Учитель начальных классов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок прошел организовано использовалась физминутка
Иконка файла материала Конспект литература.docx

Конспект урока по литературному чтению

на тему:

И.А. Крылов басня «Лебедь, Рак и Щука»
класс

УМК «Школа России»

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладывается в начальных классах, то есть, обучению различным видам речевой деятельности. Поэтому литературное чтение- один из основных предметов в обучении младших школьников.

Цель уроков литературного чтения – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Научить учащихся наблюдать, думать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.

Конспект урока составлен по УМК «Школа России» для 2 класса.

Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям.

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

- формирование новых знаний и ценностного отношения к жанру литературы «басня»

Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления

- расширить читательский читательский кругозор

- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи

Планируемые достижения:

 

- учить отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни;

- учить анализировать факты; делать выводы и обобщения;
- принимать и сохранять учебную задачу;

- формулировать собственное мнение, выделять существенную информацию,

- строить суждения и умозаключения;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать способность сознательно регулировать своё поведение

Формирование УУД:

 

Познавательные: Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем , одноклассниками.

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений от нравственных нормах общения.

Оборудование урока:

- интерактивная доска;

- компьютер;

- книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;

- карточки с разно уровневыми заданиями ;

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. «Открытие» нового знания.

5. Физ. минутка.

6. Первичное закрепление.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

8. Итог (рефлексия учебной деятельности).

9. Домашнее задание.

Список использованных источников:

1. Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Москва, Просвещение, 2013 г.

Ушакова О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» словарик для школьника, Санкт-Петербург, 2008 г.

Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организационный момент (3 мин)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

 

Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы садитесь.

 

Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Чтобы урок у нас прошёл плодотворно и интересно я предлагаю вам сотрудничество. Как мы будем это делать, давайте договоримся. Если вы хотите высказаться один , то поднимаете руку. Если работаете в паре, то соединяем руку с соседом по парте и поднимаем вверх. Если вы соглашаетесь с высказыванием, то показываете +, а если у вас другая точка зрения, то показываем -.

Учащиеся приветствуют друг друга и учителя, повторяя движения за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся показывают как они будут показывать работу в паре, высказывать своё мнение.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Речевая разминка.

(3 мин)

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

- Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.

Дети читают стихотворение с разной интонацией

 

3. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:

актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

 

 

- Давайте сейчас вспомним сказку над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Назовите героев этой сказки.

- Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (невод) (Золотая рыбка, старик, старуха.)

На доске сова-ответы на вопросы.

- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

·         Третья буква в слове «рыбка» Б

·         Третья буква в слове «старик» А

·         Первая буква в слове «старуха» С

·         Первая буква в слове «невод» Н

·         Седьмая буква в слове «золотая» Я

- Какое слово получилось? (басня)

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)

- Что такое басня?

Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

 

 

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети составляют слово.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют тему урока.

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:

постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

уточнение и согласование темы урока;

определение средства (алгоритм);

формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

 

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя. В должны постараться научиться выразительно читать его произведения.

- А сейчас поработайте в парах.

- Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

·         Зачеркните все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

·         Зачеркните все глухие согласные.

П Р Ф С Ч

·         Зачеркните все гласные, указывающие мягкость согласных.

Ё Ю Я Е И

·         Зачеркните все согласные, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки. Л Ч Щ Й

·         Зачеркните все гласные, которые могут обозначать два звука.

Ё Е Ю О Я

·         Зачеркните согласные, которые всегда при произношении обозначают твердые согласные.

Ш В Ж Ц

- Какое слово получилось? (Крылов)

- Оцените свою работу в паре.

- А теперь отгадайте как его зовут?

ИВАНАНДРЕЕВИЧ

 

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

_ Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики ставят отметку на карточке, подписывают и сдают учителю.

 

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 

5. «Открытие» нового знания

(10 мин)

 

Цель:

реализация построенного проекта в соответствии с планом;

фиксация нового способа действия в речи;

фиксация преодоления затруднения;

уточнение общего характера нового знания;

 

- Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут вводе.)

- Сегодня мы будем знакомиться с басней, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩА и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука)

- Эта басня была написана в 1814 году. 202 года назад.

- А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни.

- Что заставило вас улыбнуться? Каким был ваш смех? Что узнали из басни? Что делают герои? Получается или нет?

Как написана эта басня прозой или стихотворением? (Глупые: тянули в разные стороны. Пытаются сдвинуть телегу. Нет.)

- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо. Обсудите в парах.

 

Слова из басни.

 

Дело на лад – налаживается.

Воз- деревянная повозка для лошадей.

Поклажа- багаж.

Впряглись- вместо лошадей.

Из кожи вон- очень стараются.

И ныне там- на том же месте.

 

Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к басням?

(Иллюстрации помогают лучше представить события, которые описывает автор.).

Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию басни и рассматривать иллюстрации.

 

Беседа по содержанию басни.

·         Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.

(Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый); Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный); Щука тянет в воду (упрямая).

Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)

- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)

- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)

- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.)

- Как вы думаете для чего и зачем

И. Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки.)

- Приведите примеры пословиц о дружбе?

- Я вам предлагаю объяснить смысл одной из пословиц. Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось.

- В чем смысл этой пословицы?

 

 

 

 

- А сейчас вы должны постараться прочитать басню выразительно, без ошибок.

 

 

 

 

 

Дети читают строку.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. Обсудить с соседом смысл непонятных слов.

Работа со словариком учебника.

 

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к басне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. (Вместе, согласовано работать не тяжело, порознь- трудно.)

Выразительное чтение басни детьми. Учащиеся отмечают лучшее чтение.

 

 

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Физ. минутка.

(2 мин)

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два.

Три- руками три хлопка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- на место тихо сесть.

 

 

 

 

7. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

организовать закрепление знаний , показать связь с жизнью;

1. С каким новым жанром литературы познакомились?

2. Что такое басня?

3.Какие выражения встречаются в басне?

4. Чему учит басня? Прочтите строки.

5. Так зачем И. Крылов написал эту басню?

6. Что такое мораль басни?

7. Какими на показывает Крылов своих героев?

 

 



 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(8 мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

 

Игра « Угадай басню»


Задание: рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?

1.      Что в басне вам особенно понравилось?

2.      Какое чувство у вас вызывают герои?

 

Каждая команда получает карточку

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

9. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

































10. Домашнее задание



 

- Для чего и зачем нужно изучать басни?

- Так какие же пороки любил «пощипать» И.А. Крылов?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли мы этой цели?

- Интересно ли было на уроке?

-Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?

- Нарисуйте смайлик на листочке, он у вас у каждого на парте, который отражает ваше отношение к материалу урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

1.Подготовить выразительное чтение басни с. 103.

2. нарисовать иллюстрацию к басне.

3. Подобрать две пословицы, соответствующие морали басне.

 

 

За работу на уроке оценки получают:

(дети которые активно работали на уроке)

Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

 

 

Организация фиксирования нового знания

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись домашнего задания

 

 

 

 

 

 

Выставление оценок

 

 

 

 

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)