Творчество художников-импрессионистов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: расширить представления обучающихся о творчестве зарубежных художников – импрессионистов. Задачи: ознакомление обучающихся с творческими принципами художников - импрессионистов, с их стремлением раскрыть средствами живописи взаимосвязь человека и окружающей среды на примере работ К. Моне, О. Ренуара, К. Писарро, Э. Дега; развитие познавательной активности, зрительной памяти; расширение кругозора обучающихся; воспитание у обучающихся более утонченного восприятия произведений искусства, уважения к художественному наследию прошлого. Форма проведения: урок - экскурсия. Во время урока обучающиеся знакомятся с историей возникновения импрессионизма как художественного направления, просматривают заранее подготовленное для них небольшое выступление под названием «Впечатления...», узнают краткие моменты из творчества ведущих художников – импрессионистов, и что самое важное, высказывают свою собственную точку зрения по поводу этого необычного и радостного искусства. Представленная разработка сопровождается слайдами и музыкальными фрагментами композиторов – импрессионистов. Ознакомление с творческим методом импрессионистов раскрывает сущность и своеобразие художественного языка изобразительного искусства, дает обучающимся систематические знания в области истории и теории изобразительного искусства, учит сравнительному анализу и классификации явлений искусства.
Иконка файла материала конспект.docx
План – конспект  урока МХК Тема урока:   Творческие искания русских художников в изобразительном искусстве                           России  конца 19 – начала 20 веков. «Мир искусства»  Цель урока: охарактеризовать развитие изобразительного искусства в России на рубеже веков; показать, в чём видели молодые художники этого периода свои задачи и в чём заключалась их полемика с передвижниками; дать представление о журнале «Мир искусства», его рождении и просветительской роли; познакомить с именами и творчеством художников «Мира искусства»; развивать познавательный интерес, монологическую речь, зрительную память; воспитывать нравственную и эстетическую отзывчивость, самостоятельность. Тип урока: сообщение новых знаний Оборудование: «МХК – 11», «100 великих картин», журнал «Кустодиев», папка с иллюстративным материалом. Ход урока: I Организационный момент. II Сообщение темы и цели урока.     Тема нашего сегодняшнего урока «  Творческие искания русских художников в изобразительном  искусстве России  конца 19 – начала 20 веков. «Мир искусства»  А эпиграфом нам послужат слова одного  из основателей « Мира искусства» ­Александра Бенуа.                                           Мы горели желанием послужить всеми нашими силами родине,                                              но при этом одним из главных средств такого служения мы                                           считали сближение и  объединение русского искусства с                                           общеевропейским, или,   точнее,  общемировым.                                                                                                                                          А. Бенуа.                                    III Изучение нового материала. Тревожное предчувствие близких перемен в жизни России на рубеже двух веков не могло не сказаться на творчестве людей, принадлежащих миру искусства. Этобыло время, когда обострилось недовольство широких слоёв русского народа положением дел в России во всех сферах жизни: в политике, в экономике, в культуре. Молодые художники жаждали обновления тем, идей, взаимодействия друг с другом, предлагали новые формы пластического выражения своего видения мира и решения новых задач изобразительного искусства. В воздухе витала идея объединения русских художников, чтобы иметь возможность достойно выразить и представить себя на общеевропейском подиуме искусства. Первым толчком к воплощению этой идеи в жизнь послужила организация Дягилевым совместной выставки русских и финских художников. Такого ещё не было: мир западных художников и художников русских сосуществовали испокон веков параллельно, не соприкасались друг с другом. Ещё ни разу в парижских выставочных салонах не демонстрировались картины русских художников. Это был прорыв… Свои идейные и художественные принципы, своё понимание роли изобразительного искусства в жизни молодые художники выражали на страницах созданного ими журнала «Мир искусства». Это было почти эпохальное событие. Начиная с 1896 года, о его рождении молодые представители искусства только мечтали, и в 1897 г. мечта обрела реальные очертания. С. Дягилев пишет в это время А. Бенуа, другу и сподвижнику: « Я весь в проектах – один грандиознее другого. Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т. е. в иллюстрациях помещать настоящую живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, наконец, примкнуть к журналу новую развивающуюся отрасль художественной промышленности»». Просветительскую деятельность создателей журнала «Мир искусства» трудно переоценить: так как она была умна, целенаправленна и результативна. Не случайным эпизодом, а системой в работе стала организация выставок. И в этом плане нельзя не сказать о большом вкладе в дело С. Дягилева и А. Бенуа. Схема 1  Составление структурно – логической схемы. «МИР ИСКУССТВА» Российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт- Петербурге Представители художественного объединения выдвигали лозунги «чистого искусства» и «преображения жизни искусством», отвергали академизм и тенденционизм позднего передвижничества; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Основатели: А. Бенуа С. Дягилев Основные представители и их работы: Л. Бакст, К. Сомов, Е. Лансере, М.Добужинский, З. Серебрякова, Теоретический журнал­ 2Н Рерих, Б. Кустодиев «Мир искусства» (1899-1904)  Александр Бенуа ( сообщение учащегося) А. БЕНУА Одним из основателей объединения был Александр Бенуа Лучшие его произведения – графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А.С. Пушкина « Медный всадник».(1903-1922). Главным героем всего цикла стал Петербург: его улицы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и темных пятен. В кульминационный момент трагедии Евгений бежит от скачущего за ним грозного исполина – памятника Петру1, мастер рисует город тёмными, мрачными красками. Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убивающего его.  Сергей Дягилев (сообщение учащегося) Блистательно проявилось на рубеже веков творчество Л. Бакста, Сомова и других…  Составление структурно – логической схемы Схема 2 Основные представители и их работы А. Бенуа (1870-1960) Л. Бакст (1866-1924) К. Сомов (1869 – 1939) Е. Лансере (1875-1946) М. Добужинский (1875 – 1957) З. Серебрякова Иллюстрации к поэме «Медный всадник» Эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса , сюите «Шехерезада» Н.А. Римского – Корсакова и др. «Вечер», «Осмеянный поцелуй», « Дама в голубом» и др. «Петербург начала 18 века» «Человек в очках» «За туалетом. Автопортрет» 3(1884-1967) Н. Рерих (1874- 1947) Б. Кустодиев (1878-1927) «Заморские гости» «Купчиха за чаем» «Портрет Фёдора Шаляпина» ЛЕВ БАКСТ (1866­1924) Оформление театральных спектаклей – самая яркая страница творчества Льва Самуиловича Бакста (Розенберга) Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907 – 1914 гг. – своеобразного фестиваля русского искусства, организованного С. Дягилевым. Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Штрауса и сюите «Шехерезада» Римского – Корсакова и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество. Одной из главных тем для многих художников «М И» стало обращение к прошлоиу, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было 18 столетие, и прежде всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём творчетве – они привлекали внимание публики к подлинному искусству 18 века, фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников – Фёдора Рокотова и Д. Левицкого. (показ) КОНСТАНТИН СОМОВ (1869-1939) С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах К. А. Сомова. Он рано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекции Эрмитажа) Закончив Академию художеств, молодой мастер стал великолепным знатоком старой живописи. Сомов прекрасно имитировал её технику в своих картинах. Основнойжанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто – дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окруженные ласкающим сиянием предзакатного света. Например: работа «ВЕЧЕР» Автор ничуть не скрывает условный, игровой характер изображенной сцены. Две дамы с высокими причёсками и их изящный кавалер в белом парике похожи на фарфоровых кукол. Напротив, виднеющиеся в глубинах сада статуи обнаженных античных богинь кажутся оживающими на глазах. Золотистые виноградные гроздья напоминают диковиные цветы, а подстриженные кусты – величавые пирамиды. Словом, вот та неведомая страна, где всё прекрасно и возвышенно. Аналогично по своему содержанию работа «ОСМЕЯННЫЙ ПОЦЕЛУЙ». Эти картины –урок для современности , они написаны как мечта об идеале. В этом суть. Когда Сомова и других мирискуссников трактовали как стилизаторов, упоённых далёким прошлым, то не замечали, что давние времена интересовали художников не сами по себе, а как воображаемый адрес «золотого века», куда люди наших дней проецируют свои надежды и грёзы. Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая работа «ДАМА В ГОЛУБОМ» - портрет 4современницы мастера художницы Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне пейзажного парка. Но явная болезненность облика вызывает ощущение острой тоски, а идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной. ( Возможно дополнение «100 картин», с. 401, картина «Дама в голубом») Евгений ЛАНСЕРЕ (1875-1946) предпочитал изображать картины русской жизни 18 века. «ПЕТЕРБУРГ НАЧАЛА 18 ВЕКА» МСТИСЛАВ ДОБУЖИНСКИЙ (1875-1957). Сосредоточил своё внимание на городском пейзаже. Художник выбирает самые непривлекательные, «серые» виды, показывая город как огромный механизм, убивающий душу человека. Композиция картины « ЧЕЛОВЕК В ОЧКАХ» строится на противопоставлении героя и города, который виден сквозь широкое окно. На первый взгляд пёстрый ряд домв и фигура человека с погруженным в тень лицом кажутся изолированными друг от друга. Но между этими двумя планами существует глубокая внутренняя связь. За яркостью красок проступает «механическая» унылость городских домов. Герой отрешен, погружен в себя, в его лице нет ничего, кроме усталости и опустошенности. В поздний период деятельности «Мира искусства» в объединение входили Б. М. КУСТОДИЕВ (1878-1927), манера которого тяготела к русскому лубку и яркой броской вывеске. «КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ», « ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА». ( Возможно дополнение «100 картин», с. 455, картина «Портрет Фёдора Шаляпина») ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА (1884-1967), стиль которой близок живописи раннего Возрождения «ЗА ТУАЛЕТОМ. АВТОПОРТРЕТ» НИКОЛАЙ РЕРИХ (1874-1947), который работал в те годы в неорусском стиле, предлагая особый, более декоративный его вариант. ( Возможно дополнение «100 картин», с. 411, картина «Заморские гости») Вывод: художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, творческой личности. Как целое литературно- художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка. IV Итог урока. V Домашнее задание: : «Аванта+» т. 7. ч. 2 стр. 488-494 , конспект статьи «Русские сезоны Сергея Дягилева» журнал «Юный художник» № 10 за 2000г. 56

Посмотрите также