Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Оценка 4.9

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
10 кл—11 кл
13.02.2017
Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Программа «Этика и психология семейной жизни» разработана с целью формирования у старшеклассников общей культуры межличностного взаимодействия, мотивации к семейной жизни. Курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни", учебно-методическому пособию «Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология семейных отношений(10-11 классы)» Барбитова А.Д.(2011 г.). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни
этика и пс.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска  «Средняя школа № 53 имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова» Авторская программа на учебный курс разработана педагогом­психологом  средней школы № 53 Поляковой С.В.. высшая квалификационная категория           Ульяновск 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Программа «Этика и психология семейной жизни» разработана с целью  формирования у старшеклассников общей культуры межличностного  взаимодействия, мотивации к семейной жизни.  Курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни",  учебно­методическому пособию «Методическое обеспечение к курсу «Этика и  психология семейных отношений(10­11 классы)» Барбитова А.Д.(2011 г.).  Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее  время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического,  эстетического, правового и хозяйственно­экономического аспектов подготовки  подрастающего поколения к семейной жизни. В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии  ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности  брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой  информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в  особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение  образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения –  факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки  нормальных взаимоотношений между людьми. В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь  становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация  нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и  женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья  может дать тот образец, который бы соответствовал социально­нравственным  нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить  задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности  налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников –  одни из главных задач психолого­педагогического сопровождения  старшеклассников. Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в  создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить  внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, понимания  необходимости сохранения института семьи. ЗАДАЧИ: 1. Ознакомить учащихся с современными представлениями о семье и браке. 2. Приобщать учащихся к самопознанию и самоактуализации. 3. Развивать интерес к познанию и принятию чужого внутреннего мира. 4. Формировать навыки эффективной коммуникации. 5. Ознакомления учащихся с особенностями ведения семейного бюджета.    Предметом изучения курса «Этика и психология семейной жизни»  является процесс взаимодействия и взаимоотношений между людьми. Содержание курса составляют факты, понятия, современные  представления о природе человеческой психики, о внутренней культуре  личности, об этике и эстетике взаимоотношений между полами.   Основные методы работы: 1. 2. 3. 4. Усвоение и осознание базовых понятий. МАСПО.                                              Ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации. Решение и составление коммуникативных, психологических и этических  задач. Рефлексия. 5.   Формы контроля  Тестовый контроль,  Творческие задания  Разбор проблемных ситуаций Результатом изучения курса для учащихся должны стать:  усвоение сущности основных психологических категорий о семье и браке,  знание закономерностей общения, навыки эффективной коммуникации,  применение полученных знаний для оптимизации процесса взаимодействия с лицами противоположного пола.  Учащийся должен: • Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака в  человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства,  негативных  последствиях  разрушения  традиционных  устоев  семьи  и  нравственных основ брака, о функциях и типах семейного воспитания; о     психологических   различиях    между людьми обоего пола, влияющих на  отношения между членами семьи; о содержании тендерных характеристик  личности ­ мужественности и    женственности;    о    биологических    и    социальных    причинах тендерных  различий, о мужских и женских социальных ролях • Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели  семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы   брака и их сущность;  основные современные проблемы в области межличностных отношений между  мужчинами и женщинами; роль психологической и функциональной  совместимости будущих супругов в построении семейных отношений • Уметь   давать   характеристику   гармоничной   и   проблемной   семьи,  сравнивая их по уровню воспитательного потенциала; анализировать  и   учитывать  особенности  полотипичного поведения   в   семейных   ситуациях,    прогнозировать   характер   и результат возможного взаимодействия этих  ситуаций Программа состоит из пяти разделов: I      Психология субъекта. II    Особенности межличностных отношений. III   Брак и семья. IV  Секреты семейного взаимодействия. V   Семейная педагогика. На изучение курса отводится 34 часа, из них 25 – лекционных и  9 – практических. Формы реализации программы – групповые занятия,  просмотры обучающих фильмов, тренинги. Объект реализации –  старшеклассники. Виды занятий:  Урок­лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью,  логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается  принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации  и то, насколько близко они ее принимают, ­ неизвестно. Урок­беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем  информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная  эмоциональность, порой даже неуправляемая. Урок­консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог.  Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя.  Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков. Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу  специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В  этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым  несколько корректируются семейные взаимоотношения. Урок­семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников.  Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего. Практические занятия ­ проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов,  предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с  семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА. 1.1 Введение. Цели и задачи курса. Усвоение сущности понятий: этика, психология, духовность,  самосознание. Человек как природное явление, психическая, социальная и духовная  реальность. Субъективный мир личности: сознание и самосознание. 1.2 Человек как личность и индивидуальность. Соотношение биологического и социального в личности. Направленность личности. Уровень  притязаний, самооценка, образ «Я». Личность в системе реальных отношений. Цели и  стремления личности. Содержание и соотношение понятий: человек, индивид, личность,  индивидуальность.  1.3 Индивидуальные и индивидуально – типические свойства человека. Темперамент как характеристика индивидных свойств человека. Теории темперамента, его  типология. Психологические характеристики людей разных типов темперамента.  Практическое занятие: индивидуально – типические свойства личности. Семейный тест. 1.4 Характер, его проявление в поведении. Понятие о характере. Структура и типология характеров, механизмы их формирования.  Факторы, влияющие на процесс формирования характера. Акцентуации характера, способы их определения. Практическое занятие: выявление типа акцентуации личности. 1.5 Эмоционально – волевая организация личности. Эмоции и чувства, понятие, значение. Механизмы возникновения эмоций, их функции. Формы  и виды чувств, их динамика. Виды эмоциональных состояний. Развитие эмоциональной сферы  человека. Высшие чувства. Мотивация и волевая активность. Механизмы волевого поведения,  функции воли. Структура и развитие волевого поведения, формирование волевых качеств  личности. РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 2.1 Искусство общения. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Перцептивная,  коммуникативная и интерактивная стороны общения. Личностное и социальное общение. 2.2 Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Особенности делового общения. Практическое занятие:  ролевая игра «Мафия».  2.3 Техника и приемы общения. Определение техники и приемов общения. Преднастройка к общению, позиции общения.  Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникативные способности.  Практическое занятие: деловая игра. 2.4 Мораль и нравственность. Определение понятий мораль, нравственность. Моральные нормы как механизм регуляции  общественного и личностного поведения. Направленность личности. Поиск смысла жизни.  2.5 Межличностное взаимодействие в малых группах. Понятие о больших и малых группах. Официальные и неофициальные отношения. Лидерство,  руководство и подчинение в группе. Деловые, личные, рациональные и эмоциональные  отношения. Динамика взаимоотношений в группе. Межличностные конфликта в группе и пути  их преодоления. Практическое занятие: социометрия и статистическая картина  внутригрупповых взаимоотношений. 3.1 Институт семьи. Определение понятия семья. Развитие института семьи. Функции семьи.  РАЗДЕЛ 3. БРАК И СЕМЬЯ. 3.2 Современные формы семьи. Знакомство с классификацией семейных форм и видами взаимоотношений в каждой из них.  Семейные установки и ожидания молодых супругов. 3.3 Готовность к браку. Этапы становления семьи. Критерии определения готовности к браку. Распределение прав и обязанностей между  членами семьи. Закономерности формирования этапов в развитии взаимоотношений между  супругами. Практическое занятие: тест «Готовность к семейной жизни». РАЗДЕЛ 4. СЕКРЕТЫ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 4.1 Любовь, влюбленность и семья. Разграничение понятий влюбленность и любовь. Проявление и выражение любви. Развитие  любви в семье. Понятие о целомудрии и телегонии. 4.2 Семейные «игры» и семейные роли. Определение понятий игра, социальная роль. Виды семейных ролей, их значение. Практическое занятие: ролевая игра. 4.3 Анатомия супружеских конфликтов. Понятие конфликта. Виды и формы конфликтов. Стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Толерантность и семья. 4.4 Бюджет семьи, ее хозяйство. Определение понятия семейный бюджет. Источники формирования бюджета, расходные и  доходные статьи бюджета. Ведение хозяйства в семье, влияние бытовых условий и  материальных ценностей на семейное благополучие. Практическое занятие: решение  психологических задач. РАЗДЕЛ 5. СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. 5.1 Взаимодействие между родителями и молодой семьей. Автономия молодой семьи, финансовая зависимость. Значение родительских установок,  понятие психологической дистанции.  5.2 Первый ребенок: быть или не быть? Планирование супругами ребенка. Ребенок в молодой семье. Параметры готовности к  выполнению супругами родительских обязанностей. Практическое занятие: просмотр фильма:  «Безмолвный крик».  (Трагедия аборта). 5.3 Семь – я, это сколько? Семья – как малая группа. Любовь родителей к детям. Любовь и ревность между детьми.  Многодетная семья. 5.4 Развод родителей глазами детей.  Кризис семьи. Развод – как крайняя форма разрешения супружеского конфликта. Влияние  развода на формирование личности ребенка. Культура взаимоотношений супругов после  развода. 5.5 Итоговое занятие. Оценка способности учащихся к самоанализу, выявление семейных предпочтений. Рефлексия. ТЕМА НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ 1 1.1 1.2 1.3 Психология субъекта Введение Человек как личность и индивидуальность. Индивидуальные и индивидуально­типические  свойства человека. Характер, его проявление в поведении. Эмоционально­волевая организация личности. Особенности межличностных отношений Искусство общения. Виды общения. Техника и приемы общения. 1.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Мораль и нравственность. 2.5 Межличностное взаимодействие  в малых группах. 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 Институт семьи. Современные формы семьи. Готовность к браку. Этапы становления семьи. Секреты семейного взаимодействия Любовь,  влюбленность и семья. Семейные «игры» и семейные роли. Анатомия супружеских конфликтов. Бюджет семьи, ее хозяйство. Семейная педагогика Брак и семья 5.1 5.2 5.3  5.4 5.5 Взаимоотношения между родителями и молодой  семьей. Первый ребенок: быть или не быть? Семь – я,  это сколько? Развод родителей глазами детей. Итоговое занятие. Количество часов  2 Лекц. Практ. 6 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 6 2 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 2 1 5 1 1 1 1 1                                                                                                                  Всего:        25          9 Литература для учителя: 1. Дружинин В.Н. Психология семьи ­ М.: Питер, 2006. 2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства ­ М., 2003. 3. Семейное воспитание: краткий словарь ­ М., Политиздат, 1990. 4. Силаева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного  5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи ­ СПб,  консультирования ­ М., 2002. 2000. 6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни ­ М.: Просвещение, 1991. 7. Жихарева З.А., Жихарев М.С. Духовные основы русской семьи ­М., 2000. 8. Ковалев С.В. Психология современной семьи ­ М., 1998. 9. Строкатова Л.Г. Особенности российской семьи и их учет в работе с  10.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи ­М., 2004 11.Штейнберг Л.Б. Психология семейных отношений ­ М.. 2000. 12.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни ­  родителями. ­ Иркутск, 2004 М.Просвещение, 1991 13.Сатир В. Вы и ваша семья ­ М., 2000. 14.Барбитова А.Д. «Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология  семейных отношений(10­11 классы)»/Текст/ Ульяновск: УИПКПРО, 2011г Литература для учеников: 1. Джеймс М. Брак и любовь. ­ М.: Прогресс, 1989. 2. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. ­ М.: Просвещение, 1991 3. Фромм Э. Искусство любви. ­М.; Минск: Полифак, 1990 4. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М, 1990 5. Говако Б.И. Студенческая семья. ­ М., 2001 6. Желдак И.М. Искусство быть семьей . Минск, 1998

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"

Учебный курс "Этика и психология семейной жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017