обучения. Это такой вид обучения, при котором преподаватель организует относительно  самостоятельную  деятельность обучающегося,  в ходе которой они   усваивают   новые   знания,   умения,   исследовательскую   активность,   формируют творчество. Проблемным   обучение   называют   потому,   что   организация   учебного   процесса базируется на принципе  проблемности, а  систематическое решение  учебных  проблем  – характерный   признак   этого   типа   обучения.   Поскольку   вся   система   методов   при   этом направлена на всестороннее развитие обучающегося, его познавательных способностей, на формирование   интеллектуально   активной   личности,   проблемное   обучение   является подлинно развивающим обучением.(1)  Приемы создания  проблемных ситуаций. 1.   Преподаватель   подводит   обучающихся     к   противоречию   и   предлагает   самим   найти способ  разрешения. 2.Сталкивает противоречия в практической деятельности. 3.Излагает разные точки зрения на вопрос. 4. Предлагает рассмотреть  с точки зрения  разных  позиций (родителей, преподавателей, учащихся, директора …) 5.Побуждает обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, искать пути  выхода из ситуации. 6. Ставит конкретные вопросы на обобщение, логику рассуждений… 7.Ставит   проблемные   задачи     недостаточными   или   избыточными   данными,   с неопределенностью   в   постановке   вопроса,   с   противоречивыми   данными,   с   заведомо допущенными   ошибками,   с   ограниченным     временем   решения,   на   преодоление «психологической инерции»…(4)   с   По   сравнению   с   традиционным   образованием,   при     проблемном   обучении усиливается роль самостоятельного образования, инициативность. Самостоятельный поиск решения   проблемной   ситуации   развивает   чувство   ответственности,   повышает самомотивацию,   волю   обучающихся.   Кроме   того,   в   процессе   проблемного   обучения обучающиеся   самостоятельно   выбирают   и   обрабатывают   самые   разные   источники информации. Важной функцией проблемного обучения является повышение мотивации: постоянная   постановка   и   решение   проблемных   задач   поддерживают   неослабевающий интерес и активность обучающихся. Л.В.Занков   представил   технологию   проблемного   обучения   как   сочетание   новых дидактических принципов, построенных с учётом закономерностей соотношения обучения и развития обучающихся, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной. Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях В.В.Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания   учебного   материала,   построенную   на   основе   сочетания   современной формальной логики с логикой диалектической.(2) Проблемное   обучение   характеризуется   системой   не   любых   методов,   а   именно методов,   построенных   с   учётом   целеполагания   и   принципа   проблемности.   Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности,   не   может   достичь   цели   известным   ему   способом,   что   побуждает человека   искать  новый  способ   объяснения  или  способ   действия.  Проблемная   ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. (3) В проблемном обучении, как и в традиционном, признаётся важность всех тех же функций, однако изменяется расстановка акцентов, образовательных целей: ­   развитие   интеллекта,   познавательной   самостоятельности   и   творческих   способностей обучающихся; ­усвоение   обучающимися   системы   знаний   и   способов   умственной   практической деятельности; ­формирование всесторонне развитой личности; ­формирование диалектико­материалистического мышления; ­воспитание навыков творческого усвоения знаний; ­воспитание навыков творческого применения знаний; ­формирование и накопление опыта творческой деятельности; ­формирование   мотивов   обучения,   социальных,   нравственных   и   познавательных потребностей.(3) При   проблемном   обучении   существенно   усиливается   роль   самостоятельного образования, инициативность. При самостоятельном поиске решения проблемной ситуации обучающиеся могут  выбирать  и обрабатывать самые разные источники информации, в том числе   и   те,   с   которыми   они   будут   работать   в   последующем,   и   обращаться   к   этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной программе. Групповая организация работы обучающихся на занятии в процессе проблемного обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном микросоциуме: решение проблемных задач производится в группах небольшого состава.   В   случае   применения   группового   метода   проблемного   обучения   обучающиеся получают навыки коллегиального решения поставленных проблем. Важной   функцией   проблемного   обучения   является   повышение   мотивации обучающихся.   Без   мотивации   учебная   деятельность   практически   невозможна.   В   этом отношении   проблемное   обучение   имеет   выигрышное   положение   по   отношению   к традиционному, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность обучающихся.  Существуют   различные   классификации   методов   проблемного   обучения.   Так,  по способу решения проблемных задач выделяют следующие методы: ­проблемное изложение (педагог сам ставит проблему и самостоятельно её решает); ­совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с обучающимися); ­исследование   (педагог   ставит   проблему,   а   решение   достигается   обучающимися самостоятельно); ­ творческое обучение (обучающиеся и формулируют проблему, и находят её решение).(1) М.И.   Махмутов   в   зависимости   от   способа   представления   учебного   материала (проблемных ситуаций) и степени активности обучающихся выделял шесть методов: ­метод монологического изложения; ­рассуждающий метод изложения; ­диалогический метод изложения; ­эвристический метод обучения; ­исследовательский метод; ­метод программированных заданий.(1) Первые   из   них   представляют   варианты   изложения   учебного   материала преподавателем,   вторые   три   –   варианты   организации   самостоятельной   учебной деятельности обучающихся. Следует   помнить,   что   нельзя   в   любом   простейшем   вопросе   видеть   проблему   и нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным открытиям. В   рамках   реализации   одного   из   элементов   проблемного   обучения (исследовательского)  обучающиеся  по специальности «Начальное образование» провели следующую работу: ­ исследование по выявлению слов­паразитов в речи сверстников – «Слова­паразиты в речи молодежи»  (с использование  личностно­ориентированного  подхода); ­ исследование  по употреблению в речи молодежи XXI века устойчивых выражений, в ходе которого было обнаружено, что чаще всего молодые люди используют их в искаженном виде с негативным оттенком. В связи с этим провели ряд мероприятий по предупреждению и устранению  фразеологизмов сленгового характера из речи обучающихся: устный журнал «Правильно ли мы говорим?», лингвистический конкурс «Искусство звучащего слова»… Также исследовательский метод обучения применяем  при работе над рефератами. (Сравнительный анализ учебников для начальной школы нового поколения…). Одна  из форм технологии проблемного обучения – тестирование, которое помогает осуществлять объективную, эффективную и быструю диагностику знаний обучающихся и получить   реальную   картину     успеваемости.   Также   тестовая   форма   активизирует деятельность   обучающихся   на   занятии,   существенно   экономит   учебное   время.   Тесты привлекают внимание тем, что дают точную   количественную   характеристику не только уровня достижений обучающегося по конкретному предмету или теме, но и могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ решения проблем,  сравнивать правильный и неправильный результат… Применяем   в   работе   тесты­задания   разного   типа:   с   выбором   ответа,   в   форме «вопрос­ответ», поиск «лишнего» варианта, определение общего для нескольких явлений. Задания носят не только контролирующий, но и творческий характер, предоставляющий возможность самостоятельного поиска ответа на вопросы разного уровня трудности. Активно   практикуем   в   своей   деятельности   тестовые   задания   на   установление правильной   последовательности   действий.   Это   более   сложный   тип   задания   в   тестовой форме, в процессе выполнения которого испытуемый конструирует ответ из предложенной неупорядоченной последовательности слов или выражений. Задания   на   установление   правильной   последовательности   эффективны   для проверки   знаний   хода   процесса,   цепочки   событий,   действий   и   операций,   а   также определений и понятий. Они помогают формировать алгоритмическое мышление, знания и умения. Задания этой формы хороши как в качестве  средства  контроля знаний , так и  в качестве средства обучения. Инструкции к заданиям этой формы имеют вид: упорядочите или установите правильную последовательность. В практической деятельности используем данный вид тестов для проверки знаний, например: ­ упорядочить героев произведения в порядке их появления; ­ установить правильную последовательность литературных направлений; ­установить   правильную   последовательность   предложений   текста   с   учетом   логики высказывания; ­ упорядочить методы и приёмы обучения в начальной школе; ­­ установить правильную последовательность фонетического разбора. Таким   образом,   использование   технологии   проблемного   обучения   на   занятии повышает   мотивацию   учебной   деятельности,   активизирует   познавательную   активность, способствует реализации интеллектуального потенциала обучающихся. Но следует отметить, что эту технологию, несмотря на высокую эффективность, нельзя считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий. Использованная литература 1.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.  М.Педагогика, 1983 2.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.Педагогика, 1984 3.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. М. Баллас, 1999 4.Проектная деятельность в образовательной среде 21 века. Учебное пособие ­10 изд.М.  2009.

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы

Туынды тақырыбын пысықтау сабағы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018