Учебное занятие спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по математике» по теме «Нестандартный приём (формула Пика) нахождения площади многоугольника, расположенного на бумаге в клетку».
Оценка 4.9

Учебное занятие спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по математике» по теме «Нестандартный приём (формула Пика) нахождения площади многоугольника, расположенного на бумаге в клетку».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
11.01.2017
Учебное занятие спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по математике» по теме «Нестандартный приём (формула Пика) нахождения площади многоугольника, расположенного на бумаге в клетку».
Данное занятие спецкурса посвящено изучению нового материала (формулы Пика), не входящего в школьную программу, но, как показала практика, весьма полезного для учащихся, так как уже на протяжении нескольких лет задания на вычисление площадей фигур, расположенных на клетчатой основе, входят в КИМы ЕГЭ. В основе организационной структуры занятия - технологическая карта, знакомство с которой происходит на первом этапе занятия. Преимущество такой организации урока в том, что учащиеся с самого начала занятия видят весь объём предстоящей работы, могут оценить её сложность, свои возможности. Указание в карте критериев оценивания работы на уроке повышает мотивацию их деятельности и позволяет спрогнозировать свой результат. Применение цветных сигнальных карточек упрощает процесс отслеживания темпа работы каждого ученика, даёт возможность обратиться за помощью, не привлекая всеобщего внимания. На занятии используется ИКТ: Слайдовая презентация с элементами анимации, разработанная мною, которая сопровождает все этапы занятия; Интернет - ресурс «Википедия» (универсальная интернет – энциклопедия) при самостоятельном изучении нового материала; Интернет - ресурс «Uztest» (виртуальный кабинет учителя математики) при организации первичного контроля усвоения нового знания. Разработанное занятие может быть проведено также при подготовке к ОГЭ в 9 классе так как задания на вычисление площадей фигур на клетчатой основе входят и в КИМы ОГЭ
Учебное занятие спецкурса.docx

 

 

Подробная разработка занятия.

Тема Нестандартный приём (формула Пика) нахождения площади многоугольника, расположенного на бумаге в клетку.

Цель занятия знакомство с формулой Пика и формирование умения её применения  для нахождения площади многоугольника, расположенного на бумаге в клетку.

Задачи

1.      Образовательные (формирование познавательных УУД):

Создать условия для  получения и усвоения  нового знания (Формула Пика), для формирования и совершенствовать умения

- смыслового чтения текста

- извлечения информации в соответствии с целью чтения

- применения полученного знания для решения практических задач

- выбора наиболее эффективного способа решения задач

2.      Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

Создать условия для формирования и совершенствования

- умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом

- умения строить продуктивное взаимодействие

- понимания ответственности за результаты своей индивидуальной деятельности

3.      Развивающие (формирование регулятивных УУД)

Создать условия для развития умения

- ставить перед собой задачи

- составлять план действий

- осуществлять самоконтроль и участвовать во взаимоконтроле, вносить коррективы

- осуществлять рефлексию собственной деятельности

 

Оборудование и раздаточный материал;  компьютеры для учителя и  каждого ученика с выходом в интернет, проектор, принтер, экран, презентация к уроку, технологические карты, полоски картона красного, синего и зелёного цвета для каждого ученика.

 

 

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

Универсальные учебные действия

1

Организационный

- Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Марина Геннадьевна. Сегодня я проведу у вас учебное занятие спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по математике». (слайд 1)

С самого начала давайте обговорим условия нашей работы. Перед каждым из вас на столе лежит технологическая карта урока, в которой прописаны все этапы сегодняшнего занятия. Прошу  вас с ней ознакомится. В первом столбце – номер задания, во втором –само задание, которое вам нужно будет выполнить, когда я вам скажу, в третьем – время, которое отводится на данную работу (соответствует времени в плане ЕГЭ) и в четвёртом – отметка о выполнении (+ - справился, -  - не справился), каждый учащийся, который участвовал в обсуждении, озвучивал выводы и решения сможет себе поставить дополнительный плюс за то или иное задание. В конце карты прописаны критерии вашей оценки за урок. В конце занятия вам нужно будет посчитать все свои заработанные плюсы и сверив с критериями оценить свою работу. Ознакомьтесь с критериями прямо сейчас и настройтесь на работу так, чтобы получить в результате желаемую оценку. Кроме того, у вас на столах лежат три полоски: красная, зелёная и синяя для упрощения нашего с вами общения. Если вы выполнили задание и готовы продолжать работу, то поднимите красную полоску, если испытываете затруднение и вам нужна помощь, то поднимите зелёную полоску. Ну а синяя нам понадобится в конце урока. И ещё – совет: при выполнении заданий придерживайтесь старой народной мудрости: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Если возникли вопросы – задавайте. Ну что ж, я рада, что передо мной такие симпатичные и понимающие молодые люди. По вашим умненьким глазам я вижу, что у нас всё получится, и мы с пользой друг для друга проведём сегодняшнее занятие. Улыбнулись, собрались и приступаем к работе.

Знакомятся с картой. Настраиваются на работу. Задают вопросы, если они есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

Познавательные: восприятие информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные:

Прогнозирование своей деятельности

Личностные:

умение выделять нравственный аспект поведения и следовать ему

2.

Актуализация опорных знаний

Я думаю, что готовясь к ЕГЭ, вы прорешали уже ни один десяток вариантов, и конечно же встречались вот с такими заданиями: (слайд 2) (читаю задание). Прошу вас секунду подумайте, обсудите  с соседом по парте и предложите свой план решения этой задачи. Кто готов ответить?  По мере озвучивания плана одним из учащихся на слайд добавляется анимация до решения. А сейчас прошу вас решить эту задачу в своей карте – это задание №1. О готовности сообщите поднятием красной полоски. Ответ сверьте с соседом. Кто готов озвучить своё решение? Один из учащихся отвечает. После этого на слайде появляется решение. Скажите, пожалуйста, какие формулы вам пришлось вспомнить?

 

1.Учащиеся читают задачу, обдумывают свой план решения и озвучивают его.

2. Решают задачу в карте.

3. Сверяют полученный ответ с соседом.

4. Озвучивают ответ.

5. Проверяют решение по эталону на слайде.

6. Выставляют себе «+» или «-«.

7. Анализируют решение на предмет использованных формул.

 

 

 

7 мин

регулятивные

Осознание того, что уже пройдено

Коммуникативные

Осуществление контроля и взаимоконтроля деятельности

 

3.

Целеполагание

Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, сможет эту задачу решить ученик начальной школы, который умеет выполнять только 4 арифметических действия? Почему?  А я утверждаю, что сможет. Более того, он сможет найти площади и всех вот этих фигур, которые расположены стандартно (слайд 3), но для этого нужно знать вот столько разных формул. На слайде добавляются формулы. Он сможет справиться с решением всех этих задач, если будет знать только одну простую формулу – формулу Пика. Слышали о такой? А хотите с ней познакомиться? А научиться применять к решению задач? Итак, сформулируйте тему нашего занятия (что мы будем изучать). Запишите свой вариант в соответствующую графу карты. Озвучьте. А как вы думаете, какова цель нашего занятия? (с чем мы хотим познакомиться и чему научиться?) Обсудите с соседом и запишите свой вариант в карту. Озвучьте. Корректирую ответы учащихся и подвожу их к правильным формулировкам темы и цели занятия. (слайд 4). Не забудьте поставить себе +, если ваши формулировки совпали с действительными.

 

1. отвечают: нет. Он не знает нужных формул.

2. отвечают на следующие вопросы учителя.

3. обдумывают, обсуждают в парах  и формулируют тему и цель занятия, записав их в тетрадь.

4. озвучивают свои варианты. Сверяют с действительными.

5. Выставляют в карту + или  -.

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

регулятивные

Определять и формулировать цель урока

Коммуникативные

Умение работать в парах

4.

Получение нового знания

Как вы думаете, где мы сможем найти необходимую нам информацию? Зайдите, пожалуйста, в интернет и наберите в поиске тему нашего занятия. Зайдите в Википедию (она первая в списке). Изучите текст, в ходе прочтения заполните таблицу в пункте 4 вашей технологической карты. После выполнения всеми учащимися работы на экране появляется (слайд 5). Учащимся задаю вопросы таблицы. В ходе ответов заполняю таблицу на слайде. Сверьте свою таблицу с эталоном и поставьте себе плюс или минус. Разберите пример применения формулы, приведённый в тексте, обсудите с соседом план решения этой задачи. Как вы думаете, какие ошибки можно допустить при применении этой формулы?

Поэтому ещё раз напоминаю вам правило: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

1. Называют возможные источники информации

2. изучают страницу Википедии

3. заполняют таблицу.

4. Сверяют свою таблицу с образцом

5. Ставят себе плюс или минус

6. разбирают пример применения формулы, приведённый в тексте

7. обсуждают с соседом

8. составляют план решения задачи

9. принимают участие в обсуждении

10. выявляют возможные ошибки: при определении целочисленных точек, при их подсчёте, при вычислениях по формуле

 

 

8 -

10 мин

Личностные

Формирование интереса к изучению математики

Коммуникативные

Регулятивные

Анализ собственной деятельности

Познавательные

Умение изучать и анализировать информацию, обобщать, делать выводы

5.

Первичное применение полученного знания (проверка работы формулы и её эффективности)

А теперь предлагаю вам, используя приведённый в тексте пример, применить новую формулу к решению задачи, рассмотренной в начале занятия и выполнить задание в п.5 вашей карты. Сверьте свой ответ с соседом. Сравните полученный ответ с полученным в п.1.  поставьте себе плюс или минус. Если есть несовпадения, то ищем ошибки. Исправляем. Сделайте вывод. (работает формула или нет). Обсуждение решения по слайдам 6 и 7.

Теперь, когда вы знаете два способа решения одной задачи, вы можете проверять правильность своего решения.

1. решают задачу

2. сверяют свой ответ с соседом и с полученным в п.1 и ставят себе плюс или минус

3. делают вывод: формула работает

4. участвуют в обсуждении эффективности применения формулы

 

3 мин

Личностные

Умение соотносить полученные знания с имеющимся собственным практическим опытом

Взаимоконтроль

Анализ и коррекция результатов

Умение строить высказывания. Формулировать ответы на вопросы

7.

Первичный контроль применения новой формулы

 А теперь я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Зайдите в интернет. Наберите в поиске uztest, войдите в систему, на верхней панели выберите раздел «тесты», начните тестирование. После решения выберите последовательно: сохранить ответы, завершить тестирование, ok и вы увидите результат своей работы. Если вы допустили ошибку и ваш ответ не верный, то нажмите на значок http://uztest.ru/images/quiz_solution.png и вы увидите решение задачи традиционным способом и правильный ответ.

А сейчас обратите внимание на экран. Вы видите свои оценки за самостоятельную работу. Поставьте себе в карте + или – в п.7.

Если вы допустили ошибки – ничего страшного, мы только учимся применять новую формулу,  и когда вы решите 5 – 6 подобных задач – вы уже будете настоящим ассом.

1. выполняют действия в порядке,  указанном учителем

2. решают задание теста

3. знакомятся с результатом и с решением задачи традиционным способом

4. знакомятся со своими оценками за самостоятельную работу

5. в технологической карте выставляют себе + или -.

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотнесение полученных знаний с их практическим применением

самоконтроль

8.

Домашнее задание

И потому ваше домашнее задание будет состоять из  одной или двух частей (по вашему желанию):

1. Решить задания теста «Формула Пика. Домашняя работа.» на сайте uztest.

2.  придумать и изобразить на тетрадном листе в клетку интересную фигуру, площадь корой можно найти по формуле Пика, найти её площадь двумя способами, а на следующем занятии предложить своим одноклассникам для решения.

Есть вопросы по домашнему заданию?

Знакомятся с  домашним заданием

Задают вопросы, если они есть.

 

 

1 мин

Формирование интереса к предмету, самостоятельного творческого мышления

9.

Итоги урока.

Подведём итог нашей сегодняшней деятельности. Скажите:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Какие ошибки могут быть при использовании формулы?

- Мы достигли поставленной цели?

Анализируя проделанную работу, отвечают на вопросы.

 

2 мин

 

Рефлексия собственной деятельности

10.

Рефлексия собственной деятельности

Посчитайте количество +, ещё раз ознакомьтесь с критериями и оцените, как вы поработали сегодня. Поднимите красную полоску те, кто поработал «отлично», зелёную – тот, кто поработал «хорошо», у кого другой результат – синюю.

А в заключении я хочу рассказать вам небольшую притчу: «Шёл по дороге мудрец и встретились ему три человека, везущих тяжёлые тележки с камнями. И спросил мудрец у каждого: «Что ты делал сегодня?». Первый, тяжело вздохнув, ответил: «Я целый день возил тяжёлые камни». Второй, более оптимистично, сказал: «А я выполнял свою работу». Третий же, не скрывая удовольствия и радости, произнёс: «А я принимал участие в строительстве храма».

И сейчас я прошу вас прислушаться к себе оценить свои внутренние ощущения от сегодняшнего занятия и принять решение:

- вы сегодня «возили тяжёлые камни», т.е. вы выполняли трудную для вас работу и главное - не понятно зачем вам это нужно (поднимите синюю полоску);

- вы чувствуете, что вы сегодня «добросовестно выполняли свою работу», но не уверены, что вам это пригодится в будущем (поднимите зелёную полоску);

И наконец:

- вы сегодня работали с удовольствием, понимая, что всё, что вы узнали, чему научились для вас важно и обязательно пригодится в будущем (поднимите красную полоску)

Благодарю вас за откровенность. Желаю вам успешной сдачи ЕГЭ. Спасибо за работу. До свидания. (слайд 8)

По предложенным критериям оценивают свою работу и свои ощущения от проведённого занятия.

 

 

 

 

3 мин

Оценка результатов собственной деятельности

Рефлексия собственной деятельности

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Подробная разработка занятия.

Подробная разработка занятия.

Дидактическая структура урока

Дидактическая структура урока

Кроме того, у вас на столах лежат три полоски: красная, зелёная и синяя для упрощения нашего с вами общения

Кроме того, у вас на столах лежат три полоски: красная, зелёная и синяя для упрощения нашего с вами общения

Один из учащихся отвечает. После этого на слайде появляется решение

Один из учащихся отвечает. После этого на слайде появляется решение

Получение нового знания Как вы думаете, где мы сможем найти необходимую нам информацию?

Получение нового знания Как вы думаете, где мы сможем найти необходимую нам информацию?

Теперь, когда вы знаете два способа решения одной задачи, вы можете проверять правильность своего решения

Теперь, когда вы знаете два способа решения одной задачи, вы можете проверять правильность своего решения

Есть вопросы по домашнему заданию?Знакомятся с домашним заданием

Есть вопросы по домашнему заданию?Знакомятся с домашним заданием

И наконец: - вы сегодня работали с удовольствием, понимая, что всё, что вы узнали, чему научились для вас важно и обязательно пригодится в будущем (поднимите…

И наконец: - вы сегодня работали с удовольствием, понимая, что всё, что вы узнали, чему научились для вас важно и обязательно пригодится в будущем (поднимите…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017