Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"
Оценка 4.7

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география +2
9 кл—10 кл
23.04.2018
Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"
Золотавина Е.А. Учебный проект Обвиняются природные источники углеводородов.doc
Тема Цель  Задачи Планируемый  результат Основные понятия Межпредметные  связи  Ресурсы: основной Природные источники углеводородов Знакомство   с   составом,   свойствами,   переработкой,   применением природного газа и нефти 1.   Образовательная:  познакомить   с   природными   источниками углеводородов:   природным   и   попутным   нефтяными   газами,   нефтью   и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и ректификации нефти. 2. Развивающие:  делать   выводы, развитие   навыков   самостоятельной   познавательной   деятельности; умения   ставить   познавательную   задачу   (целеполагание),   умения добывать   знания,   выделять   главное,   обобщать,  анализировать, сравнивать,  прогнозировать,   искать   причинно­ следственные   связи,   использовать   имеющиеся   знания   и   личный практический   опыт   в   новой   ситуации,   обосновывать   свою   точку зрения;  извлекать   необходимую   информацию   из   различных   источников (компьютерных   баз   данных,   библиотеки,   электронных   учебников, энциклопедий); оформлять и представлять результаты своей работы.  3. Воспитательные: воспитание    сознательного отношение к учебному труду; экологической культуры учащихся, ответственности за свои  решения и действия; интереса   к   культуре   региона,   уважение   к   труженикам   Земли Тюменской. 4. Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами. После завершения проекта учащиеся смогут: • • • объяснять на основе знаний о составе, свойствах и применении  природных источников углеводородов влияние их на окружающую  среду; ставить познавательную задачу, извлекать необходимую  информацию из различных источников, в т.ч. компьютерных баз  данных;  оформлять и представлять результаты своей работы;        • осуществлять самооценку и оценку работы других участников  проекта. Изучение данной темы урока основано на имеющихся у учащихся  знаниях, которые конкретизируются, систематизируются, на основе  увиденного и проделанного учащиеся самостоятельно делают выводы,  записи, готовят защиту проекта, в результате выясняется уровень  усвоения знаний.  Природные источники углеводородов, природный газ, попутный  нефтяной газ, нефть, фракционная перегонка, крекинг, ректификация,  риформинг. Химия, биология, география, краеведение, информатика. Габриелян О.С. Химия. 10 класс.  Базовый уровень: учебник/                       О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для дополнительные Организация  пространства Приемы и средства  обучения: общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. – М.:  Дрофа,2011.            ФЦИОР: «Углеводороды в природе. Их получение», «Тесты по теме  «Предельные и непредельные углеводороды».  Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия»  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: иллюстрации  «Нефть», «Добыча попутных нефтяных газов», «Добыча природного  газа», «Нефть различных происхождений», «Состав нефти различных  месторождений», «Состав попутных нефтяных газов», «Состав  природного газа», «Сравнение термического и каталитического  крекинга», «Последствия экологических катастроф, связанных с  разливом нефти», анимации «Каталитический крекинг», «Неорганическая теория происхождения нефти»,  «Органическая теория происхождения  нефти»;  физическая карта мира с указанием нефтегазоносных бассейнов;  интерактив  «Природные источники углеводородов» (тест),  «Продукты  перегонки нефти» (тест).  Калабина   А.А. углеводородов"// Химия в школе. ­1999. ­ № 6, с.32­39 Новикова   Т.Н.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности// Народное образование. – 2000.­ № 7. – с. 15 Работа фронтальная, групповая.   Урок­игра   по   теме   "Природные   источники Опора на знания обучающихся,  сравнение и анализ, информационные  средства. Орг.момент Целеполагание. Анимация По деланию учащихся – или проекты, или заполнение таблицы при работе с учебником Задания для групп    .    1 группа. "Природный и попутный нефтяной газ".    1. Познакомьтесь с материалами дела (учебник с. 23­24 до слов «Как вы уже знаете, метан…»; газета   “Химия.   Приложение   к   газете   “Первое   сентября”   №   37   за   1999   год;   электронные учебники, ЭОР, Интернет­ресурсы). 2. Ответьте на вопросы: а) Чем отличается по составу природный горючий газ от попутного нефтяного? Б) Из каких компонентов состоит попутный газ, где он применяется? В) Где применяется природный газ? Г) Что собой представляют газовый бензин и сухой газ?  Где они применяются? 3. Составьте опорный конспект по вашей проблеме, передайте его в пресс­центр  4. Сформулируйте выводы и познакомьте с ними прокуроров. 2    группа. «Нефть. Перегонка нефти».    1. Познакомьтесь с материалами дела (учебник с. 55­59 до слов “Возможно ли из керосина…”; журнал “Химия в школе” № 6 за 1999 год стр. 34; электронные учебники, ЭОР, Интернет­ ресурсы), рассмотрите коллекцию “Нефть и продукты ее переработки”. 2. Ответьте на вопросы. А) Что такое нефть? Б) Почему нефть не растекается по поверхности воды? В) Почему нефть не имеет определенной температуры плавления? Г) Почему нефть не имеет определенного цвета (от бурого до черного)? Д) Что называется фракционной перегонкой? Е) Каковы основные продукты перегонки нефти и каково их применение? 2. Подготовьте опорный конспект и передайте его в пресс­ центр. 3. Сделайте выводы и познакомьте с ними прокуроров.    3 группа. «Крекинг нефти».    1. Познакомьтесь с материалами дела ((учебник с. 59 от “Возможно ли из керосина…” до конца параграфа; электронные учебники, ЭОР, Интернет­ресурсы) 2. Ответьте на вопросы. А) Что такое крекинг? Б) В чем сходство и различие между термическим и каталитическим крекингом? В) Почему крекинг иногда осуществляется в “кипящем слое”? 3. Составьте опорный конспект и передайте его в пресс­ центр. 4. Сделайте необходимые выводы и познакомьте с ними прокуроров. П. 3 и п. 8 – заполнение таблицы с последующей проверкой. Закрепление. Заслушать отчеты групп или проверка заполнения таблицы. Тест. Домашнее задание. ИЛИ Дидактическая  структура урока Деятельность  учащихся Деятельность  учителя Планируемые результаты Предметные Метапредметные результаты Задания для  учащихся,  выполнение  которых  приведет к  достижению  планируемых  результатов Организационный  момент. 1 мин. Цель: Проверка  готовности  обучающихся, их настроя на  работу   Приветствуют  учителя,  проверяют  свою  готовность к  уроку   Приветствует  обучающихся,  проверяет их  готовность к уроку. Создает  эмоциональный  настрой на  изучение темы. Выход на тему,  цель, учебные  задачи.4 мин. Цель:  Подведение  1.Слушают  учителя и  сообщение  ученика  "Техногенные  Показывает  фрагмент из  электронного  учебника  "Органическая  Фронтальные  вопросы;  установление  причинно­ следственных  Знать, что  углеводороды  имеют  широкое  применение в  Регулятивные: ­нацеливание на  успешную  деятельность. Личностные: ­ выражать  положительное  отношение к  процессу познания,  проявлять желание  узнать новое. Коммуникативные: ­ формирование   умения слушать и  слышать. Личностные УУД:   личное вопроса, ­ осознавать    ­уметь   отражать видение качестве  топлива и  сырья для  органического  синтеза. связей;  построение  логической  цепи;  выдвижение  цели химия. СамГУ".   Используя ситуацию, заинтересовывая  учеников, подводит  формулировке  темы; используя  логическую  последовательность  вопросов, подводит  к постановке цели  урока.  Помогает в  организации работы  групп детей к  формулировани ю темы и  постановке  задач урока.  Составление  плана работы катастрофы" о  пожарах,  взрывах на  нефтяных и  газовых  месторождения х, в шахтах и  домах из СМИ 2. В ходе  обсуждения  выделяют  гипотезы  исследования,  формулируют  цели и задачи  для решения  проблемы. Выбирают способ   защиты проекта. Распределяют роли. неполноту знаний,  проявлять интерес к  новому содержанию Регулятивные УУД: ­ постановка учебной задачи на основе  соотнесения того,  что уже известно и  усвоено учащимися и того, что еще не  известно Коммуникативные  УУД:  ­ умение ясно и  четко излагать свое  мнение, выстраивать  речевые  конструкции. Познавательные  УУД: ­ постановка и  решение проблемы Организует и  координирует  выполнение  заданий, при  необходимости  оказывает  помощь. Работа в группах  с различными  источниками  информации;  ответы на  вопросы;  формулирование  выводов.  Подготовка к  защите. Работа над  проектом.15  мин. Цель: поиск  решения  учебных задач  Работают в  группах с  печатными и  электронными  источниками,  ресурсами  Интернета;  отвечают на  вопросы;  делают записи  в тетради. Оформляют  слайды или  готовят  опорный  конспект на  интерактивной  доске. Знать и  понимать  определения  понятий:  природные  источники  углеводородов , природный  газ, попутный  нефтяной газ,  нефть,  фракционная  перегонка,  крекинг,  ректификация, риформинг;  состав и  применение  продуктов  фракционной  перегонки  нефти;  физические  свойства  нефти; условия  безопасного  обращения с  нефтепродукт ами. Уметь   проводить  поиск  химической  информации  с использо­ ванием  различных  источников. Личностные УУД: ­ выражать  положительное  отношение к  процессу познания;  проявлять внимание,  желание узнать  больше;  ­ знание основных  моральных норм  работы в группе  (справедливого  распределения,  взаимопомощи,  ответственности); Регулятивные УУД: ­ уметь переработать  материал в  соответствии с  поставленными  условиями. Коммуникативные  УУД:  ­ групповая работа  по обсуждению  информации;  ­слушать товарища и  обосновывать свое  мнение; ­ умение с  достаточной  полнотой и  точностью выражать  свои мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации. Познавательные  УУД: ­ сравнивать и  выделять признаки; ­уметь использовать  графические  организаторы,  символы, схемы для  структурирования  информации; ­ выбор наиболее  эффективных  способов решения  задач в зависимости  от конкретных  условий. Выделять  главное  существенное;   выступить с  сообщением. Защита  проектов. 15  мин. Цель:  определение  степени  «понимания»  материала и  «умения» его  применения  учащимися.  Защищают  проекты,  анализируют  информацию,  обобщают.  Делают  краткие записи  в тетради. Задают  вопросы  выступающим.  Проводят  взаимооценку. Обеспечивает  учащихся  дополнительным  материалом для  изучения  ситуации;  организует  выступления  учащихся;  проверяет  правильность  изложения  материала. Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке.  5 минут.       Цель – анализ  работы  учащихся Высказывают  своё мнение об  уроке; слушают  оценку своего  труда;  комментируют  ответы других. Делают выводы,  что нового они  узнали. Подводит итог  работы на уроке; отмечает  удачные ответы  и не очень;  спрашивает  мнение  учеников;  слушает их  похвалу или  критику. Выслушать  оценку своей  работы;  высказать своё  мнение по  предложенному обсуждению;  принять  адекватно  похвалу или  критику Знать:  изученный  материал в  полном  объёме;  уметь давать оценку  различным  видам  работы Личностные УУД: ­умение выступать  перед аудиторией; ­ оценивание  усваиваемого  содержания,  обеспечивающие  личностный  моральный выбор. Регулятивные УУД: ­ умение  контролировать  процесс и результаты своей деятельности и деятельности  одноклассников. Коммуникативные  УУД:  умение  выступить перед  классом. Познавательные  УУД: применить материал  для данной ситуации  Личностные УУД: уметь высказывать  личное мнение Регулятивные  УУД: уметь оценивать себя и других Коммуникативные  УУД:  умение  признать свои  ошибки, адекватно  оценить свою  деятельность и  деятельность  одноклассников.  Познавательные  УУД: уметь видеть в  уроке и изучение  теории, и  этапы  его ведения Введение. "Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведет, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное ".                                                                 Е.Н. Ильин. Тема данного проекта является актуальной не только не только для учащихся 10 ­ х классов, но и для каждого жителя Земли, поскольку проблема защиты окружающей среды, выбор   экологически   "безвредных",   экономически   выгодных   источников   энергии   волнует любого из нас. Кроме того, мы недавно отметили 70­летие со дня образования Тюменской области и 175­летие со дня рождения великого ученого, нашего земляка, Дмитрия Ивановича Менделеева. Данный   урок   является   завершающим   тему   "Углеводороды",   при   изучении   которой обучающиеся   познакомились   с   классификацией   веществ,   их   свойствами,   применением, получением,   научились   составлять   уравнения   химических   реакций   на   основе   генетической связи между алканами, алкенами, алкинами, прогнозировать свойства веществ исходя из их химического строения, обосновывать их применение.     Проект охватывает такие разделы наук как химию, биологию, географию, краеведение, информатику. Работа   по   теме   проекта   предлагает   учащимся   изучение   широкого   круга   вопросов, которые могут "протянуть" целую серию взаимосвязанных проектов. В процессе работы над проектом   ребята   выступают   в   роли   экспертов,   раскрывающих   проблему   и   использующих поисково­исследовательские методы. Приемы,   методы,   формы   обучения   соответствуют   возрастным   психологическим   и педагогическим особенностям десятиклассников.  Обеспечение учебного проекта: компьютер, персональные компьютеры, мультимедийный проектор,  интерактивная доска  Smart  board,  Internet; физическая карта России и Тюменской области,   портрет   Д.   И.   Менделеева   и   В.   Г.   Шухова,  компьютер,   видеоаппаратура, мультимедийный   проектор,   электронные   учебники   «Органическая   химия   10­11   класс», "Химия. 9 класс" ("Просвещение"), «Органическая химия» (фрагменты: 1. Ректификационная колонна, 2. Применение нефти, 3. Крекинг гексана, 4. Лабораторный опыт “Перегонка нефти”), видеофильм   "Природные   источники   углеводородов",   "Биосфера",   коллекции   «Нефть   и продукты   ее   переработки»,   учебники   «Химия.   10   класс»   под   ред.   О.С.   Габриеляна   и   Р.Г. Ивановой, А.А. Кавериной, И.Н. Черткова «Химия. 10 класс», Интернет­ресурсы, электронный учебник по органической химии Самарского государственного университета; дидактические материалы (карточки с заданиями). Цель урока. Выяснение влияния природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении. Задачи урока.  1. Образовательная:  познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и ректификации нефти. 2. Развивающие: развитие   навыков   самостоятельной   познавательной   деятельности;   умения   ставить познавательную   задачу   (целеполагание),   умения   добывать   знания,   выделять   главное, обобщать,  анализировать,   сравнивать,  делать   выводы,  прогнозировать,   искать   причинно­ следственные связи, использовать имеющиеся знания и личный практический опыт в новой ситуации, обосновывать свою точку зрения;  извлекать необходимую информацию из различных источников (компьютерных баз данных, библиотеки, электронных учебников, энциклопедий); оформлять и представлять результаты своей работы.  3. Воспитательные: воспитание    сознательного отношение к учебному труду; экологической культуры учащихся, ответственности за свои решения и действия; интереса к культуре региона, уважение к труженикам Земли Тюменской. 4. Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами. Тип урока.  Урок изучения нового материала  с использованием мультимедийной технологии, метода проекта. Характеристика проекта. 1. Доминирующий вид деятельности: исследовательский. 2. Предметно­содержательная область: межпредметная. 3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий). 4. Характер контактов: внутригрупповой. 5. Количество участников: 20­29 человек (общеобразовательный класс) или 10­16 человек (профильный класс) (в зависимости от наполняемости классов). 6. Продолжительность: 40 минут (общеобразовательный класс) или 80 минут  (профильный класс) (краткосрочный). Этапы работы над проектом (схема 1). Первый этап. Погружение в проект. Презентация ситуаций для выявления проблемы.                   А) Вводное слово учителя о природных источниках углеводородов. Слайд 1 (или фрагмент электронного учебника «Органическая химия» («Просвещение»). Б) Сообщение "Техногенные катастрофы" (пожары и взрывы на нефтяных      и газовых месторождениях, в шахтах и домах; из СМИ). Слайд 2. Формулировка проблемы, гипотез.    После обсуждения всех ситуаций, подводим к вопросу: ­ Как вы понимаете слова Джона Дона «Никогда не спрашивай по ком звонит колокол,  Слайд 3. он звонит по тебе»? Из ответов ученики выделяют гипотезы исследования: Обсудив   ответы,   формулируем   вместе   со   школьниками  проблему:  "Природные источники   углеводородов   –   это   угроза   живому   на   Земле?   Виноват   ли   человек   в   их отрицательном воздействии на окружающую среду?".    А. Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку и применение следует запретить. Б. Если отрицательное воздействие на природную среду источников углеводородов возникает по вине человека, то необходимо людям быть более внимательными и осторожными при их использовании. 2.1.3. Определение направления поиска информации по работе  с гипотезами. Перед учащимися была поставлена цель: найти доказательства в подтверждении гипотез.   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 2. Сбор информации из различных источников. 3. Аналитическая работа над собранным материалом. 4. Формулирование выводов. 5. Выбор формы презентации, подготовка к защите проекта. Второй этап. Организация деятельности. Формирование   групп.  Проектом   предусматривается   создание   8   "экспертных"   групп   (число групп может быть уменьшено в зависимости  от числа учащихся  в классе),  работающих по следующим направлениям. Слайд 4. 1. Эксперты по природному газу и попутным нефтяным газам 2. Эксперты по нефти (2 группы) 3. Свидетели обвинения 4. Свидетели защиты 5. Адвокаты 7. Пресс­центр 8. Прокуроры Для ведения суда были выбран судья и потерпевший.  Деятельность учителя. На данном этапе учитель предлагает: 1. организовать группы; 2. распределить роли; 3. спланировать деятельность по решению гипотез. Деятельность учащихся: Учащиеся осуществляют: 1. разбивку группы; 2. распределение ролей; 3. планирование работы; 4. выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. Задания для групп    . 1 группа. "Природный и попутный нефтяной газ".     Слайд 5. 1. Познакомьтесь с материалами дела (учебник с. 23­24 до слов «Как вы уже знаете, метан…»; газета   “Химия.   Приложение   к   газете   “Первое   сентября”   №   37   за   1999   год;   электронные учебники, ЭОР, Интернет­ресурсы). 2. Ответьте на вопросы: а) Чем отличается по составу природный горючий газ от попутного нефтяного? б) Из каких компонентов состоит попутный газ, где он применяется? в) Где применяется природный газ? г) Что собой представляют газовый бензин и сухой газ?  Где они применяются? 3. Составьте опорный конспект по вашей проблеме, передайте его в пресс­центр  4. Сформулируйте выводы и познакомьте с ними прокуроров. 2 группа. "Нефть. Перегонка нефти".     Слайд 6. 1. Познакомьтесь с материалами дела (учебник с. 55­59 до слов “Возможно ли из керосина…”; журнал “Химия в школе” № 6 за 1999 год стр. 34; электронные учебники, ЭОР, Интернет­ ресурсы), рассмотрите коллекцию “Нефть и продукты ее переработки”. 2. Ответьте на вопросы. а) Что такое нефть? б) Почему нефть не растекается по поверхности воды? в) Почему нефть не имеет определенной температуры плавления? г) Почему нефть не имеет определенного цвета (от бурого до черного)? д) Что называется фракционной перегонкой? е) Каковы основные продукты перегонки нефти и каково их применение? 2. Подготовьте опорный конспект и передайте его в пресс­ центр. 3. Сделайте выводы и познакомьте с ними прокуроров. 3 группа. "Крекинг нефти".     Слайд 7. 1. Познакомьтесь с материалами дела ((учебник с. 59 от “Возможно ли из керосина…” до конца параграфа; электронные учебники, ЭОР, Интернет­ресурсы) 2. Ответьте на вопросы. а) Что такое крекинг? б) В чем сходство и различие между термическим и каталитическим крекингом? в) Почему крекинг иногда осуществляется в “кипящем слое”? 3. Составьте опорный конспект и передайте его в пресс­ центр. 4. Сделайте необходимые выводы и познакомьте с ними прокуроров.           Анализируют всю полученную информацию, заполняют таблицу и готовят обвинительное заключение.  4 группа. Прокуроры. 5 и 6 группы. Свидетели обвинения и защиты.     Слайды 8,9. Готовят небольшие выступления о загрязнении атмосферы выхлопными газами и т.п., о правильном обращении с бытовым газом, процессе самоочищении водоемов от нефтепродуктов (используют   материалы   учебников,   электронных   учебников,   Интернет­ресурсы;   посещают библиотеку, подбирают необходимый материал из энциклопедий, СМИ).           Обобщают всю информацию и готовят оправдательную речь. 7 группа. Адвокаты.          Оформляют презентации групп (которые будут демонстрироваться при защите проектов). Пресс­центр. Третий этап. Осуществление деятельности.            Учащиеся работают активно и самостоятельно, каждый в соответствии с полученной ролью, по необходимости консультируются у учителя, подготавливают презентацию. Учитель ненавязчиво контролирует и координирует учащихся, помогает в подготовке презентаций.   Четвертый этап. Презентация.                    Форма презентации: судебное заседание "Обвиняются природные источники углеводородов. Презентация проекта: ­ заслушать каждую группу о том, что было сделано во время самостоятельной проектной работы (приложение 1); ­   коллективное   обсуждение   групповых   результатов   проектной   деятельности   с   заполнением таблицы "Результаты работы над проектом "Обвиняются природные источники углеводородов" (приложение 2); ­ анализ результатов исследований, подтверждающих гипотезы (4 колонка таблицы); ­ формулировка выводов по работе над проектом. ­ предъявить продукт работы над проектом             Оценка проекта. Оценку   проектной   деятельности   осуществляем   в   виде:   самооценки,   взаимооценки   внутри группы и взаимооценки выступающим других групп (приложение 3). Заключительное слово учителя. Учащиеся,   слушая   отчеты   групп,   заполняют   таблицу   «Природные   источники углеводородов и их переработка». Слайд 2  4,25.   Организационный момент (экскурс от начала работы над проектом до …) Музыкальная   заставка   (Приглашение   в   театр   "Химия";   диск   "Органическая химия. 10­11 класс").  Учитель. Мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Органическая химия».  Показывает   фрагмент   из   электронного   учебника   "Органическая   химия.   СамГУ"   и подводит к формулированию темы урока «Природные источники углеводородов». Слайд 1.           Но все чаще мы слышим об экологических катастрофах, в которых "повинны" природный газ и, особенно, нефть. (Сообщение учащегося "Техногенные катастрофы" о пожарах, взрывах на нефтяных и газовых месторождениях, в шахтах и домах; из СМИ). Слайд 2.         Эпиграфом нашего урока я взяла слова Д.Дона: “Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе”. Почему? Постарайтесь объяснить мне в конце урока. Слайд 3. В ходе обсуждения выделили гипотезы исследования: А. Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения  окружающей среды, то их добычу, переработку и применение следует запретить. Б. Если отрицательное воздействие на природную среду источников углеводородов возникает   по   вине   человека,   то   необходимо   людям   быть   более   внимательными   и осторожными при их использовании. Давайте, подумаем, на какие вопросы мы сегодня должны постараться ответить.  В   ходе   обсуждения   учащиеся   формулируют   цель   урока:   найти   доказательства   в подтверждении той или иной гипотезы. Для достижения поставленной цели необходимо: 1. Собрать информацию, используя различные источники. 2. Провести аналитическую работу над собранным материалом. 3. Сформулировать выводы. 4. Выбрать формы презентации. Учащиеся   выбирают   способ   защиты   проекта   –   суд   над   природными   источниками углеводородов.   Группы   были   сформированы,   учитывая   данные   психолого­педагогических обследований, в каждой группе выбирается координатор, который и определяет задание себе и товарищам. После выступления участники группы "превращаются" в присяжных заседателей. Презентация результатов групповой проектной деятельности. Судья.  В   открытом   судебном   заседании   слушается   дело   “Об   ответственности   природных источников углеводородов перед будущими поколениями за нанесенный окружающей среде вред”. Слово предоставляется потерпевшему. Потерпевший    .  Уважаемый   суд!   Уважаемые   присяжные   заседатели!   Я   представляю   все человечество, живущее на этой планете. С самого рождения каждый из нас постоянно слышит: нитраты, кислотные дожди, загрязнение морей и океанов нефтепродуктами, загрязнение рек сточными водами предприятий и т.п. Я устал смотреть, как погибают леса и реки. Мне страшно подумать, что с каждым годом все больше видов животных и растений попадает в Красную книгу.   И   виновны   в   этом   природные   источники   углеводородов.   Я   прошу   суд   заставить виновных полностью ответить за содеянное. Судья.  Суд   просит   независимых   экспертов   дать   объективную   биографическую   справку   и характеристику обвиняемых. Эксперт по природному и попутному нефтяному газу.                         Природные горючие газы­смеси газообразных углеводородов различного строения, заполняющие поры и пустоты в горных породах, рассеянные в почвах, растворенные в нефти и пластовых   водах.   Нефтяные   попутные   газы­смеси   углеводородов,   сопутствующие   нефти   и выделяющиеся при ее добыче. Эти газы находятся в нефти в растворенном виде и выделяются из   нее   вследствие   снижения   давления   при   подъеме   нефти   на   поверхность   Земли.   Состав различных природных и попутных газов разных месторождений различен.  Слайд 10,11,12. Нахождение   в   природе:   Северная   и   Западная   Сибирь,   Волго­Уральский   бассейн, Северный Кавказ (Ставрополье), Республика Коми, Татарстан. 90% природных газов используют в качестве топлива, 10% ­ в качестве химического сырья, получая при этом из метана водород, сажу, ацетилен. Если в газе не менее 3% этана, то его используют для получения этилена. В России действует этанопровод Оренбург­Казань, где из этана получают этилен для органического синтеза. Из попутного газа получают газовый бензин, пропан­бутановая смесь и сухой газ.   Судья.  Спасибо,   суд   примет   к   сведению   материалы   экспертизы.   Слово   предоставляется свидетелю обвинения. Свидетель   обвинения.  человеческие жизни?  А   взрывы   в   шахтах,   трубопроводах   домах,   которые   уносят Обратите внимание, попутный газ содержит (по объему) 90% метана, 4% этана, 1 % пропана, 1% бутана, 4% азота. Для полного сгорания для полного сгорания 1 м 3  природного газа потребуется 94,5 л кислорода (демонстрируют решение задачи).   Судья. Свидетели защиты, вы можете ответить на вопрос? Свидетели защиты. Высокий суд! Доводы, выдвинутые стороной обвинения необоснованны. Прежде чем использовать природный газ в хозяйственной деятельности и быту, людям надо изучить его свойства и соблюдать элементарные правила. Взрывы трубопроводов на шахтах, разрушения,   пожары   происходят   из­за  халатности,   низкой   профессиональной   подготовки персонала, устаревшего оборудования. Посмотрите внимательно, сколько веществ можно получить из метана (демонстрируют уравнения реакций)1.                 7                 6              1                    2                       3                    4        С6Н6 CHCl3 растворитель           резка                          хладоагент                   р а с т в о р и т е л и                                  и сварка                                                       металлов          5 CH2Cl2CH3Cl           С2Н2      СН4СН3Сl             С  +  Н2                 резка и сварка металлов     синтез аммиака, хлороводорода, наполнитель резины,     восстановитель металлов, получение типографской краски Эксперт по нефти 1. (Показывает нефть, демонстрирует свойства нефти: цвет, запах,  растворимость в воде, горючесть). Слайд 14­18.  Эксперт по нефти 2. Рассказывает о переработке нефти, сравнивает термический и  каталитический крекинг. Слайд 19, 20. ПОКАЗ ФРАГМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА: 1. Ректификационная колонна 2. Применение нефти 3. Крекинг гексана, октана 4. Лабораторный опыт “Перегонка нефти” Судья. Заслушаем показания свидетеля обвинения. Свидетель обвинения. Ваша честь, я обращаю внимание на то, что использование природных  газов, нефтепродуктов может привести к экологической катастрофе. Судья. Продолжим слушанье свидетелей. Свидетель   защиты.   Прозвучало   обвинение,   что   при   сжигании   топлива   загрязняется атмосфера. Однако вдыхаемый табачный дым содержит вредных веществ в четыре раза больше, чем   выхлопные   газы   автомобилей,   идущие   без   глушителей.   Таким   образом,   даже   в   чистой 1 Можно только назвать вещества, для производства которых необходим метан. Схему превращения можно дать  как домашнее задание для учащихся, сдающих ЕГЭ по химии. атмосфере   курящий   человек   вдыхает   такую   смесь,   которая   не   встречается   даже   в   самых загрязненных промышленных зонах. Третий свидетель обвинения. В загрязнении природы виновата и сама нефть. Экологическими бедствиями   сопровождаются   повреждения   нефтепроводов,   гибель   танкеров.   Почва, пропитанная  нефтепродуктами и нефтью, теряет плодородие на многие десятки лет. Нефть может растекаться тонкой пленкой на поверхности воды, в результате прекращается доступ кислорода,   что   ведет   к   гибели   живых   организмов.   Пары   нефти  вызывают   у   человека заболевания   органов   дыхания   и   ЦНС,   повышенную   утомляемость.  Судья.  Слово предоставляется государственному обвинителю. Слайд 21. Прокурор.  Уважаемый   суд!   Уважаемые   присяжные   заседатели!   Виновные   должны   быть наказаны, т. к. представляют реальную угрозу для общества.   Уважаемый   суд,   подсудимые   должны   быть   изолированы   от   общества   и   заменены   новыми видами топлива. Судья. Заключительное слово предоставляется главному защитнику. Адвокат.  Уважаемый   суд!   Уважаемые   присяжные   заседатели!   Нельзя   вину   человека,   его химическую безграмотность, нежелание знать законы природы, халатность перекладывать на плечи помощников человека ­ нефти, природного и попутного газа, которые честно трудятся на благо цивилизации.  Защита требует уважения к подзащитным и считает, что они невиновны.  Секретарь суда  (учитель) просит присяжных заседателей заполнить таблицу 1 "Результаты работы   над   проектом   "Обвиняются   природные   источники   углеводородов".   Затем   задает вопросы:  Какую гипотезу подтверждают результаты исследования?  Нужны ли человеку природные источники углеводородов?  Может ли он обойтись без них? Виновны ли они?  Если нет, то кто виновен?  Какие можно предложить пути выхода из экологически кризисных ситуаций? Судья. Суд постановляет: Слайд 22. ­ ввиду отсутствия состава преступления подсудимых оправдать; ­   обратиться   к   ученым   с   просьбой   продолжить   исследования,   направленных   на   поиск экологически   безвредных   видов   топлива,   разработку   безопасных   технологий   получения различных продуктов из нефти, новых способов очистки атмосферы, почвы, воды после аварий; ­ призвать человечество ответственно подходить к добыче и транспортировке нефти и газа и помнить слова Джона Дона «Никогда не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе»? Учитель. Пусть всегда будут реки, Пусть всегда будет рыба! Пусть всегда будет море, А в пустыне верблюд! Пусть всегда будут рощи, Пусть всегда будут птицы! Пусть в тайге будут звери, А у дома цветы! Пусть всегда будут люди, Пусть всегда будут дети! Пусть всегда в чистом небе Будет солнце светить! (демонстрация видеоклипа о природе). Учитель: И так, давайте подведем итог нашей работы. Оцените работу каждого участника  группы и выступающих (таблица 2 "Лист оценки проекта") и ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1. Самым интересным на уроке было…. 2. Я узнал новое…. 3. Понравилась ли вам данная форма работы? Поясните.                  Учитель благодарит всех за работу и заканчивает урок словами  Д.И. Менделеева (портрет): "Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу.  С ним живите, его завещайте". Слайд 23.  Слайд 24.  Домашнее задание (в зависимости от самооценки).    Если вы считаете, что усвоили материал на «5» ­   подготовьте презентации на тему (по выбору)    «Экологические проблемы, связанные с получением и переработкой природных  источников углеводородов»,  Если вы считаете, что усвоили материал на «4» ­  повторите записи в тетради и приготовьте  творческие задания по теме урока (кроссворды, ребусы, викторины и т.п.) Если вы считаете, что усвоили материал на «3» ­ повторите параграфы 3 и 8, приготовьте  творческие задания по теме урока (кроссворды, ребусы, викторины и т.п.) «Открытие нефти и газа в Тюменской области». Заключение. Осуществление   данного   учебного   проекта   позволит   учащимся   развить   свои   навыки работы   не   только   с   научно­популярной   литературой,   но   и   с   электронными   учебниками, компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет. Разработка   данного   проекта   –   это   путь   к   саморазвитию   личности,   через   осознание собственных   потребностей,   через   самореализацию   в   предметной   деятельности.   Помимо работы с конкретной темой школьники знакомятся с различными профессиями (бурильщик, химик­лаборант, эколог и др.). В процессе работы развивается творческая активность детей, определяется   социальная   активность   ребенка.   При   этом   большое   внимание   уделяется краеведению,   воспитываются   патриотические   чувства.   Использование   метода   учебных проектов  в   педагогической  работе  определяется   необходимостью  формирования  личности ХХI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация. При осуществлении проекта цены не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет   учащимся   почувствовать   себя   творческими   личностями,   свободными   от руководства учителя, учителю и учащимся – лучше понять друг друга. Презентация «Природные источники углеводородов» ­ авторская. ЭОР.           ЭМ «Углеводороды в природе. Их получение» ­ ФЦИОР  http://fcior.edu.ru/card/13856/uglevodorody­v­prirode­ih­poluchenie.html           Презентации учащихся – авторские.           Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия»  http://www.chemistry.ssu.samara.ru/:  ­ анимации «Крекинг алканов» ­  http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/flash/krek_c6.swf, http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/flash/krek_c8.swf ­ видеофильм «Каталитический крекинг нефти» ­  http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/index2.htm ­ иллюстрация «Использование нефти» http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem1/flash/neft.swf ­ анимация «Перегонка нефти» http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem1/flash/kolon1_s.swf ­ кроссворд «Нефть» http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem2/game2/neft.htm ­ видео «Нефть» http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem1/index1.htm.           Иллюстрация «Нефть» ­ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed47­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/ch10_10_08.jpg           Иллюстрация «Добыча попутных нефтяных газов» ­ Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed43­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/01.jpg           Иллюстрация «Добыча природного газа» ­ Единая коллекция цифровых образовательных  ресурсов http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abac640­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/01.jpg           Анимация «Каталитический крекинг» ­ Единая коллекция цифровых образовательных  ресурсов http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abb1451­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x10_008.swf           Анимация «Неорганическая теория происхождения нефти» ­ Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed49­4185­11db­b0de­0800200c9a66/x10_006.swf           Анимация «Органическая теория происхождения нефти» ­ Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов ­ http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed4a­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x10_007.swf           Иллюстрация «Нефть различных происхождений» ­ Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed45­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/01.jpg           Иллюстрация «Состав нефти различных месторождений» ­ Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/2416d6b5­aae9­11db­abbd­0800200c9a66/x10_010.jpg           Иллюстрация «Состав попутных нефтяных газов» ­ Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed44­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x10_011.jpg           Иллюстрация «Состав природного газа» ­ Единая коллекция цифровых образовательных  ресурсов http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed40­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x10­009.jpg           Иллюстрация «Сравнение термического и каталитического крекинга» ­ Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abb1454­4185­11db­b0de­0800200c9a66/x10_015.jpg           Физическая карта мира с указанием нефтегазоносных бассейнов ­ Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов   http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed41­4185­11db­b0de­0800200c9a66/x10_018.jpg            Физическая карта России с указанием месторождений нефти и газа ­ Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed42­4185­11db­b0de­0800200c9a66/x10_019.jpg              Иллюстрация «Последствия экологических катастроф, связанных с разливом нефти» ­  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abaed48­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/ch10_10_09.jpg ЭМ «Тесты по теме «Предельные и непредельные углеводороды» ­ ФЦИОР2 http://fcior.edu.ru/card/9047/testy­po­teme­predelnye­i­nepredelnye­uglevodorody.html Тест «Природные источники углеводородов» ­ авторский1.     Интерактив     «Природные   источники   углеводородов»   (тест)1  ­   Единая   коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abb1456­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x10_016.swf Интерактив   «Продукты   перегонки   нефти»   (тест)   ­   Единая   коллекция   цифровых образовательных  ресурсов  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/0abb1453­4185­11db­b0de­ 0800200c9a66/x10_014.swf 2 Тесты могут быть использованы на данном уроке (если на изучение темы отводится 2 часа) или на следующем  при проверке домашнего задания.

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"

Учебные проект "Обвиняются природные источники углеводородов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018