Программа разработана на основе программы для внешкольных учреждений «Спортивные кружки и секции», разработанной отделом внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения СССР как типовой под редакцией С. М. Зверева.
Занятия в спортивном объединении общей физической подготовки являются хо¬рошей школой физической культуры.
Цель: достижение все¬стороннего развития личности в процессе овладения физической культурой.
Задачи:
- укреп¬ление здоровья и закаливание занимающихся;
- при¬обретения инструкторских навыков и умения самостоятельно за¬ниматься физической культурой;
- формирование моральных и во¬левых качествПрограмма разработана на основе программы для внешкольных учреждений «Спортивные кружки и секции», разработанной отделом внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения СССР как типовой под редакцией С. М. Зверева.
Занятия в спортивном объединении общей физической подготовки являются хо¬рошей школой физической культуры.
Цель: достижение все¬стороннего развития личности в процессе овладения физической культурой.
Задачи:
- укреп¬ление здоровья и закаливание занимающихся;
- при¬обретения инструкторских навыков и умения самостоятельно за¬ниматься физической культурой;
- формирование моральных и во¬левых качеств
Учебнотематический план спортивного объединения ОФП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе программы для внешкольных
учреждений «Спортивные кружки и секции», разработанной отделом
внеклассной и внешкольной работы Министерства просвещения СССР как
типовой под редакцией С. М. Зверева.
Занятия в спортивном объединении общей физической подготовки
являются хорошей школой физической культуры.
Цель: достижение всестороннего развития личности в процессе
овладения физической культурой.
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание занимающихся;
приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно за
ниматься физической культурой;
формирование моральных и волевых качеств российского гражданина;
подготовки участников объединения в процессе занятий к труду,
защите Родины, к активной общественной деятельности и семейной жизни.
Заниматься в спортивном объединении может каждый обучающийся,
прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Основная задача руководителя спортивного объединения
воспитание участников объединения в процессе овладения физической куль
турой. Она решается руководителем объединения на основе изучения каждого
занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на
формирование личности воспитанника в детском коллективе. Это
осуществляется при обязательном врачебнопедагогическом контроле за
влиянием занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья и
развития личности участников объединения. Необходимо также поддерживать
связь с родителями (законными представителями) занимающихся.
Программа спортивного объединения общей физической подготовки
составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физическойкультуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов
детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей)
к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной
жизни.
Спортивные сооружения для занятий спортивного объединения могут
быть следующие: стадион для занятий легкой атлетикой, футбольное поле,
гимнастический городок, площадка для игры в баскетбол, волейбол; лыжная
база, тир, спортивный зал для занятий в ненастную погоду. Необходимы
также подсобные помещения: раздевалки, душ, сушилки для одежды, классы
для теоретических занятий, комната для хранения инвентаря и сам инвентарь:
мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, теннисные шарики и
ракетки, лыжи и лыжные палочки.
Для каждой возрастной группы занимающихся программой
предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение
контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и
судейская практика.
Основные задачи теоретических занятий дать необходимые знания по
истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и
самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской
помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и
организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения
на спортивных сооружениях. Руководитель объединения должен разъяснить
занимающимся направленность системы физическoгo воспитания, значение
достижений российских спортсменов на игровой арене, роль физического
воспитания в разностороннем развитии личности.
При подборе средств и методов практических занятий руководитель
объединения должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть
интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели
комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из
разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или
гимнастика, подвижные игры, и т. д.).
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспи
тательными и оздоровительными целями занятия.
Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:
подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на
внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с
предметами, в парах и т. д.);основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии,
преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой
атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;
заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе,
спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия и
объявляются домашние задания.
В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить
учебнотренировочные занятия в объединении с выполнением ежедневных
самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем
объединения совместно с обучающимся (воспитанником).
Учебнотренировочный цикл по каждому разделу программы
завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного
материала.
Контрольные нормативы составляются руководителем
объединения на основе норм для данной возрастной группы.
Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к
занятиям. Их следует проводить систематически с приглашением родителей.
Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе
проведения участником объединения одной из частей практического занятия
с группой (с методической помощью руководителя объединения) и судейства
соревнований. Участникам объединения, получившим звание судьи и
проявляющим интерес к этой работе, следует давать рекомендацию для
поступления на факультет физического воспитания педагогического вуза.Учебнотематический план спортивного объединения ОФП
1й год обучения
№
пп
Наименование темы
Количество часов
всего
теоретические
занятия
практические
занятия
1. Физическая культура и спорт
2. Гигиена,
предупреждение травм,
врачебный контроль, самоконтроль,
оказание первой помощи
3. Правила соревнований, места занятий,
оборудование, инвентарь
4.
5.
6.
7.
8.
Гимнастика
Легкая атлетика
Подвижные игры
Лыжи
Волейбол
4
3
3
10
10
12
8
14
4
3
3
10
10
12
8
149.
10.
11
Настольный теннис
Баскетбол
Футбол
12. Контрольные испытания, соревнования
Судейская практика
10
14
10
28
18
10
14
10
28
18
13.
14.
ИТОГО:
144
10
134
ПРОГРАММА
1го года обучения
Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической
культуры. Достижения российских спортсменов.
Гигиена,
предупреждение травм,
врачебный контроль,
самоконтроль, оказание первой помощи. Личная гигиена. Двигательный
режим школьниковподростков. Оздоровительное и закаливающее влияние
естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических
упражнений.
Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической
культурой и спортом.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, лыжам, лыжным
гонкам, спортивным играм.
Гимнастика. Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление
полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики
подтягивание; подъем из виса в упор переворотом; подъем силой на
перекладине.
Легкая атлетика. Медленный бег; кросс 300500 м; бег короткие
дистанции до 60 м.
Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту
с разбега способом «перекидной».
Подвижные игры: «Мяч капитану», «Не давай мячу в воду упасть»,
«Летучий мяч», «Пионербол», «Перестрелка», «Борьба за мяч», эстафеты.
Лыжи. Одновременный бесшажный, одношажный, двухшажный ход.
Попеременный двухшажный, четырехшажный ход.
Спуск. Преодоление уступа, выступа. Поворот упором двумя лыжами
(<<плугом»). Лыжная гонка на 23 км.
Баскетбол. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча
в корзину одной рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в
корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения.
Выбивание мяча при ведении и броске. Выбивание мяча. Перехват мяча.
Борьба за мяч, отскочивший от щита.
Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.
Настольный теннис. Чередование различных подач. Отражение
сложных подач «накатами», «подрезками», «подставками». Разновидности
ударов и подач: по технике выполнения, по силе и скорости ударов, по
вращению и траектории полета мяча. Использование тех или иных ударов в
зависимости от техники игры соперника.
Тактика парной игры. Игра на счет. Соревнования. Выполнение
спортивного разряда.
Футбол. Удары по мячу с места, с хода.
Остановка мяча. Ведение мяча с изменением направления и скорости
движения. Финты. Отбор мяча. Выбивания. Перехват.Тактика игры в нападении. Индивидуальные, групповые действия.
Тактика игры в защите. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты.
Участие в соревнованиях.
Инструкторская и судейская практика. Проведение с группой
товарищей трех занятий под контролем руководителя. Судейство пяти
соревнований.
Волейбол. Правила игры. Техника нападения. Действия без мяча и с
мячом. Техника защиты. Тактическая подготовка. Тактика нападения.
Должны знать (1й год обучения):
историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов;
способы предупреждения травм и оказания первой помощи;
основы правильного питания;
правила спортивных игр;
разные виды лыжного хода;
правила организации соревнований;
правила самостоятельного выполнения упражнений.
Должны уметь (1й год обучения):
подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных
игр с мячом;
группироваться;
использовать различные тактические действия;
владеть техникой игры перемещений во время игры;
использовать страховку и самостраховку;
использовать самоконтроль за состоянием здоровья.Ожидаемые результаты (1й год обучения):
осознание влияния физических упражнений на организм человека и его
развитие;
понимание вреда алкоголя и курения на организм человека;
повышение уровня развития и расширение функциональных
возможностей организма;
воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
ловкости и гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов
физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой
деятельности (прыгучесть,
мощность
метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая
подготовка)
скоростные способности,