Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника
Оценка 5

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл—11 кл
21.06.2019
Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника
Статья" Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника" представляет рекомендации для учителя при изучении творчества К.Симонова в школе. Какие пути мотивации ученика можно использовать. Это и личный рассказ учителя, его личные впечатления от встречи с писателем. Это подготовка к творческой работе учащихся: письмо писателю или литературному герою. Это пути анализа стихотворений поэта. В статье приводятся примеры - выдержки из детских сочинений как результат исследовательской работы.
Творческое наследие К.Симонова.docx
ГБОУ «Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля» г.Москвы В. И. Вахитова, учитель русского языка и литературы Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника            Одной из составляющих в воспитании личности ученика является  достижение успешности. Достичь в чём­то успеха – замечательная цель. Но  здесь важно не нанести урон своему внутреннему миру, находиться в  гармонии с самим собой, не растерять человеческие качества, а сделать свой  внутренний мир богаче.   Мы часто мыслим стереотипами, поэтому под успешностью иногда просто  понимаем количество денег на счете в банке. Чем больше, тем успешнее! И  забываем о таких качествах личности, как милосердие, душевное богатство,  умение прощать, человеческая верность и преданность, сочувствие ближнему,  патриотизм в высоком понимании этого слова, способность прийти на  помощь…    Все эти подлинно человеческие качества встречаются в поэзии К. Симонова. В этом – актуальность и злободневность творческого наследия поэта.    Однако возникает проблема с поиском времени для углублённого,  неспешного, вдумчивого прочтения поэзии К. М.Симонова. И для  современного школьника – это большая проблема. При ежедневной занятости  трудно самостоятельно выделить время на знакомство с литературным  наследием поэта и писателя. Здесь очень важна роль учителя, его умение так  заинтересовать обучающегося, чтобы он не просто пробежал глазами по  строкам стихотворений, а захотел бы познакомиться с богатым миром поэта,  принять его, либо поспорить с ним…    Пути мотивации могут быть разными… Один из них – рассказ учителя… Как это выглядело бы у меня… В пору моего детства я жила в Приморском крае, в далёком посёлке  Краскино, недалеко от границы с Китаем и Кореей: жизнь в военном  гарнизоне, выступления с концертами самодеятельности на заставах,  разучивание песен военных лет – всё располагало к изучению поэзии  известных поэтов, тех, которые  пишут о войне…      Вспоминается памятный день, когда появилась афиша о предстоящем  выступлении в местном клубе К.М.Симонова. Для далёкого гарнизона это  целое событие…      В зале не хватало места, и люди стояли в проходах… У многих в руках  были томики стихов поэта. Встреча была тёплой, доверительной и очень  эмоциональной. Микрофона не было, Симонов оказался для нас, школьников,  простым в общении человеком, говорил негромко, хрипловато…В зале стояла уважительная тишина…вопросы передавали в записках…     Этот день стал знаменательным в моей жизни…Я начала писать стихи.  Некоторые из них печатались в местной газете…    Таким образом, рассказ учителя – один из способов мотивации учеников.  Другим способом может быть создание презентации по творчеству поэта,  изучение определённого периода его творческого пути, заочная или очная  экскурсия, связанная с его биографией, какой – то  предмет, например, томик  стихов с автографом писателя, причём, необходимо показать детям,  насколько он вам дорог. Невозможно научить ребёнка полюбить творчество  поэта, если учитель сам не любит его или не понимает…       После того, как смог заинтересовать ученика, успех понимания  произведений писателя увеличивается в разы…       Теперь конкретно о выборе нужных для изучения стихотворений… В школьную программу вошли наиболее ёмкие стихи поэта. Например,  «Майор привез мальчишку на лафете…» Изучается стихотворение в 5 классе.  Пятиклассники знакомятся с произведениями, объединёнными одной общей  темой, темой детства…      Своеобразно и очень трогательно звучит эта тема у К.М.Симонова: детство главного героя, десятилетнего мальчика, выпало на военные годы. В столь  юном возрасте он потерял мать. Стихотворение  написано в 1941 году, в тяжелое время для советской  армии: «Его везли из крепости, из Бреста…» Мальчика везут из Бреста –  первой советской крепости, той, что приняла на себя удар гитлеровцев…  Целый месяц гарнизон оборонялся, хотя бойцам не хватало боеприпасов,  продовольствия, воды. Из этого ада везут мальчика, поседевшего за несколько дней: «Прижав к груди заснувшую игрушку, седой мальчишка на лафете  спал…»   Среди нужных вопросов для анализа стихотворения останавливаемся на  одном из главных:   ­ Как вы понимаете строки «…за десять лет на том и этом свете / Ему  зачтутся эти десять дней»? Этот вопрос поможет затронуть самые тонкие струны детской души… Здесь и сочувствие герою, и готовность ему помочь, если оказаться с ним рядом.  ­ В каких строках прослеживается авторское отношение к герою? Ребята  находят строки, пропитанные чувством глубокого сострадания: Кто раз увидел этого мальчишку,  Домой прийти не сможет до конца… или Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.      Можно предложить ребятам написать письмо К.М.Симонову или  письмо  десятилетнему мальчику,  лирическому герою стихотворения.      Что могут написать современные дети, те, что живут в мирное время в  полном благополучии… Оказывается, могут быть благодарными, способными  на милосердие… Примером  служат  выдержки из детских сочинений:   (Из письма поэту) Я благодарен Вам, Константин Михайлович, за это  стихотворение, которое тронуло сердца  бойцов,  звало  на защиту Родины,  защиту детей… (Из письма мальчику) Здравствуй, уже знакомый мне друг… Переживаю  вместе с тобой…Хорошо, что ты остался живым, выбравшись из ада войны. Я  благодарен тому майору, который вывез тебя из зоны боевых действий…и  спасибо той игрушке, которая хотя бы на время успокоила тебя в трудную  минуту, и ты мог заснуть…    (Из письма мальчику) Сейчас, в 2015 году, мы растём в мире, не  представляя, что такое война…Я надеюсь, что мне не придётся пережить то,  что пережил ты. И ещё…я буду очень беречь свою маму…    Хочу обратить внимание на тот момент, что после проведённой работы по  стихотворению К.М.Симонова в классе многим захотелось сделать что – то  хорошее близким людям, ветеранам войны и труда, своей маме…  Всем  захотелось быть причастным к Добру, которое несёт радость людям.   Таким образом, творчество К.М.Симонова остаётся не просто актуальным в  наше время, оно необходимо всем нам, чтобы не очерстветь, чтобы за суетой и ежедневным бытом суметь разглядеть нуждающегося в твоей помощи  человека. Стихи поэта дают нам яркий пример того, как нужно любить свою  семью, свой дом, свой край, свою Родину…                                                                                         Апрель  2019

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника

Творческое наследие К.Симонова в формировании личности современного российского школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2019