Учёт нейропсихологических особенностей учащихся начальных классов при изучении русского языка.
Нейропсихологический аспект включает в себя функциональную готовность ребёнка к письму, т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
Письмо – это сложная форма речевой деятельности, в которой принимают участие разные анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный.
Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию.
Кроме того, все отделы мозга, по А.Р.Лурия, условно разделены на 3 блока.
Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется. Такие дети быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, мешать другим.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблеме с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, замене, неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применении правил орфографии.
При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет.
Примеры ошибок письма :
Причины разные, но суть одна: у ребёнка не сформирован или недоформирован образ слова, т.е. единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова.
Причины:
§ впервые услышанное слово;
§ незнание значения;
§ не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
§ богатое воображение (слыша слово, ребёнок сразу представляет называемый им предмет, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами).
Рекомендуемые упражнения:
ü «Магазин»
ü «Арабское письмо»
ü «Древнерусское письмо»
ü «Кузовок»
ü «Виселица»
ü «Волшебный диктант»
Причины:
§ несформированность зрительно – пространственных функций (б – д, и – у, т – п, ш – щ);
§ несформированность фонематического слуха (в – ф, б – п, д – т);
§ отсутствие устойчивого образа буквы (ц, ч, щ, ю, ё);
§ несформированность кинестетического анализа (а – я, у – ю, ё – ю, о – у).
Рекомендуемые упражнения:
ü «Исполнитель»;
ü «Зеркальные рисунки»;
ü «Подбери слово»;
ü Скороговорки.
Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать.
Способы, облегчающие запоминание слов:
ü связь с мнемоническим представлением (Костя в костюме, Катя у калитки);
ü обращение к этимологии;
ü тематическая группировка;
ü кроссворд;
ü словарное лото;
ü древнерусское письмо.
Зная правила правописания слов, многие ученики не умеют применять их на письме.
Рекомендуемые упражнения:
ü составление мини – сказок;
ü игра в карты;
ü «Зажги огонёк»;
ü «Лотограм».
С поступлением в школу заканчивается стихийное овладение речью, начинается сознательное постижение законов и правил речи.
Упражнения для развития речи на уровне слова предполагают:
ü обогащение словаря ученика;
ü уточнение значений уже известных слов;
ü активизацию словаря.
Упражнения для развития речи на уровне словосочетания и предложения предполагают:
ü упражнения по образцу («Эхо», составление предложений по аналогии);
ü конструктивные упражнения (собери предложение, собери пословицу);
ü коммуникативно – творческие упражнения (опиши предмет, допиши текст, «Паровозик»).
ü
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.