Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9
Оценка 4.8

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
психологическая работа +1
Взрослым
05.11.2017
Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9
Документ содержит рабочую программу учебного курса для учащихся 8-9 классов "Профориентационный модуль" Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
учебный курс.docx
Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8­9 Пояснительная записка Профессиональное самоопределение личности ­ сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило,   определяется   степенью   согласованности   психологических возможностей   человека   с   содержанием   и   требованиями   профессиональной деятельности,   а   также   сформированностью   у   личности   способности адаптироваться к изменяющимся социально­ экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном   выборе   профессии   предполагает   необходимость   специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я»)   и   о   мире   профессионального   труда   (анализ   профессиональной деятельности)   с   последующим   соотнесением   знаний   о   себе   со   знаниями   о профессиональной деятельности (профессиональная проба). Цель   курса:  актуализация   процесса   профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.  Задачи курса: ­ повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; ­сформировать   положительное   отношение   к   самому   себе,   создание своей   индивидуальности,   уверенность   в   своих   силах   применительно   к реализации себя в будущей профессии; ­ обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями  профессиональной  деятельности  с  помощью  включения  их  в систему специально организованных профессиональных проб. Знакомясь   с   приемами   самопознания   и   самоанализа личности,   учащиеся   соотносят   свои   склонности   и   возможности   с требованиями,   предъявляемыми   к   человеку   определенной   профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.  Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности, таких   как,   деловые   игры,   беседы,   встречи,   тренинги,   экскурсии,   мастер классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах. Результаты освоения учебного курса Личностные: ­   находить   выход   из   проблемной   ситуации,   связанной   с   выбором профессии; ­   объективно   оценивать   свои   индивидуальные   возможности   в соответствии с избираемой деятельностью; ­ ставить цели и планировать действия для их достижения; ­   выполнять   профессиональные   пробы,   позволяющие   приобрести соответствующий практический опыт; ­ использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;  ­   анализировать   информацию   о   профессиях   (по   общим   признакам профессиональной деятельности);  ­   пользоваться   сведениями   о   путях   получения   профессионального образования. Метапредметные: ­ работать с различными источниками информации; ­ использовать навыки учебно­исследовательской деятельности в своей работе;  ­ участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий; ­ развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми; ­ применять коммуникативные и презентационные навыки. Предметные: ­   расширить   знания    мотивах   и   ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;  об   интересах, ­  расширить   знания   о   понятии   темперамента,   ведущих   отношениях личности, эмоционально­волевой сферы, интеллектуальных способностей;  ­   знать   требования   современного   общества   к   профессиональной деятельности человека;  ­   расширить   знания   о  понятии   рынок   профессионального   труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.   Планируемые результаты изучения учебного курса ­ сформировать   у   учащихся   адекватные   представления   о   себе   и своем профессиональном соответствии; ­ сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии; ­ обучить   подростков   основным   принципам   построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; ­ сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях; ­ помочь   учащимся   принять   осознанное   решение   о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;  ­ повысить мотивацию молодежи к труду. 2 Тематическое планирование курса (8 класс) Тема Основные виды деятельности № п/п 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии. 2. Многообразие мира профессий 3. Рынок труда 4. Профессиональны е пробы 5. Представление о себе и проблемах выбора профессии 6. Социальные проблемы труда 7. Профессиональны е склонности и интересы 8. Профессиональны е пробы ­ расширение знаний о трудовой деятельности человека и  профессии; ­ знакомство с технологическими, экономическими,  педагогическими, медицинскими и психологическими  характеристиками профессии. ­   анализ   значения   важности  труда   в   жизни   человека   и общества; ­ расширение знаний о многообразии мира профессий; ­  осознание учащимися профессионально важных качеств. ­ расширение знаний о том, как устроен и как работает  рынок труда; ­ знакомство с миром рынка востребованных профессий.    участие в деловой игре «Мир профессий». ­ расширение знаний о мотивах выбора профессии, спросе  и моде на профессии, образе «Я» как система  представлений о себе; ­ изучение уровня самооценки и уровня притязаний; ­ участие в игре «Чемодан хороших качеств». ­ расширение знаний об  общественном разделение труда, его   формах,   содержании,   характере   трудовых   функций, профессионализации, специализации и квалификации. ­ знакомство с понятиями индивидуальные интересы и  профессиональные намерения; ­ изучение склонностей и профессиональных интересов  учащихся. ­ знакомство с дошкольными группами МБОУ «СОШ №  5»; ­ расширение знаний о профессии «воспитатель  дошкольной организации», методах и техниках работы; ­ участие в мастер­классах.  9. Анализ профессий­   знакомство   с   понятием  формула   профессии, профессиограмма; ­ участие в деловой игре «Угадай профессию». 10. Здоровье и выбор ­ встреча с представителями здравоохранения; 3 профессии 11. Характеристика списка особо опасных профессий.  12. Профессиональны е пробы 13. Характеристика списка дефицитных профессий. 14. Характеристика списка новых профессий. 15. Профессиональны е пробы 16. Мои жизненные ориентиры и планы  будущего. ­ расширения знаний об учёте состояния здоровья при  выборе профессии, «неблагоприятные производственные  факторы», рекомендованные типы профессий по  медицинским противопоказаниям.  ­ знакомство с понятием и видами особо опасных  профессий;  ­ анализ необходимости и готовности людей к работе  связанной с риском. ­ встреча с представителями образовательного  учреждения. ­  знакомство с  учебными кабинетами и обучаемыми  специальностям. ­ знакомство с понятием и видами дефицитных профессий; ­ анализ важности и причин отсутствия желания людей  работать в этих сферах жизнедеятельности. ­ знакомство с понятием и видами новых профессий;  ­ анализ востребованности новых профессий в  повседневной жизнедеятельности человека. ­ встреча с представителями образовательного  учреждения; ­ знакомство с  учебными кабинетами и обучаемыми  специальностям. ­ познание собственных жизненных ориентиров, влияющих  на выбор профессии; ­ развитие навыков по планированию своего  профессионального пути. Содержание курса «Профориентационный модуль» (8 классы) Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.  Трудовая   деятельность   человека   и   профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии   вымирающие.   профессий. Психологические   типы   и   классы   профессий.   Как   можно   познакомиться   с разными профессиями?   Психологическая   карта Тема 2. Многообразие мира профессий ­ 1 ч. Разнообразие   списка   профессий.   Развитие   личности   и профессиональное   самоопределение.   Профессиональная   деятельность   как способ самореализации и самоутверждения личности. 4 Тема 3. Рынок труда ­ 1ч.  Как   устроен   и   как   работает   рынок   труда?   «Продавцы», «покупатели»   и   «товар»   на   рынке   труда.   «Посредники»   на   рынке   труда. Профессионализм как товар ­ цена труда. Стабильность спроса на профессии.  Тема 4. Профессиональные пробы ­ 1ч. Знакомство с организацией, рабочими залами и специалистами. Деловая игра по профориентации «Мир профессий». Тема 5. Представление о себе и проблема выбора профессии ­ 1ч. Мотивы   выбора   профессии.   Спрос   и   мода   на   профессии. Как   определить   свое   место   на   «психологической   карте   профессий?» Профессионально   важные   качества,   склонности   и   профессиональные способности. Тема 6. Социальные проблемы труда ­ 1ч. Общественное   разделение   труда.   Территориальное разделение   труда.   Формы   разделения   труда   на   предприятии.   Социальные перемещения.   Содержание   и   характер   трудовых   функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен   нашему   городу».   Цель   труда   и   его   результаты   Умственный   и физический   труд.   Характер   и   культура   труда.   Современные   требования   к труду. Предметы, средства и условия труда. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.   Индивидуальные   интересы   и   профессиональные   намерения. Дифференциально­диагностический   опросник  А.   Климова   «Я   предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов). Тема 7. Профессиональные склонности и интересы – 1ч. Тема 8. Профессиональные пробы ­ 1ч. Знакомство   с   учреждением,   профессией   «воспитатель дошкольной организации», методами и техниками работы. Тема 9. Анализ профессий – 2ч. Условия   труда.   Способы   классификации   профессий. Профессии  типа «человек­человек», «человек­техника»,   «человек­природа», «человек­знаковая система», «человек­художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Игра «Угадай профессию.  Тема 10. Здоровье и выбор профессии – 1ч. Учёт   состояния   при   выборе   профессии.   Понятие «неблагоприятные   производственные   факторы».   Типы   профессий   по медицинским   противопоказаниям.   Укрепление   здоровья   в   соответствии   с требованиями   профессии.   Работоспособность.   Роль   активного   отдыха   в зависимости от условий режима работы. Тема 11. Характеристика списка особо опасных профессий ­ 1ч. 5 Понятие   и   виды   особо   опасных   профессий.   Необходимость   и готовность людей к работе связанной с риском. Тема 12. Профессиональные пробы ­ 1ч. Тема 13.  Характеристика списка дефицитных профессий ­ 1ч. Понятие   и   виды  дефицитных   профессий.   Важность   и   причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности. Тема 14. Характеристика списка новых профессий ­ 1ч. Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека. Тема 15. Профессиональные пробы ­ 1ч. Тема 16. Мои жизненные ориентиры и планы будущего ­ 1ч. Приветствие.   Проективный   рисунок   «Моё   эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание. 6 Тематическое планирование курса (9 класс) № п/п 1. Понятие профориентация.  Тема Три составляющие  правильного выбора  профессии. 2. Понятие личности. Эмоции.  3. Природная основа личности.  Темперамент. 4. Побудительные силы  человека – мотивы, интересы,  склонности. 5. Ценностные ориентации и  профессии.  Основные виды деятельности ­ знакомство с понятием  профориентация; ­ изучение позиций, отражающих  мнение на различные ситуации. ­ знакомство с понятиями личность,  эмоции; ­ анализ ситуаций, с которыми  сталкивается человек в повседневной  жизни. ­ расширение знаний о чувствах  человека, испытывающих в различных  жизненных ситуациях. ­ знакомство с понятиями личность,  темперамент; ­ определение уровня экстраверсии­ интроверсии; ­ экспрес­диагностика темпераментной структуры личности. ­ знакомство с понятиями мотивы,  интересы и склонности; ­ определение жизненно важных  мотивов; ­ оценка личной включенности в  изучении школьных предметов. ­ знакомство с понятием ценностные  ориентации; 7 6. Способности и профессия. 7. Профессиональные важные  качества. 8. Этапы профессионального  самоопределения. 9. Карта самопознания. 10. Понятие профессия.  Классификация профессий по предмету труда. 11. Профессиограмма. 12. Учреждения  профессионального  образования.  ­ определение ведущих ценностных  ориентаций и их связь с выбором  профессии.  ­ расширение знаний о общих и  специальных способностях; ­ изучение ровня развития общих  способностей; ­ определение влияния способностей на продуктивную деятельность. ­ знакомство с понятиями  профпригодность, профессионально  важные качества человека; ­ выполнение задания секрет успеха. ­ знакомство с этапами, стадиями и  закономерностями построения  профессиональной карьеры; ­ создание модели профессионального  развития. ­ оценивание личных достижений в  различных сферах деятельности,  нахождение их взаимосвязи с  построением профессиональной  карьеры; ­ изучение профессиональных  намерений и жизненных планов; ­ самооценка развития волевых  качеств.  ­ расширение знаний о профессиях, их  особенностях и классификациях; ­ выполнение заданий на соотнесение  профессий к тому или ному  профессиональному типу. ­ расширение знаний о положительных  и отрицательных сторонах профессий  разного типа; ­ знакомство с понятием  профессиограмма; ­ выполнение задания на составление  профессиограмм для профессий. ­ знакомство с видами учреждений  профессионального образования,  понятием государственный  8 Государственные  образовательные стандарты. 13. Анализ профессий.  Современный рынок труда и  его требования к  профессионалу. 14. Формы и сроки обучения,  присеваемые квалификации.  Правила поступления в  учебные заведения. 15. Система профессиональных  учебных заведений  16. Особенности и тенденции  развития рынка труда   Проблема трудоустройства  выпускников учреждений  профессионального  образования. 17. Принятие решения в выборе  профессии. образовательный стандарт; ­ выполнение задания на анализ и  соотнесение профессий и  специальностей к видам учреждений  профессионального образования. ­ изучение данных современного рынка  труда, его требований к  профессионалу; ­ участие в игре «моё предприятие». ­ знакомство с понятиями формы и  сроки обучения, квалификации,  правила поступления в учебные  заведения; ­ составление возможных  образовательных маршрутов после 9­го класса; ­ расширение знаний об источниках  информации, необходимых при выборе  учебного заведения. ­ знакомство с информацией о  профессиональных учебных заведениях города  ­ выполнение задания, направленного  на изучение ведущих предприятий  города,  востребованных  специальностей и профессий; ­ анализ статистики трудоустройства  выпускников, окончивших  профессиональные учебные  учреждения, причин их успеха и неудач в поиске работы. ­ анализ и принятие решения в  профессиональном самоопределении; ­ составление плана профессиональной  карьеры. Содержание курса «Профориентационный модуль» (9 классы) Тема 1. Понятие «профориентация»  Понятие   «профориентация».  Три   составляющие   правильного   выбора профессии.   Край,   в   котором   ты   живешь:   особенности   социокультурного   и экономического развития города.  9 Тема 2. Понятие личности. Эмоции.  Интеллектуальный,  эмоциональный   и  мотивационный  (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Тема 3. Природная основа личности. Темперамент. Темперамент,   его   основные   свойства   и   типы.   Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности. Тема   4.  Побудительные   силы   человека   —   мотивы,   интересы, склонности. Понятия   мотива,  интереса,   склонности.  Основные   теории   мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности. Тема 5. Ценностные ориентации. Понятие   ценностей   и   ценностных   ориентаций   и   их   связь   с   выбором профессии. Собственные ценностные ориентации. Тема 6. Способности и профессия. Понятия   общих   и   специальных   способностей,   их   влияние   на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности. Тема 7. Профессионально важные качества. Профпригодность, профессионально важные качества. Тема 8. Этапы профессионального самоопределения. Этапы,   стадии   и   закономерности   построения   профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования. Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия   «развитие   «возрастной   период», «профессиональная   карьера», профессионала». Тема 9. Карта самопознания. Навыки   самопознания,   самоанализа   и   рефлексии.   Навыки самопрезентации и составления резюме. Тема   10.   Понятие   «профессия».   Классификация   профессий   по предмету труда. Представление   существующих   профессий   и   их   спецификаций.   Принципы   Классификация   профессий. Особенности   профессий. классификации профессий. Профессиональный выбор. Тема 11. Профессиограмма. Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа. Тема   12.  Учреждения   профессионального   образования. Государственные образовательные стандарты. Виды   учреждений   профессионального   образования.   Государственные образовательные стандарты. требования к профессионалу. Тема   13.  Анализ   профессий.   Современный   рынок   труда   и   его 10 Тема   14.  Формы   и   сроки   обучения.   Присваиваемые   квалификации. Правила   поступления.   Информация,   необходимая   при   выборе   учебного заведения. Формы   обучения,   сроки   освоения   программ   профессиональной подготовки   с   присваиваемой   квалификацией.   Правила   приема   в   учебные заведения. Сбор   и   анализ   информации,   которая   поможет   сделать   правильный выбор образовательного маршрута. Тема 15. Система профессиональных учебных заведений города. Обзор   учебных   заведений   высшего,   среднего   и   начального профессионального   образования.     Филиалы   и   негосударственные   учебные заведения. Тема 16.  Особенности  и  тенденции  развития  рынка   труда. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Тема 17. Принятие решения при выборе профессии. Стратегия   принятия   решений.   Способы   аналитического   решения   в ситуации профессионального самоопределения.   11

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9

Учебный курс: «Профориентационный модуль» Класс: 8-9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017