Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ
Оценка 4.6

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Оценка 4.6
Лекции
doc
русская литература
3 кл
29.05.2018
Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерная, целенаправленная работа: - познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности: памяти, внимания, мышления и воображения; - задачи должны подбираться с учётом рационализации: от продуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, а затем и к собственно творческим; - система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, оригинальности, умению видеть противоречия и решать их, выдвигать гипотезы и доказывать, а, вообщем, должна быть направлена на развитие познавательного интереса.
Статья в новый сборник.doc
Хакимьянова И. В.                   МБОУ «СОШ  № 9»,  учитель начальных классов             Россия,  г. Бакал   Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ  С самого первого своего урока в школе я  задавала себе  вопросы:  Почему нашим детям на уроке не всегда интересно? Почему жизнь школы  порой так не похожа на цветной,  яркий мир, который сопровождает   ребёнка в его общении  с книгами, друзьями, игрушками?  Уроки и школьная жизнь могут и должны удивлять детей,  вводя их в мир познания, такой же увлекательный, как детские  забавы, и такой же волшебный, как  мир сказки. Есть ли  рецепты, конкретные пути достижения этого? 10.000  уроков – вот, сколько приходится на долю школьника  за годы учёбы. И если они все будут проведены в одной и той  же форме, то это будет скучно, утомительно, однообразно и  для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не  результативен.   Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, желание к  постоянному получению знаний – вот, на мой взгляд, задача  учителя. Одной из главных задач преподавания, действительно,  является развитие познавательного интереса учащихся. Как  только учитель затронет сферу интересов ученика, он сможет  пробиться через броню отчужденности и безразличия, вызвать  простое, естественное удивление перед фактом или  теоретическим выводом, он откроет пред учеником данную  область знаний как источник интереса.  Около 10 лет я посвятила свою работу поискам средств и  приёмов развития у школьников устойчивых познавательных интересов. Путь был тернистым. В практике работы –  формирование познавательных процессов, введение сказочных  сюжетов, проведение нестандартных уроков, интегрированное   и дифференцированное обучение. Это давало и даёт свои  результаты. Но практика и опыт убеждают, что такое учение  имеет невысокий уровень развития, так как главная цель  такого педагогического процесса – запоминание определенного объема учебной информации и умение его воспроизвести. На мой взгляд, образование должно подчиняться принципу, не  тому ЧТО НАДО ЗНАТЬ и ЧЕМУ УЧИТЬСЯ В РАМКАХ  ПРОГРАММЫ, а тому, КАК НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ  ЗНАНИЯ.  И я пришла к этой истине. Воспитание творческого  человека, яркой индивидуальности, развитие думающей,  самостоятельной личности – вот главная цель моей  педагогической деятельности. Обучение ­ ТРИЗ  обеспечивает формирование большинства  показателей творческого мышления детей, поэтому в своей  работе использую элементы и упражнения по ТРИЗ. При  посещении даже одного урока легко определить, по какой  системе работает учитель. Следует только обратить внимание  на задания, предлагаемые учителем – присутствуют ли среди  них творческие на определение теоретических понятий,  составление страниц энциклопедий, по проектированию, по  решению противоречий. Методика решения противоречий                                                Методика решений противоречий составлена на основе  алгоритма решения изобретательских задач, созданного Г.С.  Альтшуллером в ТРИЗ.                                                             Алгоритм решения противоречий:                                           1. Определите проблемную систему.     2. Определите функцию системы (чтобы решить проблему)     3.  Противоположное значение этой функции (чтобы решить  проблему)     4. Система должна выполнить «проблемную» функцию для  того, чтобы….. и должна выполнить «новую» функцию для того, чтобы……     5. Идеальное решение проблемы ­  система выполняет обе  функции при малых затратах. Примеры решений проблем с помощью методики решения  противоречий: И. Куприн «Слон» Родная речь Л.Ф. Климанова, 3 класс Работа над текстом: 1.Игра « Да­нет», отгадкой слово – слон.                             2. Выборочное чтение рассказа.     3.Составление по главному содержанию текста  творческой задачи.     4.Определение проблемных систем.     5.Решение проблем творческой задачи по алгоритму  противоречий. Учитель 1. Учебник (с. 25­28), чтение 2. Составление задачи:   Маленькая девочка нездорова.   Она  больна равнодушием к жизни.  Единственное, что её спасёт – это давняя  мечта: увидеть живого слона. Как  поступить папе?      3. Решение задачи на основе                противоречия.   Проблема І:  Шаг № 1 ­  Где взять живого слона?         Как решить эту проблему? Дети                                                            ­ Не нужно обещать, если не  можешь сделать. ­ Но девочка может  умереть…..    ­ Надо выполнить её просьбу,  она ведь серьёзно больна.              ­ Купить слона.                                                             ­ Но ведь эта семья живёт в  России. У нас не водятся слоны!                                                            ­ Можно заказать слона из Индии  или из Африки.   Шаг № 2  ­ Так в чём состоит наша задача?  ­ Какие будут действия папы? Купить слона. Шаг № 3 ­ Определите противоположное значение  этому действию. Шаг № 4 ­ Запишем противоречие по формуле. Папа должен найти и купить слона для чего?  И он не может купить слона, почему?   ­Кто сформулирует противоречие? Решение задачи:  ­ Где же тогда взять слона?  Шаг № 5  ­ Какое решение задачи будет идеальным? ­ Посоветуйте, что бы вы сделали на месте  папы?     4. Чтение в рассказе, о том, как эту  проблему решил папа (с. 29­31 без  последнего абзаца) Какие появились проблемы после решения  этой задачи?     Учитель    5. Проблема ІІ:   Шаг № 1­ Что для этого нужно сделать? Как решить эту проблему? Шаг № 2  ­ Что для этого нужно сделать? Какое  действие выполнить?  Рассуждение:  Не покупать слона.                                                            ­ Папа должен купить слона для того, чтобы девочка  поправилась и не покупать  слона, чтобы не попасть в долги (слон дорого стоит). ­ Взять напрокат, например, в  зоопарке.  ­ Пойти в цирк и договориться с  дрессировщиком.  ­ Напрокат слонов не дают, это же не вещь, тем более домой!  ­  Пойти в цирк и договориться  с дрессировщиком.  ­ Как привезти слона? Дети ­ Найти транспорт для слона. ­ Привезти слона. ­ Слонов перевозят на большегрузных кораблях. ­ Перевезти можно в вагоне. ­ Не получится, такой транспорт  по городу не используется. Нужно большущую машину –   грузовик­фургон, который  перевозит животных из зоопарка.                                                            ­ Не привозить слона.                                                            ­ Надо привезти слона для того,  чтобы доставить его домой и не  привозить слона, чтобы не было аварий.   ­ Какой должен быть транспорт для слона? ­  Шаг № 3  ­ Значит: какое противоположное действие? Шаг № 4 ­ Запишем противоречие по формуле. Папа должен привезти слона для чего?  Папа не может привезти слона, почему?  Подумайте: где достать такую машину в то  время и чем может грозить такая перевозка,  если всё­таки посадят слона на машину. Справка: (Их энциклопедии Д. Джонсон. 500 удивительных фактов о животных с. 138) Слон – крупнейшее животное среди наземных млекопитающих. Самый крупный из видов –  африканский саванновый слон. Взрослый  самец может весить до 8 то, это больше, чем  100 взрослых мужчин. Его высота в холке –  4м. Решение задачи:  ­ Как же тогда быть? Что сделать, чтобы  доставить слона домой? ­ Договорится, чтобы перекрыли  дороги от   транспорта, и ехать на нём по  улицам, как в Африке.  ­ С рупором объявлять о то, что Шаг № 5  ­Какое решение будет идеальным?    6. Выборочное чтение  ­ Найдите место в рассказе, как решил эту  проблему отец девочки? (с. 31 до конца, с.  32, 1 абзац)      8. Проблема ІІІ: Шаг № 1­ Хорошо проведём слона по  улицам. А что дальше? Какая теперь  появилась проблема?   Шаг № 2  ­ Определите, проход в этот дом должен  быть, какой? Для кого? Шаг № 3. А на самом деле, какой должен  быть проход? Для кого? Шаг № 4 ­ Кто скажет противоречие? Решение задачи:  ­ Что же нужно сделать, чтобы проход  остался прежним, но в него мог пройти слон? идёт слон, разогнать прохожих,  чтобы не попали под слона.  ­ Пешком провести слона только  ночью, когда все улицы и дороги  пустые, например, в 4 часа утра. ­ Пешком провести слона  только ночью, когда   все улицы и дороги пустые,  например, в 4 часа   утра.   ­ Как слон войдёт в дом.                                                            ­Проход в дом  должен быть  высокий  и широкий для слона. ­ Проход в дом  должен быть  низкий и узкий для людей. ­ На первом этаже прорубить до  конца окно вместо двери.  ­ Убрать косяки у  всех дверей,  освободить от вещей гостиную,  чтобы мог свободно проходить  слон. ­ Вместе с дверьми выбить стену  для прохода. Шаг № 5  ­Какое решение будет идеальным?                                                                               ­ Прочитайте место в рассказе, где  говорится, что было сделано для того, чтобы  завести слона домой (с. 32, 2 абзац)                 9. Проблема ІV: Какая встала ещё проблема  перед отцом девочки?   ­Что нужно сделать, чтобы слон                       спокойно прошёл  по лестнице? Давайте  подумаем.                                                                               ­ Что любит делать слон?    ­ Прочитайте 1 абзац (с. 34). Расскажите, что в этой ситуации придумал папа? ­ Слона завели домой. Разместили в гостиной. Какие появились проблемы после решения  этой задачи?  В чём тут задача?     10. Проблема V   Шаг № 1:   Как удержать слона? Чем можно удержать  слона?  Шаг № 2. Какое будет тогда действие?                                                                               Шаг № 3 –Подумайте насчёт гуманности,  как будет чувствовать себя слон, ведь он –  живое существо. Шаг № 4 (говорим о том, что нет времени  что­то изменять, и о том, что  «ломать – не строить»)   ­Убрать косяки у  всех дверей,  освободить от вещей гостиную,  чтобы мог свободно проходить  слон.                                                            ­ Как провести слона по  лестнице.                                                            ­ Нужно чем­нибудь заманить.  ­ Слон любит сладости.  ­ Слона можно поманить овощами или фруктами.  ­ Купаться! Вдруг он устал и ему  хочется водой обливаться. ­ Можно налить воду в таз, дать  слону набрать в хобот, чтобы  обливался. И так вести его по  ступенькам. ­ Привязать слона для того, чтобы он в доме ничего не перетоптал. ­ Приковать для того, чтобы он  ничего не натворил. ­ Посадить на цепь  ­ Не приковывать, ни сажать на  цепь потому, что ему будет  больно. Составление противоречия  Решение задачи:  Что же нужно сделать, чтобы решить эту  проблемную задачу? Шаг № 5  ­Какое решение будет идеальным? Прочитайте, как это сказано у автора (с. 34) 11. Итог Какие задачи сегодня решали?  Как мы их решали? Для чего мы это делали?  Что вам понравилось? А что нет? ­ Отгородить гостиную  специальной загородкой для  слона, заколотив её в стены.  ­ Отец сказал, что у него дома  крепкий пол. Может как­то вбить  в пол кол и зацепить слона за  ногу.                                                  ­ Соорудить клетку как в  зоопарке.  ­ Лошадям же перевязывают ноги, чтобы они не ускакали. Так же  завязать слону.                                                            ­ Зацепить или одну ногу, или 2  ноги перевязать.   Составление страницы энциклопедии • Найди в оглавлении нужную ссылку и определи номер  страницы данной информации. Внимательно изучи справочную литературу. Выдели самое главное по заданному   вопросу. • • • Составь свою страничку энциклопедии, опираясь на  прочитанный источник. • Прочитай то, что получилось и подумай: ­соответствует ли твоя информация языку       энциклопедии;             ­ грамотно ли составлен твой текст.           Прочитай своим товарищам свой вариант, оцени свою  работу.  Окружающий мир        Составьте страницу энциклопедии о жизни деревьев и  кустарников с выделением связи между ними и животными в  лесу.  Русский язык  Составьте страницу энциклопедии о том, почему  «Дятел –  полезная птица!» Литературное чтение  Составьте страницу энциклопедии о творчестве К. И.  Чуковского с выделением существенных признаков его  художественных произведений.  Методика работы с проектной деятельностью учащихся  Проектирование – это создание частично или полностью  новых систем, в процессе решения проблем их  функционирования.  Проект – это модель решения проблем функционирования  системы.  В практике работы используется проектная деятельность через постановку проблемы и решения её с помощью методов ТРИЗ.  Как форма проблемного обсуждения применяется дискуссия.  Традиционно проводим её в три этапа: 1) ознакомление с проблемой и разделение учащихся на  группы;  2) подготовка решений проблемы, которая обычно проходит  после уроков в группах под руководством учителя или в  домашних условиях индивидуально; 3) коллективное обсуждение решений, защита проектов, анализ по актуальности и оригинальности.  Требование к решению проблем: должны быть практически  значимы и их решения должны быть близки к идеальному. для разрешения проблемы, чтобы выполнялась функция   для приобретения новых функций системе  для создания новых систем   Алгоритм проектирования 1. Постановка цели проекта  Это важный момент в проектировании, так как любая  деятельность начинается с постановки цели. В конечном  итоге для чего нужен этот проект? ●   данной системы  ●   ●   2. Составление схемы или рисунка первоначальной системы  «Новое – это хорошо забытое старое» ­ гласит русская  пословица. Новое всегда создаётся на основе преобразования старого. Поэтому прежде чем создавать новое, нужно  восстановить первоначальную модель системы, основой  которой будет новый проект. Здесь нужно взвесить все «за» и «против», рассмотреть отрицательные и положительные стороны данной системы. 3. Постановка проблемы и её решение     4. Создание новой  модели первоначальной системы (путём  разрешения проблемы и полученных решений) Примеры творческих работ по проектированию Окружающий мир, А.А. Плешаков, 3 класс, тема  «Экологическая безопасность»  Составь цепи загрязнения воды, воздуха, почвы, детских  игрушек. Сформулируйте проблему  решения  экологической безопасности. Для этого предложите проект  разрешения данной ситуации.  1. Дискуссия «Смогут ли люди сохранить чистую питьевую воду?». Работа над алгоритмом проектирования  «Проблема сохранения чистой питьевой воды».  «Я придумала, как очистить заболоченные места, где грязная,  мутная вода и заражённые водоросли. Для этого нужно две  трубы со специальными новыми установками: 1 труба будет всасывать из водорослей вредные вещества, 2 труба – будет  пропускать через себя грязную воду и выпускать чистую»  (Наташа Киселёва) «Чтобы реки и моря были чистыми, я подумал о создании  «электрических сетей», которые посылают электрический ток  тогда, когда проливается нефть в воду, тем самым, очищая её»  (Андрей Исаев) 2. Дискуссия «Смогут ли люди сохранить чистый воздух?». Работа над  проектом «Новые способы очистки воздуха».   «Для очистки воздуха от фабрик и заводов я придумала  изобрести огромный зонт, куполом закрывающий трубы. Он не  как обычный зонт, а сделан из нового материала, который  пропускает и воздух, и воду. Змейка на ручке показывает, что  там есть очиститель. В него попадает грязный воздух, а  выходит уже очищенный. Также и с кислотными дождями,  вода, попавшая в зонт – очищается. Я думаю, что в будущем  его будут использовать» (Маргарита Багина)  «Мой аппарат работает на кукурузе, а не на вредном топливе.  В нём есть специальный фильтр, но нового поколения, так как  перерабатывает большой объём воздуха. Он предназначен для  работы возле автомобильных дорог. Люди, которые работают  на нём, надевают маски, чтобы не задохнуться от вредных  веществ, которые этот аппарат ещё не переработал» (Дима  Низен) 3. Дискуссия «Смогут ли люди сохранить чистую почву?».  Работа над  проектом «Новые способы очистки почвы» «Человек выбрасывает мусор на почву. Растения гибнут. Я  придумала, что надо создать такой раствор, который будет  восстанавливать растения. Также можно разработать лазер  «Почвачист», который будет растворять мусор при наведении  на него лазерным лучом» (Настя Гречина)  4. Дискуссия «Как уберечь детей от вредных игрушек?».  Работа над  проектом  «Новые способы  очистки детских  игрушек» «Я придумала раствор, под названием «Анти­градин». На  своём плакате я нарисовала, как оно действует. Анти­градин  взбрызгивают в игрушку, когда раствор вытекает обратно, оно  вытягивает с собой все микробы и ядовитые вещества. После  этого игрушку можно давать детям» (Алиса Валиахметова) Вот почему, используя свой теоретический и практический  опыт и направления в ТРИЗ­педагогике, я назвала бы мою  педагогическую философию «Творческий стиль обучения  младших школьников с применением ТРИЗ». Я бы сказала,  что это особый путь, по которому учитель добирается до  понимания материала, вызывая интерес, желание учиться, это  умение нестандартно решать стандартные задачи (проблемы).  Уроки творчества – это особый сюжет в рамках  традиционных уроков.   Поэтому для меня:   Урок – это точность, ясность, чёткость, самоопределение в  педагогической ситуации, которую я как педагог создаю в  классе для формирования познавательного интереса и для  развития творческого мышления.   Урок – это лаборатория мысли, радости открытия, а не  проверка знаний, умений и навыков.   Урок – многообразие видов и методов деятельности, а не  штампованный путь от домашнего задания к изучению новой  темы.  Урок – это организация успеха, выявление непохожести  каждого, а не поиск виновных, ленивых, деление детей на  успевающих и неуспевающих.   Урок – это атмосфера доброжелательности, уважения,  доверия, а не атмосфера подозрения, вины и скованности.  Урок – это взаимопонимание и сотрудничество, когда не  только учитель заинтересован в успехе своих детей, но и дети  заинтересованы в успехе учителя. Каждый школьный урок для меня – это урок Жизни, урок  Размышления, урок Исследования. Я считаю, что педагогическое творчество – это большая и  трудоёмкая работа, это то, к чему надо стремиться каждому  учителю, это проявление индивидуальности учителя не только  как преподавателя, но и как человека. Чтобы быть творческим  учителем, нужно самому много учиться в условиях  современности, нужно самообразовываться и  самовоспитываться, ведь творчество не имеет границ.  Творчески работающий учитель может сделать много, чтобы  окрасить школьную жизнь одним из самых прекрасных  человеческих чувств – радостью познания. ЛИТЕРАТУРА: 1. Научно­практический журнал «Завуч». – 1999. ­ № 3, 7;  1998. ­ № 2,; 2001 ­ № 1; 2002 ­ № 5, 7; 2005 ­ № 6; 2006 ­ № 2 2. Управление процессом развития творческих  способностей школьников. Н. К. Винокурова, канд. пед.  наук МПГУ. – журнал «Завуч» № 4, 1998 г., с. 18 – 37.

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ

Творческий стиль обучения на основе ТРИЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018