В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Проект по ознакомлению с трудом швеи
«Ателье для модницы Катюши»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Труд важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного
возраста, в процессе формируется личность ребенка, складываются
взаимоотношение. Труд – это могучий воспитатель, в педагогической
системе воспитания. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты
руку ребенка. Труд – это то, что развивает маленького человека,
поддерживает его, помогает, ему самоутвердится. Трудолюбие и
способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого
раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно
творческий труд делает человека богатым духовно. Основной путь
приобщения детей к труду состоит в создании педагогически
целесообразных условий для соответствующих, развитию у детей
чувства сопричастности с миром взрослых, их трудовой
деятельности. А.С. Макаренко.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность
занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители
задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и
склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений
дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана
в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль
представлений детей о профессиях и труде. В детских садах
формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически,
так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий.
Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с
развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный
возраст можно рассматривать как подготовительный,
закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его
пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя
в детском саду, профессии лётчика, милиционера, продавца, но и об
этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило
мало и весьма поверхностно. Между тем в современном миресуществует огромное количество видов труда. Ориентация в этом
океане человеческих занятий является важнейшим звеном
социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование
представлений дошкольников о мире труда и профессий это
необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Исходя из этого, я спланировала работу в данном направлении,
так как считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная
адаптация в обществе напрямую зависит от правильно
организованной работы. Известно, что основным видом деятельности
детей является игра, то будем конечно знакомить детей с
профессией через игру.
Таким образом, был запланирован проект с родителями и
детьми: «Ателье для модницы Катюши»
Тип проекта: познавательно творческий.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Участники проекта: подгруппа дети, педагоги, родители,
работники ателье.
Продолжительность: 2 месяца.
Цель. Вызвать у детей интерес к продуктивной деятельности.
Вызвать желание что – сделать своими руками.
Задачи.
Сформировать представление о труде швеи.
Создать условия для формирования умений работать с тканью
и иглой.
Способствовать эмоционально положительному отношению
детей к труду.
Практическая задача для детей. Сшить платье для куклы.
Работа с родителями: Познакомить родителей с проектом.
Разместить в уголке для родителей памятку трудовое воспитание
детей. Привлечь родителей к созданию коллекций пуговиц, ниток.
Ожидаемый результат: Дошкольники будут проявлять интерес
к продуктивной деятельности. Дети научатся отражать в сюжетноролевой игре особенности профессии. Воспитанники научатся
работать с тканью и иглой.
Этапы проекта.1.Ознакомительный
ноябрь
Игровая ситуация:
«Кукла Катя хочет
нарядное платье к
Новому году»
Поиск информации.
Рассматривание
иллюстраций с
изображением:
ателье, швейной
фабрики, дома моды.
Чтение
художественных
произведений:
Братья Гримм
«Храбрый
портняжка», К.Д.
Ушинский, «Как
рубашка в поле
выросла», Н.Н. Носов
«Заплатка».
Загадывание загадок
о швейных
принадлежностей.
Цель. Развитие
логического
мышления.
Рассматривание
альбомов: «Ткани»,
«Национальная
одежда», «Журналов
мод».
Кукла.
Иллюстрации к
данной теме.
Художественные
произведения Б.
Гримм, К.Д
Ушинского, Н.Н.
Носова.
Картотека загадок.
Альбомы «Ткани»,
«Национальная
одежда»,
«Журналы мод»
2.Основной.
Ноябрь
НОД «Путешествие в
прошлое»,
Цель. Учить
ориентироваться
детей в прошлом и
Альбом «
Путешествие в
прошлое», куклы в
разных нарядах.настоящем одежды
Знакомство с трудом
взрослых
Беседы. Предметы,
украшающие одежду.
«История,
рассказанная
пуговкой».
«Чудесное
превращение
чудесной палочки».
«Откуда берутся
нитки».
Цель. Познакомить
детей с историей
происхождения
швейных
принадлежностей.
« Как заботиться о
своей одежде»
Цель. Учить
систематизировать
детские
представления о
бережном отношении
к одежде, её чистить,
Убирать на место,
аккуратно
складывать.
Экскурсия в ателье.
Цель. Закрепить
знания детей о труде:
закройщика, швеи.
Раскрашивание
Книги» Что было
до…»
Образцы пуговиц,
ниток, иголок.
Иллюстрации к
теме.
Ателье «Портной»
Готовые силуэтысилуэтов платья. «
Красивое платье»
Цель. Учить детей
раскрашивать
силуэты.
Аппликация из ткани
платье. «Юный
модельер»
Цель. Учить детей
работать с тканью,
аккуратно вырезать и
наклеивать.
Трудовое поручение.
Постираем одежду
для кукол.
Цель. Учить детей
выполнять
простейшие трудовые
поручения, помогать
взрослому.
Д/Игра «Я иголки не
боюсь»
Цель. Закрепить
умение безопасного
обращения с иглой;
развивать мелкую
моторику,
воспитывать
внимание,
усидчивость.
Пришиваем пуговицу.
Цель. Учить детей
безопасному
обращению с иглой,
пришивать пуговицу.
платьев, акварель.
Цветная ткань,
ножницы,
бумажные
трафареты
платьев, клей.
Вода, мыло,
кукольная одежда
Дидактическая
игра « Я иголки не
боюсь»
Ткань, нитки,
пуговицы,
ножницы.3 Заключительный
Декабрь
Пуговицы, нитки
разных цветов и
видов.
ПК, Клей, кисти,
трафареты
деталей платья.
Атрибуты к игре.
Материал, нитки,
иголки.
Создание коллекций
пуговиц, ниток.
НОД с
использованием ПК:
«Платье для
Золушки».
Цель. Закрепить у
детей знания об
истории создания
одежды. Уточнить
представления детей
о профессии людей
изготавливающих
одежду. Продолжать
учить вырезать из
бумаги сложенной
вдвое.
Сюжетно ролевая
игра ателье.
Цель. Развивать у
детей игровые
способности,
применять свои
знания в игре.
Готовое нарядное
платье куклы.
Показ мод.
Результат
Дети научились работать с тканью и иглой. Представления
детей о труде швеи обогатились, конкретными навыками и умениями.Воспитанники используют полученный опыт в совместной игровой
деятельности.
Инструментарий оценки
Дидактические игры:
« Разложи по порядку»
Цель. Определить умеют ли дети ориентироваться в прошлом и
настоящем одежды.
«Кто работает в ателье, какие трудовые действия они
совершают?»
Цель. Из набора картинок о труде взрослого выбрать нужные.
Наблюдая за детьми определить, замечают ли они
неаккуратность в своей и чужой одежде. Умеют ли складывать
и весить одежду аккуратно в шкаф и на стул.
Список литературы.
1. Дыбина О.В. Что было до…: Игры и путешествия в прошлое
предметов/ М.ТЦ « Сфера», 2002.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ М.: ТЦ»
Сфера», 2006.
3. Крулехт М, В., Крулехт А.А. Образовательная область « Труд»
СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО ПРЕСС»2012.
4. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. Гл.
ред. Ермолаев С.Д. СПб. ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО
ПРЕСС»2011.5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.
сост. Л.С. Киселёва. М.: АРТИ, 2003.
6. Сыпчеко Е.А. Инновационные педагогические технологии: Метод
проектов в ДОУ/ СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –
ПРЕСС»2012.