ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»
Оценка 5

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
18.08.2018
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: «Работа воспитателя по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании, и преодолении негативных черт характера» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА 1.1. Актуальность изучения негативных черт характера 4 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ 2.1. Методика работы со студентами по самосовершенствованию 7 2.2. Практика проведения тестирования, анкетирования, игр-тренингов 12 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 22 Список литературы 23 Приложения 24
Творческая работа-Гавриловчук-Шмыгановская.docx
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: «Работа воспитателя по оказанию помощи студентам, в личном  самосовершенствовании, и преодолении негативных черт  характера»     Разработали:   Психолог: Е.А. Гавриловчук Воспитатель Л.И. Шмыгановская г.Тирасполь СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ   3 ГЛАВА  I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА 1.1. Актуальность изучения негативных черт характера   4 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ 2.1. Методика работы со студентами по самосовершенствованию   7 2.2. Практика проведения тестирования, анкетирования,  игр­тренингов 12 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Список литературы Приложения 22 23 24 ВВЕДЕНИЕ Каждый   человек   уникален   и   неповторим.   У   каждого   свой   набор положительных   и   отрицательных   свойств,   которые   он   получил   генетически,   от воспитания в семье, от всего, что он прочитал, услышал, увидел. Недаром говорят, что все мы родом из детства, а последующая жизнь – это реализация программы, заложенной в подсознании. Студентки, которые приходят в общежитие, уже имеют свой   жизненный   опыт,   багаж   ценностей,   сложившийся   характер   отношений   с другими людьми, свои цели, особенности. Целью  творческой   работы   является   раскрыть   практический   опыт воспитателя общежития по оказанию помощи студентам в самосовершенствовании преодоления негативных черт характера. На основании цели, перед нами стояли задачи: ­ изучить теоретические аспекты негативных черт характера; ­ обобщить и систематизировать свой опыт работы ­ воспитателя общежития; ­ провести анализ работы воспитателя в области преодоления негативных черт характера студентов. Теоретической основой  работы послужили работы Г.Ковалева, Н.Козлова, Сизанова А.Н., Пивовар В., Пугачева В.П., Преображенской Н. и др. Практическая   значимость  заключается   в   том,   что   опыт   автора,   можно применять в других учебных заведениях СПО, НПО ПМР. Структура работы – традиционная. Состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА 1.1. Актуальность изучения негативных черт характера Сформированные   особенности   характера,   темперамент оказывают решающее влияние на их жизнь, делая её счастливой или не счастливой. Причины   своих   жизненных   неудач   порой   девушки   не   понимают,   не   осознают истоков   своего   плохого   поведения,   невезения,   не   умеют   правильно   решать возникающие проблемы, досягать поставленных целей. Чтобы помочь студенткам понять самих себя, преодолеть негативные черты характера, поведения мешающие им жить, я провожу следующую работу.   поведения, Во первых, а это один из самых трудных моментов в работе, я стараюсь у девушек   пробудить   интерес   и   желание   самосовершенствоваться.   Известно,   что совершенных людей нет, счастливых тоже маловато, как и преуспевающих. Мы ведём   откровенные   разговоры,   обсуждаем   вопросы   типа:   «Почему   мало счастливых?», «Кто  я?», «Чего  хочу  в  жизни  добиться?», «Кого  и  что  ценю   в жизни?», «Для   кого   и  для   чего   я   живу?»,  «Что   моя   жизнь   значит   для   других людей?», «Что для меня в жизни является важным?», «Какие ценности для меня главные?», «Чего хотели бы мои родители для меня (от меня)?», «Отражает ли мой   нынешний   образ   жизни   мои   ценности?»,   и   другие   вопросы.   Которые   их интересуют.   При   обсуждении   подобных   вопросов   девушки   начинают   глубже задумываться над тем, кто они на самом деле, что думают о себе, что они делают со   своей   молодой   жизнью,   куда   сегодняшнее   их   поведение   приведёт.   Они становятся   более   сознательными,   ответственными   за   своё   здоровье,   жизнь, начинают чувствовать себя взрослее.  Если любой человек оглянется назад, то поймёт, что раньше другие люди несли ответственность за него. Когда был малышом, ответственность несли мать и отец, дедушка и бабушка. У каждого было по разному. Когда учился в школе, учителя   несли  ответственность   за   знания.  Теперь  девушки   вылетели   из   дома   в самостоятельную жизнь. В общежитие некоторые из девушек поступают так, что позже самим бывает стыдно за своё поведение. Практически взрослым девушкам родители, преподаватели, воспитатели до сих пор говорят, как себя вести, что знания нужны им самим, а не кому либо, что учиться нужно хорошо, чтобы стать классным   специалистом,   что   плохим   поведением   они   могут   искалечить собственную жизнь. Но люди не любят назиданий, считают их как насилие над их личностью.   А   чтобы   назиданий   не   было,   каждая   девушка   должна   взять ответственность на себя за свою жизнь, здоровье, свою судьбу. Только научившись отвечать за себя, за свои поступки становишься ответственным и перед другими. Что значит взять ответственность на себя? Это значит, что надо просто любить себя, относиться к себе по доброму, жить красиво, достойно, не причинять себе же зла, учиться делать поменьше жизненных ошибок, так как в жизни человеческой черновиков нет, набело живём. Естественно,   что   все   хотят   жить   счастливо,   многие   желают   узнать   свою будущую судьбу, ходят к разным гадалкам, предсказателям, читают гороскопы, ждут   и   надеются,   что   счастье   само   придёт   к   ним.   Плывут   в   лодке   жизни   по течению   и   даже   вёсла   не   берут,   чтобы   грести   в   нужном   направлении.   Другие девушки верят во властную руку правящей судьбы, верят в то, что судьба уже предопределена,   то   есть   «На   роду   написано».   Но   такие   взгляды,   говорю   я девушкам,   полностью   исключают   собственное   участие   в   улучшении   в   своей личности, жизни.  Во время бесед я рассказываю о выдающихся людях, особенно женщинах, привожу   примеры   из   сегодняшней   жизни   людей,   их   успехах   и   неудачах.   Так например, часть наших выпускников работают в административных и судебных органах ПМР, в милиции (Гузун­Котеля Оксана, Гузун Олеся, Голодная Арина, Зотович­Кочуровская Евгения, Пашура Татьяна, сёстры Саракуца Алёна и Ирина, Чёрная Наталья, и др.). Девушки, будучи студентками, достигли успехов в учёбе, проявили   твёрдость   характера,   целеустремлённость   и   в   результате   достигли желаемого.   А   такие   как   Бондарь   А.   и   часть   других   девушек   безответственно отнеслись к учёбе, к себе, и уже в этом году были отчислены из техникума. Во время беседы мы вместе анализируем причины успехов и неудач. Девушки учатся думать, анализировать, связывать причину и следствие. Мы   обсуждаем   отдельные   черты   характера,   поступки,   то,   к   чему   они приводят. Иную девушку я спрашиваю: «Ты хочешь жить так то и так то?».  «Нет», отвечает она. Тогда мы вместе поэтапно в своих рассуждениях приходим к тому, что сегодняшнее её поведение приведёт её именно к той жизни, которую она не хочет.   И   только,   поняв   всё   это,   девушка   сознательно   хочет   изменить   своё поведение,   или   какую   ­   то   черту   характера   в   лучшую   сторону.   Она   начинает понимать,   что   работать   над   собой   нужно   долго,   упорно,   чтобы   создать   в   себе новую привычку, новый лучший стиль поведения. Мы   говорим   о   современной   жизни,   стараемся   её   понять,   размышляем. Например,   в   начале   прошлого   века   США   была   страной   энергичных,   умных   и кипящих   жизнью   людей.   Возник   культ   сильного   человека,   преклонение   перед человеческой красотой, умом и силой, перед богатством. Американские боевики захлестнули и нашу страну. Мы видели зло и насилие. Начали подражать. У нас появились самоуверенные крутые бизнесмены, преуспевающие люди, но…  В последнее время американское искусство стало качественно меняться. И вот уже женщина в фильмах от сильного, преуспевающего, волевого, но грубого богача уходит к тому, кого она бросила ранее, потому, что у него не было больших денег. Уходит потому, что он умеет любить, нежный, внимательный, заботливый. А сильными   личностями   начинают   происходить   странные   вещи.   Они   начинают болеть,   спиваются,   увлекаются   наркотиками,   болеют   дурными   болезнями, становятся душевными инвалидами. Иметь достаточно денег – хорошо, но делать их   целью   и   смыслом   жизни   нельзя!   Это   не   проходит   бесследно.   Нет   тёплых доверительных отношений, каждому только до себя любимого, а иногда и себя­то любить   по   доброму   не   могут.   Человек,   не   умеющий   любить   хотя   бы   кого   то, гибнет.   Жизнь   его   становится   холодной   и   пустой.   Привожу   примеры   из знаменитых произведений Джека Лондона, где описаны экстремальные ситуации, сильные люди, суровость морской жизни, где человек может всё. У этих героев ощущение  огромной  уверенности  в себе.  Или,  двое,  чтобы  отомстить, рискуют своей   жизнью,   много   дней   преследуют   человека   в   ледяной   пустыне,   а   затем убивают его и возвращаются домой довольные и счастливые. Зачем? Подумайте. Сильные   красивые   люди   часто   оказываются   довольно   высокомерными, мстительными, жестокими. У них нет чувства любви и сострадания. Ведь главный признак силы – это не унижать и давить кого то, а сохранить светлые человеческие качества в любой ситуации. Сильный тот, кто может помочь другому. Вопрос:   «Почему   часто   сильный   и   обеспеченный   человек   погибает   или спивается?». На большом количестве примеров и жизни я стараюсь показать, какие отрицательные черты характера и поведения наносят вред жизни, учёбе, здоровью, счастью. Интересно   проходят   ролевые   игры,   когда   девушки   маленькими   группами разрешают ту или иную ситуацию. Потом каждая группа даёт своё решение выхода из ситуации. Девушки определяют и объясняют, чьё решение лучше и почему. Если подобная ситуация произойдёт в их жизни, то рецепт выхода из сложной ситуации у них уже будет.  Чтобы   девушки   лучше   узнали   себя,   определили   над   какими   своими недостатками   необходимо   работать,   я   провожу   ряд   тестов.   Часто   девушки   не осознают свои недостатки, не умеют видеть себя со стороны. После определённой подготовки самые смелые могут сесть на «Чёрный стул», то есть открыто признать то,   что   мешает   им   жить,   уже   не   обижаются,   а   радуются,   когда   им   подруги доброжелательно   указывают   на   плохие   черты   характера.   Это   указывает   на духовный рост. Признаться при всех в чём ­ то плохом – признак силы, покаянья, желание стать лучше. ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ 2.1. Методика работы с студентами по самосовершенствованию Свою   работу   со   студентами   первого   курса,   я   начинаю   с   тестирования, которое помогает мне лучше узнать девушек, понять над чем, в первую очередь я должна работать с ними. Девушкам же тесты помогают понять, что необходимо совершенствовать в себе.   Так,   например,   тест   «Дерево»   помогает   выявить   тип   личности,   черты характера. Дерево – символ жизни и символ человека, его духа, мыслей, чувств и стремлений. Анализ рисунков даёт яркое представление о рисовавшем.  Например, маленькое дерево Насти К. говорит о неумении проявить себя, а обозначение места, на котором стоит дерево, говорит о том, что она нуждается в укреплении своего места в жизни. Наличие плодов на дереве Ангелины Д. говорит, что   она   стремится   к   результативности.   Очень   большой   размер   дерева свидетельствует   о   её   внутренней   свободе   и   т.д.   Сломанное   дерево   у   Оли   Т. означает, что у неё в жизни было сильное потрясение.  «Геометрический тест» (Приложение 1) помогает выявить индивидуальные особенности. Например, выбор геометрических фигур Вике Б. говорит, что из неё может   получиться   хороший   руководитель.   Выбор   фигур   Аней   В.   говорит   о   её ранимости, о сомнениях в своих возможностях, о том, что её нужно подбадривать, работать с ней по созданию привычки (навыку) к более решительным действиям, веры в свои силы. Тест   «Ать­два   левой!»   требует   мало   времени   для   своего   проведения,   но много даёт для психологического портрета. Например, тест помог определить, что Лена  П.  имеет  самый  сильный  тип характера, что  она энергична, инициативна, упорна   в   достижении   целей.   Её   избрали   старостой   этажа,   потом   она   стала председателем совета общежития. Тестирование   помогает   быстро   и   чётко   узнать   человека,   выделить   его лучшие черты, предотвратить возможные плохие поступки. Этот тест необходимо проводить в начале учебного года. По результатам теста воспитатель составляет представление   о   новом   своём   коллективе.   Интересны   девушкам   тесты   «По лабиринту   характера»,   «Цените   ли   вы   своё   здоровье?»,   «За   что   тебя   любят подруги? За что тебя не любят?», «Большая любовь или лёгкое увлечение?», и др. Из результатов теста не только я, но, что более важно, сами девушки узнают себя лучше, свои сильные и слабые стороны, понимают над чем им надо работать в первую   очередь.   Большинство   девушек   вовлекается   в   работу   по самосовершенствованию   с   удовольствием,   ибо   каждый,   в   конечном   счёте интересен сам себе.  В выходные дни, когда воспитатель более свободен, девушки приходят в кабинет с просьбой провести тот или иной тест, поговорить о наболевшем. Под моим   руководством   они   занимаются   тестированием   друг   друга.   Они   ощущают пользу от такой работы, часто раскрывают свои интимные проблемы, просят совет в определённых ситуациях. Работа по самосовершенствованию отвлекает девушек от улицы, плохих компаний, делает их жизнь более осознанной и ответственной. Они   задумываются   над   последствиями   своих   неразумных   поступков, отрицательных черт характера или дурных привычек. Девушки размышляют над вопросами: «Такая ли я на самом деле, как думаю о себе?», «Кем и какой хочу стать через 5, 10, 30 лет?», «Как и почему так ко мне относятся родные, друзья?», «Какие у меня способности, чтобы стать такой то?», «Что мне мешает достичь цели?»,   «Как   я   собираюсь   использовать   свои   способности   и   преодолевать препятствия?», «Почему люди бывают счастливы в браке?» и др. Так, как наши девочки будущие юристы, а им для работы необходимо для работы хорошо знать не только законы, но и человека. Студентки знакомятся и изучают поведение человека в зависимости от темперамента, голоса, речи, мимики, жестов.   Они   учатся   быть   наблюдательными,   внимательными   к   окружающим   их людям и к своей собственной жизни. Я предлагаю девушкам быть честными перед собой   и   признать   в   себе   те   качества,   которые   мешают,   например, взаимоотношениям   друг   с   другом.   Мы   обсуждаем   причины   высокой   и   низкой самооценки   человека   и   её   последствия.   Зная   свои   достоинства   и   недостатки, каждый человек может изменить себя, стать таким человеком, каким он хочет. Безусловно,   для   этого   надо   иметь   огромное   желание,   долго,   кропотливо, терпеливо,   целенаправленно   работать   над   собой.   Каждая   девушка   должна сотворить   себя,   свою   личность.   Для   этого   нужно,   во   первых,   определить,   что хочешь изменить в себе, какой стать. Например, определить, что вы хотите стать более   сердечной,   дружелюбной,   действовать   более   чётко,   быть   уважаемой другими.   Способности   сил   ума   всегда   помогут   представить   себе   те   качества, которые вы хотели бы устранить, и качества, которые вы хотели бы развить в себе. Во вторых, надо составить мысленный сценарий, чтобы представить себя в новой роли. Эта процедура составляет фундамент изменений, потому, что человек создаёт свою новую индивидуальность или характер примерно так же, как это бы мог сделать режиссер фильма или спектакля. Потом, вновь и вновь репетируя эту роль мысленно, человек укрепляет реальность этого нового образа. Человек будет смотреть на себя по­ другому, действуя уже в реальном мире, что поможет так же ему действовать по другому.  В третьих, надо претворить свой сценарий в жизнь. Теперь надо играть новую роль и деятельность, которую вы создали для себя, и испытать их на практике в реальных   ситуациях.   Например,   если   вы   решили,   что   хотите   быть   более дружелюбным человеком, и представили, как ведёте себя с подругами, то так и действуйте, представляя себе свой мысленный образ, как образ более отзывчивого человека, который вызывает у других только положительные реакции.  Как же определить, что вы хотите изменить в себе, какой стать? Начните с того, что обдумываете черты характера, которые хотите развить в себе, и затем решайте,   какие   качества   наиболее   важны   для   вас¸   чтобы   работать   над   их приобретением в первую очередь. Взять лист бумаги и ручку, разделить лист на две   колонки.  В  первой  записать   все  черты  и   привычки,  от   которых   вы   хотите избавиться. Записывать всё, что приходит в голову, и не пытаться рассуждать, реально ли для вас избавление от этих качеств. Затем во второй колонке запишите черты   которые   вы   хотите   приобрести.   В   некоторых   случаях   они   могут   быть обратны   чертам,   от   которых   вы   хотите   избавиться.   Записывайте,   не   пытаясь критиковать или оценивать это. Не рассуждать, реально ли для вас приобрести эти качества.  Потом просмотреть список  черт,  от которых  хотите  избавиться. Для каждой   из   них   назовите   противоположную   черту,   которую   вы   хотели   бы приобрести.   Например,   обидчивость   –   умение   понять   и   простить.   Затем вычеркнуть   слово   обидчивость.   Затем   установить   приоритеты.   Поочерёдно рассмотреть   каждую   из   черт   и   определить,   на   сколько,   она   важна   для   вас.   В первую очередь начать работу по развитию наиболее важных для вас черт. Как только  вы  почувствуете  уверенность,  что  сделали  их  своими  индивидуальными качествами,   необходимо   перейти   к   следующим   чертам   в   списке   в   порядке   их приоритетности.   Работать   надо   с   верой   в   успех,   постоянно,   творчески,   с удовольствием. Замечая изменения, сравнивая себя с собой прежней, похвалить себя   за   изменение   в  лучшую   сторону,  даже   устроить   себе   праздник   за   успехи. Такую работу довести до автоматизма, ввести в подсознание.  Психология образа собственного Я­ключ к личности и поведению. Нервная система   не   может   отличить   фактическую   ситуацию   от   воображаемой.   Надо представить, что уже обладаешь нужными качествами. Ведь не подлинная природа вещей определяет поступки и чувства человека, а мысленные образы. Например, человек пугается человека в медвежьей шкуре. Если мысленный образ Я искажён, то   и   реакция   на   внешние   обстоятельства   будет   не   соответствующей обстоятельствам. Например, зависть – это укор  собственной судьбе  за отсутствие  чего то, неумение   самому   добиться   желаемого,   желание   сделать   плохо   тому,   кому завидуешь.   Это   чёрное,   больное   чувство.   Надо   не   завидовать,   а   менять   себя, концентрировать свою волю для осуществления своих желаний. Каков человек, такова и его жизнь. Человек должен владеть собой, а не позволять другим людям и обстоятельствам диктовать ему, как себя чувствовать и как реагировать. Надо научиться владеть своими эмоциями, а не выполнять предписания из вне: «Рассердитесь, заплачьте». Надо выработать привычку быть счастливой, так как   многое   из   того,   что   девушки   называют   несчастьем,   лишь   плод   их субъективного восприятия. Девушки под руководством воспитателя расширяют своё   понимание   жизни,   мира,   меньше   ссорятся,   понемногу   начинают   позволять себе жить и думать иначе, чем они жили в первые дни поселения в общежитие. Мир порой не такой как кажется. Я даю им пример двух спорщиков, которые сидят напротив друг друга и доказывают, что перед одним цифра 6 а перед другим 9. У каждого своя точка зрения, своё понимание жизни. Или: поссорились две подруги, так как верили в свою собственную иллюзию о   другой,   наделяли   подруг   несуществующими   качествами,   а   потом   наступило разочарование. Пример, Ира Д. пустила о себе «славу», что занимается боксом, её подруга по  общежитию  Юля А. поверила в это и прервала дружбу с другой девочкой. Когда   же   узнала,   что   новая   подруга   занимается   лёгкой   атлетикой,   Юля   А. разочаровалась в Ире, а ведь они живут в одной комнате. После бесед с обеими девушками между ними наступил мир. Девушки пришли к пониманию, что надо научиться   видеть   мир   таким,   каков   он   есть,   больше   работать   над   собой,   а   не нервничать по поводу того, что люди не такие, какими нам хотелось бы их видеть. Примерившись Юля и Ира теперь бегают по вечерам вместе кросс.  Действия человека, его чувства, убеждения, поведение лишь результат его собственных представлений и убеждений. Надо учиться быть хорошим актёром, уметь разыгрывать роли в воображении. Мы все играем какие то роли в жизни: дочери, подруги, студентки, соседки и т.д. В воображении необходимо больше уделять внимание деталям: цвету, звукам, запахам и т.д. Если мысленно отработать образ, то в нужную минуту будешь действовать автоматически. Попытки изменить себя, привычки, убеждения с помощью усилий или силы воли делает обратные результаты. Надо не напрягаться, а расслабляться. Так как воля и воображение вступают в конфликт, в котором побеждает не воля, а воображение.   Усилие   препятствует   избавлению   от   любой   дурной   привычки. (курение, алкоголь, наркотики). Даже заики при расслаблении говорят хорошо. Например, если человек в гостях напряжён, то становится не ловким, скованным. Только через разум можно побороть плохие привычки, поступки. В памяти надо удерживать только хорошие, приятные успешные действия, радостные события, игнорировать неудачи, не бредить старые раны. Ведь человек больше помнит свою боль, обиды, чем  радостные   события.  Поэтому  надо  свою  память,  подсознание отчистить   от   неудач!   Не   надо   себя   обсчитывать   и   обкрадывать.   В   человеке автоматически действует механизм удачи или неудачи. Например, когда пианист играет,   то   не   думает   на   какие   клавиши   поставить   палец,   то   есть   действует автоматически,   выработав   привычку.   Жизнь   –   это   не   преодоление   трудностей, жить надо весело и интересно. Надо изменить свои отрицательные мысли, свой внутренний, мешающий жить багаж, выбросить ненужный груз из подсознания. Так, собираясь утром на занятия, создайте себе приподнятое настроение, промурлычьте   задорную   песенку   и   скажите   себе,   что   день   будет   удачным.   По дороге улыбайтесь сокурсникам, держитесь ровно и с достоинством, радуйтесь жизни и наступившему дню. Ведь осанка и выражение лица не только определяет соответствующее   внутреннее   состояние,   но   и   в   значительной   мере   формирует отношение человека к окружающим. И не надо создавать себе проблемы. Надо самим делать из жизни сказку! Прекрасную и радостную! Человек сам порождает внешнюю среду, значит, изменив внутреннюю можно изменить и внешнюю. Никогда не унывать! Даже в каждом отрицательном явлении есть искорка положительного (в каждой бочке дёгтя есть ложка мёда). Например, за столом подруга разбила твою чашку. Сказать себе и ей «К счастью!». Ни кричать, не плакать, не обвинять. Искать только светлые, хотя бы лучик даже в тёмном. Ещё один пример из жизни общежития. Оля П. – сирота. Пришла к нам скованной, молчаливой, друзья у неё взрослые люди. В личной беседе, я узнала, что ещё с детства она мечтала стать юристом. В общежитии она чувствовала себя одиноко. Многочасовые беседы с Олей и тестирования – дали свои плоды. Она участвует в общественной жизни общежития.   Я   поручила   отвечать   ей   за   санитарное   состояние,   подобрала   ей   в команду двух хороших активных девочек (Надю К. и Олю А.). В этой должности Оля   работает   уже   два   года.  В   ней   раскрылись   новые   качества:   взаимопомощь, доброжелательность,   справедливость,   требовательность   к   себе   и   подругам, ответственность за порученное дело, за свой этаж.  Подопечных   я   учу   работать   со   своими   мыслями,   которые   должны   быть всегда   целенаправленными,   их   нельзя   разбрасывать   во   всех   направлениях,   «не гнаться   за   двумя   зайцами   одновременно».   Насколько   организованны   и целенаправленно   упорядоченные   мысли,   настолько   будет   достигнут   результат. Цель   у   каждого   должна   быть   чёткой   и   ясной,   а   к   ней   приложена сконцентрированная воля. Пример создания микро портрета. Каждая девушка мысленно рисует свой портрет   в   воображении,   отражает   в   нём   все   свои   лучшие   качества,   которыми обладает,   представляет   себя   такой,   какой   хочет   быть.   Например,   яркие искрящиеся глаза, лицо со спокойной улыбкой, выражающее любовь, понимание, расположение ко всем – стараться это испытывать на самом деле. Лёгкая походка, стройная фигура, всегда прекрасное настроение. Чувствовать себя удивительным, интересным   замечательным   человеком.   Известно,   что   любая   мысль,   которая возникает у человека, вызывает какие либо химические и физические реакции в мозгу.   Если   вглядываться   в   свой   обновлённый   портрет,   размышлять   о   нём,   то таким образом можно  заложить  оттиск  своего  Я в мозг. А  те мысли,  которые находятся   там,   словно   магнит   притянут   и   обстоятельства.   Значит,   если   любая девушка заложит в мозг свой обновлённый портрет, свой новый имидж, то станет такой, как на этом портрете. Человек – творец, может и способен творить всё, включая себя. Самое главное – это совершенствовать свои мысли, иметь только положительное   мышление,   верить   в   себя,   не   рассчитывать,   что   кто­то   другой сделает тебя счастливым, успешным и т.д. Стать хозяйкой судьбы или её рабыней – выбор надо сделать самой.  Работу по самосовершенствованию мы начинаем с первого курса. Дойдя до выпускного курса уже в девушках видим плоды нашей с ними работы.  Способов   самосовершенствования   много.   Каждый   выбирает   тот,   который ему ближе.  Можно заниматься аутогенной тренировкой, саморегуляцией по Х. Алиеву, пользоваться советами С.Н. Лазарева, психологов А. Свияша, Г. Ковалёвой.  Так Г.Ковалёва советует «Правила хорошего настроения», которые направлены прежде всего на приобретение и накопление положительных эмоций. Но, так же важно   одновременно   избавляться   от   отрицательных   эмоций,   снижать   их   силу, длительность и степень выраженности. Хорошо усваиваются студентками приёмы «Положительных установок». Установки ­ это то, во что мы искренне верим, к чему стремимся, к чему готовим   себя.   Они   определяют   и   наши   суждения,   и   поведение   «Установка   на нормальное   здоровье»,   «На   успех   среди   друзей»,   «На   хорошую   оценку   на экзамене» и т.д. Словесные установки должны даваться в положительном ключе. Большую помощь в своей работе воспитателя оказывают работы психолога Николая Козлова. В его книгах «Книга для тех, кому нравится жить», «Истинная правда, или учебник по жизни», «Философские сказки для обдумывающих житьё, или весёлая книга о свободе и нравственности» мы находим ответы на многое «КАК?». Нейролингвистическое программирование (НЛП) так же используем в своей работе.   НЛП   –   это   практика   психологической   работы.   Ведь   психологию,   как золушку, каждый одевает в свои одежды, задаёт ей свой взгляд, понимание, язык. В НЛП занимаются только тем, что может изменить самого человека, его взгляд на мир, а не людей, которые его окружают, так как причина напряжённости кроется в самом человеке. Например, девушка смотрит на проблему с разных точек зрения:  1. Собственными глазами;  2. Глазами подруги с которой конфликт.  3. Потом смотрит на этот конфликт как бы со стороны. Размышляет, делает выводы и её напряжение снимается. Таким способом мы гасим внутрикомнатные конфликты. Эмп тия   (греч.  аа ἐν 2.2. Практика проведения тестирования, анкетирования, игр­тренингов В   своей   деятельности   мною   уделяется   внимание   таким   качествам   и   чертам характера, как: эмпатия, самооценка, самосознание, толерантность и др.  — «в» + греч.   — «страсть», «страдание») — осознанное   сопереживание   текущему   эмоциональному   состоянию   другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[7]. Соответственно эмп т ­ это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат»   не   является   научным   термином,   и   используется   преимущественно   в фантастике. Например, мы проводили данный тест. аа πάθος Диагностика способности к эмпатии ­ опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна Способность к  сопереживанию ­  эмпатии ­  понимается  в  психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь   и   поддержку.   Такое   отношение   к   людям   подразумевает   развитие гуманистических   ценностей   личности,   без   чего   невозможна   ее   полная самореализация.   Поэтому   развитие   эмпатии   сопровождает   личностный   рост   и становится   одним   из   его   ведущих   признаков.   Эмпатия   помогает   человеку соединиться с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества. Эмпатичность руководителя   позволяет   ему   лучше   понимать   своих   подчиненных,   всемерно учитывать «человеческий фактор» в процессе управленческой деятельности. Для диагностики   способности   к   эмпатии   может   быть   применен   опросник   А. Мехрабиена   и   Н.   Эпштейна,   состоящий   из   33   предложений­утверждений. Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «—» с каждым из них. 1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко. 2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать. 3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства. 4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют. 5. Когда кто­то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать. 6. Я считаю, что плакать от счастья глупо. 7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей. 8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств. 9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие. 10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди. 11.  Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными. 12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми. 13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно. 14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки. 15. По­моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными. 16. Когда я вижу плачущего человека, то я сам (сама) расстраиваюсь. 17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой). 18.   Когда   я   читаю   книгу   (роман,   повесть   и   т.п.),   то   так   переживаю,   как   будто   все,   о   чем   читаю, происходит на самом деле. 19. Когда я вижу, что с кем­то плохо обращаются, то всегда сержусь. 20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются. 21.   Если   мой   друг  или   подруга   начинают   обсуждать   со  мной  свои   проблемы,   я  стараюсь   перевести разговор на другую тему. 22.  Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут. 23. Чужой смех меня не заряжает. 24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет. 25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем­то угнетены. 26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из­за пустяков. 27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных. 28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге. 29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей. 30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение. 31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм. 32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг. 33. Маленькие дети плачут без причины. Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений: Ответ Номера утверждений­предложений Обработка результатов. Согласен "+" 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19,25,26,27,29,31 Не согласен "­" 2,3,4,6, 11, 13. 15,20,21,22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 Пол Уровень эмпатических тенденций Высокий Мужчины 33 — 26 Женщины 33 — 30 Средний 25 — 17 29 — 23 Низкий 16 — 8 22—17 Очень низкий 7—0 16—0 Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными ниже: Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше   у   женщин.   Вероятно,   это   связано   с   влиянием   культурных   особенностей, ожиданий   и   стереотипов,   проявляющихся   в   поощрении   большей   чуткости   и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации. ВЫВОДЫ: Испытуемая – Ольга, 17лет. Набрала ­18бал. На основании ключа теста, можно сказать, что у Ольги низкий уровень эмпатии для   девушки/женщины.   Это   свидетельствует   о   не   высокой   степени   к сопереживанию, отзывчивости, состраданию. Самооценка  ­   это   представление   человека   о   важности   своей   личной деятельности   в   обществе   и   оценивание   себя   и   собственных   качеств   и   чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В   качестве   основного   критерия   оценивания   выступает   система   личностных смыслов индивида. Функции самооценки: 1.Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора 2.Защитная,   обеспечивающая   относительную   стабильность   и   независимость личности 3.Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности   и   достижений   индивида.   В   теории,   самооценка   —   это   оценивание человеком самого себя. Самосознание ­ не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность ­ самооценивающее существо. Люди могут оценивать   себя,   свои   поступки   и   действия.   Без   самооценки   трудно   и   даже невозможно   самоопределиться   в   жизни.   Верная   самооценка   предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые   цели,   строго   оценивать   течение   своей   мысли   и   её   результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы  «за»  и  «против»,  отказываться   от   не   оправдавшихся   гипотез   и   версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.   Адекватное   или   неадекватное   отношение   к   себе   ведет   либо   к гармоничности   духа,   обеспечивающей   разумную   уверенность   в   себе,   либо   к постоянному   конфликту,   порой   доводящему   человека   до   невротического состояния.   Максимально   адекватное   отношение   к   себе   —   высший   уровень самооценки (Спиркин А.Г.). Тест «САМООЦЕНКА». Вариант методики, разработанный Н.М. Пейсаховым на основе работ СА. Будасси, Н.А. Викторова, О.С. Чугуновой. Вариант методики, разработанный Н.М. Пейсаховым на основе работ СА. Будасси, Н.А. Викторова, О.С. Чугуновой. В предложенном варианте содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми.   Во   втором   блоке   сосредоточены   черты   характера,   имеющие   прямое отношение   к   поведению.   В   третьем   блоке   представлены   качества,   связанные   с деятельностью субъекта, а в четвертом — признаки субъективных переживаний. Инструкция: 1. Разделите лист чистой бумаги на четыре равные части, обозначив каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. 2.   В   четырех   наборах   слов,   представленных   после   инструкции,   приводятся положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими, которые для вас наиболее ценны. Какие это качества и сколько их ­ каждый решает сам. 3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств, и так до самого конца. В итоге должно получиться четыре набора идеальных качеств. 4. После этого внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого   набора,   и   найдите   среди   них   такие,   которыми   вы   обладаете   реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, а затем к третьему и четвертому. III Внимательность Дальновидность Дисциплинированность Скорость Любознательность Находчивость Последовательность Работоспособность Скрупулезность I Вежливость Заботливость Искренность Коллективизм Отзывчивость Радушие Сочувствие Тактичность Терпимость Чуткость Активность Гордость Добродушие Доброжелательность Приветливость Обаятельность Общительность Обязательность Сострадательность Откровенность Справедливость Совместимость Требовательность II IV Взволнованность Веселость Восторженность Жалостливость Жизнерадостность Любвеобильность Оптимистичность Сдержанность Стыдливость Удовлетворенность Чувствительность Добросовестность Инициативность Интеллигентность Порядочность Смелость Твердость Уверенность Честность Энергичность Энтузиазм Аккуратность Вдумчивость Деловитость Мастерство Понятливость Собранность Точность Трудолюбие Увлеченность Усидчивость Бодрость Бесстрашие Душевность Милосердие Нежность Свободолюбие Сердечность Страстность Хладнокровность Хладнокровность Настойчивость Принципиальность Решительность Самокритичность Самостоятельность Уравновешенность Целеустремленность Обработка:  подсчитать   количество   реальных   качеств,   которые   нашел испытуемый.  Подсчитать   количество   идеальных   качеств,   а   затем   вычислить   их процентное отношение. Результаты сопоставить с оценочной шкалой. Низкий Муж. Жен. 0—34 0 — 37 Ниже среднего 35 — 45 38 — 46 Уровни Средний 46—54 47 — 56 Выше среднего 5 — 63 57 — 65 Высокий 64 66 Интерпретация: самооценка, по мнению авторов, может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой   достижимые   цели,   которые   можно   осуществить   на   деле.   К   оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными  словами,  оптимальная самооценка является итогом постоянного  поиска реальной   меры,   то   есть   без   слишком   большой   переоценки,   но   и   без   излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности и переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. Но самооценка может быть и неоптимальной ­ чрезмерно завышенной или слишком   заниженной.  На   основе   завышенной   самооценки   у   человека   возникает неправильное   представление   о   себе,   идеализированный   образ   своей   личности   и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек   идет   на   игнорирование   неудач   ради   сохранения   привычной   высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание»   всего,   что   нарушает   представление   о   себе,   идеализированный образ «Я». Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным  — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает   полностью.   Поэтому   справедливое   замечание   воспринимается   как придирка,   объективная   оценка   результатов   труда   ­   как   заниженная.   Неуспех представляется как следствие чьих­то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что   это   все   ­   следствие   собственных   ошибок,   лени,   недостатка   знаний, способностей   или   неправильного   поведения.   Возникает   тяжелое   эмоциональное состояние   ­   аффект   неадекватности,   главной   причиной   которого   является стоимость   сложившегося   стереотипа   оценки   своей   личности.   Если   же   высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят   перед   собой   труднодостижимые   цели,   ограничиваются   решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Прикладная   социальная   психология.   /Под   редакцией   А.Н.   Сухова   и   АЛ. Дергана. — М, 1998. С. 571 — 574 Выводы: Испытуемая – Ангелина, 19 лет, студентка. Набрала ­66бал. Это – завышенная самооценка.  Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что   это   все   ­   следствие   собственных   ошибок,   лени,   недостатка   знаний, способностей   или   неправильного   поведения.   Возникает   тяжелое   эмоциональное состояние   ­   аффект   неадекватности,   главной   причиной   которого   является стоимость сложившегося стереотипа оценки своей личности. Возможно – это случилось в силу воспитания в семье, и культивирования ребенка (это делают многие родители). Тест   ­   ИССЛЕДОВАНИЕ   НАПРАВЛЕННОСТИ   И   СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ   ЛИЧНОСТИ   ПРИ   ПОМОЩИ   МЕТОДИКИ «НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ САКСА И ЛЕВИ» Методика относится к группе проективных и состоит из 60 незавершенных предложений,   которые   могут   быть   разделены   на   15   групп.   Каждая   из   групп характеризует в той или иной степени систему отношений испытуемого к семье, к представителям   противоположного   пола,   к   вышестоящим   по   служебному положению   и   подчиненным   и   др.   Вполне   возможно   составление   на   основе предложенного своего списка незавершенных предложений, позволяющего учесть особенности конкретной организации и задачи исследования. Порядок   проведения:  испытуемым   раздается   бланк   методики   и предлагается закончить начатые предложения. Ввиду того что некоторые группы предложений   оказываются   сложными   для   обследуемого,   так   как   касаются интимной   стороны   их   жизни,   рекомендуется   в   инструкции   сообщать,   что исследование проводится с целью тренировки памяти или внимания либо умения быстро формулировать предложения. Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом. С этой целью возможно ограничение испытуемых во времени. Инструкция:  «Мы   хотели   бы   проверить,   в   какой   мере   вы   владеете способностью   быстро   формулировать   мысли.   На   бланке   приводятся   60 незавершенных   предложений.  Прочитайте  их  и  завершите,  вписывая   первую  же пришедшую вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое­либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». 1. Думаю, что мой отец редко... 2. Если все против меня, то... 3. Я всегда хотел... 4. Если бы я занимал руководящий пост... 5. Будущее кажется мне... 6. Мое начальство... 7. Знаю, что глупо, но боюсь... 8. Думаю, что настоящий друг... 9. Когда я был ребенком... 10.  Идеалом женщины (мужчины) для меня является... 11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной... 12. По сравнению с большинством других семей, моя семья... 13. Лучше всего мне работается с... 14. Моя мать и я... 15. Сделал бы все, чтобы забыть... 16.  Если бы мой отец только захотел... 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы... 18. Я мог бы стать очень счастливым, если бы... 19.  Если кто­нибудь работает под моим руководством... 20. Надеюсь на... 21. В школе мои учителя... 22.  Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь... 23. Не люблю людей, которые... 24. До поступления на эту работу я... 25. Считаю, что большинство людей... 26. Супружеская жизнь кажется мне... 27.  Мое положение в семье можно сравнить с положением... 28. Люди, с которыми я работаю... 29. Моя мать... 30. Моей самой большой ошибкой было... 31. Я хотел бы, чтобы мой отец... 32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что... 33.  Моим самым тайным желанием в жизни было... 34. Мои подчиненные... 35. Наступит тот день, когда... 36. Когда ко мне приближается мой начальник... 37. Хотелось бы мне перестать бояться... 38. Больше всего люблю тех людей, которые... 39. Если бы я снова стал молодым... 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)... 41.  Если бы у меня была нормальная половая жизнь... 42. Большинство известных мне семей... 43. Люблю работать с людьми, которые... 44. Считаю, что большинство матерей...   . 45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если... 46. Думаю, что мой отец... 47. Когда мне начинает не везти, я... 48.  Больше всего я хотел бы в жизни... 49. Когда я даю другим поручение... 50. Когда я состарюсь... 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю... 52. Мои опасения не раз заставляли меня... 53.  Когда меня нет, мои друзья... 54. Моим самым живым воспоминанием детства является воспоминание... 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)... 56. Моя половая жизнь... 57. Когда я был ребенком, моя семья... 58. Люди, которые работают со мной... 59. Я люблю свою мать, но... 60. Самое худшее, что мне случилось совершить... № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 Отношение к отцу Отношение к себе Нереализованные возможности Отношение к подчиненным Отношение к будущему Отношение к вышестоящим лицам Страхи и опасения Отношение к друзьям Отношение к своему прошлому Отношение к противоположному полу Сексуальные отношения Отношение к семье 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 16 18 19 20 21 22 23 24 25 26 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 27 28 57 58 12 13 14 15 42 43 44 45 Обработка   результатов:  все   предложения   в   соответствии   с   ключом разносятся   по   шкалам,   после   чего   производится   качественный   анализ   каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно   оценивается,   как   «+1».   Если   высказывается   отрицательное   отношение, предложению   приписывается   оценка   «—1».  Если   предложение   нейтрально,  оно оценивается   в   0   баллов.   Данные   отмечаются   на   бланке   (отдельно   по   каждому предложению   и   суммарно   по   шкале),   где   графически   отображается   профиль направленности и отношений личности. Группы предложений Номера предложений Ключ 14 15 Отношение к сотрудникам Отношение к матери Чувство вины Такая   количественная   оценка   облегчает   выявление   у   обследуемого дисгармоничной   системы   отношений.   Но   более   важно,   кончено,   качественное изучение дополненных предложений. Выводы: 29 30 59 60 Испытуемая – Елена, 17лет. Дисгармония:  1. Отношение к отцу ­ высокая 2. Отношение к себе – высокая 3. Нереализованные возможности – высокая 4. Отношение к будущему – страхи 5. Чувство вины – высокая 6. Страхи и опасения – высокая. Необходима беседа с психологом. Также нами проводятся игры и тренинги, например: Техника – тренинг «Необычные вопросы» «Необычные вопросы» 30 минут Иногда бывает нужно заставить группу над чем­то задуматься. В этом случае задавайте вопросы, которые заставят участников группы увидеть в новом свете очевидные и знакомые вещи. Члены группы учатся понимать друг друга и видеть то, что скрывается за повседневным поведением других людей. Первый вопрос, который Вы можете задать какому­либо члену Вашей группы, таков: «Расскажи нам что­нибудь об истории твоего имени — кто тебе его дал, почему и какие оно вызывает у тебя чувства? Расскажи и о твоей фамилии — что она означает и что значит   лично   для   тебя   и   твоих   родных:   гордитесь   ли   вы   вашей   фамилией, накладывает ли ее ношение на тебя какие­либо обязательства? И наконец, если тебе давали какие­то прозвища, как ты их воспринимал? Как нечто унизительное или,   наоборот,   гордился   ими?».   Для   многих   участников   подобные   вопросы окажутся   необычными,   над   которыми   они   никогда   не   задумывались;   другие, наоборот, очень часто над этим размышляли. Замечания ­ Можно задавать и другие вопросы: ­Что привело вас в эту группу? ­Что вам нравится в стиле работы вашей группы? ­Приведите какие­нибудь афоризмы, цитаты, стихотворные строчки, которые вам очень нравятся и создают хорошее настроение. ­Расскажите о вашей точке зрения на какой­нибудь важный для вас вопрос. ­Чего вы ожидаете от командной работы в группе? ­Какие условия вам необходимы, чтобы раскрыть в группе свои таланты? ­А что бы больше всего мешало вам при этом? ВЫВОДЫ: Данный тренинг/игра, позволяет развивать у «игроков»  возможность быстрого мышления. Рассматривать одни и те же вопросы, с разных  точек зрения. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В   своём   общежитии   мы   занимаемся   так   же   немного   физическим совершенствованием   и   духовным.   Человек   един,   всё   в   нём   взаимосвязано.   В физическом   отношении   мы   даём   ряд   упражнений   для   коррекции   фигуры. (красивая осанка, походка, для талии, живота и т.д.), упражнения для мышц лица (мимика).   Некоторым   девушкам   нравится   колланетика,   которая   требует   мало места, времени, а даёт много. В психологическом отношении мне нравится работа по системе П.Т.Бурлана. Его система помогает изменить ход событий вокруг себя в благоприятном направлении. На занятиях по его системе царит смех, весёлая раскованность   –   атмосфера   в   которой   исчезают   психологические   барьеры, комплексы. Человеку не нужны для обучения по его системе особые способности, сложные ритуалы и долгое обучение. Например, шуточный Я­кательный перевод для   предотвращения   конфликтной   ситуации.   В   каждом   человеке   живёт   вера   в чудо. Особенно сильно ожидание чуда в детстве. Он верит в волшебников и сам является одним из них. С возрастом же мир становится непредсказуемым, и в нём не   остаётся   места   для   чудес.   Но   в   глубине   души   каждого   человека   теплятся детские воспоминания, которые иногда подымаются на поверхность. Сотворите же сказку для себя, для близких людей! Сила и энергия человека в нём самом. Всё живое, включая самого человека, произрастает из семени, в котором есть всё для жизни   и   роста.   Каждый,   наверное,   замечал,   как   трава   даже   сквозь   асфальт пробивается. Эта сила, которая помогает сломать асфальт или преодолеть другое препятствие, ­ это желание жить, быть самим собой, раскрыть и отдать всё, что дано природой, не взирая не на какие обстоятельства. Путь к счастью – это путь к пониманию и самосовершенствованию. Считаю,   что   моя   работа   со   студентами,   позволяет   им:   по   другому посмотреть на себя, раскрыть и признать негативные черты характера, понять себя лучше, выделить положительные черты в себе. Воспитательный опыт свыше 30 лет, показывает, что для каждого поколения студентов необходимо находить разные методики работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Справочник классного руководителя № 11/2011г. 2.   Справочник   классного   руководителя   и   заместителя   директора   по   ВР №12/декабрь/2012г. 3. Г.Ковалев. Психология хандры, или выход есть. Москва,2003г. 4. Н.Козлов. Книга для тех, кому нравиться жить, или психология личностного роста., Москва, 2000г. 5. Н.Козлов. Философские сказки для обдумывающих житьё, или веселая книга о свободе и нравственности., Москва, 2001г. 6. Сизанов А.Н.Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – Минск: Харвест, 2004.– 576 с. 7. Пугачев В.П.Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов.– М.: Аспект Пресс, 2000.– 285 с. 8. Пивовар В.Энциклопедия хороших манер.– СПб.: Динамит, 2001.­251 с. 9. Преображенская Н. Ваши деловые качества.– Екатеринбург: У­Фактория, 2003.– 256 с. 10. Лобавин М.Л.Хочешь узнать себя? Нет проблем!– Челябинск: Издание фирм «Атоксо» и СТ «Пресса», 2002.– 240 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Разработана в США доктором психологии Сьюзен Деллингер, которая много лет проработала с персоналом и обобщила свой опыт в психогеометрии. Психогеометрия личности В чем суть: В основе психогеометрии лежит пять типов личности, которым соответствуют геометрические фигуры. Посмотрите на фото внизу в течение 10 секунд и из предложенных фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник,   круг   и   загзаг)   выберите   ту,   с   которой   ассоциируете   себя.   Оставшиеся   фигуры пронумеруйте   в   порядке   убывания   предпочтения.   Выбранная   фигура   и   определяет   основные   черты характера. А последняя фигура, в вашем пронумерованном списке, может обозначать персоны, контакты с которой будут наиболее затруднительными для вас. Следует отметить, что речь идет не столько о типах личности, сколько о привычных для человека установках и способах поведения. Также имейте ввиду, что результат работает «здесь и сейчас», а не на протяжении всей жизни. Интерпретация результатов: Квадрат Главная   черта   характера   тех,   кто   выбрал   квадрат   –   трудолюбие   в   сочетании   с   организованностью, упорством,   терпением   и   твердостью,   а   также   пунктуальностью,   чистоплотностью   и   практичностью. Выбор квадрата в качестве основной фигуры может свидетельствовать о склонности к аналитическому мышлению и рациональности. Такой человек все свои дела стремится сделать максимально хорошо и эффективно.   А   поскольку   умеет   управлять   собой   и   организовывать   других,   то   может   занимать руководящие должности. Человек­квадрат   отличается   консерватизмом,   строгим   соблюдением   правил   и   норм,   и   отсутствием спонтанности   и   креативности.   Стремится   упорядочить   и   систематизировать   все   вокруг   себя   – пространство, вещи, любую информацию, с которой работает. Ему нравится, когда информация подается в соответствии с жесткой логикой. Выбравший квадрат человек любит, чтобы речь изобиловала фактами, цифрами и тезисами, желательно, со ссылками на источник, из которых взята. Предпочитает порядок, распланированную жизнь. Разборчив в знакомствах, не любит шумных вечеринок. В конфликтах часто уходит   от   прямого   столкновения.   Это   хороший   администратор   и   исполнитель.   Проигрывает   в оперативности действий, контактности с разными лицами. Женщины, выбравшие квадрат, организованны, пунктуальны,   придирчивы,   внимательны   к   деталям.   Они   терпеливы,   трудолюбивы,   настойчивы   в достижении цели, тверды в решениях и склонны к строгому соблюдению правил и инструкций. Не любят выделяться. Люди­квадраты говорят, как правило, тихо, предпочитая не повышать голос без надобности. И   не   терпят   повышенных   тонов   и   у   других.   При   этом   их   речь   отличается   ясностью,   точностью, логичностью и обстоятельностью. Она бывает, как правило, несколько монотонной, «механической». Для них характерно употребление речевых штампов. Педантичность, скрупулезность и последовательность проявляются и в выборе одежды. Эти люди предпочитают строгий, классический стиль, сдержанные, неяркие тона. Они опрятны, сухощавы. Нежелание выделяться проявляется и в жестах, которые скупы и невыразительны. Треугольник Те, кто ассоциирует себя с треугольником, безусловно, сильные личности, весьма уверенные в себе и деятельные.   Они   не   любят   сидеть   на   месте,   стремятся   всегда   находиться   в   гуще   событий.   Выбор треугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о развитом честолюбии и власти любой   ценой.   Они   прирожденные   лидеры.   Нетерпеливость   –   одна   из   главных   черт   их   характера. Треугольники могут прервать вас на полуслове, но лишь потому, что уже уловили суть ваших мыслей. Эти   люди   решительны,   энергичны,   неудержимы,   умеют   ставить   ясные   цели   и   достигать   их, концентрируясь на главном, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Это прекрасные менеджеры и политики. Жаждут быть первыми и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других, побеждать конкурентов. Хорошо чувствуют выгоду. Треугольники любят риск, бывают нетерпеливы и нетерпимы, с трудом признают ошибки. Эгоцентричны, но люди тянутся к ним и идут за ними. Женщины, выбравшие   треугольник,   сконцентрированы   на   достижении   цели,   уверены   в   себе,   решительны   и импульсивны. Для них характерны высокий уровень самооценки, склонность к риску, бьющая через край энергия, высокая работоспособность и тяга к развлечениям. Люди­треугольники весьма контактны и, не испытывая никакого дискомфорта, могут с любым завязать беседу. Их речь отличается логичностью, доходчивостью и афористичностью. Она бывает, как правило, эмоциональной, красочной, быстрой и четкой. Им дано умение задеть собеседника «за живое». Для них характерны   громкий   голос   и   низкий   тембр,   употребление   жаргонных   слов   и   выражений,   анекдотов. Соответственно и жестикуляция тех, кто ассоциирует себя с треугольником, довольно непринужденная. Предпочитают   модную,   элегантную   одежду,   выдержанную   в   классическом   стиле.   Отличаются ухоженностью,   умением   следить   за   собой   и   любовью   к   дорогим   вещам.   Походка   –   уверенная   и раскованная, с плавными движениями. Круг Основная   ценность   для   этого   типа   –   люди   и   общение   с   ними.   Это   крайне   контактные   и доброжелательные   представители   рода   человеческого,   занимающие   позицию   миротворца   в   любых конфликтах. Даже в деловых переговорах они не могут удержаться, чтобы не задать оппоненту личный вопрос.   Выбор   круга   в   качестве   основной   фигуры   может   свидетельствовать   о   доверчивости, общительности,   ориентации   на   мнение   окружающих   и   нерешительности.   Человек­круг   прекрасный слушатель, ему всегда можно «поплакаться в жилетку». Он переживает чужую боль, как собственную, потому как в нем развито эмоциональное восприятие. И порадоваться, разделить счастье может как никто другой. Кстати, благодаря тонкой душевной организации «круги» прямо­таки ходячие детекторы лжи,   тонко   чувствуют,   когда   их   обманывают.   Те,   кто   выбрал   круг   сторонятся   ответственности, предпочитая   ее   перекладывать   на   других.   Боясь   испортить   отношения,   не   умеют   отказывать,   дают расплывчатые обещания. Женщины, выбравшие круг, доброжелательны, щедры, чувствительны. Для них характерны   склонность   к   сопереживанию   и   стремление   к   заботе   о   других.   Они   отличаются меланхоличностью, сентиментальностью и устремленностью в прошлое. Люди круга любят задушевные беседы и теплую атмосферу. Их речь характеризуется непоследовательностью, нелогичностью и частыми отступлениями   от   главной   темы.   Она   бывает,   как   правило,   эмоциональной,   плавной   и   несколько замедленной. Эти люди обожают шутки, веселы, порой до легкомысленности, щедры. Им свойственен сочный,   густой   голос   низкого   тембра,   употребление   восторженных   оценок   и   комплиментов. Предпочитают неофициальный стиль одежды. Склонны к полноте, женственны и обаятельны. Походка легкая, плавная, с расслабленными телодвижениями. Зигзаг Выбор   зигзага   в   качестве   основной   фигуры   может   свидетельствовать   об   импульсивности мышления, непостоянстве взглядов, изменчивости настроения и отношений с окружающими. Это творцы, генераторы   идей,   одним   словом,   творческие   и   креативные   личности.   Они   предпочитают   мыслить образами и опираться на внезапные прозрения, начисто лишенные логики. Последовательность чужда таким людям от природы. Экспрессивность, несдержанность, эксцентричность – вот черты их характера. А еще они идеалисты, непрактичные и наивные. Впрочем, бывают остроумны, порой даже язвительны. Зигзаги нуждаются в высокой стимуляции деятельности. Генерируя идеи в большом количестве, довольно часто   отдают   их   на   откуп   другим,   так   как   сами   не   способны   довести   дело   до   конца.   Не   терпят субординацию,   любят   свободу   и   независимость,   и   не   поддаются   организации,   ни   в   быту,   ни   в деятельности.   Хаос   –   вот   органичное   состояние   людей­зигзагов.   А   еще   это   самая   сексапильная фигура.Им характерна резкая смена настроения. Сегодня человек­зигзаг может вам улыбаться, а завтра не заметит. Игнорирует условности и принятые нормы. Крайне нетерпим к чужим слабостям. При этом сам   падок   на   лесть.   Женщины,   выбравшие   зигзаг,   мечтательны,   восторженны,   непрактичны   и непосредственны. Для них характерны позитивная установка на все новое, устремленность в будущее, бунтарская жажда переустройства. Они отличаются отсутствием самодисциплины, безалаберностью в финансовых вопросах и самодостаточностью. Речь образна, ярка, непоследовательна и ассоциативна. Она бывает,  как  правило,  эмоциональной,  торопливой и  зажигательной.  Голос имеет  много  оттенков,  его тембр   варьируется   от   очень   высокого   до   низкого.   Лексика   богата   и   разнообразна,   характеризуется употреблением оценочных слов и выражений.Отдают предпочтение модным экстравагантным нарядам. Склонны к смешению стилей и небрежности в одежде. Могут появиться в обществе в мятом костюме и чувствовать   при   этом   себя   комфортно.   Стремительны,   манерны,   с   оживленной   мимикой   и жестикуляцией. Прямоугольник Прямоугольник  часто выбирают люди, которые находятся на этапе перехода из одного состояния в другое. Эта ситуация, отражающая некий личностный кризис, как правило, не длится долго, и человек выбирает более определенный тип поведения, описанный из четырех выше представленных. Словом, это тот, кто ищет лучшее положение или только что изменил его, или предчувствует изменения. Но бывают индивиды, для которых оно затягивается на долгое время. Характерной   чертой,   присущей   человеку   этого   типа,   является   выраженная   внутренняя неудовлетворенность тем, как складывается его жизнь на текущий момент, и желание что­то изменить. Часто   такое   положение   дел   осложняется   состоянием   замешательства,   путанностью   мыслей, непониманием собственных желаний и отсутствием ориентиров в дальнейшем движении. Выбор прямоугольника в качестве основной фигуры может свидетельствовать о непоследовательности, склонности к принятию импульсивных решений, непунктуальности и нервозности. Настроение человека­ прямоугольника   может   многократно   меняться   даже   в   течении   одного   дня,   что   влечет   за   собой   и изменение его поведения. Те, кто предпочел прямоугольник, как правило, непоследовательны, не уверены в   себе   и   имеют   низкую   самооценку.   Они   остро   нуждаются   в   общении.   При   этом   эти   люди   смелы, пытливы. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Чувство собственного несовершенства побуждает их искать способы саморазвития и изменений: больше читать, посещать различные курсы. Женщины, выбравшие прямоугольник, болезненно любознательны, внушаемы, доверчивы и наивны. Часто становятся жертвой чужих манипуляций. Для них характерна поспешность в решении вопросов. Речь прямоугольников отличается неуверенностью, невнятностью и сбивчивостью. Она бывает, как правило, эмоциональной и аритмичной: то убыстряется до скороговорки, то замедляется вплоть до пауз. Поэтому эти люди предпочитают простую манеру разговора. Они не способны ясно и четко донести свою мысль. Для них характерны колебания громкости голоса и высоты тона, употребление междометий и «слов­паразитов». Неуверенность проявляется и в движении. Жесты неуклюжи и невыразительны. Особых предпочтений в одежде нет. Люди­прямоугольники не отличаются аккуратностью и характеризуются полнейшим отсутствием стиля Анализ личности по системе Сьюзен Деллингер Иногда возникает ощущение, что сами себя не понимаем, но зато когда результаты теста говорят нам, что мы умные, талантливые, целеустремленные, то мы очень радуемся тому, что наши подозрения подтвердил независимый источник    Что интересно, если результаты не слишком соответствую нашим ожиданиям, то мы утверждаем, что тест этот неправильный и доверять ему нельзя. Хотя чаще всего тест говорит правду, просто мы не хотим в нее верить    Психогеометрия   ­   система   анализа   личности,   которая   была   разработана   в  США.   Её  автор  ­ доктор психологии Сьюзен Деллингер(Susan Dellinger). Она много лет проработала с персоналом и свой опыт обобщила в психогеометрии. Теперь этой системой пользуется почти каждый кадровик в США и очень многие в России.  Эта методика анализа личности позволяет определить:  ­к какому типу личности относится человек,  ­какие качества ему присущи,  ­предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации и всё это очень быстро, для теста пригодится ручка и бумага.  Посмотри на этот рисунок и выбери фигуру с которой ты себя ассоциируешь или которая тебе больше всего нравится, может ту, на которую упал первый раз взгляд. Потом выбери вторую по интересности фигуру,   третью   и   так   далее.   Главное   здесь   не   придумывать   ничего   и   выставить   фигуры   в   порядке предпочтения за 10 секунд.    Психогеометрия   утверждает,   что   психотип   человека   напрямую   связан   с   определенными геометрическими фигурами.  Диагностическими являются первые две фигуры и последняя. Принцип теста таков ­   Первая выбранная вами фигура ­ та фигура, качество которой есть в вас сейчас и будет в ближайшие 5­6 лет.  Вторая ­ ваше истинное “Я”. Базовая фигура, остается всегда.  Третья фигура ­ фигура симпатий. То, что нам нравится в других людях.  Четвертая фигура ­ “слепое пятно”, то что мы не понимаем в других людях.  Пятая ­ “конфликт”.  Главное правило ­ нет “плохих” или “хороших” фигур. Самое главное, чтобы фигура была на своем месте.   А теперь описание значений фигур.  Квадрат Квадрат ­ это очень хороший исполнитель, который делает всё, как надо. Это является и его минусом, потому   что,   при   отсутствии   чётких   инструкций,   он   теряется   и   не   знает,   что  делать.   Квадрат   очень трудолюбив и практически всегда доводит начатое дело до конца.   Он любит систематизировать и упорядочивать всё вокруг себя ­ пространство, вещи, информацию. Из­за этой   особенности   часто   слывет   специалистом   в   своей   области.   Если   посмотреть   на   рабочий   стол квадрата, то сразу бросается в глаза, что все бумажки лежат одна к одной, всё чётко и лежит параллельно друг к другу. К сожалению, квадраты редко становятся руководителями, потому что не могут принимать решения интуитивно, а собирают как можно больше информации, чтобы не ошибится. Обычно квадраты ­ очень логичные люди, со скупой мимикой и слабым проявлением эмоций.   Квадрату лучше всего быть исполнителем. Хороший пример этого типа личности ­ военный.  Треугольник  В психогеометрии треугольник ­ это лидер. И действительно, у него большое основание и есть чёткая направленность. Для треугольника присущи такие качества, как целеустремленность, движение к цели и уверенность.   Основной критерий, по которому можно отличить треугольника ­ хорошо развитые лидерские качества. Этот человек прирожденный управленец, потому что всегда знает, чего хочет и уверен во всём. Иногда уверен до такой степени, что даже не слушает окружающих, которые, бывает, говорят дельные вещи. :) Он быстро принимает даже непопулярные решения из­за чего быстро продвигается к своей цели. Учиться быстро, только если это входит в его планы. В работе для треугольника важнее всего карьера, ради которой он пойдет даже на нарушение своих моральных норм. Лучшая профессия для треугольника ­ это человек власти, руководитель или депутат.  Круг, как известно, без острых углов и даже в психогеометрии.:) Вот и этот тип личности не любит вступать в конфликты и любит, чтобы вокруг была дружба, понимание и теплая атмосфера.   Из этого следует, что такие люди, легко сходятся с окружающими, но не всегда бывают хорошими организаторами   из­за   нелюбви   к   принятиям   непопулярных   решений.   Можно   сказать,   что   куда   круга двинешь, туда он и покатится, потому что зацепиться нечем. Межличностные отношения для кругов стоят на первом месте и, если круги не психологи по профессии, то психологи по жизни. Из­за этой особенности может страдать дело на работе, так как приоритет на отношениях, а то, что работа стоит ­ не очень   важно.   Внешне   круга   можно   отличить   по   расслабленным   движениям,   летящей   походке, доброжелательности, которая из него сочится. Одет неформально, в удобную, широкую одежду. Пусть круг будет тамадой. ;)  Круг Зигзаг  Единственная разомкнутая фигура в психогеометрии ­ зигзаг. Основные качества у него ­ креативность, неожиданность, интуитивность. Зигзаг ­ непредсказуем, не любит чётких и вообще любых границ. Его носит из стороны в сторону за счёт чего получается очень хорошо генерировать новые идеи. У истинных зигзагов логика отсутствует напрочь, а есть широкий полёт фантазии. Из­за этого логикам, например, квадратам сложно с ними общаться, нет же чёткой структуры разговора, а есть перепрыгивания с одной темы на другую через третью. Зигзаги пребывают в мечтах, иногда даже больше, чем в реальной жизни. Оттуда и появляются все их идеи. Пример зигзага ­ дизайнер или актёр.  Прямоугольник   По психогеометрии прямоугольник ­ это неусточивость, любознательность, неуверенность и сомнения, поиск нового, переходная форма. Люди­прямоугольники ­ это те, кто находится в поиске себя или с переходным периодом в жизни. Прямоугольники могут быть разными, но есть и то, что их объединяет ­ это состояние запутанности, непонятности. Это неудовлетворённые собой или жизнью и они тянутся к лучшему. И своей любознательностью и поиском привлекают себе новых людей. Такой период в жизни случается у каждого человека . Обычно эта фигура выбирается в переходный период в жизни. Стадия временная, но может затянуться.  P.S. Есть еще немного информации по сочетанию разных знаков. Последовательность в сочетании неважна, описание одинаково актуально для всех типов с данными фигурами.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Работа по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  «Работа  по оказанию помощи студентам, в личном самосовершенствовании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2018