Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
8 кл
26.01.2018
Доклад по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы" знакомит с направлениями и специфическими чертами проектной и учебно-исследовательской деятельности, типологией форм организации проектной деятельности, даны темы проектных и исследовательских работ обучающихся, предложены продукты проектной деятельности и критерии оценки работ.Доклад по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы" знакомит с направлениями и специфическими чертами проектной и учебно-исследовательской деятельности, типологией форм организации проектной деятельности, даны темы проектных и исследовательских работ обучающихся.
Учебно-исследовательская и проектная деят-ть доклад.doc
МБОУ «СОШ №32 с УИОП» ЭМР Саратовской области
Галичкина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Учебноисследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
I. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ
культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки,
реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования,
предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Учебноисследовательская и проектная деятельность становится эффективной
формой обучения в современной школе и способствует повышению
интеллектуального, творческого, волевого потенциала обучающихся.
Это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы
и
познавательной, ценностноориентационной, творческой, преобразовательной
коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования.
Учебноисследовательская и проектная деятельность эффективна, потому что
ориентирована на достижение целей самих учащихся. Формирует невероятно большое
количество общеучебных умений и навыков:
поисковых
(исследовательских),
менеджерских,
коммуникативных,
умений аргументировать собственные
высказывания, умений отвечать на незапланированные вопросы, умений понимать
задания в различных формулировках и контекстах, умений находить требуемую
информацию в различных источниках.
навыков работы в сотрудничестве,
презентационных,
рефлексивных,
Направления проектной и учебноисследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология,
использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает
выполнение учебных исследовательских задач с заранее известным решением,
направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира,
под руководством специалиста. В процессе исследовательской деятельности учащиеся
получают субъективно новые знания с помощью научного метода.
Учебное исследование включает основные этапы, характерные для исследования в
научной среде:
выявление и постановка проблемного вопроса;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы.
Важнейший этап в проведении учебного исследования – поиск вопроса, который
требует проведения наблюдения, эксперимента или анализа. Его называют
проблемным, основополагающим вопросом или загадкой исследования.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на научном методе,
1 основные принципы которого применяются в области как естественных, так и
гуманитарных наук. Таким образом, предметом исследовательской деятельности
могут быть проблемы в любой области знаний, в том числе и в литературе.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение
общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности
является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его
достижения.
Учебноисследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и
специфические черты. К общим характеристикам следует отнести:
практически значимые цели и задачи деятельности;
структуру проектной и учебноисследовательской деятельности, которая
включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и
методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение
последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или
исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом
проекта или целями исследования; представление результатов в
соответствующем использованию виде;
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность,
собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не
столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта
сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно
работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,
которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности)
исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебноисследовательской
деятельности:
Проектная деятельность
Проект направлен на получение
конкретного запланированного
результата – продукта, обладающего
определенными свойствами, и
который необходим для конкретного
использования.
Реализацию проектных работ
предваряет представление о
будущем проекте, планирование
процесса создания продукта и
реализации этого плана. Результат
проекта должен быть точно
соотнесен со всеми
Учебноисследовательская
деятельность
В ходе исследования организуется
поиск в какойто области,
формулируются отдельные
характеристики итогов работ.
Отрицательный результат есть тоже
результат.
Логика построения
исследовательской деятельности
включает формулировку проблемы
исследования, выдвижение гипотезы
(для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную
или модельную проверку
2 характеристиками,
сформулированными в его замысле.
выдвинутых предположений.
Типология форм организации проектной деятельности:
Основание
Вид проекта
Содержание проекта
Количество участников
Длительность
Формы
Информационный (поисковый),
исследовательский, творческий,
социальный, прикладной (практико
ориентированный), игровой
(ролевой), инновационный
Монопредметный, метапредметный
(относящийся к нескольким
областям знаний), относящийся к
области деятельности т.д.
Индивидуальный, парный,
малогрупповой, групповой,
коллективный, муниципальный,
городской, всероссийский,
международный, сетевой и т.д.
От проектаурока до многолетнего
проекта
II. Проектноисследовательскую деятельность в своей работе я использую уже
давно. Имею победителей и призеров муниципальных, областных, всероссийских
конференций и конкурсов. Это были сильные, творчески одаренные дети,
заинтересованные в результатах своей деятельности. В этом году мне предложили
учебный час проектной деятельности по литературе в 8 классе. В классе лишь 3
человека уже работали в этом направлении и имеют призовые места.
Составила рабочую программу. (Рабочая программа прилагается к
выступлению). Основная цель курса – способствовать становлению индивидуальной
образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс
проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочной среде.
Задачи изучения: оказать методическую поддержку учащимся при проведении
проектноисследовательских работ и подготовке выступлений как на уроках, так и на
различных научнопрактических конференциях и конкурсах.
Первые учебные часы были посвящены изучению основных требований к
использованию метода проектов, изучению типологии проектов, общим подхода к
структурированию, выбору тем и постановке проблем.
Проектные работы, подготовленные учениками класса в этом учебном году:
Урок викторина «Я знаю басни И.А.Крылова»
3 Проблема образования и воспитания гражданина (на примере комедии Дениса
Ивановича Фонвизина «Недоросль»)
Необычные памятники родного края
Стихи и песни о родном крае
Земляки – наша гордость! (Л. Кассиль)
Известные писатели родного края
Болдинская осень в жизни и творчестве А.С.Пушкина
Читают ли книги современные подростки?
Компьютер или книга? Что выбирает общество?
Актуальна ли в наше время пьеса «Ромео и Джульетта»?
Женщины в жизни С.Есенина
Памятники Сергею Есенину
Памятники сказочным литературным героям в России
Жизнь и творчество М.Е. СалтыковаЩедрина
Мистика в жизни и произведениях Н.В.Гоголя
Сказкапритча Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц»
Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение России
Работы, выполненные учениками класса, по видам деятельности можно
разделить на 3 группы: информационные, исследовательские и ролевые, по
содержанию: монопроекты (их большинство), межпредметные (краеведение) и
метапредметные (Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение России)
Информационные проекты направлены на сбор информации о какомто
объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся,
направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее
не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных
для научного исследования.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она
только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам
участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых
результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре,
экспедиции, пр.)
Игровые проекты. Участники таких проектов принимают на себя определенные
роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или
деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.
Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно
вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Продукты проектной деятельности:
мультимедийный продукт (презентация, энциклопедия, игра)
выставка достижений
4 публикация
концерт, спектакль
видеосюжет (фильм)
путеводитель, рекламный проспект
серия иллюстраций
электронная газета
сказка
справочник, словарь
стенгазета
Критерии оценки работ
•
•
•
актуальность
соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и
задачам
владение предметными знаниями,
технологиями
нормативной базой,
современными
• четкость изложения материала, лаконичность, наглядность
• оригинальность раскрытия темы
• Значимость материала для других
При организации проектной и исследовательской деятельности ключевым
результатом образования является способность ученика к моменту завершения
образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при
решении учебных и практических задач.
Результативность участия в проектных и исследовательских конкурсах
в 20152016 учебном году
Школьный конкурс проектов и учебноисследовательских работ «Неизвестный
Пушкин» учащихся 511 классов:
призеры
«Забытое стихотворение Пушкина»,
«Дети Пушкина»,
«Пушкин, его брат и сестра»,
учебноисследовательская работа по книге А.Н.Зинухова «Медовый месяц
императора»,
«Малоизвестные факты рождения и смерти Пушкина»
Конкурс исследовательских проектов «Неизвестные страницы истории земли
Саратовской» на XII муниципальном фестивале православной культуры «Свет
Преображения» 2 призера (4кл., 8 кл.) «Духовной тропой святых, в земле
Саратовской просиявших».
Научнопрактическая конференция «Мир глазами ребенка»: призеры 4 чел. за
групповой проект «Необычные памятники родного края».
О проектноисследовательской деятельности в 5х классах…
Учитывая, что в
5 типологии уроков в соответствии с требованиями ФГОС – урокисследование выделен
в отдельный тип, проектноисследовательская деятельность – это необходимость. В
начале тем по изучению творчества писателя ученики готовят рассказ об авторе и
презентацию. Сначала я назначала тех, кто будет выступать, сегодня – это желание
самих учеников. На конференции «Мир глазами ребенка» ученица 5Д класса
Барсукова Арина стала лауреатом, защитив свой проект «Забытое стихотворение
Пушкина».
6
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.