УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оценка 5
Особые потребности
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.06.2019
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является становление личности обучающихся, оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Данный материал составлен из опыта работы по организации школьного ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху на протяжении 5 лет.
статья Попова Г.Б..doc
Попова Галина Борисовна
(Email [email protected])
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 44»
г. Череповец
(МБОУ ЦО № 44)
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯС ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. Из опыта работы по организации школьного ученического самоуправления в
общеобразовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
по слуху.
Ключевые слова. Ученическое самоуправление
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья является становление личности обучающихся, оптимальное развитие потенциальных
возможностей, их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве
полноправных членов общества. Одной из проблем у обучающихся с нарушениями слуха и
зрения является ограничение возможностей для социализации их в обществе, что проявляется
в эмоциональноволевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в
себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности.
Одним из путей формирования качеств социально зрелой личности является организация
работы ученического самоуправления в классных коллективах и ученическом совете.
Главная задача ученического совета – координировать процессы, происходящие в школьном
коллективе. Ученический совет: участвует в планировании и организации внеклассной и
внешкольной работы, координирует деятельность классных органов ученического
самоуправления, освещает события школьной жизни.
Направления деятельности ученического совета: учебное, культмассовое, спортивно
оздоровительное, труд и порядок, прессцентр, каждое из которых несет ответственность за
деятельность коллектива по определенному направлению. Выборы ученического совета
проходят на общешкольном собрании обучающихся. Лидер ученического самоуправления
выбирается в ходе единого дня голосования.
Наряду с постоянно действующими органами самоуправления периодически избираются
временные советы дел, которые представляют собой творческие группы, решающие вопросы
подготовки мероприятий, организации рейдов и т.д. Все органы самоуправления являются
выборными. В полномочия собрания входит рассмотрение всех вопросов, касающихся
жизнедеятельности коллектива. Такое коллегиальное решение проблем формирует у
обучающихся умение слушать друг друга, находить общее решение проблемы.
В учреждении на протяжении многих лет ведется работа по расширению форм организации
жизнедеятельности коллектива обучающихся,
обеспечивающих развитие их
самостоятельности, по формированию активной жизненной позиции и творческого отношения
к жизни посредством вовлечения в социальнозначимую деятельность в рамках ученического
самоуправления через организацию работы специалистов учреждения, в задачи которых
входят проведение индивидуальных и групповых консультаций, организация занятий по вопросам самоуправления, проведение тренингов, деловых игр и др.
В школе создаются условия для развития ученического самоуправления, поддержки и
сопровождения самостоятельной продуктивной работы ученического коллектива. Обучение
актива ведется по направлению, которое включают в себя курс внеурочной деятельности
(«Школа проектов») направленный на создание условий для формирования активной
жизненной позиции учащихся и способствующие формированию внутренней потребности
личности в непрерывном совершенствовании, реализации и развитию творческих
возможностей и лидерских качеств.
Члены Совета учащихся принимают активное участие в работе Школьной совета
профилактики.
Силами участников Прессцентра выпускается газета «Школьная жизнь». Работает
информационный стенд ШУС
Традиционно Совет учащихся принимает активное участие в подготовке и проведении
значимых общешкольных мероприятий:
Конкурс плакатов и открыток «С днем учителя», флешмоб посвященный Дню учителя.
Открытки и плакаты использовались для оформления школы.
«Встреча выпускников» посвященная юбилею школы. Был организован праздничный
концерт, экскурсия по школе и дискотека.
«Новогодняя сказка» для учащихся школы. Цель проведения мероприятия — поздравление
учащихся школы с Новым годом от имени сказочных персонажей. Был написан сценарий
мероприятия, проведена масштабная подготовительная работа.
Костюмированная новогодняя дискотека. Активисты ШУС провели рекламную кампанию,
подобрали музыку, подготовили и провели конкурсы.
Зимние Олимпийские игры. Командные состязания для младших классов.
Акция помощи приюту «Пес и кот». Откликнувшись на призывы приюта о помощи в
социальных сетях, активисты объявили в школе благотворительную акцию по сбору корма
для животных.
«Урок выпускника». Это мероприятие традиционно проводится Советом учащихся на
протяжении учебного года. По инициативе Совета учащихся к проведению уроков в этот день
привлекаются выпускники школы.
Конкурс «Женщины против мужчин». Он объединил в себе три праздника: 14 февраля, 23
февраля и 8 марта.
Осенняя и весенняя недели добра. Всероссийская добровольческая акция, включающая в
себя ряд общественно полезных дел:
•акция «Раздельный сбор вторсырья» — сбор изделий из пластика и картона.
•акция «Подари бумаге вторую жизнь»;
•«Дари добро» (сбор вещей и канцтоваров для благотворительной организации «Дорога к
дому»;
•акция «Дети — детям» и «Мое малое доброе дело»,
Акция «Подарок солдату».
На протяжении нескольких лет наша школа активно
поддерживает эту акцию. Подарки, собранные в рамках проведения областной акции
«Подарок солдату» переданы военнослужащим, проходящим срочную службу в гарнизоне
филиала Военной академии города Череповца.. Особое место в этой структуре принадлежит педагогу, курирующему ученическое
самоуправление. Учитывая особенности развития обучающихся: обучающиеся центра
представляют весьма разнородную группу по состоянию слуха и зрения, нельзя ожидать от
них полной самостоятельности в решении возникающих вопросов. Поэтому на любой стадии
развития самоуправления детский коллектив в той или иной мере нуждается в направляющей
помощи взрослого.
Анализ деятельности выявил, что включенность обучающихся в деятельность ученического
самоуправления и управление ею ведет к сплочению детского коллектива и регулирует
межличностные и межгрупповые отношения в детском коллективе. Наиболее эффективными
мероприятиями, направленными на формирование и развитие сотруднических отношений,
явились те, которые давали возможность общаться в неформальной обстановке (акции,
субботники, игры, встречи, экскурсии, беседы, совместные мероприятия для детей с
нарушениями слуха и зрения), с привлечением родителей. Активность воспитанников при
проведении общешкольных мероприятий составила (75%), у большинства воспитанников
высокий и средний уровень удовлетворенности (86% воспитанников) школьными
мероприятиями; увеличилось количество обучающихся, желающих принимать участие в делах
школы.
Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех
задач, которые определяет коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми
разнообразными, но их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов
управления, нужно увлечь обучающихся общественно значимым делом, а затем создать
соответствующий орган самоуправления для его организации. Должна быть создана
педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья; которую возможно обеспечить только при тесном
сотрудничестве с родителями,
в сплоченном взаимодействии всех участников
образовательного процесса.
:// www
. ayl
. ru /– интернетадрес МОО «Ассоциация юных лидеров».
Список литературы
1.http
2.Департамент внутренней политики Правительства Вологодской области Областной
центр молодежных и гражданских инициатив «Содружество» Методические
рекомендации по созданию и развитию школьного ученического самоуправления в
общеобразовательных организациях Вологодской области. / под общ. ред. Е. Г. Филатовой. —
Вологда: Содружество, 2017 – 102с.
3.Кабуш В.Т. Самоуправление учащихся: учебное пособие / В.Т. Кабуш. 4е изд. Мн.: АПО,
2005. – 187с.
4.Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления //
Методист № 4/2006 г.
5.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб. метод. пособие /
М.И. Рожков. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 160 с.
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.