Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"
Оценка 5

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
искусство +1
Взрослым
19.12.2018
Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"
В данном учебно-методическом пособии прослеживается ход выполнения работы от знакомства с творчеством художника, эскизов до выполнения конечного результата портрета из овощей и фруктов. В учебно-методическом пособии раскрывается влияние изучения великих мастеров прошлого на ассоциативное мышление учащихся архитектурно-художественного отделения детской школы искусств.
Еремина учебно-методическое пособие 2017.docx
«РАЗВИТИЕ  АССОЦИАТИВНОГО  МЫШЛЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ НА  ПРИМЕРЕ  РАБОТ  ДЖУЗЕППЕ  АРЧИМБОЛЬДО» учебно­методическое пособие Ереминой Ю.С. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Особенности развития ассоциативного мышления в детском возрасте. 3. Художник­изобретатель Джузеппе Арчимбольдо. 4. Развитие ассоциативного мышления детей на примере работ Арчимбольдо. 5. Применение различных техник  в  ассоциативной композиции. 6. Заключение 7. Литература                                                        1.ВВЕДЕНИЕ.           Ассоциативное   мышление   ­   это  мышление, основанное на ассоциациях. С позиции психологии ассоциациями называют представления, связанные в сознании человека с предыдущим жизненным опытом, чаще всего по сходству, например, 2 силуэт   горы   может   быть   похож   на   голову   человека.   Особенностью ассоциативного  мышления  является  способность выделять общие признаки     вещей, то есть обобщать их,  не проводя при этом логического анализа.     Совершенно очевидно, что детям,  обучающимся изобразительному искусству, просто   необходимо     развитое   ассоциативное   мышление.   В   особенности,   это касается таких направлений, как архитектура и дизайн, потому что они полностью лишены   всякой   изобразительной   связи   с   жизнью.   Даже   если   в   основе архитектурной или дизайнерской формы была конкретная природная форма, то все же, созданное, так далеко от своей отправной точки, что его можно смело назвать новым явлением.        Это очень наглядно можно видеть на примере творческих проектов детей, обучающихся на архитектурно­художественном отделении ДШИ. Великолепные зонтики и веера, удивительные  фонари, птицы­города и сказочные животные ­ все это результат неисчерпаемой фантазии детей. Важно отметить, что практически все работы, выполненные ребятами, носят фантазийный характер. Объяснить это можно  тем, что развитие образно­логического мышления учащихся тесно связано с фантазийным характером их рисунков. «Архитектурная сова». Модерн Фантазия   является   компенсацией   знаний,   поэтому,   мы   наблюдаем,   что начиная   с   7   лет,   по   мере   приобретения   опыта   и   практических   навыков,   дети рисуют более осознанно, сдержанно, менее спонтанно.   3 Опыт показывает, что чем больше ребята любят фантазировать, тем больше у них   проявляется   способность   к   осмысленному,   созидательному   проектному творчеству,   которое   требует   не   только   знаний,   профессиональных   навыков, интеллекта, но и развитого ассоциативного мышления.  Наиболее   известные,   реализовавшиеся   в   своей   профессии   художники, дизайнеры, архитекторы ­   люди с развитым ассоциативным мышлением. Чаще всего,   в   своей   работе   они   сталкиваются   со   зрительными,   иллюзорно­ пространственными ассоциациями, которые  встречаются там, где мир познается с помощью зрения.  Цвета   и   формы   окружают   нас   всегда   и   везде.  Им   принадлежит   заслуга   в формировании   нашего   восприятия   этого   мира.   Например,   формы   вызывают конкретные   ассоциации:   груша   ассоциируется   с   лампочкой.   Цвет     может возбуждать не только органы зрения, но и органы чувств, такие, как осязание, слух, вкус и обоняние. Он может вызывать даже физические ассоциации: легкий, холодный, тихий, гладкий, отступающий, тяжелый.  Данная   методическая   разработка,   посвящена   вопросам   развития ассоциативного мышления детей на уроках изобразительного искусства.   В   работе   представлены   различные   способы   решения   данной   задачи,   дано описание практических методов развития ассоциативного мышления учащихся на примере   работ   Джузеппе   Арчимбольдо,   успешно   применяемых   в   учебном процессе   отделения   архитектурно­художественного   творчества   Детской   школы искусств. Дана авторская технология проведения  творческих занятий. Разработка   может   быть   полезна   педагогам   изобразительного   искусства, работающими   с   учащимися   младшего   школьного   возраста   в   системе дополнительного образования. 2. ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. 4 На   своих   занятиях     мы   проводим   обучение   детей   не   только   разных возрастов, но и с различно развитым ассоциативным мышлением. Кто­то легко рисует несколько эскизов на заданную тему по собственному представлению, не заглядывая   в   наглядный   материал,   а   кому­то   сложно   даже   подступиться   к поставленной задаче. Связано это, прежде всего, с   развитием межполушарного взаимодействия. С   раннего   возраста   у   детей,   под   влиянием   комплекса   биологических   и социокультурных   факторов,   происходит   формирование   и   развитие функциональной асимметрии полушарий. Важно то, что врожденные предпосылки формирования  того или иного типа не являются неизменными.   Асимметрия,   в   большей   степени,   является   результатом   процесса индивидуального   развития   каждого   ребенка   под   влиянием   окружения,   и выражается в разном распределении нервно­психических функций между правым и левым полушариями. С ней связаны такие психологические противопоставления, как   конкретно­образное   и   абстрактно­логическое   мышление,   гибкость   и ригидность.   Разную   степень   выраженности   этих   психических   свойств     уже   можно наблюдать у детей шести лет. Именно функциональная асимметрия формирует   к   преимущественной   опоре   на   «левополушарный», склонность «правополушарный»   или   «равнополушарный»   типы   мышления.   Соответственно дети   с   различным   развитием   межполушарного   взаимодействия   имеют   разные способности к обучению и творческой деятельности.     Так   у     ребят     с   равнополушарным   типом   мышления   отсутствует   ярко выраженное   доминирование   одного   из   полушарий.   Это   обеспечивает   их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления. Они проявляют хорошие способности и в науках, и в  разнообразной творческой деятельности.   Мышление детей с левополушарным типом, отвечающим за счет и письмо, отличается   доминированием логики и анализа.  5 Преобладание   левого   полушария   у   ребенка   всегда   связано   с   развитием словесно­логического   характера   познавательных   процессов,   отвечающего   за вербальный   и   теоретический   интеллект.   Это   будущие   ученые,   математики   и программисты.  Ребята   с   правополушарным   типом   мышления   ­   созидатели,   творцы, инноваторы. Правое полушарие  оперирует  реальными образами, преобразуя их в нечто   новое.   Именно   оно   отвечает   за   наглядно­образное,   зрительно пространственное,   трехмерное мышление,   так   необходимое   художникам, дизайнерам, архитекторам.  Но, как же часто бывает, что талантливые художники и музыканты плохо учатся   в   школе,   а   отличники   не   могут   решить   задачу,   требующую   гибкого, нестандартного   мышления.   Любая   творческая     основана   на взаимодействии   интуитивных   и   логических   процессов.   Так   реализуются   все   деятельность   замыслы воображения. Интуиция позволяет  гибко мыслить, совершать открытия, а логика их оформляет.  К   сожалению,   школьные   методики   обучения   ориентированы,   главным образом, на развитие левого полушария и не учитывают наличие различных типов развития   функциональной   асимметрии   полушарий,   а   также   разницу   между мальчиками и девочками в скорости развития левого полушария. В наилучших условиях оказываются левополушарные и равнополушарные девочки, а в самом невыгодном положении ­ правополушарные мальчики.  Поэтому для гармоничного развития личности необходимо тренировать оба полушария, активно заниматься развитием ассоциативного мышления учащихся с самого раннего возраста.  В настоящее время на отделении архитектурно­художественного творчества разработаны   специальные   используются   эффективные   задания,   комплексы   упражнений   для   развития   детей,   выполняющиеся   двумя   руками одновременно, параллельно развивающие оба полушария мозга. 6 3. ХУДОЖНИК­ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АРЧИМБОЛЬДО.  «Джузеппе Арчимбольдо совершенен своей                                уникальностью, как совершенны только великие»                                                Андре Пьейр де Мандьярг   Для развития  творческого мышления, комбинаторных способностей у детей, мы   знакомим   их   с     творчеством   уникального   художника­изобретателя   эпохи Возраждения   ­   Джузеппе   Арчимбольдо.   Он   известен,   прежде   всего,   своими портретами и картинами, выполненными в виде необычных сочетаний предметов, овощей и фруктов, растений и  животных. Художник был востребован Максимильяном II и  не только как живописец, но и как  организатор праздников с костюмированными карнавалами и маскарадами. Первый цикл его работ  посвящен именно карнавалам, называется «Времена года», поскольку карнавалы устраивались на эту же тему.  У художника есть несколько портретов красавиц по имени «Флора» ­ богиня цветения.   Для   специалистов   очевидно,   что   работа   велась   по   готовому изображению какого­то мастера, переведенному в стихию цветов.        Есть у художника очень интересная серия картин: четыре стихии.  «Воздух» ­ композиция составлена из птиц.  «Огонь» ­ здесь в основном изображены предметы, связанные с войной.  «Земля» ­  в работе использованы преимущественно звери.  «Вода»   изображена при помощи жителей морских стихий, рек, озер и океанов: здесь и скаты, и жемчуг и разнообразные рыбы.     Эпоха возрождения была интересна во всех своих проявлениях, в том числе  и в желании собрать как можно больше сведений о живой и мертвой   природе. Не случайно были кабинеты минералов, коллекции животных, скелетов животных и птиц.  7 Серию картин Арчимбольдо можно так же отнести к творческому наследию этого времени. «Воздух» «Огонь» 8 «Земля» «Вода» Есть   у   Арчимбольдо   несколько   картин­перевёртышей.   Вот   повар,   а   если перевернуть картину, то можно увидеть миску с овощами.  «Повар» 9 Творчество   Арчимбольдо   называют   развлечением,     живописью   не   самого большого   звучания.   Художник     не   был   сильным   мастером   с   точки   зрения итальянской школы, но он был прекрасным  изобретателем.  Необходимо   учесть     и   то,   что   эпоха   Возрождения   была   не   только   сильна утверждением   красоты,   ума,   но     она   еще   и   клеймила     человеческие   пороки, глупость.   Поэтому   эти   псевдопортреты   имеют   свой   смысл:   и   подшутить,   и посмеяться, и даже  кого ­ то сильно уколоть.            Невероятная фантазия Арчимбольдо имеет продолжение и   после смерти художника­изобретателя.        Так, среди  работ  Сальвадоро Дали  тоже есть  вариации Арчимбольдо, только двадцатого века.  4. РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ  НА ПРИМЕРЕ РАБОТ ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО.       Совершенно очевидно,  что на примере  работ Джузеппе Арчимбольдо  можно воспитывать   будущих   художников,   архитекторов,   дизайнеров,     развивать ассоциативное   мышление,   нестереотипный   способности творческого самовыражения средствами искусства.   подход   к   знакомым   формам,        Природные формы  представляют большой интерес не только для художников, профессиональных архитекторов, но и для детей. В начальной школе      плоды, овощи, фрукты служат объектом изучения блока «Архитектура природы», а так же объектами переосмысления в блоке «Развитие визуального мышления». В работе с этими формами прослеживается архитектурный подход ­ разрез по натюрморту с подробным изучением «интерьера» плодов, строения, формы, окраски.  Для   дальнейшей   практической   работы,     связанной   с   ассоциациями   и переосмыслениями,   сочетаниями   привычных   форм   природы,   выбраны   работы художника   А.   Арчимбольдо,   который   мастерски     использовал   комбинации 10 предметов, природных форм (цветов, плодов) для своих портретов и фрагментов картин. В 3 классе учащиеся выполняют  творческую  работу на тему: «Портрет­ натюрморт Арчимбольдо»,  изучение которой удобнее разделить на 3 этапа: 1 этап.  Для 1 этапа понадобятся  для оформления доски:  цветные иллюстрации А3 портретов­натюрмортов Арчимбольдо; каждому учащемуся на парту: черно­белые иллюстрации формата А4,  иллюстрации с различными овощами, фруктами, цветами формат А4, наглядные пособия с овощами, фруктами в разрезе формат А4, лист формата А3, простой карандаш, ластик. 1.1.Рассказываем  детям о Джузеппе Арчимбольдо, художнике, который  на своих полотнах создавал сказочные  образы из предметов, овощей и фруктов, растений и животных.   Показываем его удивительные   портреты из серии «Времена года»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». 11 «Времена года»         Образ  «Зимы»,  в  котором     изображен   Максимилиан  II  в   виде   уродливого старика из старого, корявого пня, всего лишь   с двумя украшениями: яблоком (символом любви) и лимоном (символом любви с горечью).  Для «Весны», поры цветения, скорее всего, позировала жена Максимилиана, это можно   предположить   потому,  что   портреты   строились   парно,   герои   карнавала 12 смотрят   друг   на   друга:   из   прекрасных   цветов,   листьев   и   трав   сложено   ее удивительное лицо.  «Лето»  изображено   в     виде   важной   придворной   дамы,  ее   костюм   соткан   из золотых колосьев, а сам портрет составлен из спелых фруктов.  Красивая «Осень» наполнена щедрыми плодами, виноградом и фруктами. Каждый портрет из серии «Времена года» сопровождался каким­то цветком­ символом. Например,  у «Осени» ­ это шиповник;  у «Лета»  ­  артишок; у «Весны» мы видим  ирис, а у  «Зимы» ­ это лимон и яблоко. Арчимбольдо  взял эту систему обозначений ­ символов из итальянской культуры   и   перевел ее   в живописный образ. Обращаем внимание детей на то, что все портреты   пропитаны аллегориями: вместо носа ­ огурец, на месте щеки ­ персик, а в качестве воротника ­ выступают колосья. Обсуждаем  сказочные портреты­натюрморты, выявляем и активизируем творческий потенциал учащихся.   Во время изучения этой темы, дети всегда     очень удивляются, увидев такие необычные портреты, выражают  много эмоций, как позитивных, так и негативных: всем   очень   нравятся   картины   из   плодов   и   цветов,   они   их   внимательно рассматривают,   восхищаются   мастерством   художника,   но   многим   не   нравится образ зимы в виде страшного старика из корявого пня.  1.2.   Рассказываем   детям   о   пропорциях   лица   человека,   обращаем   внимание   на разнообразие  овощей и фруктов: все они имеют разный цвет и отличаются друг от друга по  форме. Интереснее все овощи и фрукты  выглядят в разрезе: апельсин с лимоном  похожи  на солнышко, а  у чернослива  можно видеть косточку и т.д.            Сравниваем формы различных овощей и фруктов с чертами лица человека: баклажан напоминает нос, помидоры­щеки, а сливы­глаза.       Дети с интересом слушают новый материал, говорят о своих ассоциациях, о том,   при   помощи   каких   плодов   можно   изобразить   ту   или   иную   часть   лица. Оказывается,   что   нос   можно   показать   как   огурцом,   так   и   авокадо,   лимоном, грушей,   морковкой,   картошкой,   имбирем   и   даже   грибом.   А   щеки   можно 13 изобразить не только яблоками, но и дольками апельсина, персиками, гранатами и т. д. Дети радостно отвечают на вопросы, смело составляют портрет ­  натюрморт, пока еще в устной форме.     «Пропорции лица»   «Поиск визуальных ассоциаций» 1.3. Говорим   о законах композиции, о расположении художественного образа в листе.   Предлагаем   ребятам   приступить   к   практической   работе:   лист   А3 располагаем вертикально и делим на четыре части простым карандашом, делаем четыре эскиза творческой работы (придумываем и рисуем  портреты из овощей и фруктов,   используя   визуальные   ассоциации   форм   природы   с   чертами   лица человека).   Предлагая детям это задание, преследуем сразу несколько целей. Во­первых: развиваем   ассоциативное,   комбинаторное   мышление,   учим   детей   компоновать предметы,   строить   композицию   (акцент   в   обучении   постепенно   смещается   от средств изображения к способам  и законам изображения).  Во­вторых, учим выражать свое отношение к средствами изобразительного искусства: располагая определенным образом фрукты и овощи в листе, так или иначе, можно выразить свое отношение к изображаемому сказочному объекту.   14 Работа над эскизами портрета­натюрморта       На уроках учитываем психофизиологические особенности учащихся. В каждом классе   есть   кинестетики,   аудиалы   и   визуалы.   Работая   с   учениками   визуалами, используем   цветовые   гаммы,   наглядные   пособия.   Основной   вопрос   для   этой группы   детей:   «Что   видишь?».   А   для   развития   трех   каналов   восприятия (кинестетического, аудиального и визуального) используем все три вопроса: «Что чувствуешь?», «Что слышишь?», «Что видишь?»            Учащихся можно разделить на группы. Первую группу отличает хороший уровень произвольного внимания, высокая работоспособность, исполнительность, способность   к   активной   творческой   деятельности,   стремление   к   достижению отличных   результатов   в   работе.   Такие   дети   обладают   чувством   пропорций, хорошим   воображением,   способны   выполнять   работу   как   с   натуры,   так   и   по представлению. Ребята из второй группы  тоже способны к энергичной творческой деятельности и хорошим показателям в работе, но при достаточной мотивации. Некоторых детей отличают высокая исполнительность, умение работать быстро, но вместе с тем они не требовательны к качеству выполняемых заданий. Часть учащихся   хорошо   справляются   с   заданиями,   требующими   воображения,   но работают   медленно.   Есть   дети,   нуждающиеся   в   активной   помощи   эмоциональной поддержке педагога. 2 этап. Для   второго   этапа   понадобятся:   простой   карандаш,   ластик,   лист   А3, загрунтованный в черный цвет, гуашь 12 цветов, палитра, кисти.     и 15 2.1.Продолжаем работу над портретом­натюрмортом. Предлагаем детям выбрать лучший, на их взгляд, эскиз и нарисовать его простым карандашом на листе А3, загрунтованном в черный цвет. Снова обращаем внимание учащихся на грамотную компоновку     композиции   в   листе.   Дети   приступают   к   практической   работе. Многим ребятам сложно перенести пропорции портрета­натюрморта, найденные в формате эскизов, на лист А3: кто­то рисует очень мелко, кто­то  очень крупно, у кого­то композиция сместилась   вниз, у кого­то, наоборот,   слишком поднялась верх. Смотрим работу каждого учащегося, обращаем внимание на недочеты, если есть необходимость, помогаем поправить пропорции композиции. Советуем, как можно   дополнить   портрет­натюрморт,   потому   что   при   переносе   работы   с маленького   на   большой   формат   очень   часто   возникает   необходимость   в дополнительных деталях. 2.2.   Спрашиваем   ребят,   какими   цветами   можно   закрасить   фрукты,   овощи, изображенные     на   их   эскизах.   Дети   отвечают,   что   яблоки   могут   быть   как красными,   так   и   зелеными,   и   желтыми.   Дыня   может   быть   как   зеленой,   так   и желтой, груши, виноград тоже можно изобразить разными цветами и т.д. 2.3. Возвращаемся к практической работе. Предлагаем детям выполнить портрет ­ натюрморт в цвете. Обращаем внимание учащихся на то, что цветовое решение работы необходимо продумать заранее в эскизном варианте. Предлагаем детям быстро, в течение 5­10 минут, найти   основные цветовые соотношения в эскизе. Обращаем внимание учащихся на то, чтобы рядом не было одинаковых цветовых пятен: если для овала лица выбран арбуз, то щеки­яблоки уже  не могут быть зеленого цвета (можно выбрать желтый, розовый, но не зеленый). Не смотря на это,   часть   детей   все   равно   рисует   желтым   по   желтому,   синим   по   синему, приходится обращать внимание на недочеты, показывать, как можно исправить работу.  После того, как основные цветовые отношения найдены, вспоминаем  главные характеристики цвета: яркость, плотность, теплоту и холодность разных цветов. Предлагаем ребятам начать работу на черном листе. Во время работы   в цвете, 16 обучаем  детей  постепенному переходу от плоскостного изображения плодов  к объемному. Напоминаем о том, что крупные формы закрашиваем толстой кистью, для небольших плодов выбираем кисти более тонкие.  В процессе работы над портретом – натюрмортом можно попросить каждого ребенка   придумать   имя   своему   художественному   образу   и   сочинить   о   нем небольшую сказку.   Дети очень любят рисовать   красками, поэтому с радостью берутся   за   работу   и   вот,   мрачные,   черные   листы   начинают   оживать,   на   них появляются   желтые   яблоки,   красные   арбузы,   фиолетовые   баклажаны,   которые мало   по   малу   начинают   складываться   в   сказочные   портреты,   а   детские   лица озаряются счастливыми улыбками от того, что на их глазах свершилось чудо, чудо творчества.  Этап 3.   Для третьего этапа понадобятся: гуашь 12 цветов, палитра, кисти.   3.1.Предлагаем детям завершить работу над портретом­натюрмортом: дополнить его   цветами,   травами,   ягодами,   прорисовать   мелкие   детали,   кое­где   оживить портрет­натюрморт светлой обводкой. Обращаем внимание учащихся, что мелкие детали выполняются тонкими кистями, лучше всего, в нашем случае, подойдут колонковые  кисти №1,2.  Дети   старательно   выводят   листочки,   травинки,   часто   вместо   тонкой   кисти берут толстую, увлекаясь творческим  процессом. Иногда увлекаются настолько, что на черном листе не остается свободного места: все в ягодках, колосках и цветочках. Тогда приходится часть творческой работы закрасить черным цветом, чтобы центральный образ, созданный ребенком, заблистал во всей красе.  Рисовать портреты­натюрморты нравится всем учащимся. Этот опыт дает им творческую смелость, развивает фантазию, не шаблонность мышления.   3.2.Раскладываем детские работы в ряд, делаем мини­выставку. Предлагаем детям выступить, рассказать сказку о том сказочном персонаже, над которым так долго 17 трудились. Дети с радостью откликаются, рассказывают свои  чудесные сказки, а фруктовые человечки с благодарностью смотрят на юных художников.           «Сыроежинка»    «Фруктовый цыпленок»          «Фруктовый дедушка»                «Арбузиния»  5. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК  В  АССОЦИАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ. 18 Творческую     работу  на  тему: «Портрет­натюрморт   Арчимбольдо»  можно выполнить,  используя  такие техники,  как «монотипия»  и «фроттаж», работа  в которых   доступна даже детям старшего дошкольного возраста.          Техника монотипии  является одной   из самых эффективных  в   развитии ассоциативного воображения, поскольку служит  символом случайного, свободной импровизацией   изобразительного   решения.   Монотипия   (от   греческого   monos   – один,   единственный   и   tupos   ­   отпечаток).   Написанное   жидкими   красками изображение на металлической доске переносится на бумагу или холст с помощью офортного   станка.   При   этом   получается   единственный   в   своем   роде   оттиск, который невозможно повторить. Монотипия требует быстрой работы – на одном дыхании. Печатают сразу, пока не высохли краски. Темпераментная техника и художественное своеобразие монотипии создают гибкость и подвижность мазка.                                              Монотипия         Эта   техника   представляет   художнику   большое   разнообразие   творческих решений. Работая над портретом­натюрмортом, в случайных, хаотичных пятнах, дети могут увидеть фрукты, овощи, плоды, ягоды и цветы.  Необычайное соединение в монотипии приемов гравюры и живописи таит в себе очень   интересные   и   самые   неожиданные   возможности   художественного   языка. Эмоциональную реакцию у детей вызывают визуальные признаки формы, а именно: 19 контуры – очертания – силуэты­границы, разные виды контрастов. При размытых границах   отпечатка     возникает   неопределенность   представления   о   форме,   что вызывает ассоциативность ее восприятия.      Суть графического приема фроттаж состоит в том, что, положив лист бумаги на неровную поверхность какого­либо предмета (кора дерева, листья с прожилками, крупный кусок щебня, куски размотанных ниток и т.д.), художник, при помощи   непредсказуемые растирки     получает   фантастические, (штрихования), изображения   фактуры   с   элементами   случайности   и   неожиданности.   В   технике фроттажа   дети   могут   дополнить   портрет­натюрморт   листьями,   травами, веточками.                                                                                                  Фроттаж      Техника фроттажа впоследствии была переведена художником в живописную технику граттажа (выскабливание), при которой процарапанный  слой открывал предыдущий   нижний   слой.   Это   отдаленный   аналог   техники   сграффито, используемой   в   монументальном   искусстве   и   представляющей   собой   способ декоративно­художественного   решения   отделки   стен,   при   котором   рисунок процарапывается   в   верхнем   слое   штукатурки;   открывающийся   нижний   слой отличается по цвету. Таких слоев может быть несколько.  20 Технику   граттажа   можно   использовать   на   последнем   этапе   работы   над портретом­натюрмортом, когда дети   уточняют работу,   дополняют ее мелкими деталями. Таким образом, освоив  методы получения  абстрактных изображений при   помощи   технических   приемов   и   многообразия   фактур,   учащиеся       могут получить запланированный результат, в данном случае портрет­натюрморт.                                                      6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ       Многолетний опыт подтверждает, что построение занятий на примере работ Арчимбольдо дает очень хороший результат в развитии ассоциативного мышления у школьников. Дети, которые испытывают трудности при выполнении  творческих заданий,   в   этой   работе   раскрываются,   обретают   уверенность,   творческую смелость.      Актуальность данной методической работы состоит в том, что пособий на  эту тему очень мало, и  есть большая необходимость в дополнительных, объективных источниках информации. Никто не учит, как стать творцом. Но всем известно, что для   того,   чтобы   создать   что­то   новое,   необходимо   развитое       ассоциативное мышление, особенно это важно понять тем, кто планирует связать свою жизнь с архитектурой или дизайном.      Любой творческий процесс представляет собой преобразование зримых форм мира   за   счет   создания   изобразительных   ассоциаций.   И   смысл   этих   ассоциаций сводится не только к изображению форм предметов, но  и  к передаче  духовного мира, который связан с индивидуальным видением каждого  художника, которому для творчества необходимы  время, мысли и воля. А волевая личность рождается только   тогда,   когда   ребенок   растет   в   атмосфере   свободы,   инициативы, любопытства   и   поиска.   Воля   –   это   понятие,   применимое   не   к   действию,   а   к личности. Воля – это свободная энергия, а волевая личность – тот, который этой энергией   обладает.   Для   развития   творческой   личности   необходимо   у   ребенка воспитывать такую волю, чтобы он хотел что­то делать и делал, чтобы у него всегда и во всём было живое желание и интерес.            У детей   есть   большая   жизненная   и     творческая   сила.   Задача   взрослых  – вдохновлять,   не   мешая   ребёнку   проявлять самостоятельность.   Если   мы   хотим вырастить счастливого человека.   21 7.Литература. 1. 2. 3. 4. 5. Андреев   А.Л.   Художественное   мышление   как   эстетическая   категория.­ М.:Знание,1981. Абаева   И.М.      Инновационная   программа  «СТАРТ»  развитие   творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна /Москва: Детская школа искусств №12 «СТАРТ», 1998. Бьюзен Тони, Бьюзен Барри  Супермышление /ООО «Попурри»,2003. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия.­Волгоград: Перемена, 2000. Бакушинский   А.В.Художественное   творчество   и   воспитание:   опыт   Новая исследования   на   материале   пространственных   искусств.­М.: Москва,2009. Ванслов В. Постижение искусства.­М.:Знание, 2005. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.­М.:  6. 7.     Искусство, 1967.Вопросы психологии.­1972. 8. 9. 10. Гурова Л.Л. Психология мышления.­М.: ПЕРСЭ, 2005. 11. Гиппенрейтер   Ю.А.   Психология   мышления.­М.:   Изд­во   Московского Выготский Л.С. Психология развития ребенка.­М.: Эксмо­Пресс, 2005. Ванслов В. Постижение искусства.­М.: Знание,2005. университета им. Ломоносова, 1981. 12. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного.­М.: Искусство,1991. 13. Козлов   В.Н.   Основы художественного оформления текстильных изделий Москва «Легкая и пищевая промышленность» 1981. 14. Козина Е.Ф. Мир глазами ребенка: пространственно­временная модель.­М.: Прометей,2004. 15. Любарт   Т.,     Муширу   К.,     Торджман   С.,     Зенасни   Ф.     Психология креативности.­М.,2009. 16. Махлина   С.Т.   Язык   искусства   в   контексте   культуры   /Диссертация   д­ра философ. Наук.­СПБ.,1995 17. Неменский  Б.М. Мудрость красоты.­М.: Молодая гвардия,1981. 18. Оганов А.А. Логика художественного отражения.­М.: Знание,1972. 19. Собянина И.В.  «Художественное воспитание».­М.: Карапуз, 2010 20. Собянина И.В. Методика интенсивного развития творческого мышления.­М.: 2000,2004. 21. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.­М.: Педагогическое общество  России,2000. 22. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся.­М.: Знание, 1988. 22 23

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"

Учебно-методическое пособие "Развитие ассоциативного мышления учащихся на примере работ Джузеппе Арчимбольдо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018