«Учебно-исследовательская деятельность как средство интеграции урочной и внеурочной занятости учащихся».
Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Одним из способов формирования учебных действий является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью учащихся следует понимать деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а не получение объективно нового результата. Основной задачей является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.
Исследовательская деятельность в школе может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление.
Как отмечается в современной педагогической литературе, «новый человек» должен быстро решать качественно сложные задачи, уметь видеть и решать проблему, предлагая творческие варианты. Эти задачи может решить человек, обладающий исследовательской компетенцией. Исследовательская компетентность учащихся является результатом грамотно спланированной исследовательской деятельности (написание исследовательской работы, постановка и анализ результатов эксперимента и т.д.)
Выделяются три основные элемента исследовательской компетентности обучающихся, выражающиеся в следующих способностях:
- выделение цели деятельности;
- определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий;
- рефлексия, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью).
Исследовательская компетентность должна формироваться у любого человека, как одна из неотъемлемых, в ходе учебно-познавательной деятельности.
Одним из важных внутренних факторов, влияющих на развитие исследовательских способностей человека, является формирование самостоятельности и инициативности, способности преодоления стереотипов. Для исследовательской деятельности нужна психологическая свобода, помогающая понять себя и окружающие объекты и явления. Здесь же нужно отметить необходимость высокого уровня самооценки. Нужно хорошо осознавать свой творческий потенциал, а не только обладать им.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Формирование исследовательских умений происходит на уроках, факультативах и на внеурочных занятиях. Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение обучающимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Существует три уровня исследовательского метода обучения: 1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; 3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Исследование трудно представить без творчества, поэтому психологи зачастую отождествляют исследование и творческие способности, включая сюда такие когнитивные черты, как: наблюдательность, независимость в суждениях, высокий интеллект, хорошая память, стремление выразить свою собственную истину и т.д. и личностные (богатство внутреннего мира, повышенная чувствительность к своим фантазиям, мотивам, импульсам и т.д.)
Исследовательская деятельность (учебная и научная) реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.
Ряд ученых – психологов утверждают, что именно в подростковом периоде (12-18 лет) закладывается способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, протекает процесс развития основных способностей интеллекта, формируются структуры абстрактного контроля.
Исследование, по мнению А.С.Обухова, можно рассматривать как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире, что в соответствии с научной теорией Л.С.Выготского, где процесс обучения проявляется как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, дает следующее определение исследовательской деятельности: творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.