Документ содержит рабочую программу учебного курса для учащихся 8-9 классов "Профориентационный модуль"
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
учебный курс.docx
Учебный курс: «Профориентационный модуль»
Класс: 89
Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение личности сложный и длительный
процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как
правило,
определяется степенью согласованности психологических
возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной
деятельности, а также сформированностью у личности способности
адаптироваться к изменяющимся социально экономическим условиям в связи
с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем
школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в
правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной
организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ
«Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной
деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о
профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель курса:
актуализация процесса профессионального
самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности,
включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ
самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, создание
своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к
реализации себя в будущей профессии;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в
систему специально организованных профессиональных проб.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа
личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с
требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии,
намечают планы реализации профессиональных намерений.
Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности,
таких как, деловые игры, беседы, встречи, тренинги, экскурсии, мастер
классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах.
Результаты освоения учебного курса
Личностные:
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором
профессии; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в
соответствии с избираемой деятельностью;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести
соответствующий практический опыт;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
анализировать информацию о профессиях (по общим признакам
профессиональной деятельности);
пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования.
Метапредметные:
работать с различными источниками информации;
использовать навыки учебноисследовательской деятельности в своей
работе;
участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и
психологических сторон профессий;
развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;
применять коммуникативные и презентационные навыки.
Предметные:
расширить знания
мотивах и ценностях
профессионального труда, а также психофизиологических и психологических
ресурсах личности в связи с выбором профессии;
об интересах,
расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях
личности, эмоциональноволевой сферы, интеллектуальных способностей;
знать требования современного общества к профессиональной
деятельности человека;
расширить знания о понятии рынок профессионального труда,
профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.
Планируемые результаты изучения учебного курса
сформировать у учащихся адекватные представления о себе и
своем профессиональном соответствии;
сформировать знания учащихся о специфике современного рынка
труда и его развитии;
обучить подростков основным принципам построения
профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в
реальных социальных условиях;
помочь учащимся принять осознанное решение о
профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
повысить мотивацию молодежи к труду.
2 Тематическое планирование курса (8 класс)
Тема
Основные виды деятельности
№
п/п
1.
Понятие о
профессии.
Характеристики
профессии.
2. Многообразие
мира профессий
3.
Рынок труда
4. Профессиональны
е пробы
5. Представление о
себе и проблемах
выбора профессии
6.
Социальные
проблемы труда
7. Профессиональны
е склонности и
интересы
8. Профессиональны
е пробы
расширение знаний о трудовой деятельности человека и
профессии;
знакомство с технологическими, экономическими,
педагогическими, медицинскими и психологическими
характеристиками профессии.
анализ значения важности труда в жизни человека и
общества;
расширение знаний о многообразии мира профессий;
осознание учащимися профессионально важных качеств.
расширение знаний о том, как устроен и как работает
рынок труда;
знакомство с миром рынка востребованных профессий.
участие в деловой игре «Мир профессий».
расширение знаний о мотивах выбора профессии, спросе
и моде на профессии, образе «Я» как система
представлений о себе;
изучение уровня самооценки и уровня притязаний;
участие в игре «Чемодан хороших качеств».
расширение знаний об общественном разделение труда,
его формах, содержании, характере трудовых функций,
профессионализации, специализации и квалификации.
знакомство с понятиями индивидуальные интересы и
профессиональные намерения;
изучение склонностей и профессиональных интересов
учащихся.
знакомство с дошкольными группами МБОУ «СОШ №
5»;
расширение знаний о профессии «воспитатель
дошкольной организации», методах и техниках работы;
участие в мастерклассах.
9. Анализ профессий знакомство с понятием формула профессии,
профессиограмма;
участие в деловой игре «Угадай профессию».
10. Здоровье и выбор встреча с представителями здравоохранения;
3 профессии
11. Характеристика
списка особо
опасных
профессий.
12. Профессиональны
е пробы
13. Характеристика
списка
дефицитных
профессий.
14. Характеристика
списка новых
профессий.
15. Профессиональны
е пробы
16. Мои жизненные
ориентиры и
планы будущего.
расширения знаний об учёте состояния здоровья при
выборе профессии, «неблагоприятные производственные
факторы», рекомендованные типы профессий по
медицинским противопоказаниям.
знакомство с понятием и видами особо опасных
профессий;
анализ необходимости и готовности людей к работе
связанной с риском.
встреча с представителями образовательного
учреждения.
знакомство с учебными кабинетами и обучаемыми
специальностям.
знакомство с понятием и видами дефицитных профессий;
анализ важности и причин отсутствия желания людей
работать в этих сферах жизнедеятельности.
знакомство с понятием и видами новых профессий;
анализ востребованности новых профессий в
повседневной жизнедеятельности человека.
встреча с представителями образовательного
учреждения;
знакомство с учебными кабинетами и обучаемыми
специальностям.
познание собственных жизненных ориентиров, влияющих
на выбор профессии;
развитие навыков по планированию своего
профессионального пути.
Содержание курса «Профориентационный модуль» (8 классы)
Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии.
«Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические,
педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии.
Профессии вымирающие.
профессий.
Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с
разными профессиями?
Психологическая карта
Тема 2. Многообразие мира профессий 1 ч.
Разнообразие списка профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как
способ самореализации и самоутверждения личности.
4 Тема 3. Рынок труда 1ч.
Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы»,
«покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда.
Профессионализм как товар цена труда. Стабильность спроса на профессии.
Тема 4. Профессиональные пробы 1ч.
Знакомство с организацией, рабочими залами и специалистами. Деловая
игра по профориентации «Мир профессий».
Тема 5. Представление о себе и проблема выбора профессии 1ч.
Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии.
Как определить свое место на «психологической карте профессий?»
Профессионально важные качества, склонности и профессиональные
способности.
Тема 6. Социальные проблемы труда 1ч.
Общественное разделение труда.
Территориальное
разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные
перемещения.
Содержание и характер трудовых функций.
Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто
нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и
физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к
труду. Предметы, средства и условия труда.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды
мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения.
Дифференциальнодиагностический опросник А. Климова «Я предпочту»
(исследование склонностей и профессиональных интересов).
Тема 7. Профессиональные склонности и интересы – 1ч.
Тема 8. Профессиональные пробы 1ч.
Знакомство с учреждением, профессией «воспитатель
дошкольной организации», методами и техниками работы.
Тема 9. Анализ профессий – 2ч.
Условия труда. Способы классификации профессий.
Профессии типа «человекчеловек», «человектехника», «человекприрода»,
«человекзнаковая система», «человекхудожественный образ». Характеристика
профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Игра «Угадай
профессию.
Тема 10. Здоровье и выбор профессии – 1ч.
Учёт состояния при выборе профессии.
Понятие
«неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по
медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с
требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в
зависимости от условий режима работы.
Тема 11. Характеристика списка особо опасных профессий 1ч.
5 Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и
готовность людей к работе связанной с риском.
Тема 12. Профессиональные пробы 1ч.
Тема 13. Характеристика списка дефицитных профессий
1ч.
Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины
отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
Тема 14. Характеристика списка новых профессий 1ч.
Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в
повседневной жизнедеятельности человека.
Тема 15. Профессиональные пробы 1ч.
Тема 16. Мои жизненные ориентиры и планы будущего 1ч.
Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное
отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия».
Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.
6 Тематическое планирование курса (9 класс)
№
п/п
1. Понятие профориентация.
Тема
Три составляющие
правильного выбора
профессии.
2. Понятие личности. Эмоции.
3. Природная основа личности.
Темперамент.
4. Побудительные силы
человека – мотивы, интересы,
склонности.
5. Ценностные ориентации и
профессии.
Основные виды деятельности
знакомство с понятием
профориентация;
изучение позиций, отражающих
мнение на различные ситуации.
знакомство с понятиями личность,
эмоции;
анализ ситуаций, с которыми
сталкивается человек в повседневной
жизни.
расширение знаний о чувствах
человека, испытывающих в различных
жизненных ситуациях.
знакомство с понятиями личность,
темперамент;
определение уровня экстраверсии
интроверсии;
экспресдиагностика темпераментной
структуры личности.
знакомство с понятиями мотивы,
интересы и склонности;
определение жизненно важных
мотивов;
оценка личной включенности в
изучении школьных предметов.
знакомство с понятием ценностные
ориентации;
7 6. Способности и профессия.
7. Профессиональные важные
качества.
8. Этапы профессионального
самоопределения.
9. Карта самопознания.
10. Понятие профессия.
Классификация профессий по
предмету труда.
11. Профессиограмма.
12. Учреждения
профессионального
образования.
определение ведущих ценностных
ориентаций и их связь с выбором
профессии.
расширение знаний о общих и
специальных способностях;
изучение ровня развития общих
способностей;
определение влияния способностей на
продуктивную деятельность.
знакомство с понятиями
профпригодность, профессионально
важные качества человека;
выполнение задания секрет успеха.
знакомство с этапами, стадиями и
закономерностями построения
профессиональной карьеры;
создание модели профессионального
развития.
оценивание личных достижений в
различных сферах деятельности,
нахождение их взаимосвязи с
построением профессиональной
карьеры;
изучение профессиональных
намерений и жизненных планов;
самооценка развития волевых
качеств.
расширение знаний о профессиях, их
особенностях и классификациях;
выполнение заданий на соотнесение
профессий к тому или ному
профессиональному типу.
расширение знаний о положительных
и отрицательных сторонах профессий
разного типа;
знакомство с понятием
профессиограмма;
выполнение задания на составление
профессиограмм для профессий.
знакомство с видами учреждений
профессионального образования,
понятием государственный
8 Государственные
образовательные стандарты.
13. Анализ профессий.
Современный рынок труда и
его требования к
профессионалу.
14. Формы и сроки обучения,
присеваемые квалификации.
Правила поступления в
учебные заведения.
15. Система профессиональных
учебных заведений
16. Особенности и тенденции
развития рынка труда
Проблема трудоустройства
выпускников учреждений
профессионального
образования.
17. Принятие решения в выборе
профессии.
образовательный стандарт;
выполнение задания на анализ и
соотнесение профессий и
специальностей к видам учреждений
профессионального образования.
изучение данных современного рынка
труда, его требований к
профессионалу;
участие в игре «моё предприятие».
знакомство с понятиями формы и
сроки обучения, квалификации,
правила поступления в учебные
заведения;
составление возможных
образовательных маршрутов после 9го
класса;
расширение знаний об источниках
информации, необходимых при выборе
учебного заведения.
знакомство с информацией о
профессиональных учебных заведениях
города
выполнение задания, направленного
на изучение ведущих предприятий
города, востребованных
специальностей и профессий;
анализ статистики трудоустройства
выпускников, окончивших
профессиональные учебные
учреждения, причин их успеха и неудач
в поиске работы.
анализ и принятие решения в
профессиональном самоопределении;
составление плана профессиональной
карьеры.
Содержание курса «Профориентационный модуль» (9 классы)
Тема 1. Понятие «профориентация»
Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора
профессии. Край, в котором ты живешь: особенности социокультурного и
экономического развития города.
9 Тема 2. Понятие личности. Эмоции.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий)
компоненты целостности личности. Понятие «эмоции».
Тема 3. Природная основа личности. Темперамент.
Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические
характеристики темперамента и его проявление в деятельности.
Тема 4. Побудительные силы человека — мотивы, интересы,
склонности.
Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации.
Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность
деятельности.
Тема 5. Ценностные ориентации.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором
профессии. Собственные ценностные ориентации.
Тема 6. Способности и профессия.
Понятия общих и специальных способностей, их влияние на
продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Тема 7. Профессионально важные качества.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 8. Этапы профессионального самоопределения.
Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной
карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.
Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия
«развитие
«возрастной период»,
«профессиональная карьера»,
профессионала».
Тема 9. Карта самопознания.
Навыки самопознания,
самоанализа и рефлексии.
Навыки
самопрезентации и составления резюме.
Тема 10. Понятие «профессия». Классификация профессий по
предмету труда.
Представление существующих профессий и их спецификаций.
Принципы
Классификация профессий.
Особенности профессий.
классификации профессий. Профессиональный выбор.
Тема 11. Профессиограмма.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и
отрицательные стороны профессий разного типа.
Тема
12.
Учреждения профессионального образования.
Государственные образовательные стандарты.
Виды учреждений профессионального образования. Государственные
образовательные стандарты.
требования к профессионалу.
Тема 13. Анализ профессий. Современный рынок труда и его
10 Тема 14. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации.
Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного
заведения.
Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной
подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные
заведения.
Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный
выбор образовательного маршрута.
Тема 15. Система профессиональных учебных заведений города.
Обзор учебных заведений высшего,
среднего и начального
профессионального образования. Филиалы и негосударственные учебные
заведения.
Тема 16. Особенности и тенденции развития рынка труда. Проблема
трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Тема 17. Принятие решения при выборе профессии.
Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в
ситуации профессионального самоопределения.
11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.