Урок планировался исходя из современных требований: четкость выраженной цели, индивидуальные особенности обучающихся, использование разнообразных способов совместной деятельности с целью активизации учебно-познавательной деятельности, эмоциональность урока, непрерывный учет знаний старшеклассников, дисциплина на уроке и в здании суда, определенная организация закономерности урока и создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий. Отбор содержания и форм обучения на данном уроке сделан в соответствии со здоровье сберегающими принципами организации учебно-воспитательного процесса. Основной целью урока было формирование коммуникативных компетенций по заданной теме. На протяжении всего урока коммуникативная направленность реализовалась в системе игровой импровизации. Следовательно, в центре учебной деятельности находилась ролевая игра. При этом были использованы такие методы обучения, как индивидуальная работа, фронтальная, работа в паре, в группе. Старалась удержать позитивную рабочую атмосферу. При возникновении затруднений учащимся оказывалась индивидуальная помощь учителем и работниками судебного аппарата. Для работы на уроке заранее был разработан сценарий и созданы условия для развития рефлексии.
Название предмета: Право. Основы правовой культуры.
Класс: 10-11
УМК «Право. Основы правовой культуры» (базовый и профильный уровень) для 10 и 11 классов,
автор Певцова Е. А.
Уровень обучения: профильный
Тема урока: «Уголовный процесс с участием присяжных заседателей»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
Тип урока: ролевая игра.
Форма урока: урок-суд
Цели:
выработать навыки толкования уголовно – процессуальных норм;
сформировать практические навыки, направленные на реализацию уголовно –
процессуальных норм, обоснование и принятие в пределах должностных
обязанностей решений.
знакомство учащихся с российским законодательством, с принципами справедливого
демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью
сторон, изменениями в УПК РФ, предоставляющими присяжным заседателям право
непосредственно формулировать и задавать вопросы допрашиваемым лицам в ходе
судебного следствия, как в письменном виде, так и устно.
добиться четкого понимания того, что уголовный процесс с участием присяжных
заседателей, в качестве судей факта - одна из форм судопроизводства.
Достижению этой цели служат дидактические, методические и
воспитательные задачи.
Дидактические задачи:
усвоение основных понятий и положений, категорий, институтов, правовых статусов
субъектов уголовно-процессуального права России, системы, структуры и
содержания уголовно-процессуального законодательства;
ознакомление со всеми этапами уголовного судопроизводства, усвоение их задач и
присяжных,
развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;
определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам;
получение знаний о практике применения уголовно - процессуального
законодательства.
воспитательные:
формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым
проблемам;
знания функций правосудия и судебной власти в правосубъектности граждан;
порядка;
получение знаний о регламентации уголовно - процессуальной деятельности и
каждого отдельного процессуального и следственного действия;
Задачи:
образовательные:
показать основные конституционные принципы правосудия, функции суда, сторон
гос.обвинения и гос.защиты, суда присяжных в уголовном процессе;
понимание сущности гражданского долга при осуществление правосудия судомвоспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности;
развитие навыков правовой культуры граждан.
развивающие:
сформировать у учащихся навыки полемики; умения выражать и отстаивать свою
точку зрения, импровизировать.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты
формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще-
человеческие гуманистические и демократические ценности;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
Метапредметные результаты
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
•
сформированность представлений о понятии, механизме и формах судебного
процесса;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства,
правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных
юридических профессий;
•
•
сформированность умений применять правовые знания для оценивания
конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству
Российской Федерации;
Методы обучения: проблемный, модельный, ролевая игра.
Формы: беседа, импровизация, творчество, ролевая игра-суд.
Средство обучения: презентация к уроку, правоустанавливающие документы:
КРФ, ст.28; УКРФ ч.1 ст.207; ст.ст. 6, 60-63; ч.1 ст.65; ст.88, ч.2 ст.43; УПК РФ
ст.ст. 308-309, 343, 350, 351 , памятка “Порядок судебного заседания”, судейская
мантия, форма государственного обвинителя, полицейских; подготовка трибуны
для присяжных заседателей, свидетелей, бейджики участников – членов судебного
заседания.
2Структура урока-суда
Режим обучения: творческая деятельность учащихся в группах, учащиеся –
субъекты обучения.
Контроль усвоения умений и навыков: работа обучающихся в роли
представителей судебной системы, работы представителей прессы, выпуск газет о
ходе и результатах судебного заседания, подготовка видеоролика о роли
присяжных заседателей в уголовном процессе.
Базовые понятия: правосудие, правоохранительные органы, суд присяжных, права
и обязанности несовершеннолетних, уголовный процесс, вердикт.
Организация обучающихся для работы в ролях: все учащиеся заранее были
ознакомлены с совершённым правонарушением, были распределены роли
участников судебного разбирательства, чтобы они продумали линию поведения в
суде и подготовились к мероприятию с приглашением реальных представителей
судебной системы и силовых структур, учитывая смягчающие и отягчающие
обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора
судьями присяжных заседателей и судьи.
Действующие лица судебного разбирательства:
судья
(председательствующий), секретарь суда, государственный обвинитель (прокурор),
адвокат, присяжные заседатели (8 чел.), подсудимый, законный представитель
подсудимого, представитель потерпевшего, свидетель – брат потерпевшего,
свидетели – сотрудники МО МВД «Абдулинский» (3 чел), педагоги – 2 чел., пристав,
эксперт, журналист.
I. Организация класса (перемена).
II. Вступительное слово учителя.
III. Ролевая игра “Уголовный процесс с участием присяжных заседателей”.
IV. Проверка понимания изученного материала.
V. Оценка работы обучающихся председателем областного суда и председателем
Абдулинского районного суда, работа журналистов.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
Эпиграфы к уроку:
«Некоторые неписаные законы сильнее всех писаных.» (Анней Сенека (старший))
«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон». (Солон, 640-559 г. до н.э.)
«В каждом преступнике надо видеть человека до того, как он станет
преступником.» ( Аврелий Марков)
I. Организация класса к уроку (репетиции август-сентябрь, перемена)
Задача учителя: подготовить учащихся к работе, учитывая их роли в судебном
процессе, организация внимания со стороны общественности, приглашение гостей.
II. Подготовка к усвоению новых знаний (фронтальная беседа)
Дидактическая задача: организовать и направить познавательную деятельность
учащихся в понимание значимости суда присяжных в уголовном процессе.
Учитель обращает внимание на афоризм Аннея Сенеки (старшего): «Некоторые
неписаные законы сильнее всех писаных.» О чём говорит нам данное
высказывание?
Ученик. – Жизненные обстоятельства могут быть расценены по-разному, о том, что,
судьба человека может зависеть от окружающих…
Учитель. – Совершенно верно. Обратите внимание на второй эпиграф к уроку: “Не
выноси приговора, не выслушав обеих сторон”. (Солон, 640-559 г. до н.э.). Что вы
можете сказать по данному высказыванию?
Ученик. – Что при вынесении вердикта или приговора судьи должны выслушать все
стороны.
Учитель. - Конституция РФ – устанавливает, что судопроизводство осуществляется
на основе состязательности и равноправия сторон.
Ход урока
3Учитель. – Ребята, как вы думаете, имеют ли граждане РФ право участвовать в
осуществлении правосудия? В чем заключается главная задача суда по уголовному
делу?
Ученик: Согласно КРФ в случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство
осуществляется судом присяжных. Вникнуть во все обстоятельства дела,
определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливый
обвинительный или оправдательный приговор.
Учитель. – Значит, что необходимо провести на суде? Ученик. – Судебное
разбирательство.
Учитель: Мне хотелось бы выяснить роль присяжных заседателей в судебном
процессе?
Ученик. – люди, незнакомые и незаинтересованные в ходе уголовного
разбирательства могут способствовать более справедливому, человечному исходу
дела…
Учитель рассказывает обстоятельства, приведшие подростка к уголовной
ответственности за дачу заведомо ложных сведений о терроризме и заложении
бомбы в МО МВД «Абдулинский».
- Ребята, на сегодняшний день, судебная реформа, способствует
возрождению суда присяжных с целью осуществления полноценного правосудия.
По статистическим данным благодаря суду присяжных повысилось качество
предварительного следствия, ораторского мастерства государственных
обвинителей. Кроме того, закрепление в Конституции РФ права обвиняемого на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей обусловлено тем,
что особенности процессуальной формы суда присяжных эффективно защищают
права и свободы человека от незаконного и необоснованного обвинения,
обвинительного уклона в деятельности правоохранительных органов в случаях,
когда подсудимый невиновен, и тогда, когда он, хотя и виновен, но вовсе не в том
или не в такой степени, как его обвиняют.
Перед нами стоит задача: обстоятельства правовой задачи (озвученной
ранее) перевоплотить в судебный процесс по уголовному делу с участием
присяжных заседателей.
Учитель. – Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с проблемного вопроса,
давайте попробуем его самостоятельно сформулировать.
Ученики- «А если бы в суде не присутствовали присяжные заседатели, решение о
наказании подростка могло бы быть всесторонне удовлетворяющим?»
Учитель. - Для решения данной задачи, мы, обучающиеся 10-11 классов выступим в
роли участников уголовного процесса в зале суда. (обучающимся заранее розданы
слова по сценарию процесса)
III. Ролевая игра (проводится в зале Абдулинского районного суда)
Дидактическая задача: урок проводится в форме ролевой игры, поэтому учащиеся
должны забыть, что они являются учениками и исполнить роли других людей,
вершащих судьбы подсудимого и его близких, окружающих.
Задачи участников судебного разбирательства: вникнуть во все обстоятельства дела;
определить степень вины или невиновности подсудимого;
определить значимость суда присяжных при разбирательстве по делу; вынести
справедливый обвинительный или оправдательный вердикт.
Задачи присутствующей на суде прессы и гостей: дать рецензию выступающим;
выпустить статью в газету и видеосообщение о судебном заседании с участием
обучающихся на городском канале; подготовить статью о результатах мероприятия
4на сайт МБОУ СОШ №3 и в газету «Абдулинские просторы»; выступить с оценкой
работы ролевого суда с участием присяжных заседателей.
Учитель проводит инструктаж по правилам поведения в здании суда, в зале
судебного заседания и об ответственности за нарушения требований к посетителям.
Обучающиеся проходят в комнату для облачения в костюмы, проходят в зал
судебного заседания и работают по сценарию уголовного процесса с участием
присяжных заседателей по делу несовершеннолетнего подростка.
Учитель. – Итак, начинаем. Участники судебного процесса ознакомлены с сюжетом и
текстом судебного разбирательства, переодеты в костюмы.
Представьтесь.Подсудимый:
Секретарь: Прошу всех встать. Суд идет!
Председательствующий: (открывает судебное заседание) В открытом судебном заседании
слушается уголовное дело в отношении Орлова Евгения Вячеславовича, обвиняемого в совершении
преступления, предусмотренного ч.1 ст. 207 УК РФ …..
Секретарь: объявляет кто явился на судебное заседание…
Председательствующий (секретарю): пригласите избранную коллегию присяжных
заседателей в зал судебного заседания. (коллегии) Прошу коллегию присяжных
заседателей занять свое место на скамье присяжных заседателей (отделена от
присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив
скамьи подсудимых, запасные присяжные заседатели занимают на скамье
присяжных заседателей места, специально отведенные для них
председательствующим) Устанавливается личность подсудимого. Подсудимый,
(представляется:ФИО,дата рождения,
встаньте.
учащийся…класса,…школы, адрес проживания)
Председательствующий: Подсудимый, разъясняю Вам Ваши права.. Подсудимый:
Понятны.
Председательствующий: Устанавливается личность законного представителя
подсудимого. Встаньте. Представьтесь. ЗПП: (представляется: ФИО, дата рождения,
адрес проживания).
Председательствующий:
разъясняю процессуальные права законному
представителю подсудимого. (на основании ст.428 УПК РФ) Права понятны? ЗПП:
Права понятны.
Председательствующий: Устанавливается личность законного представителя
потерпевшего. Встаньте. Представьтесь.
Законный представитель потерпевшего: (представляется: ФИО, дата рождения,
адрес проживания, место работы и должность) …юрист межмуниципального отдела
МВД России «Абдулинский». Действую на основании доверенности. Доверенность в
материалах дела.
Председательствующий:
разъясняю процессуальные права законному
представителю потерпевшего. (на основании ст. 42 УПК РФ). Вам понятны Ваши
права?
Представитель потерпевшего: Права понятны.
Председательствующий: В судебном заседании также участвуют государственный
обвинитель и защитник. Обращается к присяжным заседателям.( приложение1)
5Разъясняю присяжным
Называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей,
каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: «Я
клянусь». Присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие
стоя.
!!! О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания.
Председательствующий: Можно присаживаться.
заседателям, в том числе и запасным, их права и обязанности. ( приложение2)
Председательствующий: имеются ли у сторон какие-либо ходатайства, заявления?
Участники процесса (прокурор, подсудимый, его представитель, защитник,
представитель потерпевшего): Ходатайств, заявлений нет.
Председательствующий: переходим к судебному следствию. Государственный
обвинитель, Вам слово для изложения существа предъявленного обвинения.
Прокурор: поясняет обстоятельства по делу (приложение)
Председательствующий: (подсудимому) обвинение понятно? Вину признаете?
Подсудимый: Обвинение мне понятно, но вину не признаю. Это была просто шутка,
а не преступление
Председательствующий: (законному защитнику подсудимого) законный защитник
подсудимого, обвинение, предъявленное Вашему сыну, понятно?
Законный представитель подсудимого (мама): Обвинение понятно. Но сын – не
преступник. Он просто хотел пошутить, и не мог понимать и предвидеть последствий
этой шутки.
Председательствующий: Ваша позиция понятна. Государственный обвинитель,
какой порядок исследования доказательств предлагаете.
Прокурор: Ваша честь! Прошу допросить представителя потерпевшего, явившихся
свидетелей, законного представителя подсудимого, подсудимого, исследовать
материалы уголовного дела.
Защитник подсудимого: не возражаю против предложенного порядка
исследования доказательств.
Председательствующий: Представитель потерпевшего, пройдите на кафедру. Вы
ранее были знакомы с подсудимым?
Представитель потерпевшего:
Вы
предупреждаетесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по
Представитель потерпевшего:
ст.307-308 УК РФ. Ответственность понятна?
понятна.
Председательствующий: Подойдите к секретарю, распишитесь.
Председательствующий: что Вы можете сказать по делу?
Представитель потерпевшего: доводит информацию по делу. (Приложение)
Председательствующий: Вами заявлялось требование о взыскании ущерба,
причиненного потерпевшему в результате преступления?
Председательствующий:
нет.
6Представитель потерпевшего:
По счастью личность подсудимого была
установлена достаточно быстро… Поэтому требование о возмещении ущерба не
заявлялось.
Председательствующий: у сторон будут вопросы к представителю потерпевшего?
Вопросов нет? Спасибо. Вы свободны. Суд переходит к исследованию доказательств
стороны обвинения. В судебное заседание явились свидетели, которые находятся в
здании суда. Приглашаются свидетели (5 человек) и по ходу следствия дают
показания……
Председательствующий: Прошу присяжных заседателей не принимать во
внимание информацию в последней части выступления, так в ней речь идет о своем
мнении, а не о фактах, имеющих отношение к данному делу. Есть еще вопросы к
свидетелю? Нет? Можете быть свободны. Имеются ли какие-либо еще вопросы у
сторон, ходатайства, заявления, дополнения к судебному следствию? Не имеется?
Судебное следствие объявляется оконченным. Стороны, какое время необходимо вам
для подготовки к судебным прениям?
Прокурор: Ваша честь! Сторона обвинения готова выступать в прениях.
Защитник подсудимого: Сторона защиты готова выступать в прениях.
Подсудимый: поддерживаю адвоката. Представитель потерпевшего: к прениям
готова.
Председательствующий: перед началом прений разъясняю сторонам, что прения в
присутствии присяжных заседателей проводятся лишь в пределах вопросов,
подлежащих разрешению присяжными заседателями...Слово в прениях для
поддержания государственного обвинения предоставляется прокурору...
Прокурор: (обращается к присяжным заседателям) приложение)
Председательствующий:
выступления в прениях.
Представитель потерпевшего: согласна с позицией гособвинения.
Председательствующий: Слово в прениях предоставляется адвокату.
Защитник подсудимого: обращается к присяжным заседателям. (Приложение)
Председательствующий: Слово в прениях предоставляется подсудимому.
Подсудимый: в прениях участвовать не желаю.
Председательствующий: Слово в прениях предоставл. законному представителю
подсудимого.
Законный представитель подсудимого: прошу простить сына…
Председательствующий:
последнее слово.
Подсудимый: Честное слово, я не хотел этого. Я не думал, что именно так
получится. Прошу простить меня. Подобного больше никогда не повторится.
прения окончены. Подсудимому предоставляется
представитель потерпевшего,
Вам слово для
7Председательствующий: на время обсуждения и формулирования вопросов прошу
присяжных заседателей удалиться из зала судебного заседания.Присяжные
покидают зал судебного заседания
Председательствующий: переходим к постановке вопросов, подлежащих
разрешению присяжными заседателями. (передает сторонам проект вопросного
листа для ознакомления). … Секретарь, пригласите в зал присяжных заседателей.
Председательствующий:
оглашаю подписанный мною вопросный лист.
Председательствующий передает вопросный лист старшине присяжных
заседателей. Обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.
(приложение)
Председательствующий: понятно ли вам содержание вопросного листа и
напутственного слова? Имеются ли какие-либо вопросы? Вопросов, неясностей нет.
Председательствующий (обращается к сторонам): имеются ли возражения в связи
с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам
нарушения им принципа объективности и беспристрастности? … Прошу присяжных
заседателей удалиться в совещательную комнату. Секретарю судебного заседания -
отметить в протоколе время ее удаления в совещательную комнату. Присяжные
заседатели возвращаются в зал,
Председательствующий: прошу старшину присяжных заседателей огласить
вердикт. Всех присутствующих прошу встать (все слушают стоя. Вердикт передают
председателю).
Председательствующий: Благодарю присяжных заседателей за работу….
Председательствующий: Продолжим судебное следствие. Есть ли у сторон какие-
либо иные доказательства, материалы? Сторона обвинения?
Прокурор: Не имеется Председательствующий: Сторона защиты?
Защитник: прошу огласить характеристику на подсудимого и справку о наличии у
него хронического заболевания. Имеются в материалах дела. Стр. 80-83.
Председательствующий: (оглашает характеристику и справку из медицинского
учреждения)
Председательствующий: Законный представитель потерпевшего, имеются какие-
либо доказательства, материалы??
Мама: Я бы только хотела обратить внимание на то, что сыну через несколько
месяцев предстоит еще одна операция по поводу того же заболевания.
Председательствующий: Подсудимый? Подсудимый: не имеется.
Председательствующий: Судебное следствие закончено. Приговор будет оглашен
в 14 часов.
Приговор вынесен и провозглашен.
Председательствующий: (подсудимому) Вам понятен приговор? Подсудимый:
Секретарь: Рассмотрение дела закончено. Всем встать! (суд
приговор понятен.
уходит). Все свободны.
8IV. Рефлексия
1.
Слово Председателя Оренбургского областного суда – Емельянова Виктора
Александровича. Председателя Абдулинского районного суда Матыциной Е.И.
2. По возвращении в школу, в классе рефлексия:
1. Чьи выступления были грамотные и аргументированные?
2. Кто из участников судебного процесса художественно исполнял роль, умело
импровизировал.
3. Знал хорошо материал, основные понятия
V. Проверка понимания нового материала
Справедливо или несправедливо решение суда?
Подведение итогов проблемному вопросу: «А если бы в суде не присутствовали
присяжные заседатели, решение о наказании подростка могло бы быть всесторонне
удовлетворяющим?»
Как вы думаете, чем могло бы закончиться это дело для несовершеннолетнего
Какова роль суда присяжных, государственного обвинителя (прокурора)
и
государственного защитника) адвоката в суде? Для чего нужны свидетельские
показания?
VI. Оценка результативности игры (работа журналистов, гостей мероприятия)
Ясна ли была цель игры и ваша роль? Удалось ли добиться игрового состояния?
Оправдала ли игра твои ожидания? Что показалось наиболее интересным и
учащегося?
запомнилось?
Хотел бы ты еще участвовать в игре? Твои предложения: как сделать последующие
игры боле интересными?
VII. Домашнее задание: написать творческое эссэ. Учитель благодарит
учащихся за урок, даёт оценку работы в группах журналистов, участникам состава
суда и выставляет оценки в дневники и журнал.
9