Творчество В.И. Сурикова"
Оценка 4.6

Творчество В.И. Сурикова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство
7 кл
16.09.2019
Творчество В.И. Сурикова"
I. Организационный этап. (Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку). 2. Этап целеполагания и создания мотивации к учебной деятельности учащихся. - На прошлом уроке мы с вами познакомились с крупнейшим в мире музеем русского искусства. Кто скажет, как он называется? (Ответы учащихся: Третьяковская галерея в Москве). (Слайд 1). - В каком году и кем была основана Третьяковская галерея? (Ответы учащихся: 1856 г., меценатом П.М. Третьяковым) - Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее? (Ответы учащихся: жанр тематической и исторической картины). (Слайд 2). С исторической темой в искусстве мы познакомимся, более подробно рассмотрев творчество Василия Ивановича Сурикова.
2 урок.docx
Класс 7. Тема  урока "Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова"  методы:   беседа, Цели урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о жанровых разновидностях исторической картины в зависимости от сюжета; способствовать   развитию   у   обучающихся   мировоззренческих   позиций   и идеалов,   представления   об   историческом   жанре   как   идейном   и   образном выражении событий истории общества. Задачи   урока:  дать   понятие   «исторический   жанр»;   познакомить   с творчеством   В.И.   Сурикова;   проследить   через   художественный   мир живописца его отношение к историческим событиям в России. Воспитывать   нравственно­эстетическое   отношение   к   миру   и   любовь   к искусству. Развивать   ассоциативно­образное   мышление,   творческую   и   познавательную активность. Тип урока: комбинированный. Методы   и   формы   обучения: иллюстративный. Формы: индивидуальная, фронтальная. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Наглядно­иллюстрационный   материал:   Автопортрет   В.   И.   Сурикова, “Утро   стрелецкой   казни  ”,  “Меншиков   в  Березове», “Боярыня   Морозова”, эскизы В.Сурикова к перечисленным картинам. Межпредметные связи: история, краеведение. Ход урока: I. Организационный этап. (Приветствие, проверка готовности учащихся к  уроку).   2. Этап целеполагания и создания мотивации к учебной деятельности учащихся.  ­ На прошлом уроке мы с вами познакомились с крупнейшим в мире музеем русского   искусства.   Кто   скажет,   как   он   называется?   (Ответы   учащихся: Третьяковская галерея в Москве). (Слайд 1). ­   В   каком   году   и   кем   была   основана   Третьяковская   галерея?   (Ответы учащихся: 1856 г., меценатом П.М. Третьяковым) ­   Какие   жанры   наиболее   популярны   в   Третьяковской   галерее?   (Ответы учащихся: жанр тематической и исторической картины).   объяснительно­ (Слайд   2).   С     исторической   темой   в   искусстве   мы   познакомимся,   более подробно рассмотрев творчество Василия Ивановича Сурикова. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего урока. (Учащиеся предлагают свои варианты). 3. Этап актуализации знаний:   (Слайд 3).“Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова”. ­ Вспомним определение исторического жанра? (Ответы учащихся).  (Слайд   4).   Исторический   жанр   ­   один   из   важнейших   в   изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. (ученики записывают определение). Исторический жанр ­ один из самых трудных в живописи. Как вы думаете, в чем состоит сложность этого жанра? (ответы). ­ Давайте обратимся к словам искусствоведа Э. Кузнецовой: “Исторический живописец   должен   быть   сродни   ученому.   Ему   надо   досконально   знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он   должен   обладать   богатой   творческой   фантазией,   чтобы   силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне.   Это   совсем   нелегкая   задача,   если   иметь   в   виду,   что   живописец, работающий   в   этом   жанре,   большей   частью   не   имеет   возможности основываться   на   личных   впечатлениях   от   тех   событий,   фактов,   людей, которых   он   изображает.   От   художника   требуется   не   только   талант,   но   и огромный упорный труд”. ­ Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учащихся).   (Слайд   5).   Василий   Иванович   Суриков   ­   один   из   наиболее   ярких представителей исторического жанра в русской живописи.  (Слайд 6). Каждая картина Сурикова: “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”,   “Боярыня   Морозова”,   “Покорение   Сибири   Ермаком”,   “Переход Суворова через Альпы”, “Степан Разин” и т. д.­ это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека. Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановимся на   трех,   наиболее   значительных   его   картинах:   “Боярыня   Морозова”, “Меншиков в Березове”, “Утро стрелецкой казни”. В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо.   Родом   он   был   из   старинного   сибирского   города   Красноярска. Предки художника по отцовской линии ­ потомственные казаки, те самые, что вместе   с   Ермаком   пришли   в   Сибирь   с   Дона.   Талант   и   упорство   привели Сурикова, как некогда великого М. В. Ломоносова, из заснеженной Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью. 4. Этап первичного усвоения новых знаний. Художник   создает   выразительные   исторические   полотна,   делая   народ основным героем своих произведений. Итак, начинаем наше знакомство. (Слайд   7)   ...Конец   XVII   в.   в   России   ­   сложное,   противоречивое   время. Московское   восстание   1682   г.,   стрелецкое   восстание   1698   г.   и   жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы ­ старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией.   Царевна   Софья,   мечтавшая   о   самодержавной   власти,   чувствуя недовольство   измученных   постоянными   войнами,   нищетой   и   бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов,  поверивших   Софье.  В   полотне   “Утро   стрелецкой   казни”  нашла отражение   противоречивая,   полная   социальных   конфликтов   атмосфера петровского времени. Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная толпа   заполнила   площадь.   Скоро   начнется   казнь.   Суриков   тонко   передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени. (Слайд 8). В центре картины ­ стрелец, стоящий на телеге. Он   прощается   с   народом,   низко   кланяясь   ему   по   старинному   русскому обычаю. Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Как вы думаете, сломлен ли он? (Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения). Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. “Рыжий   стрелец  это   могильщик,  на   кладбище   я  его   увидел, ­  рассказывал художник,   ­   злой,   непокорный   тип”.   С   ненавистью   и   внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага ­ царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов ­ непримиримость   столкнувшихся   сил.   (рассматривается   этот   фрагмент картины). (Слайд   9).   Великолепен   портрет   молодого   Петра,   с   пламенем   в   глазах,   с конвульсивно сжатым ртом... Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как   поэтическая   метафора,   выражающая   смысл   исторической   минуты   ­ “начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни”. Кому принадлежат эти слова?  (А.С. Пушкину). (Слайд 10). А теперь обратимся к другой картине художника ­ “Меншиков в Березове”.   На   картине   изображена   тесная,   с   низким   потолком   комната   в холодной   избе.   За   простым   деревенским   столом   сидят   четыре   человека   ­ Меншиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами ее персонажей?   (ответы   учеников).   Сподвижник   Петра   I   светлейший   князь Александр   Данилович   Меншиков,   фактический   правитель   Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был лишен всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Березов. Посмотрите   внимательно,   как   изобразил   Меншикова   Суриков(Ответы учащихся). ­Да,   кажется,   что   тяжелые   испытания,   выпавшие   на   долю   Меншикова,   не сломили его, а еще более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно   сжатой   руке   сказывается   волевой   характер,   черты   гордого повелителя,   но   в   угрюмом   взгляде   сквозят   унижение,   скованность, безысходность.   Участь   этого   не   сломленного   испытаниями   человека составляет драматический узел замысла Сурикова. Выразителен и энергичен резко   очерченный   профиль   лица   Меншикова   с   орлиным   носом,   плотно сжатыми губами, массивным подбородком, сурово нахмуренными бровями. Это   излюбленный   Суриковым   образ   русского   человека   из   числа   “ярых сердцем,   могучих   духом”.   Фигура   огромна   и   величественна.   Кажется,   он встанет ­ рухнет потолок, сломается “клетка”, в которой он заперт. “Пленный орел” ­ так назвал эту картину поэт и художник М.А. Волошин. (Слайд   11).   Образ   Меншикова   убеждает   своей   жизненностью   и   духовной силой.   Суриков   долго   искал   его   прообраз.   И   вот   как­то   “раз   по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков,­ рассказывал Суриков.— Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый ­ совсем Меншиков”. После этой работы с натуры появился “Мужской портрет”. Это изображение старика учителя Невенгловского. Для того   чтобы   добиться   большей   убедительности   исторического   персонажа, художник изучил бюст Меншикова работы Б. К. Растрелли. Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене   каждый   погружен   в   свои   мысли,   живет   своей   “отдельной”   жизнью, почти не замечая других. (Слайд 12). К князю прижалась старшая дочь. Ее невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Образ Марии ­ продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безропотной жертвой крутого нрава своего отца. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла. (Слайд   13).   Позы,   жесты   персонажей   картины   повествуют   о,   сложных переживаниях  и чувствах. Им  вторит  цветовое  решение  образов. Сравните глубокие темные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена   в   горькие   думы,   а  увлеченно   читает   книгу.   Обаятельный   образ Александры   создает   ощущение   уюта   и   спокойствия.  (Слайд  14).  Младшие дети Меншикова переживут страшную ссылку, но судьба их на воле будет несчастной,   как   и   судьбы   многих   людей   послепетровской   эпохи.   Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I. (Слайд 15). В картине “Боярыня Морозова” Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня   Феодосия   Прокопиевна   Морозова   (1632­1675гг.)   ­   раскольница, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней­мученицей, отдавшей жизнь за правое дело. ­ Что вы знаете из уроков истории о движении раскольников в XVII веке? (Ответы учащихся).  Движение раскольников в XVII веке ­ явление сложное. Суть его заключается не   только   в   непризнании   церковной   реформы   Никона   1653­1656   гг.,   в отстаивании старого обряда (например, защите двуперстного крещения). К движению   раскольников   примкнуло   большое   количество   простых   людей. Картина   сразу   производит   сильное   впечатление   звучностью   красок, напряженным состоянием персонажей. (Слайд   16)   Дочерна   синее   пятно,   фигура   раскольницы,   ее   бледное, вдохновенное   лицо   ­   центр   огромного   полотна.   Высоко   поднятая   рука   с двуперстием   воспринимается   как   страстный   призыв   к   народу   следовать старой вере. (Слайд 17). Этот выразительный жест подчеркнут Суриковым особо: он продолжается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с телеги   на   снег.   Художник   усиливает   воздействие   взгляда   Морозовой противопоставлением   двух   профилей:   вдохновенного   боярыни   и   грубого   с глумливой усмешкой возничего. (Слайд 18). В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозовой каждый   имеет   свою   “биографию”.   Слева   от   саней,   увозящих   Морозову,­ недруги,   равнодушные   наблюдатели   и   сочувствующие   горожане.   Различно отношение   к   раскольнице:   здесь   и   злобно   смеющийся   поп   в   лисьей   шубе, веселящийся   со   своим   соседом,   богатым   купцом,   и   потрясенные   бояре,   и мальчик­подросток. Толпа справа от саней объединяет многих единомышленников раскольницы: юродивый,   странник,   меднолицый   татарин,     сестра   Морозовой   Евдокия Урусова, идущая за санями. В пластическом решении образов сочувствующих, а   особенно   в   образе   Урусовой,   Суриков,   кажется,   обращается   к   теме “оплакивания”, характерной для древнерусской живописи. (Слайд 19). Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени. (Слайд 20). В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков ­ мастер “говорящих” деталей: из­под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы. ­   А   есть   ли   на   картине   сочувствующий,   который   не   боится   открыто поддержать боярыню? (Ответы учащихся). Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на ее призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. “Я его на снегу писал... на снегу все пропитано светом... если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел”,­ говорил художник. “Ничего от себя, все с натуры” ­ таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине все, начиная   с   характеров   действующих   лиц   и   кончая   тончайшими   бытовыми деталями. (Слайд 22). В исторической картине всегда, так или иначе, просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора. Чтобы   передать   состояние   многоликой   толпы,   раскрыть   сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упорная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу, от наброска и натурных зарисовок   к   уточнению   эскиза   формировался   окончательный   вариант композиции. (Слайд   23).   Сохранившиеся   эскизы   к   картине   свидетельствуют   о композиционных исканиях художника. В каждом карандашном эскизе можно вычленить определенную узкую задачу, которая на этом этапе стояла перед художником. (Слайд   24,   25).   Наиболее   ранний   из   сохранившихся   цветовых   эскизов   к “Боярыне Морозовой” ­ эскиз 1881 г. (ГТГ). “Морозова сидит, прикованная к высокой скамье. Таким образом, Суриков воспроизводит ее позу во время первой   поездки   на   допрос.   Вертикальное   положение   тела,   сравнительно спокойная   поза   ­   все   это   еще   не   дает   той   динамической   напряженности, которая появится в картине. В эскизе нет того стремительного диагонального деления   полотна   направлением   едущих   саней,   которое   появится   в окончательном варианте. Еще нет ощущения единства боярыни Морозовой с той частью толпы, которая ей сочувствует”. 5.  Этап закрепления изученного материала, подведение итогов урока: Этот   небольшой   экскурс   в   историю   создания   картин     лишний   раз свидетельствует   о   том,   что   историческая   картина   не   может   родиться   без трудоемкой подготовительной, поисковой работы. Каждая деталь в картине ­ явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным   зарисовкам   и   наброскам,   ищет   прототипы   для   своих   полотен   в реальной жизни... (Слайд   26).   Выполним   задание   по   карточкам:   по   фрагменту   картины определить   ее   название   и   соотнести   название   картины   с   историческими событиями). 6. Домашнее задание. ­   На   протяжении   следующих   уроков   вам   предстоит   создать   живописную работу, посвященную страницам из истории нашей Родины. Один из сложных этапов ­ первый ­ выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции. Для   того   чтобы   образы   будущих   работ   были   глубоко   прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Направить   свой   поиск   в   нужное   русло   вам   помогут   вопросы   (вопросы раздаются учащимся): (Слайд 28) 1.Как вы понимаете слова Сурикова: “Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее”? 2.Какому   историческому   событию   (незаурядной   личности)   вы   хотели   бы посвятить живописную работу? 3. Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему? 4. Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)? Знаете   ли   вы   живописные   или   графические   работы,   посвященные   этим событиям? 5.Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр? 6. Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль? 7.Как вы назвали бы свою картину? 8.Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить? (Слайд 29) 6. Заключительный этап урока. Рефлексия:    ­   У   вас   на   столах   лежат   цветные   карточки.   Прочитайте   и   завершите предложения. Сегодня на уроке меня удивило… Сегодня на уроке я понял… Сегодня на уроке я почувствовал… Самым интересным на уроке было для меня... (   На   цветных   карточках   учащиеся   завершают   предложения,   тем   самым высказывая свое отношение к уроку, и вслух по желанию зачитывают свои мысли). 7. Конец урока. ­ Урок окончен, до свидания!

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"

Творчество В.И. Сурикова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019