Программа «Этика и психология семейной жизни» разработана с целью формирования у старшеклассников общей культуры межличностного взаимодействия, мотивации к семейной жизни.
Курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни", учебно-методическому пособию «Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология семейных отношений(10-11 классы)» Барбитова А.Д.(2011 г.). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни
этика и пс.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 53 имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова»
Авторская программа на учебный курс
разработана педагогомпсихологом
средней школы № 53
Поляковой С.В..
высшая квалификационная категория
Ульяновск 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Этика и психология семейной жизни» разработана с целью
формирования у старшеклассников общей культуры межличностного
взаимодействия, мотивации к семейной жизни.
Курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни",
учебнометодическому пособию «Методическое обеспечение к курсу «Этика и
психология семейных отношений(1011 классы)» Барбитова А.Д.(2011 г.).
Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее
время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического,
эстетического, правового и хозяйственноэкономического аспектов подготовки
подрастающего поколения к семейной жизни.
В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как
семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии
("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности
брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой
информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в
особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение
образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения –
факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки
нормальных взаимоотношений между людьми.
В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь
становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация
нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и
женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья
может дать тот образец, который бы соответствовал социальнонравственным
нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить
задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности
налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников –
одни из главных задач психологопедагогического сопровождения
старшеклассников.
Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в
создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить
внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, понимания
необходимости сохранения института семьи.
ЗАДАЧИ:
1. Ознакомить учащихся с современными представлениями о семье и браке.
2. Приобщать учащихся к самопознанию и самоактуализации.
3. Развивать интерес к познанию и принятию чужого внутреннего мира.
4. Формировать навыки эффективной коммуникации.
5. Ознакомления учащихся с особенностями ведения семейного бюджета.
Предметом изучения курса «Этика и психология семейной жизни»
является процесс взаимодействия и взаимоотношений между людьми. Содержание курса составляют факты, понятия, современные
представления о природе человеческой психики, о внутренней культуре
личности, об этике и эстетике взаимоотношений между полами.
Основные методы работы:
1.
2.
3.
4.
Усвоение и осознание базовых понятий.
МАСПО.
Ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации.
Решение и составление коммуникативных, психологических и этических
задач.
Рефлексия.
5.
Формы контроля
Тестовый контроль,
Творческие задания
Разбор проблемных ситуаций
Результатом изучения курса для учащихся должны стать:
усвоение сущности основных психологических категорий о семье и браке,
знание закономерностей общения, навыки эффективной коммуникации,
применение полученных знаний для оптимизации процесса взаимодействия
с лицами противоположного пола.
Учащийся должен:
• Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака в
человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства,
негативных последствиях разрушения традиционных устоев семьи и
нравственных основ брака, о функциях и типах семейного воспитания; о
психологических различиях между людьми обоего пола, влияющих на
отношения между членами семьи; о содержании тендерных характеристик
личности мужественности
и женственности; о биологических и социальных причинах тендерных
различий, о мужских и женских социальных ролях
• Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели
семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность;
основные современные проблемы в области межличностных отношений между
мужчинами и женщинами; роль психологической и функциональной
совместимости будущих супругов в построении семейных отношений
• Уметь давать характеристику гармоничной и проблемной семьи,
сравнивая их по уровню воспитательного потенциала; анализировать и
учитывать особенности полотипичного поведения в семейных ситуациях,
прогнозировать характер и результат возможного взаимодействия этих
ситуаций
Программа состоит из пяти разделов:
I Психология субъекта.
II Особенности межличностных отношений.
III Брак и семья.
IV Секреты семейного взаимодействия. V Семейная педагогика.
На изучение курса отводится 34 часа, из них 25 – лекционных и
9 – практических. Формы реализации программы – групповые занятия,
просмотры обучающих фильмов, тренинги. Объект реализации –
старшеклассники.
Виды занятий:
Уроклекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью,
логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается
принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации
и то, насколько близко они ее принимают, неизвестно.
Урокбеседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников,
доверительности. Недостатком является относительно малый объем
информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная
эмоциональность, порой даже неуправляемая.
Урокконсультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог.
Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя.
Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.
Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу
специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В
этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым
несколько корректируются семейные взаимоотношения.
Уроксеминар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком
– воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников.
Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.
Практические занятия проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов,
предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с
семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося,
необходимого для их самосознания и саморазвития.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА.
1.1 Введение.
Цели и задачи курса. Усвоение сущности понятий: этика, психология, духовность,
самосознание. Человек как природное явление, психическая, социальная и духовная
реальность. Субъективный мир личности: сознание и самосознание.
1.2 Человек как личность и индивидуальность.
Соотношение биологического и социального в личности. Направленность личности. Уровень
притязаний, самооценка, образ «Я». Личность в системе реальных отношений. Цели и
стремления личности. Содержание и соотношение понятий: человек, индивид, личность,
индивидуальность.
1.3 Индивидуальные и индивидуально – типические свойства человека. Темперамент как характеристика индивидных свойств человека. Теории темперамента, его
типология. Психологические характеристики людей разных типов темперамента.
Практическое занятие: индивидуально – типические свойства личности. Семейный тест.
1.4 Характер, его проявление в поведении.
Понятие о характере. Структура и типология характеров, механизмы их формирования.
Факторы, влияющие на процесс формирования характера. Акцентуации характера, способы их
определения. Практическое занятие: выявление типа акцентуации личности.
1.5 Эмоционально – волевая организация личности.
Эмоции и чувства, понятие, значение. Механизмы возникновения эмоций, их функции. Формы
и виды чувств, их динамика. Виды эмоциональных состояний. Развитие эмоциональной сферы
человека. Высшие чувства. Мотивация и волевая активность. Механизмы волевого поведения,
функции воли. Структура и развитие волевого поведения, формирование волевых качеств
личности.
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
2.1 Искусство общения.
Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Перцептивная,
коммуникативная и интерактивная стороны общения. Личностное и социальное общение.
2.2 Виды общения.
Вербальное и невербальное общение. Особенности делового общения. Практическое занятие:
ролевая игра «Мафия».
2.3 Техника и приемы общения.
Определение техники и приемов общения. Преднастройка к общению, позиции общения.
Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникативные способности.
Практическое занятие: деловая игра.
2.4 Мораль и нравственность.
Определение понятий мораль, нравственность. Моральные нормы как механизм регуляции
общественного и личностного поведения. Направленность личности. Поиск смысла жизни.
2.5 Межличностное взаимодействие в малых группах.
Понятие о больших и малых группах. Официальные и неофициальные отношения. Лидерство,
руководство и подчинение в группе. Деловые, личные, рациональные и эмоциональные
отношения. Динамика взаимоотношений в группе. Межличностные конфликта в группе и пути
их преодоления. Практическое занятие: социометрия и статистическая картина
внутригрупповых взаимоотношений.
3.1 Институт семьи.
Определение понятия семья. Развитие института семьи. Функции семьи.
РАЗДЕЛ 3. БРАК И СЕМЬЯ.
3.2 Современные формы семьи.
Знакомство с классификацией семейных форм и видами взаимоотношений в каждой из них.
Семейные установки и ожидания молодых супругов.
3.3 Готовность к браку. Этапы становления семьи. Критерии определения готовности к браку. Распределение прав и обязанностей между
членами семьи. Закономерности формирования этапов в развитии взаимоотношений между
супругами. Практическое занятие: тест «Готовность к семейной жизни».
РАЗДЕЛ 4. СЕКРЕТЫ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
4.1 Любовь, влюбленность и семья.
Разграничение понятий влюбленность и любовь. Проявление и выражение любви. Развитие
любви в семье. Понятие о целомудрии и телегонии.
4.2 Семейные «игры» и семейные роли.
Определение понятий игра, социальная роль. Виды семейных ролей, их значение.
Практическое занятие: ролевая игра.
4.3 Анатомия супружеских конфликтов.
Понятие конфликта. Виды и формы конфликтов. Стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Толерантность и семья.
4.4 Бюджет семьи, ее хозяйство.
Определение понятия семейный бюджет. Источники формирования бюджета, расходные и
доходные статьи бюджета. Ведение хозяйства в семье, влияние бытовых условий и
материальных ценностей на семейное благополучие. Практическое занятие: решение
психологических задач.
РАЗДЕЛ 5. СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА.
5.1 Взаимодействие между родителями и молодой семьей.
Автономия молодой семьи, финансовая зависимость. Значение родительских установок,
понятие психологической дистанции.
5.2 Первый ребенок: быть или не быть?
Планирование супругами ребенка. Ребенок в молодой семье. Параметры готовности к
выполнению супругами родительских обязанностей. Практическое занятие: просмотр фильма:
«Безмолвный крик». (Трагедия аборта).
5.3 Семь – я, это сколько?
Семья – как малая группа. Любовь родителей к детям. Любовь и ревность между детьми.
Многодетная семья.
5.4 Развод родителей глазами детей.
Кризис семьи. Развод – как крайняя форма разрешения супружеского конфликта. Влияние
развода на формирование личности ребенка. Культура взаимоотношений супругов после
развода.
5.5 Итоговое занятие.
Оценка способности учащихся к самоанализу, выявление семейных предпочтений. Рефлексия. ТЕМА
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
1
1.1
1.2
1.3
Психология субъекта
Введение
Человек как личность и индивидуальность.
Индивидуальные и индивидуальнотипические
свойства человека.
Характер, его проявление в поведении.
Эмоциональноволевая организация личности.
Особенности межличностных отношений
Искусство общения.
Виды общения.
Техника и приемы общения.
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
2.4 Мораль и нравственность.
2.5 Межличностное взаимодействие в малых группах.
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
Институт семьи.
Современные формы семьи.
Готовность к браку. Этапы становления семьи.
Секреты семейного взаимодействия
Любовь, влюбленность и семья.
Семейные «игры» и семейные роли.
Анатомия супружеских конфликтов.
Бюджет семьи, ее хозяйство.
Семейная педагогика
Брак и семья
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
Взаимоотношения между родителями и молодой
семьей.
Первый ребенок: быть или не быть?
Семь – я, это сколько?
Развод родителей глазами детей.
Итоговое занятие.
Количество
часов
2
Лекц. Практ.
6
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
6
2
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
2
1
5
1
1
1
1
1
Всего: 25 9 Литература для учителя:
1. Дружинин В.Н. Психология семьи М.: Питер, 2006.
2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства М., 2003.
3. Семейное воспитание: краткий словарь М., Политиздат, 1990.
4. Силаева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи СПб,
консультирования М., 2002.
2000.
6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни М.: Просвещение, 1991.
7. Жихарева З.А., Жихарев М.С. Духовные основы русской семьи М., 2000.
8. Ковалев С.В. Психология современной семьи М., 1998.
9. Строкатова Л.Г. Особенности российской семьи и их учет в работе с
10.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи М., 2004
11.Штейнберг Л.Б. Психология семейных отношений М.. 2000.
12.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни
родителями. Иркутск, 2004
М.Просвещение, 1991
13.Сатир В. Вы и ваша семья М., 2000.
14.Барбитова А.Д. «Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология
семейных отношений(1011 классы)»/Текст/ Ульяновск: УИПКПРО, 2011г
Литература для учеников:
1. Джеймс М. Брак и любовь. М.: Прогресс, 1989.
2. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: Просвещение, 1991
3. Фромм Э. Искусство любви. М.; Минск: Полифак, 1990
4. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М, 1990
5. Говако Б.И. Студенческая семья. М., 2001
6. Желдак И.М. Искусство быть семьей . Минск, 1998
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.