Золотавина Елена Аркадьевна,
учитель химии МОУ «СОШ № 1»
г. Заводоуковска
Тюменской области
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.H. Толстой.
Учебный проект
«Обвиняются природные источники
углеводородов»
Цель проекта: показать влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.
Химия. Программа О.С. Габриеляна. 10 класс
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По характеру деятельности учителя — проблемные.
По характеру деятельности учащихся — исследовательские.
5. Оценка работы. Рефлексия.
Этапы работы над проектом.
1. Погружение в проект- выявление проблемы;- формирование проблем, гипотез;- определение путей поиска информации по работе над гипотезами.2. Организация деятельности:- формирование групп;- задания для групп;- деятельность учащихся.3. Осуществление деятельности.4. Презентация.
1 группа. “Природный и попутный нефтяной газ”.
Познакомьтесь с материалами дела.
2. Ответьте на вопросы.
а) Чем отличается по составу природный
горючий газ от попутного нефтяного? б) Из каких компонентов состоит попутный газ,
где он применяется? в) Где применяется природный газ? г) Что собой представляют газовый бензин и
сухой газ? Где они применяются?
3. Составьте опорный конспект по вашей
проблеме, передайте его в пресс-центр.
4. Сформулируйте выводы и познакомьте с ними прокуроров.
2 группа. “Нефть. Перегонка нефти”.
Познакомьтесь материалами дела.
2. Ответьте на вопросы.
а) Что такое нефть? б) Почему нефть растекается по
поверхности воды? в) Почему нефть не имеет определенной
температуры плавления? г) Почему нефть не имеет определенного
цвета (от бурого до черного)? д) Что называется фракционной перегонкой? е) Каковы основные продукты перегонки
нефти и каково их применение?
3. Подготовьте опорный конспект и передайте его в пресс-центр.
4. Сделайте выводы и познакомьте с ними прокуроров.
3 группа. “Крекинг нефти”.
Познакомьтесь с материалами дела.
2. Ответьте на вопросы.
а) Что такое крекинг?
б) В чем сходство и различие между
термическим и каталитическим крекингом?в) Почему крекинг иногда осуществляется
в “кипящем слое”?
3. Составьте опорный конспект и отнесите его в пресс- центр.
4. Сделайте необходимые выводы и познакомьте с ними прокуроров.
5 группа. Свидетели защиты.
7 6 1 2 3 4
С6Н6 С2Н2 СН4 СН3Сl CH2Cl2 CH3Cl CHCl3
5
С + Н2
растворитель
резка и сварка металлов
наполнитель резины, получение типографской краски
восстановитель металлов,
резка и сварка металлов, получение аммиака, хлороводорода
хладоагент
растворители
ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ И ИХ ПЕРЕРАБОТКА
Природные горючие и нефтяные попутные газы | Нефть | |
Нахождение в природе | Северная и Западная Сибирь, | Западная Сибирь, Печерский бассейн, Республика Коми, Башкортостан, Татарстан |
Свойства | Зависят от месторождения | Маслянистая жидкость с характерным запахом, от светло-бурого до черного цвета, плотность от 0,65-1,05 г/см3. |
Применение | 1.90% в качестве топлива. | Бензин, лигроин, керосин, газойль, мазут, смазочные масла, гудрон, бензин |
23 сентября 1953 г., Березовская скважина дала мощный фонтан природного газа (более 1 млн м3 в сутки), который не могли заглушить в течение девяти месяцев.
Начальник буровой партии А.Г. Быстрицкий
природные горючие и нефтяные попутные газы
топливо
СНСl3 С2Н4 С4Н8
Сажа ССl4 С2Н2 С3Н6 СF2Сl2 С6Н6 С4Н6
С2Н4 СО + Н2
ПРИРОДНЫЕ ГАЗЫ ПОПУТНЫЕ ГАЗЫ
(Уренгойское) (Самотлорское)
СН4-97,9%, С2Н6-0,2%, СН4-57,9 %, С4Н10-11,6%,
С2Н6-6,9%, С3Н8-15,6%, С5Н12 и выше-5,7%,
С3Н8-0,1%, N2-1,5%, N2-1,9%, СО2-0,4%,
СО2-0,3% инерт. газы
ГАЗОВЫЕ СМЕСИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ИЗ ПОПУТНОГО ГАЗА
Название смеси | Состав | Использование |
Газовый бензин | Пентан, гексан | Добавка к бензину для улучшения воспламенения топлива |
Пропан-бутановая смесь | Пропан, бутан | Бытовое топливо |
Сухой газ | Метан, этан | Топливо, сырье для получения ацетилена, водорода, сажи |
Черная нефть струится,
Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.
Нефть-это яркость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака.
НЕФТЬ
Что за край?
Откройте атлас синий
Вот лежит в короне нефтяной
Черная жемчужина России,
Область со страну величиной.
21 июня 1960 года дала нефть скважина Р-6 близ Шаима, пробуренная бригадой С.Н. Урусова. Открыто Шаимское месторождение – первое месторождение нефти в Западной Сибири.
КРЕКИНГ
Признаки для сравнения | термический | каталитический |
Условия проведения | 450-550 С | 450-500 С, катализатор |
Скорость процессов | Медленно | Скорость большая |
Состав продуктов | Преимущественно углеводороды с неразветвленной цепью, много непредельных углеводородов | Изомеры алкенов с разветвленной цепью, непредельных углеводородов меньше, ароматических больше |
Свойства бензина | Стойкость к детонации ниже, при хранении возможно осмоление вследствие полимеризации | Стойкость к детонации выше, устойчив при хранении |
Негативное воздействие на окружающую среду
Большой расход воды, наличие в сточных водах остатков нефти, солей сернистых соединений и других примесей
Утечка нефтепродуктов в результате недостаточной герметизации оборудования, аппаратов. Загрязнение атмосферы дымовыми газами, сточных вод - нефтепродуктами и соединениями серы. Испарение нефти и нефтепродуктов из резервуаров для хранения и очистных сооружений
Проблемы регенерации и утилизации катализаторов, битумной крошки, нефтешлаков и др. Загрязнение воздуха при сжигании остатков газов в факелах
Загрязнение сточных вод нефтепродуктами. Большой расход воды в теплообменниках. Газы, образующиеся при сжигании топлива
Токсические ароматические соединения в газовых выбросах
Суд постановляет:
- ввиду отсутствия состава преступления подсудимых оправдать;
- обратиться к ученым с просьбой продолжить исследования, направленных на поиск экологически безвредных видов топлива, разработку безопасных технологий получения различных продуктов из нефти, новых способов очистки атмосферы, почвы, воды после аварий;
- призвать человечество ответственно подходить к добыче, транспортировке и использовании нефти и газа.
«Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте».
ТЕСТ.
1. Попутный нефтяной газ отличается от природного газа содержанием:
а)углерода; б)метана; в)негорючих газов.
2. Нефть-это:
а)маслянистая жидкость, без запаха, черного цвета, плотность ее больше плотности воды;
б)жидкость без цвета и запаха, растворяется в воде;
в)маслянистая жидкость, с характерным запахом, от светло-бурого до черного цвета,
легче воды.
3. Основные стадии переработки нефти:
а)перегонка , крекинг, риформинг;
б)очистка, термический крекинг, каталитический крекинг;
в)очистка, перегонка, крекинг, риформинг.
4.При первичной переработке нефть при нагревании разлагается на фракции. Назовите фракцию, которую образуют самые легкие углеводороды.
а)газойль, мазут, бензин; б)керосин, гудрон, мазут; в)бензин, лигроин, керосин.
5.Неперегоняемая часть мазута называется:
а)гудрон; б)асфальт; в)парафин.
6. Крекинг - это процесс
а)изомеризации углеводородов;
б)расщепления углеводородов на более легкие;
в)полимеризация углеводородов.
7.Риформинг - это процесс
а)расщепления крупных молекул на менее крупные;
б)ароматизация бензина.
Домашнее задание:
Если вы выполнили тест на «5» -
презентации
«Экологические проблемы, связанные с получением и переработкой природных источников углеводородов»,
«Открытие нефти и газа в Тюменской области».
Если вы выполнили тест на «4» -
повторите записи в тетради и приготовьте творческие задания по теме урока
(кроссворды, ребусы, викторины и т.п.)
Если вы выполнили тест на «3» -
повторите параграфы и приготовьте творческие задания по теме урока
(кроссворды, ребусы, викторины и т.п.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.