Уголовный процесс с участием присяжных заседателей

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок планировался исходя из современных требований: четкость выраженной цели, индивидуальные особенности обучающихся, использование разнообразных способов совместной деятельности с целью активизации учебно-познавательной деятельности, эмоциональность урока, непрерывный учет знаний старшеклассников, дисциплина на уроке и в здании суда, определенная организация закономерности урока и создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий. Отбор содержания и форм обучения на данном уроке сделан в соответствии со здоровье сберегающими принципами организации учебно-воспитательного процесса. Основной целью урока было формирование коммуникативных компетенций по заданной теме. На протяжении всего урока коммуникативная направленность реализовалась в системе игровой импровизации. Следовательно, в центре учебной деятельности находилась ролевая игра. При этом были использованы такие методы обучения, как индивидуальная работа, фронтальная, работа в паре, в группе. Старалась удержать позитивную рабочую атмосферу. При возникновении затруднений учащимся оказывалась индивидуальная помощь учителем и работниками судебного аппарата. Для работы на уроке заранее был разработан сценарий и созданы условия для развития рефлексии.
Иконка файла материала конспект.docx
Название предмета: Право. Основы правовой культуры. Класс: 10-11 УМК «Право. Основы правовой культуры» (базовый и профильный уровень) для 10 и 11 классов, автор Певцова Е. А. Уровень обучения: профильный Тема урока: «Уголовный процесс с участием присяжных заседателей» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа Тип урока: ролевая игра. Форма урока: урок-суд Цели:  выработать навыки толкования уголовно – процессуальных норм;  сформировать практические навыки, направленные на реализацию уголовно – процессуальных норм, обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений.  знакомство учащихся с российским законодательством, с принципами справедливого демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон, изменениями в УПК РФ, предоставляющими присяжным заседателям право непосредственно формулировать и задавать вопросы допрашиваемым лицам в ходе судебного следствия, как в письменном виде, так и устно.  добиться четкого понимания того, что уголовный процесс с участием присяжных заседателей, в качестве судей факта - одна из форм судопроизводства. Достижению этой цели служат дидактические, методические и воспитательные задачи. Дидактические задачи:  усвоение основных понятий и положений, категорий, институтов, правовых статусов субъектов уголовно-процессуального права России, системы, структуры и содержания уголовно-процессуального законодательства;  ознакомление со всеми этапами уголовного судопроизводства, усвоение их задач и присяжных,  развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;  определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам;  получение знаний о практике применения уголовно - процессуального законодательства. воспитательные: формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;  знания функций правосудия и судебной власти в правосубъектности граждан; порядка;  получение знаний о регламентации уголовно - процессуальной деятельности и каждого отдельного процессуального и следственного действия; Задачи: образовательные:  показать основные конституционные принципы правосудия, функции суда, сторон гос.обвинения и гос.защиты, суда присяжных в уголовном процессе;  понимание сущности гражданского долга при осуществление правосудия судомвоспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности;  развитие навыков правовой культуры граждан. развивающие:  сформировать у учащихся навыки полемики; умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать. Планируемые образовательные результаты:    Личностные результаты  формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще- человеческие гуманистические и демократические ценности; • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные результаты • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты • сформированность представлений о понятии, механизме и формах судебного процесса; сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; • • сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; Методы обучения: проблемный, модельный, ролевая игра. Формы: беседа, импровизация, творчество, ролевая игра-суд. Средство обучения: презентация к уроку, правоустанавливающие документы: КРФ, ст.28; УКРФ ч.1 ст.207; ст.ст. 6, 60-63; ч.1 ст.65; ст.88, ч.2 ст.43; УПК РФ ст.ст. 308-309, 343, 350, 351 , памятка “Порядок судебного заседания”, судейская мантия, форма государственного обвинителя, полицейских; подготовка трибуны для присяжных заседателей, свидетелей, бейджики участников – членов судебного заседания. 2Структура урока-суда Режим обучения: творческая деятельность учащихся в группах, учащиеся – субъекты обучения. Контроль усвоения умений и навыков: работа обучающихся в роли представителей судебной системы, работы представителей прессы, выпуск газет о ходе и результатах судебного заседания, подготовка видеоролика о роли присяжных заседателей в уголовном процессе. Базовые понятия: правосудие, правоохранительные органы, суд присяжных, права и обязанности несовершеннолетних, уголовный процесс, вердикт. Организация обучающихся для работы в ролях: все учащиеся заранее были ознакомлены с совершённым правонарушением, были распределены роли участников судебного разбирательства, чтобы они продумали линию поведения в суде и подготовились к мероприятию с приглашением реальных представителей судебной системы и силовых структур, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора судьями присяжных заседателей и судьи. Действующие лица судебного разбирательства: судья (председательствующий), секретарь суда, государственный обвинитель (прокурор), адвокат, присяжные заседатели (8 чел.), подсудимый, законный представитель подсудимого, представитель потерпевшего, свидетель – брат потерпевшего, свидетели – сотрудники МО МВД «Абдулинский» (3 чел), педагоги – 2 чел., пристав, эксперт, журналист. I. Организация класса (перемена). II. Вступительное слово учителя. III. Ролевая игра “Уголовный процесс с участием присяжных заседателей”. IV. Проверка понимания изученного материала. V. Оценка работы обучающихся председателем областного суда и председателем Абдулинского районного суда, работа журналистов. VI. Рефлексия. VII. Домашнее задание. Эпиграфы к уроку: «Некоторые неписаные законы сильнее всех писаных.» (Анней Сенека (старший)) «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон». (Солон, 640-559 г. до н.э.) «В каждом преступнике надо видеть человека до того, как он станет преступником.» ( Аврелий Марков) I. Организация класса к уроку (репетиции август-сентябрь, перемена) Задача учителя: подготовить учащихся к работе, учитывая их роли в судебном процессе, организация внимания со стороны общественности, приглашение гостей. II. Подготовка к усвоению новых знаний (фронтальная беседа) Дидактическая задача: организовать и направить познавательную деятельность учащихся в понимание значимости суда присяжных в уголовном процессе. Учитель обращает внимание на афоризм Аннея Сенеки (старшего): «Некоторые неписаные законы сильнее всех писаных.» О чём говорит нам данное высказывание? Ученик. – Жизненные обстоятельства могут быть расценены по-разному, о том, что, судьба человека может зависеть от окружающих… Учитель. – Совершенно верно. Обратите внимание на второй эпиграф к уроку: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”. (Солон, 640-559 г. до н.э.). Что вы можете сказать по данному высказыванию? Ученик. – Что при вынесении вердикта или приговора судьи должны выслушать все стороны. Учитель. - Конституция РФ – устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Ход урока 3Учитель. – Ребята, как вы думаете, имеют ли граждане РФ право участвовать в осуществлении правосудия? В чем заключается главная задача суда по уголовному делу? Ученик: Согласно КРФ в случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется судом присяжных. Вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор. Учитель. – Значит, что необходимо провести на суде? Ученик. – Судебное разбирательство. Учитель: Мне хотелось бы выяснить роль присяжных заседателей в судебном процессе? Ученик. – люди, незнакомые и незаинтересованные в ходе уголовного разбирательства могут способствовать более справедливому, человечному исходу дела… Учитель рассказывает обстоятельства, приведшие подростка к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных сведений о терроризме и заложении бомбы в МО МВД «Абдулинский». - Ребята, на сегодняшний день, судебная реформа, способствует возрождению суда присяжных с целью осуществления полноценного правосудия. По статистическим данным благодаря суду присяжных повысилось качество предварительного следствия, ораторского мастерства государственных обвинителей. Кроме того, закрепление в Конституции РФ права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей обусловлено тем, что особенности процессуальной формы суда присяжных эффективно защищают права и свободы человека от незаконного и необоснованного обвинения, обвинительного уклона в деятельности правоохранительных органов в случаях, когда подсудимый невиновен, и тогда, когда он, хотя и виновен, но вовсе не в том или не в такой степени, как его обвиняют. Перед нами стоит задача: обстоятельства правовой задачи (озвученной ранее) перевоплотить в судебный процесс по уголовному делу с участием присяжных заседателей. Учитель. – Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с проблемного вопроса, давайте попробуем его самостоятельно сформулировать. Ученики- «А если бы в суде не присутствовали присяжные заседатели, решение о наказании подростка могло бы быть всесторонне удовлетворяющим?» Учитель. - Для решения данной задачи, мы, обучающиеся 10-11 классов выступим в роли участников уголовного процесса в зале суда. (обучающимся заранее розданы слова по сценарию процесса) III. Ролевая игра (проводится в зале Абдулинского районного суда) Дидактическая задача: урок проводится в форме ролевой игры, поэтому учащиеся должны забыть, что они являются учениками и исполнить роли других людей, вершащих судьбы подсудимого и его близких, окружающих. Задачи участников судебного разбирательства: вникнуть во все обстоятельства дела; определить степень вины или невиновности подсудимого; определить значимость суда присяжных при разбирательстве по делу; вынести справедливый обвинительный или оправдательный вердикт. Задачи присутствующей на суде прессы и гостей: дать рецензию выступающим; выпустить статью в газету и видеосообщение о судебном заседании с участием обучающихся на городском канале; подготовить статью о результатах мероприятия 4на сайт МБОУ СОШ №3 и в газету «Абдулинские просторы»; выступить с оценкой работы ролевого суда с участием присяжных заседателей. Учитель проводит инструктаж по правилам поведения в здании суда, в зале судебного заседания и об ответственности за нарушения требований к посетителям. Обучающиеся проходят в комнату для облачения в костюмы, проходят в зал судебного заседания и работают по сценарию уголовного процесса с участием присяжных заседателей по делу несовершеннолетнего подростка. Учитель. – Итак, начинаем. Участники судебного процесса ознакомлены с сюжетом и текстом судебного разбирательства, переодеты в костюмы. Представьтесь.Подсудимый: Секретарь: Прошу всех встать. Суд идет! Председательствующий:   (открывает   судебное   заседание)  В   открытом   судебном   заседании слушается уголовное дело в отношении Орлова Евгения Вячеславовича,  обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 207 УК РФ ….. Секретарь: объявляет кто явился на судебное заседание… Председательствующий (секретарю): пригласите избранную коллегию присяжных заседателей в зал судебного заседания. (коллегии) Прошу коллегию присяжных заседателей занять свое место на скамье присяжных заседателей (отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых, запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим) Устанавливается личность подсудимого. Подсудимый, (представляется:ФИО,дата рождения, встаньте. учащийся…класса,…школы, адрес проживания) Председательствующий: Подсудимый, разъясняю Вам Ваши права.. Подсудимый: Понятны. Председательствующий: Устанавливается личность законного представителя подсудимого. Встаньте. Представьтесь. ЗПП: (представляется: ФИО, дата рождения, адрес проживания). Председательствующий: разъясняю процессуальные права законному представителю подсудимого. (на основании ст.428 УПК РФ) Права понятны? ЗПП: Права понятны. Председательствующий: Устанавливается личность законного представителя потерпевшего. Встаньте. Представьтесь. Законный представитель потерпевшего: (представляется: ФИО, дата рождения, адрес проживания, место работы и должность) …юрист межмуниципального отдела МВД России «Абдулинский». Действую на основании доверенности. Доверенность в материалах дела. Председательствующий: разъясняю процессуальные права законному представителю потерпевшего. (на основании ст. 42 УПК РФ). Вам понятны Ваши права? Представитель потерпевшего: Права понятны. Председательствующий: В судебном заседании также участвуют государственный обвинитель и защитник. Обращается к присяжным заседателям.( приложение1) 5Разъясняю присяжным Называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: «Я клянусь». Присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя. !!! О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания. Председательствующий: Можно присаживаться. заседателям, в том числе и запасным, их права и обязанности. ( приложение2) Председательствующий: имеются ли у сторон какие-либо ходатайства, заявления? Участники процесса (прокурор, подсудимый, его представитель, защитник, представитель потерпевшего): Ходатайств, заявлений нет. Председательствующий: переходим к судебному следствию. Государственный обвинитель, Вам слово для изложения существа предъявленного обвинения. Прокурор: поясняет обстоятельства по делу (приложение) Председательствующий: (подсудимому) обвинение понятно? Вину признаете? Подсудимый: Обвинение мне понятно, но вину не признаю. Это была просто шутка, а не преступление Председательствующий: (законному защитнику подсудимого) законный защитник подсудимого, обвинение, предъявленное Вашему сыну, понятно? Законный представитель подсудимого (мама): Обвинение понятно. Но сын – не преступник. Он просто хотел пошутить, и не мог понимать и предвидеть последствий этой шутки. Председательствующий: Ваша позиция понятна. Государственный обвинитель, какой порядок исследования доказательств предлагаете. Прокурор: Ваша честь! Прошу допросить представителя потерпевшего, явившихся свидетелей, законного представителя подсудимого, подсудимого, исследовать материалы уголовного дела. Защитник подсудимого: не возражаю против предложенного порядка исследования доказательств. Председательствующий: Представитель потерпевшего, пройдите на кафедру. Вы ранее были знакомы с подсудимым? Представитель потерпевшего: Вы предупреждаетесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по Представитель потерпевшего: ст.307-308 УК РФ. Ответственность понятна? понятна. Председательствующий: Подойдите к секретарю, распишитесь. Председательствующий: что Вы можете сказать по делу? Представитель потерпевшего: доводит информацию по делу. (Приложение) Председательствующий: Вами заявлялось требование о взыскании ущерба, причиненного потерпевшему в результате преступления? Председательствующий: нет. 6Представитель потерпевшего: По счастью личность подсудимого была установлена достаточно быстро… Поэтому требование о возмещении ущерба не заявлялось. Председательствующий: у сторон будут вопросы к представителю потерпевшего? Вопросов нет? Спасибо. Вы свободны. Суд переходит к исследованию доказательств стороны обвинения. В судебное заседание явились свидетели, которые находятся в здании суда. Приглашаются свидетели (5 человек) и по ходу следствия дают показания…… Председательствующий: Прошу присяжных заседателей не принимать во внимание информацию в последней части выступления, так в ней речь идет о своем мнении, а не о фактах, имеющих отношение к данному делу. Есть еще вопросы к свидетелю? Нет? Можете быть свободны. Имеются ли какие-либо еще вопросы у сторон, ходатайства, заявления, дополнения к судебному следствию? Не имеется? Судебное следствие объявляется оконченным. Стороны, какое время необходимо вам для подготовки к судебным прениям? Прокурор: Ваша честь! Сторона обвинения готова выступать в прениях. Защитник подсудимого: Сторона защиты готова выступать в прениях. Подсудимый: поддерживаю адвоката. Представитель потерпевшего: к прениям готова. Председательствующий: перед началом прений разъясняю сторонам, что прения в присутствии присяжных заседателей проводятся лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями...Слово в прениях для поддержания государственного обвинения предоставляется прокурору... Прокурор: (обращается к присяжным заседателям) приложение) Председательствующий: выступления в прениях. Представитель потерпевшего: согласна с позицией гособвинения. Председательствующий: Слово в прениях предоставляется адвокату. Защитник подсудимого: обращается к присяжным заседателям. (Приложение) Председательствующий: Слово в прениях предоставляется подсудимому. Подсудимый: в прениях участвовать не желаю. Председательствующий: Слово в прениях предоставл. законному представителю подсудимого. Законный представитель подсудимого: прошу простить сына… Председательствующий: последнее слово. Подсудимый: Честное слово, я не хотел этого. Я не думал, что именно так получится. Прошу простить меня. Подобного больше никогда не повторится. прения окончены. Подсудимому предоставляется представитель потерпевшего, Вам слово для 7Председательствующий: на время обсуждения и формулирования вопросов прошу присяжных заседателей удалиться из зала судебного заседания.Присяжные покидают зал судебного заседания Председательствующий: переходим к постановке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. (передает сторонам проект вопросного листа для ознакомления). … Секретарь, пригласите в зал присяжных заседателей. Председательствующий: оглашаю подписанный мною вопросный лист. Председательствующий передает вопросный лист старшине присяжных заседателей. Обращается к присяжным заседателям с напутственным словом. (приложение) Председательствующий: понятно ли вам содержание вопросного листа и напутственного слова? Имеются ли какие-либо вопросы? Вопросов, неясностей нет. Председательствующий (обращается к сторонам): имеются ли возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности? … Прошу присяжных заседателей удалиться в совещательную комнату. Секретарю судебного заседания - отметить в протоколе время ее удаления в совещательную комнату. Присяжные заседатели возвращаются в зал, Председательствующий: прошу старшину присяжных заседателей огласить вердикт. Всех присутствующих прошу встать (все слушают стоя. Вердикт передают председателю). Председательствующий: Благодарю присяжных заседателей за работу…. Председательствующий: Продолжим судебное следствие. Есть ли у сторон какие- либо иные доказательства, материалы? Сторона обвинения? Прокурор: Не имеется Председательствующий: Сторона защиты? Защитник: прошу огласить характеристику на подсудимого и справку о наличии у него хронического заболевания. Имеются в материалах дела. Стр. 80-83. Председательствующий: (оглашает характеристику и справку из медицинского учреждения) Председательствующий: Законный представитель потерпевшего, имеются какие- либо доказательства, материалы?? Мама: Я бы только хотела обратить внимание на то, что сыну через несколько месяцев предстоит еще одна операция по поводу того же заболевания. Председательствующий: Подсудимый? Подсудимый: не имеется. Председательствующий: Судебное следствие закончено. Приговор будет оглашен в 14 часов. Приговор вынесен и провозглашен. Председательствующий: (подсудимому) Вам понятен приговор? Подсудимый: Секретарь: Рассмотрение дела закончено. Всем встать! (суд приговор понятен. уходит). Все свободны. 8IV. Рефлексия 1. Слово Председателя Оренбургского областного суда – Емельянова Виктора Александровича. Председателя Абдулинского районного суда Матыциной Е.И. 2. По возвращении в школу, в классе рефлексия: 1. Чьи выступления были грамотные и аргументированные? 2. Кто из участников судебного процесса художественно исполнял роль, умело импровизировал. 3. Знал хорошо материал, основные понятия V. Проверка понимания нового материала  Справедливо или несправедливо решение суда?  Подведение итогов проблемному вопросу: «А если бы в суде не присутствовали присяжные заседатели, решение о наказании подростка могло бы быть всесторонне удовлетворяющим?»  Как вы думаете, чем могло бы закончиться это дело для несовершеннолетнего  Какова роль суда присяжных, государственного обвинителя (прокурора) и государственного защитника) адвоката в суде? Для чего нужны свидетельские показания? VI. Оценка результативности игры (работа журналистов, гостей мероприятия)  Ясна ли была цель игры и ваша роль? Удалось ли добиться игрового состояния?  Оправдала ли игра твои ожидания? Что показалось наиболее интересным и учащегося? запомнилось?  Хотел бы ты еще участвовать в игре? Твои предложения: как сделать последующие игры боле интересными? VII. Домашнее задание: написать творческое эссэ. Учитель благодарит учащихся за урок, даёт оценку работы в группах журналистов, участникам состава суда и выставляет оценки в дневники и журнал. 9