Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.
Оценка 4.6

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Оценка 4.6
Документация
docx
доп. образование взрослых
Взрослым
02.12.2019
Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.
Профессия тьютор, виды профессиональной деятельности, цели и задачи тьюторства, тьюторское сопровождение и т.д.
Статья Тьютор.docx

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

 

Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое, он делает, когда он влюблён в свою работу – только тогда он может черпать радость в своём труде.

 

 

          Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения.

          2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М.Ковалёвой в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации.

          С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик и прецедентов. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраивании индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в работе с родительским ресурсом и координации всех участников образовательной среды.

          Начиная выстраивать процесс сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы, тьютору необходимо не только понимать сущность тьюторства, но и учитывать специфику сопровождения детей с особыми возможностями здоровья, вести соответствующую документацию и, конечно же, как любому специалисту постоянно совершенствоваться в своей деятельности.

          Не смотря на то, что профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей своё начало в Великобритании, где на сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

          Раскрывая специфику профессии «тьютор», проанализируем ряд ключевых понятий: «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская деятельность».

          Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

          Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Тьютор призван найти ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он омогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

          Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

          Основной целью тьютора   является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.

Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что тьютор – педагог, который наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности.

 

          Профессия «Тьютор»

          Определяя тьютора к типу профессии «человек-человек», важно понимать, что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п. Значительная часть рабочего времени (особенно в условиях коррекционной школы) уходит именно на координацию различных субъектов (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка.

          Для понимания специфики профессии тьютор важно также остановиться на понятиях «тьюторская деятельность» и «тьюторское сопровождение».

          Вид профессиональной деятельности – сопровождение учащегося в процессе формирования и реализации индивидуальной программы образования (развития), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, интересов и Основные цели (задачи) вида профессиональной деятельности:

- сопровождение (в образовательном пространстве) лиц (учащихся) разных возрастов и на разных ступенях образования,

- обеспечение построения и реализации индивидуальной программы образования (развития) (в том числе: адаптированная образовательная программа, ИПР, программы творческого развития, программы дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные), программа реабилитации, программа социальной адаптации, программа профориентации)

- создание условий для успешного обучения, социализации при максимальном раскрытие потенциала личности, потребности личности.

Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т.М. Ковалёвой, в основе тьюторского сопровождения лежит понятие субъектности и право человека самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него. Сопровождая («следуя рядом вместе с кем либо в качестве спутника»), тьютор движется вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную индивидуальную образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку. Таким образом, по мнению Т.М.Ковалёвой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности

 

          Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

          Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.

 

          Задачи тьютора

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе:

- конкретная помощь по организации доступа в школу, в класс, в столовую;

- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.

2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями:

- включение родителей в процесс обучения;

- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку.

- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

 

          Функции тьютора

Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.

Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.

Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.

Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся

 

          Документация тьютора

Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Предлагаю ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации. Также в основе деятельности лежит нормативно-правовая документация, с которой можно ознакомиться в примерной должностной инструкции (Приложение 1.)

- план работы на год, четверть; (Приложение 2)

- программа сопровождения ИОТ и ИОП обучающегося; (Приложение 3 и 4)

- дневник наблюдений; (Приложение 5 и 6)

- анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИОП;

- журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.

 

          Единое календарно-тематическое планирование разрабатывается совместно с основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами. Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней нагрузки, осваивая дополнительный материал.

          Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной социальной адаптации.

Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической и практикоориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов, индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития (в ДОУ) и т.д.

          Хотылева Т.Ю, Дмитриева Т.П. предложили следующую форму комплексного документа «Индивидуальный образовательный план» (Приложение 3)

          Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

          Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения. (Приложение 5)

          Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой. (Приложение 6)

          Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и окружной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.

          Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником.

 

          Оценка эффективности деятельности тьютора

Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим

критериям:

1. Согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией

школы, учителем, специалистами с целью организации

жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;

2. Положительная динамика в процессе включения ребенка с

особенностями развития в класс, школьное сообщество;

3. Регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой

для отслеживания динамики процесса.

 

          Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации

- Адаптация ребенка к среде школы – изменение поведения ребенка;

- Развитие коммуникативных способностей ребенка;

- Динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка.

Фиксация результатов работы тьютора отражается:

- В портфолио ученика;

- В дневнике наблюдений тьютора.

 

          Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно. В стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют девять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www.thetutor.ru) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары, Владивосток, Новосибирск, Архангельск, Пермь), которые проводят курсы повышения квалификации. Получить магистерскую подготовку по соответствующему направлению можно в Московском педагогическом государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.

 

Выполнили студенты группы МZ-Б15-A

Семенова Наталья Петровна

Гаврилова Юлия Вячеславовна

 

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.

Тьютор. Его роль и обязанности в образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019