Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка.
Оценка 5

Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка.

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
11.03.2020
Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка.
Виды ошибок и рекомендуемые упражнения
Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка.doc

Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка.

     Нейропсихологический аспект включает в себя функциональную готовность ребёнка к письму, т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

     Письмо – это сложная форма речевой деятельности, в которой принимают участие разные анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный.

     Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию.

     Кроме того, все отделы мозга, по А.Р.Лурия, условно разделены на 3 блока.

    Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется. Такие дети быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, мешать другим.

    Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблеме с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, замене, неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применении правил орфографии.

    При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет.

    Примеры ошибок письма :

  1. Пропуск букв в словах.

Причины разные, но суть одна: у ребёнка не сформирован или недоформирован образ слова, т.е. единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова.

 Причины:

§  впервые услышанное слово;

§  незнание значения;

§  не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;

§  богатое воображение (слыша слово, ребёнок сразу представляет называемый им предмет, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами).

Рекомендуемые упражнения:

ü  «Магазин»

ü  «Арабское письмо»

ü  «Древнерусское письмо»

ü  «Кузовок»

ü  «Виселица»

ü  «Волшебный диктант»

  1. Замена букв при письме.

   Причины:

§  несформированность зрительно – пространственных функций (б – д, и – у, т – п, ш – щ);

§  несформированность фонематического слуха (в – ф, б – п, д – т);

§  отсутствие устойчивого образа буквы (ц, ч, щ, ю, ё);

§  несформированность кинестетического анализа (а – я, у – ю, ё – ю, о – у).

Рекомендуемые упражнения:

ü  «Исполнитель»;

ü  «Зеркальные рисунки»;

ü  «Подбери слово»;

ü  Скороговорки.

  1. Незапоминание словарных слов.

Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать.

Способы, облегчающие запоминание слов:

ü    связь с мнемоническим представлением (Костя в костюме, Катя у калитки);

ü    обращение к этимологии;

ü    тематическая группировка;

ü    кроссворд;

ü    словарное лото;

ü    древнерусское письмо.

  1. Неумение пользоваться правилами.

Зная правила правописания слов, многие ученики не умеют применять их на письме.

Рекомендуемые упражнения:

ü    составление мини – сказок;

ü    игра в карты;

ü    «Зажги огонёк»;

ü    «Лотограм».

  1. Неумение описывать, рассказывать, рассуждать.

С поступлением в школу заканчивается стихийное овладение речью, начинается сознательное постижение законов и правил речи.

Упражнения для развития речи на уровне слова предполагают:

ü  обогащение словаря ученика;

ü  уточнение значений уже известных слов;

ü  активизацию словаря.

Упражнения для развития речи на уровне словосочетания и предложения предполагают:

ü  упражнения по образцу («Эхо», составление предложений по аналогии);

ü  конструктивные упражнения (собери предложение, собери пословицу);

ü  коммуникативно – творческие упражнения (опиши предмет, допиши текст, «Паровозик»).


ü 

Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка

Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка

Рекомендуемые упражнения: ü «Магазин» ü «Арабское письмо» ü «Древнерусское письмо» ü «Кузовок» ü «Виселица» ü «Волшебный диктант»

Рекомендуемые упражнения: ü «Магазин» ü «Арабское письмо» ü «Древнерусское письмо» ü «Кузовок» ü «Виселица» ü «Волшебный диктант»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020