Математическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Учебная программа по математике 7 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика
7 класс
Составитель: Деменин Л.Н., учитель математики
1 Пояснительная записка
Математическое образование в системе общего образования занимает
одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической
значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании
мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах
познания действительности.
Математическое образование является
неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании
этого слова, существенным элементом формирования личности.
по математике
Настоящая программа
для основной
общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования
(приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по
математике (письмо Департамента государственной политики в образовании
Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 031263), «Временных требований к
минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от
19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений
по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 79 классов (авторы Ю.Н.
Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель
Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 2226) и примерной
программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к
учебному комплексу для 79 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов,
С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение»,
2008. – с. 1921)
Рабочая программа составлена на основе федерального перечня
учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на 20142015 учебный год (приказ Министерства образования и
науки РФ от 31.03.2014 N 253 (в ред. от 08.06.2015 N 576) «О внесении
изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»).
Изучение математики на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
формирование качеств личности,
интеллектуальное развитие,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое
2 мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений
и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научнотехнического прогресса.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из
арифметика; алгебра;
следующих содержательных компонентов:
геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и
логики.
В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения
математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной
и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным
образованием цели на информационно ёмком и значимом материале. Эти
содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения,
естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических
навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего
дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и
формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для
решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности.
Одной из основных задач изучения алгебры является развитие
алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса
информатики;
овладение навыками дедуктивных рассуждений.
Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в
развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой
важной задачей изучения алгебры является получение школьниками
конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для
описания и исследования разнообразных процессов (равномерных,
равноускоренных,
для
формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии
цивилизации и культуры.
периодических и др.),
экспоненциальных,
Геометрия — один из важнейших компонентов математического
образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о
пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания
объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и
интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания
3 обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического
мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории
вероятностей
становятся обязательным компонентом школьного
образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот
материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной
грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию,
представленную в различных формах, понимать вероятностный характер
многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные
расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять
рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в
простейших прикладных задачах.
Приоритетными целями обучения в 7 классе являются:
интеллектуальное развитие,
овладение системой математических знаний и умений, необходимых
для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое
мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научнотехнического прогресса.
развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления,
элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
математической речи; сенсорной сферы; двигательной моторики;
внимания; памяти.
В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения
о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной
переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными
понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции
общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями,
формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в
многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами
решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается
4 умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых
задач.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом
математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются
вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о
преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт
возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными
числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными
числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить,
насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости
организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию
навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем
при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений
расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о
двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формальнооперативные
умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень
в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения»,
«тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание
которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении
преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что
основу тождественных преобразований составляют свойства действий над
числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении
уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися
алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие
равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных
примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и
исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое
внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а
и b.
Продолжается работа по формированию у обучающихся умения
использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач.
Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с
простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим,
модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти
характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Тема «Функция» является начальным этапом в систематической
функциональной подготовке обучающихся . Здесь вводятся такие понятия,
как функция, аргумент, область определения функции, график функции.
5 Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся
получают первое представление о способах задания функции. В данной теме
начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по
формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту
же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные
понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее
частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать
графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так
и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак
коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции
у=кх, где к 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение
графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка
соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций
сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между
величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса
алгебры.
В теме «Степень» дается определение степени с натуральным
показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с
примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений
степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с
помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным
показателем: На примере доказательства свойств аm ∙ аn = аm+n; аm : аn = аmn,
где m > n; (аm)n = аm∙n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с
доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные
свойства степени с натуральным показателем находят применение при
умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении
значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить
на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по
формированию умений строить и читать графики функций.
Тема «Многочлены» играет фундаментальную роль в формировании
умения выполнять тождественные преобразования алгебраических
выражений. Формируемые здесь формальнооперативные умения являются
опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями,
степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена,
стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой
теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и
умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение
многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия
сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной
компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому
6 нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем
усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на
множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью
группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение
как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с
рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования
рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в
частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы
продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также
решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений
включаются несложные задания на доказательство тождества.
В теме «Формулы сокращенного умножения» продолжается работа
по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные
преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется
формулам (а b)(а + b) = а2 b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны
знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь
применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с
указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3,
(а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в
курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на
их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных
приемов разложения многочленов на множители, а также использование
преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9
классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы
линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с
двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные
задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых
числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или
b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт
возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух
линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме
занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с
двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение
систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с
помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода
данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7 Целью изучения курса геометрии в 79 классах является
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости,
формирование пространственных
представлений, развитие логического
мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных
дисциплин (физика, черчение и курса стереометрии в старших классах).
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к
наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и
развитием геометриической интуиции на этой основе. Учитывая жесткий
лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач
полезно проводить по готовым чертежам.
изучение:
Согласно планированию курса геометрии в 7 классе, предполагается
начальных геометрических сведений (прямая, отрезок, луч, угол,
сравнение и измерение отрезков и углов;
треугольников, признаков равенства треугольников;
параллельных прямых и соотношений между сторонами и углами
треугольника.
8 Задачи курса геометрии:
рассмотреть простейшие геометрические фигуры – точка, прямая,
отрезок, луч,угол;
вопрос сравнения и измерения отрезков и углов;
ввести понятие смежных и вертикальных углов, перпендикулярных
прямых;
изучить признаки равенства треугольников;
введение нового класса задач – на построение с помощью циркуля и
линейки;
ввести понятие параллельных прямых; изучить признаки и свойства
параллельных прямых;
дать представление об аксиомах и аксиоматическом методе в
геометрии;
изучить важные свойства треугольников;
рассмотреть соотношения между сторонами и углами треугольников.
В теме «Начальные геометрические сведения» вводятся основные
геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на
основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или
известных из курса математики 16 классов геометрических фактов. Понятие
аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не
формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе
которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в
описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является
введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим
приложениям геометрических понятий.
В теме «Треугольники» признаки равенства треугольников являются
основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей
части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей
схеме: поиск равных треугольников обоснование их равенства с помощью
какогото признака следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает
возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных
рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков
равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми
чертежами.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами,
образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими,
односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при
изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а
также в курсе стереометрии.
9 В теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
доказывается одна из важнейших теорем геометрии теорема о сумме углов
треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам
(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить
некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на
основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из
двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие
играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться
только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных
случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы
исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено
условием задачи.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение
математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю,
при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть
следующим:
на геометрию по 2 часа в неделю или 68 часов в год,
на алгебру по 3 часа в неделю или 102 часа год .
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные,
классные и внеклассные.
Формы контроля на уроках :
тесты, самостоятельные, проверочные работы и математические
диктанты (по 10 15 минут), контрольные работы.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная
аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной
работы.
Организация учебновоспитательного процесса.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математики
должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся,
специфики геометрии как науки и учебного предмета. Программа данного
курса предусматривает проведение традиционных уроков, уроковзачетов,
уроков в виде лекций, практических занятий, обобщающих уроков. Особое
место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе
учащихся.
10 В организации учебновоспитательного процесса важную роль играют
задачи. В обучении математики они являются и целью, и средством обучения
и математического развития школьников. Поэтому при планировании уроков
я имел в виду, что теоретический материал осознается и усваивается
преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, я
использую дифференцированный подход к учащимся, основанный на
достижении обязательного уровня подготовки.
Это способствует
нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работе и
формирует у них положительное отношение к учебе. Учащиеся проявляющие
интерес, склонности и способности к математике будут получать
индивидуальные (нестандартные) задания. Планирую учебный
процесс
ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов
работы как при изучении теории, так и при решении задач. Мое внимание
будет направленно на развитие математической речи учащихся,
формирование у них навыков умственного труда. Изучение учебного курса в 7
классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме.
Далее контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов,
письменных тестов, математических диктантов, контрольных работ по
разделам учебника.
Контрольные работы по алгебре:
Нулевой срез знаний
Контрольная работа № 1 «Преобразование выражений»
Контрольная работа № 2 «Линейное уравнение»
Контрольная работа № 3 «Линейная функция»
Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем»
Контрольная работа № 5 «Действия с одночленами и многочленами»
Контрольная работа № 6 «Действия с многочленами»
Контрольная работа № 7 «Квадрат суммы и разности двух выражений»
Контрольная работа № 8 «Преобразование выражений»
Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений»
Итоговая контрольная работа № 10
Контрольные работы по геометрии:
Контрольная работа № 1по теме «Начальные геометрические сведения».
Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»
Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые»
Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между
сторонами и углами треугольника».
Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники »
Итоговая контрольная работа.
Содержание тем учебного курса математика:
11 1. Выражения, тождества, уравнения (23ч )
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования
выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной
переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Статистические характеристики.
Основная цель
систематизировать и обобщить сведения о
преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной
переменной.
2. Функции (12ч)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции
по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график.
Линейная функция и её график.
Основная цель
ознакомить обучающихся с важнейшими
функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и
линейной функции общего вида.
3. Степень с натуральным показателем (14 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции
у=х2, у=х3 и их графики.
Основная цель выработать умение выполнять действия над степенями
с натуральными показателями.
4. Многочлены (16 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов.
Разложение многочленов на множители.
Основная цель выработать умение выполнять сложение, вычитание,
умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
5. Формулы сокращенного умножения (17 часов)
Формулы (а b )(а + b ) = а2 b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2
b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул
сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель выработать умение применять формулы сокращенного
умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении
многочленов на множители.
6. Системы линейных уравнений (14 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя
переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач
методом составления систем уравнений.
Основная цель ознакомить обучающихся со способом решения систем
линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать
системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
7. Повторение (6 часов)
12 Основная цель повторение, обобщение и систематизация знаний,
умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Итоговая контрольная работа.
Номер
пара
графа
Содержание материала
Количество
часов
Глава I. Выражения, тождества, уравнения
1
2
3
4
Выражения
Преобразование выражений
Контрольная работа № 1
Уравнения с одной переменной
Статистические характеристики
Контрольная работа № 2
Глава II. Функции
5
6
Функции и их графики
Линейная функция
Контрольная работа № 3
Глава III. Степень с натуральным показателем
7
8
Степень и ее свойства
Одночлены
Контрольная работа № 4
Глава IV. Многочлены
9
10
11
Сумма и разность многочленов
Произведение одночлена и многочлена
Контрольная работа № 5
Произведение многочленов
Контрольная работа № 6
Глава V. Формулы сокращенного умножения
12
13
14
Квадрат суммы и квадрат разности
Разность квадратов. Сумма и разность кубов
Контрольная работа № 7
Преобразование целых выражений
Контрольная работа № 8
23
7
5
7
4
12
5
7
14
8
6
16
4
5
7
17
4
6
7
Глава VI. Системы линейных уравнений.
14
15
16
Линейные уравнения с двумя переменными и их
системы
Решение систем линейных уравнений
Контрольная работа № 9
Повторение
Итоговая контрольная работа
6
8
6
ГЛАВА 1.
13 Начальные геометрические сведения – 10ч.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов.
Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель систематизировать знания учащихся о простейших
геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
ГЛАВА 2.
Треугольники – 20ч
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к
прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный
треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и
линейки.
Основная цель ввести понятие теоремы; выработать умение
доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести
новый класс задач на построение с помощью циркуля и линейки.
ГЛАВА 3.
Параллельные прямые – 13ч
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых.
Свойства параллельных прямых.
Основная цель ввести одно из важнейших понятий понятие
параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и
аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
ГЛАВА 4.
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 17ч
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами
треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их
свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние
между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем
элементам.
Основная цель рассмотреть новые интересные и важные свойства
треугольников.
ГЛАВА 5.
Повторение – 6ч
Итоговая к/р .Анализ ошибок – 2ч
Содержание тем учебного курса геометрии в 7 классе.
Т е м а учебного к у р с а геометрии
Глава 1 Начальные геометрические
сведения ( 10 часов )
Знания, умения, навыки учащихся по теме
14 §1. Прямая и отрезок.
1. Точки, прямые, отрезки.
2. Провешивание прямой на местности.
§2. Луч и угол.
3. Луч.
4. Угол.
§3. Сравнение отрезков и углов .
5. Равенство геометрических фигур.
6. Сравнение отрезков и углов.
§4. Измерение отрезков .
7. Длина отрезка.
8. Единицы измерения. Измерительные
инструменты.
§5. Измерение углов.
9. Градусная мера угла.
10. Измерение углов на местности.
§6. Перпендикулярные прямые .
11. Смежные и вертикальные углы.
12. Перпендикулярные прямые.
13. Построение прямых углов на местности.
*знать сколько прямых можно провести
через 2 точки, сколько общих точек могут
иметь 2 прямые, какая фигура называется
отрезком;
*уметь обозначать точки и прямые
нарисунке, изображать возможные случаи
взаимного расположения точек и прямых,
двух прямых , объяснить , что такое отрезок,
изображать и обозначать отрезки на рисунке;
*знать какая геометрическая фигура
называются углом, что такое стороны и
вершины угла;
*уметь обозначать неразвернутые и
развернутые углы; проводить луч,
разделяющий угол на 2 угла.
*знать какие геометрические фигуры
называются равными, какая точка называется
серединой отрезка, какой луч называется
биссектрисой угла;
*уметь сравнивать отрезки и углы и
записывать результат сравнения, отмечать с
помощью линейки середину отрезка, с
помощью транспортира проводить
биссектрису угла.
*уметь измерить данный отрезок с помощью
линейки, выразить его длину в см, мм, м;
находить длину отрезка в тех случаях, когда
точка делит данный отрезок на 2 отрезка,
длины которых известны,
решать задачи типа 30,31,32,33,35,37.
*знать , что такое градусная мера угла, чему
равны минута и секунда;
*уметь находить градусные меры данных
углов, используя транспортир, изображать
прямой, острый, тупой, развернутый углы,
решать задачи типа 47,48,49,50.
*знать какие углы называются смежными и
чему равна сумма смежных углов, какие
углы называются вертикальными и каким
свойством обладают вертикальные углы,
какие прямые называются
перпендикулярными;
*уметь строить угол, смежный с данным
углом, изображать вертикальные углы,
находить на рисунке смежные и
вертикальные углы, объяснять, почему 2
прямые, перпендикулярные к третьей, не
пересекаются,
решать задачи типа 57,58,61,64,65,69.
15 Контрольная работа №1 ( 1ч.)
Глава 2. Треугольники ( 20 часов).
§1. Первый признак равенства
треугольников.
14. Треугольник.
15. 1 признак равенства треугольников.
§2. Медианы, биссектрисы и высоты
треугольника.
16. Перпендикуляр к прямой.
17. Медианы, биссектрисы, высоты
треугольника.
18. Свойства равнобедренного треугольника
§3 Второй и третий признаки равенства тре
угольников .
19. 2 признак равенства треугольников.
20. 3 признак равенства треугольников.
§4. Задачи на построение (3ч.).
21. Окружность.
22. Построения циркулем и линейкой.
23. Примеры задач на построение.
Контрольная работа №2 (1ч).
Глава 3. Параллельные прямые (13ч.)
§1. Признаки параллельности двух прямых.
24. Определение параллельности прямых.
25. Признаки параллельности 2 прямых.
26. Практические способы построения пара
ллельных прямых.
§2. Аксиома параллельных прямых.
27. Об аксиомах геометрии.
28. Аксиома параллельных прямых.
29. Теоремы об углах, образованных 2мя
параллельными прямыми и секущей.
Контрольная работа №3 (1ч.)
Глава4. Соотношения меду сторонами и
углами треугольника. (17ч.)
*уметь объяснять, какая фигура называется
треугольником, назвать его элементы;
*знать что такое периметр треугольника,
какие треугольники называются равными,
формулировку и доказательство 1 признака
равен ства треугольников;
решать задачи типа 90,92,93,94,95,97.
*уметь строить перпендикуляр из данной
точки, медианы, биссектрисы, высоты в
треугольнике;
*знать опр.равнобедренного,
равностороннего треуг. ; формулировку
теоремы о перпендикуляре, теоремы о
свойствах равнобед. треугольника;
*уметь выполнять практические задания
типа 100104 и решать задачи типа 105, 107,
108,112,115,117,119.
*знать формулировки и доказва данных
признаков,
*уметь решать задачи типа 121,122,123, 125,
129,132, 136139.
*знать опр. окружности, радиуса, диаметра,
хорды;
*выполнять с помощью циркуля и линейки
простейшие построения;
*применять простейшие построения при
решении задач типа 148151,154,155.
*знать опр. параллельных прямых, названия
углов, образующихся при пересечении 2
прямых секущей, формулировки признаков;
*уметь показать на рис. пары углов, строить
парал. прямые, решать задачи типа 186
189,191,194.
*знать аксиому параллельных прямых,
следствия из нее;
*уметь доказывать свойства и применять их
при решении задач типа 196 198, 199, 201,
203205, 209.
16 §1. Сумма углов треугольника.
30. Теорема о сумме углов треугольника.
31. Остроугольный , прямоугольный и
тупоугольный треугольники.
§2. Соотношения между сторонами и углами
треугольника.
32. Теорема о соотношениях между
сторонами и углами треугольника.
33. Неравенство треугольника.
Контрольная работа №4 (1ч.)
§3. Прямоугольные треугольники.
34. Некоторые свойства прямоугольных
треугольников.
35. Признаки равенства прямоугольных
треугольников.
36. *Уголковый отражатель.
§4. Построение треугольника по трем
элементам.
37. Расстояние от точки до прямой .
Расстояние между
38. Построение треугольника по трем
элементам.
║
прямыми.
Контрольная работа №5(1ч.)
Повторение. Решение задач (6 ч.)
*уметь доказывать теорему о сумме углов
треугольника и ее следствия;
*знать какой угол называется внешним углом
треугольника ,какой трег.к назся остроуг.
м , тупоуг. , прямоуг.м;
*уметь решать задачи типа 223226, 228, 229,
234.
*уметь доказывать теорему о соотношениях
и следствия из нее; теорему о неравенстве
треугольника,
*применять их при решении задач типа 236
240 ,243,244,248,249,250 .
*уметь доказывать свойства 1о3о прямоуг.
треугольников;
*знать формулировки признаков и уметь их
доказывать;
*уметь применять свойства и признаки при
решении задач типа 254256,258,260,263,265.
*знать какой отрезок называется наклонной,
что называется расстоянием от точки до
прямой и расстоянием между 2 парал.ми
прямыми;
*уметь строить треугольник по 2м сторонам
и углу между ними, по трем сторонам и др.;
решать задачи типа 271, 273, 277, 278(а) ,
283 , 284 ,288,290, 291.
Сконцентрировать внимание учащихся на
узловых вопросах курса. Систематизировать
сведения об основных свойствах
геометрических фигур, повторить
доказательства отдельных наиболее важных
теорем . Целесообразно не менее половины
каждого урока отводить на решение задач.
Итоговая контрольная работа.
Анализ ошибок .(2ч)
Требования к уровню подготовки
учащихся по данному курсу.
В результате изучения алгебры в 7 кл. на базовом уровне
ученик должен знать/понимать:
дробными,
какие числа являются целыми,
рациональными,
положительными, отрицательными и др.; свойства действий над
числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение
17 с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные
преобразования».
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и
выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения
буквенных выражений при заданных значениях входящих в них
переменных; применять свойства действий над числами при нахождении
значений числовых выражений
определения функции, области определения функции, области
значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой,
какая независимой; понимать, что функция – это математическая
модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости
между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и
обратная пропорциональности,
линейная) описывают большое
разнообразие реальных зависимостей.
правильно употреблять функциональную терминологию (значение
функции, аргумент, график функции, область определение, область
значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и
обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях
графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на
поставленные вопросы
определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с
натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3;
выполнять действия со степенями с натуральным показателем;
преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным
показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить
выражение», «разложить на множители».
приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с
одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена
вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на
многочлен, раскладывать многочлен на множители способом
группировки, доказывать тождества.
формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух
выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование
выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата
суммы и разности двух выражение, умножения разности двух
выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов
двух выражений на множители; применять различные способы
18 разложения многочленов на множители; преобразовывать целые
выражения; применять преобразование целых выражений при решении
задач.
что такое линейное уравнение с двумя переменными, система
уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с
двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать,
что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных
задач из математики, смежных областей знаний, практики.
правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными»,
«система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать
формулировку задачи «решить систему
уравнений с двумя
переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя
переменными; решать системы уравнений с двумя переменными
различными способами.
ГЕОМЕТРИЯ
Учащиеся должны знать и уметь:
По теме «Начальные геометрические сведения»
знать простейшие геометрические фигуры, уметь их изображать;
овладеть понятием равенства геометрических фигур на основе наглядного
понятия наложения.
По теме «Треугольники»
уметь доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков;
уметь строить треугольники с помощью циркуля и линейки;
овладеть понятиями медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
совершенствовать умение применять полученные знания при решении задач.
По теме «Параллельные прямые»
знать признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами,
образованными при пересечении двух прямых секущей;
уметь применять эти свойства при решении задач.
По теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
знать теорему о сумме углов треугольника, уметь ее доказывать;
знать признаки равенства прямоугольных треугольников;
уметь строить треугольник по трем элементам;
уметь применять полученные знания при решении задач.
В результате изучения геометрии 7 кл. на базовом уровне
ученик должен знать/понимать:
сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих
точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком;
19 уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные
случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых,
объяснять, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на
рисунке;
определения угла и луча, что такое сторона и вершина угла какие
геометрические фигуры называются равными, какой луч называется
биссектрисой;
уметь обозначать углы, показывать их внутреннюю область,
проводить биссектрису, сравнивать отрезки и углы и записывать
результат сравнения, отмечать середину;
знать,
что при выбранной единице измерения длина отрезка
измеряется положительным числом, что такое градусная мера угла,
чему равны минута и секунда, какие углы называются смежными и
вертикальными, какие прямые называются перпендикулярными;
уметь находить градусные меры углов, изображать прямой, острый,
тупой и развернутый углы и применять все полученные знания при
решении задач;
знать, что такое периметр треугольника, равные треугольники,
теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;
уметь доказывать первый признак равенства треугольников;
объяснять какие отрезки называются медианой, биссектрисой;
знать определение параллельных прямых,
названия углов,
образующихся при пересечении двух прямых;
уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных,
односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух ;
знать и уметь доказывать аксиому параллельных прямых и следствия
из нее;
знать, какой угол называется внешним углом треугольника, какой
тупоугольным,
остроугольным,
треугольник называется
прямоугольным;
уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника;
знать теорему о соотношениях между сторонами и углами
треугольника, следствия из нее;
знать формулировки
и доказательства признаков равенства
прямоугольных треугольников;
уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников,
применять их при решении задач;
знать какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной
точки к данной прямой, что называется расстоянием между двумя
параллельными прямыми;
уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к
прямой, меньше любой наклонной проведенной из той же точки.
20 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и
ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность,
описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного
материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения
недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках,
рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись
специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в
выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными
умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не
обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных
знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы
выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или
оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком
математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи
или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся
дополнительно после выполнения им какихлибо других заданий.
21 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой и учебником;
изложил материал грамотным языком,
точно используя
математическую терминологию и символику, в определенной логической
последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие
ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами,
применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих
тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания
учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном
требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее
математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания
ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов
при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после
замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено
фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения
программного материала (определены «Требованиями к математической
подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после
нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного
уровня сложности по данной теме;
22 при достаточном знании теоретического материала выявлена
недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого
учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных
вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все
ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил,
основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой
одного двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
23 нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный
план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов
второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
24 Перечень учебнометодического обеспечения
Алгебра
1.Алгебра7 :учебник для общеобразовательных учреждений
Ю.Н.Макарычев , Н.Г.Миндюк, К.Н. Нешков , С.Б.Суворова ,Москва ,
«Просвещение» ,2011г .
2.Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей.Ю.Н. Макарычев,
Н.Г. Миндюк, под редакцией С.А. Теляковского, М.Просвещение, 2006
Уроки алгебры в 7 классе: книга для учителя / В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева. —
М.: Просвещение, 2010.
Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И.Звавич,
Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова. — М.: Просвещение, 2010.
Алгебра. Тематические тесты. 7 класс / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. — М.:
Просвещение, 2010.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7 – 8 класс / под ред.
Ф.Ф.Лысенко. – РостовнаДону: ЛегионМ, 2009.
3.Дидактические материалы по алгебре для 7 класса .Л.И.Званич , Москва
«Просвещение» ,2008г .
4.Изучение алгебры в 79классах : книга для учителя .
Ю.Н.Макарычев , Н.Г.Миндюк, К.Н. Нешков , С.Б.Суворова ,Москва ,
«Просвещение» ,2011г .
5.Контрольные и зачетные работы по алгебре. 7 класс./ П.И. Алтынов/ М.
Экзамен,2006.
6.Поурочные разработки по алгебре для 7 класса ,А.Н.Рурукин,Г.В.Лупенко и
др., Москва «ВАКО»,2007г
7.Тесты по алгебре. 7 класс. /П.И. Алтынов/ М.Экзамен,2009.
Геометрия
1.Геометрия 79 : учебник для общеобразовательных учреждений
Л.С.Атанасян,Москва «Просвещение», 2011 год
25 2.Геометрия.Поурочные планы по учебникам Л.С. Атанасяна Л.С. 7
11кл(компактдиск) ,издательство «Учитель» ,2011г.
3.«Дидактические карточки – задания по геометрии 7 класс», «Экзамен»,
2007 год.
4.Изучение геометрии в 7,8,9 классах: методические рекомендации к
учебнику Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов и др. ,Москва , « Просвещение» ,
2009г.
5.«Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 7 класс», «Экзамен»,
2006 год.
6.Поурочные разработки по геометрии для 7 класса: пособие для учителя ,
Н.Ф.Гаврилова , ООО»ВАКО» ,2007г
7.«Тематические тесты по геометрии 7 класс», Т.М. Мищенко, «Экзамен»,
2005 год.
26 Список литературы
1. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей.Ю.Н. Макарычев,
Н.Г. Миндюк, под редакцией С.А. Теляковского, М.Просвещение, 2006
2. Геометрия.Поурочные планы по учебникам Л.С. Атанасяна Л.С. 7
11кл(комп Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников
основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
3. Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной
школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
4. Изучение геометрии в 7,8,9 классах: методические рекомендации к
учебнику Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов и др. ,Москва , « Просвещение» ,
2009г.
5. Еженедельное учебнометодическое приложение к газете «Первое
сентября» Математика.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010//
«Вестник образования» 2002 № 6 с.1140.
7. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.
2000. – № 2. – с.1318.
8. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2004.
9. Научнотеоретический и методический журнал «Математика в школе»
10. Поурочные разработки по геометрии для 7 класса: пособие для учителя ,
Н.Ф.Гаврилова , ООО»ВАКО» ,2007г
11. Поурочные разработки по алгебре для 7 класса ,А.Н.Рурукин,Г.В.Лупенко
и др., Москва «ВАКО»,2007г
Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник
образования» 2004 № 12 с.107119.
12.
13. Тематическое планирование и контрольные работы ,журнал «Математика
в школе »– 2004, №6.С. 34; 10.С.12.
27
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Учебная программа по математике 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.