Конспект урока по литературному чтению
на тему:
И.А. Крылов басня «Лебедь, Рак и Щука»
2 класс
УМК «Школа России»
Технологическая карта урока
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладывается в начальных классах, то есть, обучению различным видам речевой деятельности. Поэтому литературное чтение- один из основных предметов в обучении младших школьников.
Цель уроков литературного чтения – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Научить учащихся наблюдать, думать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.
Конспект урока составлен по УМК «Школа России» для 2 класса.
Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям.
Тип урока:
открытие нового знания
Цель урока:
- формирование новых знаний и ценностного отношения к жанру литературы «басня»
Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении
- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления
- расширить читательский читательский кругозор
- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи
Планируемые достижения:
- учить отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни;
-
учить анализировать факты; делать выводы и обобщения;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
- формулировать собственное мнение, выделять существенную информацию,
- строить суждения и умозаключения;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать способность сознательно регулировать своё поведение
Формирование УУД:
Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем , одноклассниками.
Коммуникативные: Принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений от нравственных нормах общения.
Оборудование урока:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;
- карточки с разно уровневыми заданиями ;
Организация работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи.
4. «Открытие» нового знания.
5. Физ. минутка.
6. Первичное закрепление.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
8. Итог (рефлексия учебной деятельности).
9. Домашнее задание.
Список использованных источников:
1. Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Москва, Просвещение, 2013 г.
- Ушакова О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» словарик для школьника, Санкт-Петербург, 2008 г.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.
1.Организационный момент (3 мин)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
- Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись снова
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы садитесь.
- Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Чтобы урок у нас прошёл плодотворно и интересно я предлагаю вам сотрудничество. Как мы будем это делать, давайте договоримся. Если вы хотите высказаться один , то поднимаете руку. Если работаете в паре, то соединяем руку с соседом по парте и поднимаем вверх. Если вы соглашаетесь с высказыванием, то показываете +, а если у вас другая точка зрения, то показываем -.
Учащиеся приветствуют друг друга и учителя, повторяя движения за учителем.
Учащиеся показывают как они будут показывать работу в паре, высказывать своё мнение.
Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)
2. Речевая разминка.
(3 мин)
- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
- Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.
Дети читают стихотворение с разной интонацией
3. Актуализация знаний (5 мин)
Цель:
- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
- Давайте сейчас вспомним сказку над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Назовите героев этой сказки.
- Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (невод) (Золотая рыбка, старик, старуха.)
На доске сова-ответы на вопросы.
- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.
· Третья буква в слове «рыбка» Б
· Третья буква в слове «старик» А
· Первая буква в слове «старуха» С
· Первая буква в слове «невод» Н
· Седьмая буква в слове «золотая» Я
- Какое слово получилось? (басня)
- Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)
- Что такое басня?
Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Фронтальная беседа
Дети составляют слово.
Учащиеся формулируют тему урока.
Высказывания детей.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
4. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель:
- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
- уточнение и согласование темы урока;
- определение средства (алгоритм);
- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя. В должны постараться научиться выразительно читать его произведения.
- А сейчас поработайте в парах.
- Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.
· Зачеркните все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р
· Зачеркните все глухие согласные.
П Р Ф С Ч
· Зачеркните все гласные, указывающие мягкость согласных.
Ё Ю Я Е И
· Зачеркните все согласные, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки. Л Ч Щ Й
· Зачеркните все гласные, которые могут обозначать два звука.
Ё Е Ю О Я
· Зачеркните согласные, которые всегда при произношении обозначают твердые согласные.
Ш В Ж Ц
- Какое слово получилось? (Крылов)
- Оцените свою работу в паре.
- А теперь отгадайте как его зовут?
ИВАНАНДРЕЕВИЧ
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
_ Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.
Работа в парах.
Ученики ставят отметку на карточке, подписывают и сдают учителю.
Фронтальная беседа
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
5. «Открытие» нового знания
(10 мин)
Цель:
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация преодоления затруднения;
- уточнение общего характера нового знания;
- Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут вводе.)
- Сегодня мы будем знакомиться с басней, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.
АКУЩА и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука)
- Эта басня была написана в 1814 году. 202 года назад.
- А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни.
- Что заставило вас улыбнуться? Каким был ваш смех? Что узнали из басни? Что делают герои? Получается или нет?
Как написана эта басня прозой или стихотворением? (Глупые: тянули в разные стороны. Пытаются сдвинуть телегу. Нет.)
- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо. Обсудите в парах.
Слова из басни.
Дело на лад – налаживается.
Воз- деревянная повозка для лошадей.
Поклажа- багаж.
Впряглись- вместо лошадей.
Из кожи вон- очень стараются.
И ныне там- на том же месте.
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к басням?
(Иллюстрации помогают лучше представить события, которые описывает автор.).
- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию басни и рассматривать иллюстрации.
Беседа по содержанию басни.
· Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.
(Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый); Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный); Щука тянет в воду (упрямая).
Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)
- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)
- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)
- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)
- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.)
- Как вы думаете для чего и зачем
И. Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки.)
- Приведите примеры пословиц о дружбе?
- Я вам предлагаю объяснить смысл одной из пословиц. Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось.
- В чем смысл этой пословицы?
- А сейчас вы должны постараться прочитать басню выразительно, без ошибок.
Дети читают строку.
Ответы детей.
Работа в парах. Обсудить с соседом смысл непонятных слов.
Работа со словариком учебника.
Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к басне.
Работа в парах.
Работа в парах.
Ответы детей. (Вместе, согласовано работать не тяжело, порознь- трудно.)
Выразительное чтение басни детьми. Учащиеся отмечают лучшее чтение.
Регулятивные УУД:
Целеполагание.
Планирование. Прогнозирование.
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
6. Физ. минутка.
(2 мин)
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два.
Три- руками три хлопка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- на место тихо сесть.
7. Первичное закрепление
(5 мин)
Цель:
- организовать закрепление знаний , показать связь с жизнью;
1. С каким новым жанром литературы познакомились?
2. Что такое басня?
3.Какие выражения встречаются в басне?
4. Чему учит басня? Прочтите строки.
5. Так зачем И. Крылов написал эту басню?
6. Что такое мораль басни?
7. Какими на показывает Крылов своих героев?
Ответы детей.
Регулятивные УУД:
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
(8 мин)
Цель:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
Игра « Угадай басню»
Задание: рассмотрите
рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?
1. Что в басне вам особенно понравилось?
2. Какое чувство у вас вызывают герои?
Каждая команда получает карточку
Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
9. Итог
(рефлексия учебной деятельности)
(6 мин)
Цель:
- фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
10. Домашнее задание
- Для чего и зачем нужно изучать басни?
- Так какие же пороки любил «пощипать» И.А. Крылов?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли мы этой цели?
- Интересно ли было на уроке?
-Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?
- Нарисуйте смайлик на листочке, он у вас у каждого на парте, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Домашнее задание:
1.Подготовить выразительное чтение басни с. 103.
2. нарисовать иллюстрацию к басне.
3. Подобрать две пословицы, соответствующие морали басне.
- За работу на уроке оценки получают:
(дети которые активно работали на уроке)
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
Организация фиксирования нового знания
Ответы детей.
Запись домашнего задания
Выставление оценок
РегулятивныеУУД:
Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.