Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Оценка 4.6
Документация +3
doc
изобразительное искусство +1
3 кл—11 кл +1
12.08.2018
Методическая разработка изложена грамотно и логично. Хорошо описаны и раскрыты общеобразовательные цели и задачи, история возникновения батика, последовательность развития умений и навыков по овладению техники росписи по ткани, ясно и отчетливо прослеживается желание преподавателя привить любовь к искусству посредством выполнения заданий в данной технике на уроках, научить применять полученные знания самостоятельно.формат doc, размер 87 кБ
батик откр. урок.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБУ ДО ШИ № 2)
Учебнометодическая разработка
открытого урока
на тему: «Знакомство с техникой батик»
Автор: преподаватель
художественного
отделения
Соколова И. В. г. Жигулевск
2018 г.
Пояснительная записка
Цели занятия:
Работа с шелком и красками увлекательное и захватывающее занятие.
Насыщенность и яркость красок в сочетании с мерцанием шелка превращают
даже самый простой замысел в красивую работу.
а) образовательные: познакомить обучающихся с историей появления батика,
обучить техническим приемам в росписи солевой и свободной технике,
позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в
тематической композиции.
б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о технике батика, истории
его возникновения, особенностях выполнения; обучить умению выделять
характерные средства художественной выразительности: развивать умение
самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали ; развивать
мышление обучающихся, учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления
на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать
навыки росписи ткани; развивать чувство ритма, творчество, фантазию;
формировать графические навыки, развить декоративноприкладные умения и
навыки в солевой и свободной росписи у обучающихся и сознательно
использовать средства художественной выразительности в создании
художественного образа.
в) воспитательные: воспитывать любовь к искусству, уважение к народному
мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к
народным традициям, эстетические чувства посредством изучения техники
«батик», интерес к изобразительному искусству, живописи; прививать
уважение к традициям декоративноприкладного творчества России и других
стран.
Задачи занятия: познакомить обучающихся с техникой «батик».
Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические.
Способы организации познавательной деятельности процесса обучения.
Организационные формы : индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: информационные (наглядные пособия), дидактические,
технические.
Образовательные технологии. Информационнокоммуникативные: повышение
мотивации обучающихся к учебному процессу; технология проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных открытий;
здоровьесберегательные: физкультминутка, гигиена человека.
Материальнотехническое оснащение занятия.
Оборудование: мультимедийный проектор, проэкционный экран, ноутбук.
Материалы и инструменты.
Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные
пособия. Работы детей в разных техниках батика. Дидактический материал:
методическое пособие поэтапное выполнение свободной технике картины.
Электронный образовательный ресурс: презентация красота в искусстве.
Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, резерв (контур),
кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка,
эскиз работы.
Для обучающихся: Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани,
кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка,
эскиз работы.
Планируемые результаты.
Практическое задание:
Нарисовать художественнодекоративную работу «Цветы».
Предметные:
развитие эмоционально ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
освоение мезенских мотивов;
приобретение опыта работы художественными материалами;
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Межпредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;
умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные
возможности ее решения;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в творческой деятельности;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и коллективно,
формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению свободной росписи,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре
взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
формирование ответственного отношения к своей творческой работе;
формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем
и сверстниками в процессе творческой деятельности.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности;
формирование познавательного интереса; приобщение к культурносоциальным
ценностям русского народа.
Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами
занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение
осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в
соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя
необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение формировать свои мысли в соответствии с
поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и
преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
Структура занятия.
1. Организационный момент (12 мин.).
2. Вводная часть. Подготовка к активной деятельности. (5мин.).
3. Теоретический блок объяснение материала показ наглядных примеров (10
15 мин.).
4. Практический блок – выполнение изделия (25 мин.). 5. Итоги занятия (12 мин.).
№ Вр
ем
я
1 1
ми
н
2 5
ми
н
Этапы
занятия
Организ
ационны
й
момент
Вводная
часть.
Подгото
вка к
активно
й
деятельн
ости.
Деятельно
сть
учащихся
Здоровают
ся.
Внимате
льно
слушают и
смотрят.
Ход занятия
Деятельность педагога
Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о
батике. Прежде, чем начать, я хочу узнать какое
у вас настроение?
Сегодня мы с вами познакомимся с другим
видом искусства, которое называется батик.
Хочу ознакомить вас в первую очередь с
историей возникновения батика. Техника батика
насчитывает не одну сотню лет, в течение
которых она все усложнялась и
совершенствовалась. Это очень древнее
художественное ремесло. В разных странах
техника батика, или нанесения рисунка на ткань,
имеет свои особенности, но в любом случае
используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают
краску. Воск также сочетают с рисовым
клейстером и глиной. Наносят их вручную, с
помощью бумажных конусообразных пакетиков,
«чантингом», а для повторения рисунка
используют деревянные или медные штампы,
трафареты из дерева или высококачественной
бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы
называют батик «амбатик», что означает
рисование и письмо. Хотя на художественных
изображениях из Индии и можно увидеть
одежду, рисунок которой напоминает роспись в
технике батика, ранних образцов таких тканей не
обнаружено. Самые древние образцы найдены в
Египте, они датируются V веком н. э. Во времена
китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 –
907) Япония находилась под большим влиянием
Китая, поэтому вполне возможно, что именно
тогда батик из Китая был экспортирован в
Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы,
относящиеся к периоду Нара (646 –794). В
Японии в VIII веке батик был широко
распространен. Всем известно, что эта страна
всегда славилась своими великолепно
отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени
проводили сидя со скрещенными ногами,
поэтому им нужна одежда, не стесняющая
движений. Кроме того, в этой стране, как,
впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято
демонстрировать свою фигуру. Но социальный
статус необходимо было както обозначить,
поэтому украшение одежды стало обычным
делом для японцев. Роспись по ткани с
применением воска в Японии часто сочетали с
другими техниками окраски – например, с
узелковой техникой, позволяющей создать очень
сложные узоры. Батик завоевал особую
популярность на о. Ява, где специалисты в этом
деле достигли небывалых высот мастерства.
Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал,
Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг
– такие звучные «имена» носят крупные центры
производства батика на острове. Одежду из
тканей с узорами, выполненными в технике
батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое
свободное время они посвящали росписи тканей.
Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой
работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в
поколение, причем в каждой семье они
назывались поразному. Например, чеплокан (с
повторяющимися узорами) или кавунг (с
круговыми элементами). На Центральной Яве
используют более темные краски, чем не
северном берегу острова, где ткани расписывают
в основном с целью продажи. Интерес к батику в
Европе подхлестнула и книга по его истории,
написанная генералгубернатором о. Ява
Томасом Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была
открыта первая фабрика по производству
батика. Следом за ней такие предприятия
появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и
Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с
наименьшими затратами при воспроизведении
сложных яванских узоров была разработана
новая технология. Чтобы обучать рабочих,
голландцы не поскупились нанять индонезийских
мастеров. После резкого обвала мировой
экономики в 1920х годах батик из
промышленного производства снова стал
ремеслом одиночек. В Голландии открылась
школа батика, он превратился в прикладное
искусство. Зачастую замысловатые и
стилизованные изделия в технике батика сильно
повлияли на стиль модерн и таких художников,
как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни
Макинтош.( расказывать не все, а только то, что
больше всего заинтересовало)
Ознакомимся с материалами и
инструментами. Материалы для техники
холодного батика доступно каждому.
Существуют специализированные наборы, для
тех, кто хочет ознакомиться с батиком.
Потребуется: 1.Ткань. Мастера росписи
советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед
применением постирать и погладить. 2.Краски
для холодного батика — акрил .
3.Резервирующий состав. Фактически ваш
контур, позволяющий не смешивать соседние
Слушают
и смотрят
3 10
ми
н
Теорети
ческая
часть. цвета. Линия должна быть не толстой, но
четкой..Обязательно подрамник, на которую
натягивают ткань.. 6.Кисточки берут как
натуральные, так и синтетические. 7.Палитра для
разведения краски. 8.Вода и салфетки для
промывки и просушки кисточек.
Техника батика
Все множество существующих техник батика
можно разделить на две основные группы
Горячий батик – техника с применением
расплавленного воска в качестве
резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в
качестве разделяющего и рисующего состава.
Солевые эффекты
Причудливые узоры и изумительные структуры,
возникающие в результате использования соли
буквально завораживают. Причина этому –
гигроскопические свойства соли: она поглощает
влагу. Результат зависит от величины кристаллов
соль. Теперь предлагаю вам ознакомиться
подробнее с темой нашего сегодняшнего занятия
Техника свободной росписи на ткани очень
сходна с работой акварельными красками по
сырой бумаге. Ее еще называют акварельной
техникой. Этапы работы в технике свободной
росписи:
1 этап: ткань натянутая на раму равномерно
смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи,
лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на
влажную поверхность ткани в соответствии с
рисунком (растяжками цвета от светлого к
темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной
ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой
ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли
краски, на которые дули через соломинку (для
коктейля). Эти капли можно превратить в
причудливые очертания деревьев, кустарников 4 25
ми
н
Практич
еская
часть
Учащиеся
выполняю
т работу.
нанести цветной резерв.
Ход работы по созданию рисунка на ткани в
технике свободной росписи.
А сегодня мы с вами выполним по эскизу вашей
работы «Цветы» на ткани картину. На подрамник
ткань уже должна быть натянута эскиз будущей
работы был подготовлен на предыдущем уроке.
Намешаем в палитре концентрированную смесь,
так и разбавленную краску. Краска наносится в
определенном порядке: сначала светлый оттенок,
затем темный. Для разбавленной краски это
правило особенно важно. Раствор можно нанести
ватой или кисточкой. После закрашивания
крупной детали или фона, пройдитесь ватным
диском и соберите лишнюю влагу. Теперь
возьмем цветной резерв и прорисуем рисунок.
Оставляем батик сушиться на сутки. Только
после полного высыхания его можно снять.
5 5
ми
н
Просмот
р работ,
обсужде
ние,
заключе
ние .
Сейчас я вам предлагаю устроить совместный
просмотр и обсудить выполненные работы.
Раскладываем все свои работы в ряд и по
очереди высказываем свое мнение по
выполненной работе.
Работы обсудили, ошибки выявили, Всем до
свидания и приятных впечатлений!
Учащиеся
слушают,
обсуж
дают.
Список используемой литературы:
1. http://festival.1september.ru/articles/591112/
2. http://razvitiedetei.info/risovanieizhivopis/xolodnyjbatiktexnikavypolneniya.html
3. http://irenabatik.ru/batikobuchenie/batiktexniki/texnikavypolneniyaxolodnogo
batika.html
4. «Роспись по шелку. Основы мастерства» Кэролайн Эрл. АРТРОДНИК. 2010 г. 112с.
5. «Ситцевое лето» Елена Широкова. Буклет. 2016 г. 19 с.
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему "Знакомство с техникой батик".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.