Приёмы сжатия текста
Учебный проект по русскому языку
Работу выполнила ученица 9а класса
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва
Липецкого муниципального района Липецкой области
Сидоренко Валерия.
Руководитель Алексеева Татьяна Алексеевна
ЦЕЛИ ПРОЕКТА: научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию; применять различные приемы сжатия текста; отработать навыки орфографии и пунктуации, работы с алгоритмом.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: формирование навыков исследовательской и самостоятельной работы.
«Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.
Введение
Исключение
• вводных слов;
• однородных членов предложения;
• повторов;
• однотипных примеров;
• риторических вопросов и восклицаний;
• цитат;
• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
• пояснений;
• рассуждений;
• описаний;
• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
• выделить главное (существенное) и детали (подробности);
• убрать детали;
• пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
• пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
• объединить существенное;
• составить новый текст.
ПРИМЕР ИСКЛЮЧЕНИЯ:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка
Обобщение
• парцеллированных предложений;
• ряда предложений;
• связанных одной мыслью, частей предложений;
• конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
2. Найти в них общее.
3. Объединить эти факты на основе общего.
4. Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР ОБОБЩЕНИЯ:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Замена (упрощение)
• однородных членов обобщающим словом;
• сложного предложения - простым;
• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
• прямой речи - косвенной;
• части текста - одним предложением;
• части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
• заменить сложное предложение простым;
• заменить предложение или его часть указательным местоимением;
• объединить два или три предложения в одно;
• разбить сложное предложение на сокращённые простые;
• перевести прямую речь в косвенную;
• найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
• сформулировать получившееся предложение
ПРИМЕРЫ ЗАМЕНЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.