Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Оценка 4.6

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
8 кл
26.01.2018
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Доклад по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы" знакомит с направлениями и специфическими чертами проектной и учебно-исследовательской деятельности, типологией форм организации проектной деятельности, даны темы проектных и исследовательских работ обучающихся, предложены продукты проектной деятельности и критерии оценки работ.Доклад по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы" знакомит с направлениями и специфическими чертами проектной и учебно-исследовательской деятельности, типологией форм организации проектной деятельности, даны темы проектных и исследовательских работ обучающихся.
Учебно-исследовательская и проектная деят-ть доклад.doc
МБОУ «СОШ №32 с УИОП» ЭМР Саратовской области Галичкина Ирина Владимировна,  учитель русского языка и литературы Учебно­исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы I. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования   ориентирует   педагогов   на   «формирование   у   обучающихся   основ культуры   исследовательской   и   проектной   деятельности,   навыков   разработки, реализации   и   общественной   презентации   обучающимися   результатов   исследования, предметного   или   межпредметного   учебного   проекта,   направленного   на   решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Учебно­исследовательская и проектная деятельность становится эффективной формой   обучения   в   современной   школе   и   способствует   повышению интеллектуального, творческого, волевого потенциала обучающихся. Это   интегративный   вид   деятельности,   синтезирующий   в   себе   элементы   и познавательной,   ценностно­ориентационной,   творческой,   преобразовательной   коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования. Учебно­исследовательская и проектная деятельность  эффективна, потому что ориентирована на достижение целей самих учащихся. Формирует невероятно большое количество   общеучебных   умений   и   навыков:   поисковых (исследовательских),   менеджерских, коммуникативных,   умений   аргументировать   собственные высказывания,   умений   отвечать   на   незапланированные   вопросы,   умений   понимать задания   в   различных   формулировках   и   контекстах,     умений   находить   требуемую информацию в различных источниках.   навыков   работы   в   сотрудничестве,   презентационных,   рефлексивных, Направления проектной и учебно­исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология,  использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает  выполнение учебных исследовательских задач с заранее известным решением,  направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира,  под руководством специалиста. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода.  Учебное исследование включает основные этапы, характерные для исследования в  научной среде:  ­ выявление и постановка проблемного вопроса;  ­ изучение теории, посвященной данной проблематике;  ­ подбор методик исследования и практическое овладение ими;  ­ сбор собственного материала, его анализ и обобщение;  ­ научный комментарий;  ­ собственные выводы.  Важнейший этап в проведении учебного исследования – поиск вопроса, который  требует проведения наблюдения, эксперимента или анализа. Его называют  проблемным, основополагающим вопросом или загадкой исследования. Исследовательская деятельность учащихся основывается на научном методе,  1 основные принципы которого применяются в области как естественных, так и  гуманитарных наук. Таким образом, предметом исследовательской деятельности  могут быть проблемы в любой области знаний, в том числе и в литературе. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно­ познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую  цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение  общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности  является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его  достижения. Учебно­исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и  специфические черты. К общим характеристикам следует отнести:  практически значимые цели и задачи деятельности;   структуру проектной и учебно­исследовательской деятельности, которая  включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования;  целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и  методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение  последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или  исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом  проекта или целями исследования; представление результатов в  соответствующем использованию виде;   компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность,  собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;  Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не  столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие  школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта  сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно  работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,  которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности)  исследовательской деятельности.  Специфические черты (различия) проектной и учебно­исследовательской  деятельности: Проектная деятельность  ­ Проект направлен на получение  конкретного запланированного  результата – продукта, обладающего  определенными свойствами, и  который необходим для конкретного использования.  ­ Реализацию проектных работ  предваряет представление о  будущем проекте, планирование  процесса создания продукта и  реализации этого плана. Результат  проекта должен быть точно  соотнесен со всеми  Учебно­исследовательская  деятельность  ­ В ходе исследования организуется  поиск в какой­то области,  формулируются отдельные  характеристики итогов работ.  Отрицательный результат есть тоже  результат.  ­ Логика построения  исследовательской деятельности  включает формулировку проблемы  исследования, выдвижение гипотезы  (для решения этой проблемы) и  последующую экспериментальную  или модельную проверку  2 характеристиками,  сформулированными в его замысле.  выдвинутых предположений.  Типология форм организации проектной деятельности: Основание Вид проекта  Содержание проекта  Количество участников  Длительность  Формы  Информационный (поисковый),  исследовательский, творческий,  социальный, прикладной (практико­ ориентированный), игровой  (ролевой), инновационный  Монопредметный, метапредметный  (относящийся к нескольким  областям знаний), относящийся к  области деятельности т.д.  Индивидуальный, парный,  малогрупповой, групповой,  коллективный, муниципальный,  городской, всероссийский,  международный, сетевой и т.д.  От проекта­урока до многолетнего  проекта  II. Проектно­исследовательскую деятельность в своей работе я использую уже  давно. Имею победителей и призеров муниципальных, областных, всероссийских  конференций и конкурсов. Это были сильные, творчески одаренные дети,  заинтересованные в результатах своей деятельности.  В этом году мне предложили  учебный час проектной деятельности по литературе в 8 классе. В классе лишь 3  человека уже работали в этом направлении и имеют призовые места.  Составила рабочую программу. (Рабочая программа прилагается к  выступлению). Основная цель курса – способствовать становлению индивидуальной  образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс  проектной деятельности  как на уроках, так и во внеурочной среде. Задачи изучения: оказать методическую поддержку учащимся при проведении  проектно­исследовательских работ и подготовке выступлений как на уроках, так и на  различных научно­практических конференциях и конкурсах. Первые учебные часы были посвящены изучению основных требований к  использованию метода проектов, изучению типологии проектов, общим подхода к  структурированию, выбору тем и постановке проблем.  Проектные работы, подготовленные учениками класса в этом учебном году:  Урок ­ викторина «Я знаю басни И.А.Крылова» 3  Проблема образования и воспитания гражданина (на примере комедии Дениса  Ивановича Фонвизина «Недоросль»)  Необычные памятники родного края  Стихи и песни о родном крае  Земляки – наша гордость! (Л. Кассиль)  Известные писатели родного края  Болдинская осень в жизни и творчестве А.С.Пушкина  Читают ли книги  современные подростки?  Компьютер или книга? Что выбирает общество?  Актуальна ли в наше время пьеса «Ромео и Джульетта»?  Женщины в жизни С.Есенина  Памятники Сергею Есенину  Памятники сказочным литературным героям в России    Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова­Щедрина  Мистика в жизни и произведениях Н.В.Гоголя  Сказка­притча Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц»  Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение  России Работы, выполненные учениками класса, по видам деятельности можно  разделить на 3 группы: информационные, исследовательские и ролевые, по  содержанию: монопроекты (их большинство), межпредметные (краеведение) и  метапредметные (Насколько мы сильны: новейшее военное вооружение  России)  Информационные проекты направлены на сбор информации о каком­то  объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся,  направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее  не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных  для научного исследования. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она  только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам  участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых  результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре,  экспедиции, пр.) Игровые проекты. Участники таких проектов принимают на себя определенные  роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть  литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или  деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.  Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно  вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока. Продукты проектной деятельности:   мультимедийный продукт (презентация, энциклопедия, игра)   выставка достижений 4  публикация   концерт, спектакль   видеосюжет (фильм)  путеводитель, рекламный проспект  серия иллюстраций  электронная газета  сказка  справочник, словарь   стенгазета  Критерии оценки работ • • • актуальность соответствие   содержания   сформулированной   теме,   поставленным   целям   и задачам владение   предметными   знаниями, технологиями   нормативной   базой,   современными • четкость изложения материала, лаконичность, наглядность • оригинальность раскрытия темы • Значимость материала для других При   организации   проектной   и   исследовательской   деятельности   ключевым результатом образования является   способность   ученика к моменту завершения образования   действовать   самостоятельно,   инициативно   и   ответственно   при решении  учебных и практических задач.  Результативность участия в проектных и исследовательских конкурсах  в 2015­2016 учебном году Школьный конкурс проектов и учебно­исследовательских работ «Неизвестный  Пушкин» учащихся 5­11 классов: призеры  «Забытое стихотворение Пушкина»,   «Дети Пушкина»,   «Пушкин, его брат и сестра»,   учебно­исследовательская работа по книге А.Н.Зинухова «Медовый месяц  императора»,   «Малоизвестные факты рождения и смерти Пушкина» Конкурс исследовательских проектов «Неизвестные страницы истории земли  Саратовской» на XII муниципальном фестивале православной культуры «Свет  Преображения» ­ 2 призера (4кл., 8 кл.) «Духовной тропой святых, в земле  Саратовской просиявших». Научно­практическая конференция «Мир глазами ребенка»: призеры 4 чел. за  групповой проект «Необычные памятники родного края». О проектно­исследовательской деятельности в 5­х классах…     Учитывая, что в  5 типологии уроков в соответствии с требованиями ФГОС – урок­исследование выделен в отдельный тип, проектно­исследовательская деятельность – это необходимость. В  начале тем по изучению творчества писателя ученики готовят рассказ об авторе и  презентацию. Сначала я назначала тех, кто будет выступать, сегодня – это желание  самих учеников. На конференции «Мир глазами ребенка» ученица 5Д класса  Барсукова Арина стала лауреатом, защитив свой проект «Забытое стихотворение  Пушкина». 6

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018