Пушкинский портрет исполнен О. Кипренским с большим вдохновением и с полным сознанием огромной исторической ответственности. Первое впечатление от портрета - впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины."Портрет А.С. Пушкина" имел успех, хотя и вызывал споры.
Знаменитый русский живописей Орест Адамович Кипренский был побочным сыном
бригадира А. С. Дьяконова. Он родился в 1785 г. в Ораниенбаумском уезде, воспитывался
в семье дворового человека Дьяконова – Адама Карловича Швальбе, крещен был в
Копорье, отчего получил прозвище Копорского, которое позднее было изменено в
фамилию Кипренский. Когда в пятилетнем Кипренском были замечены художественные
способности, Дьяконов дал отпускную и определил мальчика в воспитательное отделение
академии художеств.
Орест Кипренский прошел академический курс – под руководством профессора Угрюмова
и преподававшего там французского художника Дойена – и приобрёл серьезный рисунок
и основы живописной техники. В 1803 г., окончив академию, Кипренский остался при ней
работать. Он писал картину на золотую медаль, изучал голландцев и фламандцев в
Эрмитаже. В картине «Дмитрий Донской» (1805) в позах, движении и колорите отразилось
то, что Кипренский вынес из академии, но к этому он от себя прибавил романтическую
нотку.
В портрете Адама Швальбе (1804) сказалась натура Кипренского, чуткая к колориту, и
результаты его изучения старых мастеров Эрмитажа. Портрет был написан колоритно и
такой широкой и мастерской кистью, что позднее даже знатоки были склонны
приписывать исполнение его Рубенсу и Ван-Дейку.
В 1805 г. Орест Адамович Кипренский получил золотую медаль и право поездки за
границу. Но тотчас воспользоваться этим правом Кипренскому не пришлось ввиду
военного времени. Кипренский остался в России, жил в Москве, Твери, Петербург и
Царском Селе. Он много работал с натуры и продолжал совершенствоваться. Особенно
пятилетие с 1809 по 1815 г. отмечено расцветом таланта Ореста Кипренского. В это
время он написал ряд портретов, из которых чрезвычайно хороши портрет принца
Гольштейн-Ольденбургского, Евграфа Давыдова, графа Ф. Ростопчина, графини Е.
Ростопчиной, Хвостовых. Все они написаны красочно и сильно. Наряду с живописью
Кипренский увлекался рисунком и нарисовал превосходные портреты Кваренги,
Дмитревского, Батюшкова, Краснова, Жуковского, Вяземского, целую галерею портретов
военных, изображал купцов, крестьян и крестьянок. Когда наступил мир, в 1816 г.
Кипренский уехал за границу. Эта поездка мало дала для дальнейшего развития
Кипренского. В Италии Орест Кипренский подпал под влияние разнородных течений. Под
впечатлением окружавшей его действительности, Кипренский писал «Девочку с
цветами», «Цыганку в венке», «Садовника».
В 1823 г. вернулся в Петербург. Под влиянием исканий новой школы Венецианова, он
начал вводить в портреты обстановку. Молодого кавалергарда гр. Д. Н. Шереметева он
изобразил на фоне длинного ряда комнат, старика Шишкова в кресле. В это время манера
Кипренского изменилась: краски он стал класть ровно, верно, контура проводить сухо и
резко. Прежней сочности и силы не видно в портретах Рюминой, А. С. Пушкина.
Пушкинский портрет исполнен О. Кипренским с большим вдохновением и с полным
сознанием огромной исторической ответственности. Первое впечатление от портрета -
впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония
целого создают ощущение торжественной тишины.
На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с
перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые
исследователи называют его плащом). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта
обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая
статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его
характерные "арапские" черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не
спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно."Портрет А.С. Пушкина" имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное
сходство, другие заявляли, что никакого сходства нет. Люди, хорошо знавшие А.
Пушкина, отмечали, что и такое положение рук, как на портрете, не характерно для него.
Но именно такая поза придает всему образу внутреннюю собранность и говорит о
большом напряжении внутренних сил. Творческое прозрение самого О. Кипренского
оказалось в этом портрете исключительно глубоким. Исходя из общего замысла,
художник с гениальной уверенностью пренебрег некоторыми частностями, придал А.С.
Пушкину лично ему не свойственную, но для портрета единственно необходимую,
абсолютно точную позу.