Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Оценка 4.6

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Оценка 4.6
Документация +3
doc
изобразительное искусство +1
3 кл—11 кл +1
12.08.2018
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Методическая разработка изложена грамотно и логично. Хорошо описаны и раскрыты общеобразовательные цели и задачи, история возникновения батика, последовательность развития умений и навыков по овладению техники росписи по ткани, ясно и отчетливо прослеживается желание преподавателя привить любовь к искусству посредством выполнения заданий в данной технике на уроках, научить применять полученные знания самостоятельно.формат doc, размер 87 кБ
батик откр. урок.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (МБУ ДО ШИ № 2) Учебно­методическая разработка открытого урока   на тему: «Знакомство с техникой батик» Автор: преподаватель  художественного  отделения  Соколова И. В. г. Жигулевск 2018 г. Пояснительная записка Цели занятия: Работа с шелком и красками ­ увлекательное и захватывающее занятие. Насыщенность и яркость красок в сочетании с мерцанием шелка превращают даже самый простой замысел в красивую работу.   а) образовательные: познакомить обучающихся с историей появления батика,  обучить техническим приемам в росписи солевой и свободной технике,  позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в  тематической композиции. б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о технике  батика, истории  его возникновения, особенностях выполнения; обучить умению выделять  характерные средства художественной выразительности: развивать умение  самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали ; развивать мышление обучающихся, учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления  на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать  навыки росписи ткани; развивать чувство ритма, творчество, фантазию;  формировать графические навыки, развить декоративно­прикладные умения и  навыки в солевой и свободной росписи у обучающихся и сознательно  использовать средства художественной выразительности в создании  художественного образа. в) воспитательные: воспитывать любовь к искусству, уважение к народному  мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к  народным традициям, эстетические чувства посредством изучения техники  «батик», интерес к   изобразительному искусству, живописи; прививать  уважение к традициям декоративно­прикладного творчества России и других  стран. Задачи занятия: познакомить обучающихся с техникой «батик». Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические. Способы организации познавательной деятельности процесса обучения.  Организационные формы : индивидуальная, фронтальная, групповая. Средства обучения: информационные (наглядные пособия), дидактические,  технические. Образовательные технологии. Информационно­коммуникативные: повышение  мотивации обучающихся к учебному процессу; технология проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных открытий;  здоровьесберегательные: физкультминутка, гигиена человека. Материально­техническое оснащение занятия. Оборудование: мультимедийный проектор, проэкционный экран, ноутбук. Материалы и инструменты. Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные  пособия. Работы детей в разных техниках батика. Дидактический материал:  методическое пособие ­ поэтапное выполнение свободной технике картины.  Электронный образовательный ресурс: презентация красота в искусстве. Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, резерв (контур),  кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка,  эскиз работы. Для обучающихся: Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани,  кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка,  эскиз работы. Планируемые результаты. Практическое задание: Нарисовать художественно­декоративную работу «Цветы». Предметные: ­      развитие эмоционально ­ ценностного видения окружающего мира; ­ развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного вкуса и творческого воображения; ­     освоение мезенских мотивов; ­     приобретение опыта работы художественными материалами; ­   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Межпредметные: ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­ умение самостоятельно планировать пути достижения целей; ­ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации; ­ умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;   развитие   индивидуальных   творческих   способностей   обучающихся, ­   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в творческой деятельности; ­   умение   организовывать   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с преподавателем   и   сверстниками,   работать   индивидуально   и   коллективно, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: ­  формирование   ответственного   отношения   к   обучению   свободной   росписи, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ­ формирование целостного мировоззрения; ­   формирование   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре взаимопонимания; ­ формирование нравственных чувств и нравственного поведения; ­ формирование ответственного отношения к своей творческой работе; ­формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем и сверстниками в процессе творческой деятельности. Формирование универсальных учебных действий. Личностные:  формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно­социальным ценностям русского народа. Регулятивные:  умение   планировать   свою   работу   в   соответствии   с   задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения. Познавательные:  умение   выдвигать   гипотезу   с   ее   обоснованием;   умение осознавать   познавательную   задачу;   умение   составлять   алгоритм   действий   в соответствии   с   задачей   занятия;   умение   работать   с   материалом,   находя необходимую информацию; умение делать выводы. Коммуникативные:  умение   формировать   свои   мысли   в   соответствии   с поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее. Структура занятия. 1. Организационный момент (1­2 мин.). 2. Вводная часть. Подготовка к активной деятельности. (5мин.). 3. Теоретический блок ­ объяснение материала показ наглядных примеров (10­ 15 мин.). 4. Практический блок – выполнение изделия (25 мин.). 5. Итоги занятия (1­2 мин.). № Вр ем я 1 1  ми н 2 5  ми н Этапы  занятия Организ ационны й  момент Вводная  часть.  Подгото вка к  активно й  деятельн ости. Деятельно сть  учащихся Здоровают ся. Внимате  льно  слушают и смотрят. Ход занятия Деятельность педагога Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о  батике. Прежде, чем начать, я хочу узнать какое  у вас настроение?  Сегодня мы с вами познакомимся с другим  видом искусства, которое называется батик.  Хочу ознакомить вас в первую очередь с  историей возникновения батика. Техника батика  насчитывает не одну сотню лет, в течение  которых она все усложнялась и  совершенствовалась. Это очень древнее  художественное ремесло. В разных странах  техника батика, или нанесения рисунка на ткань,  имеет свои особенности, но в любом случае  используют воду и воск. Участки ткани, покрытые воском, не впитывают  краску. Воск также сочетают с рисовым  клейстером и глиной. Наносят их вручную, с  помощью бумажных конусообразных пакетиков,  «чантингом», а для повторения рисунка  используют деревянные или медные штампы,  трафареты из дерева или высококачественной  бумаги.  Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы  называют батик «амбатик», что означает  рисование и письмо. Хотя на художественных  изображениях из Индии и можно увидеть  одежду, рисунок которой напоминает роспись в  технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в  Египте, они датируются V веком н. э. Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 –  907) Япония находилась под большим влиянием  Китая, поэтому вполне возможно, что именно  тогда батик из Китая был экспортирован в  Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы,  относящиеся к периоду Нара (646 –794).  В  Японии в VIII веке батик был широко  распространен. Всем известно, что эта страна  всегда славилась своими великолепно  отделанными кимоно.  В былые времена японцы много времени  проводили сидя со скрещенными ногами,  поэтому им нужна одежда, не стесняющая  движений. Кроме того, в этой стране, как,  впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный  статус необходимо было как­то обозначить,  поэтому украшение одежды стало обычным  делом для японцев. Роспись по ткани с  применением воска в Японии часто сочетали с  другими техниками окраски – например, с  узелковой техникой, позволяющей создать очень  сложные узоры. Батик завоевал особую  популярность на о. Ява, где специалисты в этом  деле достигли небывалых высот мастерства.  Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал,  Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры  производства батика на острове. Одежду из  тканей с узорами, выполненными в технике  батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей.  Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой  работе стали подключать и слуг. На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в  поколение, причем в каждой семье они  назывались по­разному. Например, чеплокан (с  повторяющимися узорами) или кавунг (с  круговыми элементами). На Центральной Яве  используют более темные краски, чем не  северном берегу острова, где ткани расписывают  в основном с целью продажи. Интерес к батику в  Европе подхлестнула и книга по его истории,  написанная генерал­губернатором о. Ява  Томасом  Раффлсом. В 1835 году в голландском городе Лейдене была  открыта первая фабрика по производству  батика. Следом за ней такие предприятия  появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с  наименьшими затратами при воспроизведении  сложных яванских узоров была разработана  новая технология. Чтобы обучать рабочих,  голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. После резкого обвала мировой  экономики в 1920­х годах батик из  промышленного производства снова стал  ремеслом одиночек. В Голландии открылась  школа батика, он превратился в прикладное  искусство. Зачастую замысловатые и  стилизованные изделия в технике батика сильно  повлияли на стиль модерн и таких художников,  как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни  Макинтош.( расказывать не все, а только то, что  больше всего заинтересовало) Ознакомимся с материалами и  инструментами. Материалы для техники  холодного батика доступно каждому.  Существуют специализированные наборы, для  тех, кто хочет ознакомиться с батиком.  Потребуется: 1.Ткань. Мастера росписи  советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед  применением постирать и погладить. 2.Краски  для холодного батика — акрил .  3.Резервирующий состав. Фактически ваш  контур, позволяющий не смешивать соседние  Слушают  и смотрят 3 10 ми н Теорети ческая  часть. цвета. Линия должна быть не толстой, но  четкой..Обязательно подрамник, на которую  натягивают ткань.. 6.Кисточки берут как  натуральные, так и синтетические. 7.Палитра для разведения краски. 8.Вода и салфетки для  промывки и просушки кисточек.                              Техника батика Все множество существующих техник батика  можно разделить на две основные группы   Горячий батик – техника с применением  расплавленного воска в качестве  резервирующего состава. Холодный батик – техника, где применен в  качестве разделяющего и рисующего состава.  Солевые эффекты  Причудливые узоры и изумительные структуры,  возникающие в результате использования соли   буквально завораживают. Причина этому –  гигроскопические свойства соли: она поглощает  влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль. Теперь предлагаю вам ознакомиться  подробнее с темой нашего сегодняшнего занятия Техника свободной росписи на ткани очень  сходна с работой акварельными красками по  сырой бумаге. Ее еще называют акварельной  техникой. Этапы работы в технике свободной  росписи: 1 этап: ткань натянутая на раму равномерно  смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой. 2 этап: нанесение краски широким флейцем на  влажную поверхность ткани в соответствии с  рисунком (растяжками цвета от светлого к  темному и от теплого к холодному). 3 этап: нанесение изображения по чуть влажной  ткани темным цветом крупными мазками. 4 этап: проработка деталей рисунка по сухой  ткани мелкими мазками.  5 этап: дополнительные эффекты создают капли  краски, на которые дули через соломинку (для  коктейля). Эти капли можно превратить в  причудливые очертания деревьев, кустарников 4 25 ми н Практич еская  часть  Учащиеся  выполняю т работу. нанести цветной резерв. Ход работы по созданию рисунка на ткани в  технике свободной росписи. А сегодня мы с вами выполним по эскизу вашей   работы «Цветы» на ткани картину. На подрамник ткань уже должна быть натянута эскиз будущей  работы был подготовлен на предыдущем уроке.  Намешаем в палитре концентрированную смесь,  так и разбавленную краску. Краска наносится в  определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это  правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой. После закрашивания  крупной детали или фона, пройдитесь ватным  диском и соберите лишнюю влагу.  Теперь  возьмем цветной резерв и прорисуем рисунок.  Оставляем батик сушиться на сутки. Только  после полного высыхания его можно снять. 5 5  ми н Просмот р работ,  обсужде ние,  заключе  ние . Сейчас я вам предлагаю устроить совместный  просмотр и обсудить выполненные работы.  Раскладываем все свои работы в ряд и по  очереди высказываем свое мнение по  выполненной работе.  Работы обсудили, ошибки выявили, Всем до  свидания и приятных впечатлений!  Учащиеся  слушают,  обсуж  дают. Список используемой литературы: 1. http://festival.1september.ru/articles/591112/ 2. http://razvitiedetei.info/risovanie­i­zhivopis/xolodnyj­batik­texnika­vypolneniya.html 3. http://irenabatik.ru/batik­obuchenie/batik­texniki/texnika­vypolneniya­xolodnogo­ batika.html 4. «Роспись по шелку. Основы мастерства» Кэролайн Эрл. АРТ­РОДНИК. 2010 г.  112с. 5. «Ситцевое лето» Елена Широкова. Буклет. 2016 г. 19 с.

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018