Основные понятия о государстве.
План:
Литература:
1.Конституция РК от 30 августа 1995г. с изменениями и дополнениями от 10.03.2017г.
2.Сералиева А.М «Основы права». Учебное пособие Book Plus Алматы 2013г.
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
1. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
1) Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
2) Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
3) Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
4) Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
5) Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
6) Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
7) Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
8) Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти и т.д.
Причины возникновения государства. Непосредственной предпосылкой возникновения государства было появление регулярного избыточного продукта что создавало возможность для возникновения отчуждаемого в целях эксплуатации человека человеком прибавочного продукта. В конечном итоге это привело к возникновению частной собственности. Неизбежным следствием появления частной собственности было возникновение социальной экономической дифференциации. Фактором, который в значительной степени усилил и ускорил начавшееся имущественное расслоение, стало рабство.
С ростом социально-экономического неравенства и развития форм эксплуатации в обществе началась поляризация групп, различающихся по своему месту в системе производства и отношению к средствам производства, то есть общественных классов. Социальное расслоение порождало социальные противоречия. Традиционные родоплеменные органы, проникнутые духом первобытного народовластия, были непригодны для охраны богатств и привилегии знати. Поэтому они должны были уступить место новым формам организации власти
Конкретные механизмы становления государственности были различны, но при всех обстоятельствах процесс заключался в том, что органы власти всё больше отрывались от родоплеменной организации и превращались самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного рода.
Таким образом, с возникновением открытой классовой дифференциации завершилось становление государственного, или политического устройства.
Его важнейшими признаками было появление с собой, не совпадающие непосредственно с населением, отделенный от него общественный, или публичной, власти, располагающая аппаратом принуждения.
Другим важнейшим признаком государственного устройства было разделение населения не по родоплеменному, А по территориальному принципу.
2. В идеале социальное назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.
Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.
В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.
Основные признаки государства
Исторические типы государства и права
Конкурс 1. Права человека.
Командам раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться статьями Конституции РК. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на____________________ ()
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на __________________________).
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____________________( ).
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____________________().
5. Полицейские, ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на _________________().
Конкурс 2.Корыстные преступления
Команды получают контрольные листы с таблицей, в первой колонке которой приведены описания корыстных преступлений, т.е. преступлений против собственности. Во вторую колонку необходимо вписать, к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т.е. квалифицировать его. За каждое правильно квалифицированное преступление – 1 балл.
Задание |
Ответ |
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся |
|
Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку |
|
Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения |
|
В автобусе залез пассажиру в карман |
|
Вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу |
|
Вовлек в азартную уличную игру и путем обмана обыграл |
|
Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей |
|
Взял взаймы 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги так и не вернул |
|
Конкурс 3. Задачи
1) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, Вмешивался в личную жизнь. Кто это?
Ответ:
2) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь?
Ответ:
3) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее ближайшая родственница лишилась права на неприкосновенность жилища. Кто это?
Ответ:
Тема: Основные понятия о праве и государственно-правовых явлениях.
План:
1.Определение и основные признаки права.
2.Понятие и структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.
3.Отрасли права.
1. Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаками права являются:
Волевой характер (воля законодателя, выраженная в законе, потребности и интересы общества);
Общеобязательность (требования законов должны соблюдать все независимо от пола, возраста, должности, специальности, места и т.д.);
Нормативность (регулятивность, т.е. регулирование общественных отношений. В этом схожа с нормами морали, традиций, обычаев);
Связь с государством (этим отличается от других социальных норм);
Формальная определенность (право закрепляется в договорах, законах, в указах, приказах);
Системность (право состоит из логически построенной, упорядоченной системы норм).
2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ
Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость. По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.
Общая гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
Конкретная гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.
Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.
Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как:
а) незаконное,
б) безвозмездное,
в) изъятие,
г) чужого имущества,
д) совершенное тайным способом.
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.
Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.
Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.
Правовые нормы- это норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.
3.Отрасль права-это общественные отношения урегулированные нормами права.
В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права.
Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.
К процессуальным отраслям права относятся:
Гражданское процессуальное право;
Административное судопроизводство;
Уголовно-процессуальное право;
Материальные отрасли права
Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путём прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения, большинство отраслей права относится к категории материального права.
Административное право;
Гражданское право;
Земельное право;
Конституционное (государственное) право;
Налоговое право;
Семейное право;
Таможенное право;
Трудовое право;
Уголовное право;
Уголовно-исполнительное право;
Тема: Конституционно – правовой статус Президента, Парламента, Правительства РК.
План:
1.Конституционно – правовой статус Президента;
2. Конституционно – правовой статус Парламента.
3. Конституционно – правовой статус Правительства.
Литература :
1.Президент - глава государства, высшее должностное лицо и верховный главнокомандующий вооруженными силами Республики Казахстан. Его полномочия определяются специальным разделом конституции Республики Казахстан.
Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан закреплён в III Разделе и в других положениях Конституции Республики Казахстан 1995 года, а также в Конституционном законе Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан»[128] и в иных нормативных правовых актах.
В Казахстане пост Президента, как известно, впервые был учреждён 24 апреля 1990 года принятием Закона Казахской Советской Социалистической Республики «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР»[129]. В последующем конституционно-правовой статус Президента Казахстана неоднократно менялся. Действующая Конституция Республики Казахстан 1995 года статус Президента в системе государственных органов ставит на первое место, отводя ему III Раздел, предшествующий всем остальным Разделам Конституции о государственных органах: о Парламенте, Правительстве, Конституционном Совете и т.п. Кроме того, Конституция Республики 1995 года не устанавливает, что Президент Республики Казахстан возглавляет или относится к той или иной ветви государственной власти, например, путем формулировок «осуществляет законодательные функции», «возглавляет систему исполнительных органов», «осуществляет правосудие». В то же время конституционные полномочия Президента Республики позволяют выполнять те или иные функции, присущие всем трём ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно пункта 1 статьи 65 Конституции орган, который возглавляет систему исполнительных органов - Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией, а в соответствии с подпунктом 15 статьи 44 Конституции Президент осуществляет помилование граждан, в том числе приговорённых судом судебной системы Республики к смертной казни.
Статус Президента Республики Казахстан как высшего должностного лица обусловлен многими факторами: формой правления государства, особым местом Президента Республики в механизме государства, в требованиях, предъявляемых к кандидату в Президенты Республики, его полномочиями, основанием и механизмом ответственности и др. Например, единственное основание ответственности Президента Республики как высшего должностного лица при исполнении президентских обязанностей установлено только в Конституции Республики и Конституционном законе «О Президенте Республики Казахстан».
Президент Республики Казахстан, который по своему правовому статусу находится вне ветвей государственной власти и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в различных формах: в форме ежегодных посланий народу Казахстана, выполнения нормотворческих, в том числе и законодательных функций, председательствования на заседаниях Правительства по особо важным вопросам и т.п.
Полномочия Президента:
· обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики;
· назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана; созывает внеочередную сессию Парламента; подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования;
· после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должность министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
· с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей;
· образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;
· назначает и отзывает глав дипломатических представительств Республики;
· назначает на должность сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
· утверждает государственные программы Республики;
· по представлению Премьер-Министра Республики утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
· принимает решение о проведении республиканского референдума;
· ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;
· является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
· награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы;
· решает вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища;
· осуществляет помилование граждан;
· в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность её граждан находятся под серьёзной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;
· в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы её безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных её местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;
· формирует подчинённые ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую гвардию;
· назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Республики;
· образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;
· осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики.
Гарантии Президента:
1) ограниченность периода полномочий Президента РК коротким 7-летним сроком;
2) всенародность прямых выборов Президента, их альтернативность;
3) невозможность занятия поста Президента более 2 сроков подряд;
4) возможность отрешения его от должности в случаях, предусмотренных Конституцией.
Отрешение Президента от должности
Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Что это за деяние? Это умышленное деяние, совершенное с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК, выразившееся в переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, оказание иностранному государству помощи в осуществлении враждебной деятельности против Республики. За это деяние Президент может быть отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее 1/3 его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее ѕ от общего числа депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
Непринятие окончательного решения в течение 2 месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента РК отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.
В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента РК, а также его кончины, исполнение обязанностей Президента переходит к Председателю Сената Парламента. Если Председатель Сената Парламента не может принять на себя обязанности Президента, они переходят к Председателю Мажилиса, если тот не может, то к Премьер-министру Республики.
2. Парламент Республики Казахстан — высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции. Как высший представительный орган Парламент Республики Казахстан выступает в качестве органа представительной демократии.
Парламент Республики Казахстан состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет
Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. 7 депутатов Сената назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената и переизбранию через каждые три года не подлежат.
Мажилис состоит из 77 депутатов. 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. 10 депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.
Полномочия Парламента РК:
В пункте 2 статьи 49 Конституции Республики Казахстан закреплено,
что полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и
заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва. Досрочно
полномочия Парламента могут быть прекращены в случаях и порядке,
предусмотренных Конституцией (п. 3 ст. 49).
Полномочия Парламента Республики Казахстан закреплены в разделе IV «Парламент»
Конституции Республики Казахстан, где определен исчерпывающий перечень
полномочий Парламента и его Палат.
Эти полномочия условно можно разделить на три основные группы:
а) вопросы, относящиеся к исключительному ведению каждой из Палат Парламента;
б) вопросы, требующие последовательного рассмотрения вначале в Мажилисе, а
затем в Сенате;
в) вопросы, рассматриваемые на совместных заседаниях Палат Парламента.
А. Вопросы, относящиеся к исключительному ведению каждой из Палат Парламента
В статье 56 Конституции Республики Казахстан закреплено: «1. К исключительному
ведению Мажилиса относится:
1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных
законов и законов и рассмотрение этих проектов;
2) большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия
Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;
3) объявление очередных выборов Президента Республики;
4) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис
Парламента».
Исключительные введения Сената:
К исключительному ведению Сената относится:
1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;
1.1) по представлению Президента Республики Казахстан избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан;
2) дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
4) Исключен Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-ІІІ ЗРК
5) выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;
6) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.
Исключительные введения Мажилиса:
1. К исключительному ведению Мажилиса относится:
1) принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;
2) большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;
3) объявление очередных выборов Президента Республики;
4) осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.
2. Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Мажилиса вправе выразить вотум недоверия Правительству.
3. Конституционно – правовой статус Правительства.
Правительство Республики Казахстан есть коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, обладающий высшей исполнительной властью на всей территории страны, призванный решать вопросы государственного управления в строгом соответствии с компетенцией, установленной в Конституции, Конституционном законе "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 г, с изменениями от 3 июля 2017 года.
Оно возглавляет единую систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью (ст. 64), а значит, и государственное управление страной. Роль Правительства в современных государствах трудно переоценить. Правительство -это высший политический орган, без которого ни одно государство обойтись не смогло. Оно возглавляет государственную администрацию и осуществляет общенациональное управление
Исполнительная власть основана на принципе разделения власти в рамках Конституции. Она представляет собой подзаконную ветвь государственной власти, имеет универсальный, предметный и организующий характер и направлена на обеспечение выполнения законов и других актов государственной власти. В Конституции страны установлены нормативные основы взаимоотношений Правительства со всеми ветвями власти, а также механизм сдержек и противовесов. Правовой основой его формирования и функционирования являются Конституция, законы и иные нормативные акты республики. Исполнительная власть реализуется государством через Правительство и его органы на местах
Она представляет собой сложную и многогранную структуру и имеет высокую значимость для каждого государства, тем более недавно обретшего независимость. В комплексной программе "Казахстан - 2030" подчеркнуто: "Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики". В Послании народу Казахстана (1998 г.) была вновь поставлена задача - сделать организацию Правительства более четкой и повышать ответственность министров. Исполнительная власть осуществляет правительственные полномочия, из которых исключены законодательные и судебные функции. Она "охватывает как определение политики, так и ее проведение, поддержание общественного порядка, содействие социальному и экономическому благосостоянию, руководство внешней политикой - фактически общее управление делами государства или надзор за таким управлением"1. Решение указанных задач достигается на основе прежде всего исполнения законов, эффективного ведения правительственных дел, успешного управления делами государства, отнесенных Конституцией к компетенции Правительства.
Исполнительная власть наделена следующими полномочиями:
- административные - исполнение законов и управление правительственными ведомствами;
- военные - командование Вооруженными Силами и ведение войны; -законодательные - созыв, объявление о перерыве в работе Парламента, закрытие его сессии, осуществление законодательной инициативы и одобрение законопроектов и т. д.; - судебные - право помилования, приостановление исполнения приговора в отношении лиц, обвиненных в совершении преступления.
Во многих зарубежных странах сфера исполнительной власти получает узловое, преобладающее значение с соответствующим конституционным закреплением. Теория разделения власти на практике выливается в разделение государственных, функций. Эти процессы характерны для многих стран мира, в определенной степени и для Республики Казахстан. Известный ученый-юрист Н.А. Шайкенов подчеркивал: "Разделение власти означает не расщепление государственной власти, а разделение функций по ее реализации... Центральным институтом, "коренником" государственной власти везде и всегда является власть исполнительная
В Конституции 1995 г. детально регламентированы взаимоотношения высших государственных органов и тем самым предотвращены условия, порождающие споры и разногласия в высшем эшелоне власти. Орган исполнительной власти - это всегда орган государственного управления, хотя не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Исполнительная власть имеет разветвленный организационный механизм, управленческие органы которого действуют в качестве звеньев.
1)Полномочия:
Правительство РК:
1) Вносит в Мажилис законов Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение в области национальной безопасности;
2) организует разработку Концепции национальной безопасности Республики Казахстан;
3) руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности;
4)
3-1) формирует перечни:
5) стратегических объектов, переданных в уставный капитал и (или) находящихся в собственности национальных холдингов и (или) национальных компаний либо их аффилированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства;
6) стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилиированных с государством, а также физических лиц;
3-2) принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для национальных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан;
3-3) образует при Правительстве Республики Казахстан комиссию по стратегическим объектам;
4) осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента.
Министерства РК:
Министерства являются центральными исполнительными органами РК, осуществляющими руководство соответствующей отраслью государственного управления. Правовой статус министерств закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах. Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Заместители минаистров назначаются, как правило, правительством по представлению премьер-министра. Кроме того, в министерствах образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные подразделения, которые могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министра. В структуре министерства образуются департаменты, управления, комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства. Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).
Министерства несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей. Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов. Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента. Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.
МИНИСТЕРСТВА:
1. Министерство внутренних дел РК
2. Министерство информации и коммуникаций
3. Министерство по инвестициям и развитию РК
4. Министерство здравоохранения Рк
5. Министерство труда и социальной защиты населения РК
6. Министерство иностранных дел РК
7. Министерство культуры и спорта РК
8. Министерство образования и науки РК
9. Министерство обороны РК
10. Министерство энергетики РК
11. Министерство Сельского хозяйства Рк
12. Министерство национальной экономики РК
13. Министерство финансов РК
14. Министерство юстиции РК
15. Министерство по делам религий и гражданского обществаРк
16. Министерство оборонной и аэрокосмической промышлености Рк
Департаменты:
· Департамент законодательства
· Департамент здравоохранения
· Департамент внутренних дел
· Департамент платежных систем
· Департамент административной работы
· Департамент юстиции
· Департамент экономики и финансов
· Налоговый департамент
· Департамент по ЧС
· Департамент статистики
Комиссии:
Единую систему избирательных комиссий образуют:
·Центральная избирательная комиссия Республики (далее - Центризбирком);
·территориальные избирательные комиссии;
·окружные избирательные комиссии;
·участковые избирательные комиссии.
Центризбирком возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. На него возлагается подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности.
Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах и избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии.
В случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.
Вышестоящая избирательная комиссия имеет право назначать члена избирательной комиссии вместо выбывшего до избрания члена избирательной комиссии маслихатом, образующим избирательную комиссию в порядке, установленном законом о выборах.
Тема: Административное право как отрасль права.
План :
1.Административное право: понятие и функции.
2.Предмет, метод и система административного права.
3.Источники административного права.
Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Особенности административно-правовых норм.
Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.
Виды административно-правовых норм.
Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РК запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);
в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).
В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;
б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;
в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);
г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан РК , иностранных граждан и лиц без гражданства.
По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.
По кругу лиц, на которых распространяется их действие, - общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:
а) общие
б) действующие в пределах субъектов РК;
в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);
г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).
По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.
Структура административно-правовых норм.
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой.
Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления – военный комиссар.
Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).
Санкция – это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.
Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:
1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.
2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.
3. Меры административного наказания.
К ним относятся:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы РК иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Понятие и виды административно-правовых отношений.
Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.
Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.
В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых. Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник – для защиты охраняемого имущества. Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления.
А западному законодательству известно право "останови и обыщи", которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию. Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон. Известны также "вертикальные" административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.
Вопросы для самоконтроля:
Уголовное право как отрасль права.
План:
1.Понятие, предмет и система уголовного права.
2.Принципы и функции уголовного права.
3.Источники уголовного права.
1.Уголовное право Республики Казахстан – это самостоятельная отрасль права – представляет собой совокупность юридических норм, установленных и санкционированных принудительной силой государства. Эти нормы выступают как нормы-запреты, не допускающие определенных поступков людей (преступные деяния) под угрозой применения к виновным мер уголовного наказания. Уголовное законодательство определяет, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, и устанавливает наказания, применяемые к преступникам.
Можно сказать, что отношения, возникающие в связи с совершением преступления и применением определенных наказаний, составляют предмет уголовного права.
Уголовное право регулирует основания и условия уголовной ответственности, освобождение от нее, освобождения от наказания, формы участия общественных объединений и организаций в реализации уголовной ответственности.
Уголовно-правовые отношения возникают между лицом, совершившим преступление, и государством в лице его уполномоченных органов (следствия, прокуратуры, суда) с момента совершения преступления и заканчивается полной реализацией уголовной ответственности.
Содержанием уголовно-правовых отношений являются взаимные права и обязанности участников таких отношений.
Органы государства имеют право и обязаны привлечь преступника к ответственности, а последний обязан претерпеть ответственность и понести наказание.
Уголовное законодательство Республики Казахстан имеет своей задачей охрану личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественных и государственных интересов, всего правового порядка от преступных посягательств, содействует охране мира и безопасности человечества.
Уголовное законодательство призвано предупреждать преступления, способствовать воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции и Законов Республики.
Для осуществления этих задач уголовное законодательство закрепляет основания и принципы уголовной ответственности, определяет понятие и виды преступления, устанавливает виды и сроки наказания.
Уголовное право, как отрасль права, представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также освобождения от уголовной ответственности и наказания.
В качестве предмета правового регулирования в уголовном праве выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления.
Метод уголовно-правового регулирования состоит в установлении преступности, наказуемости и уголовных запретов действий, опасных для общества, личности и государства, за нарушение которых, как правило, следует привлечение к уголовной ответственности и применение уголовного наказания.
Уголовное право, как и любая другая отрасль права, является систематизированной совокупностью правовых норм. Система уголовного права представляет собой целостное единство взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от их характера, содержания и сущности. Систему уголовного права составляют Общая и Особенная части.
Общая часть уголовного права – это совокупность уголовно-правовых институтов и норм, которые устанавливают и закрепляют основания и принципы уголовной ответственности, содержат общие положения уголовного законодательства, и в определенных случаях, указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Особенная часть уголовного права – это система норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливающих виды и размеры наказаний, которые могут быть назначены лицам, совершившим преступление.
Следует иметь виду, что расчленение уголовного права, как системы, на Общую и Особенную части осуществляется чисто из методических соображений, поскольку практически нормы Особенной части уголовного права могут применяться лишь на базе норм Общей части. Нормы Общей части, в свою очередь, могут применяться лишь посредством использования норм Особенной части. Единство Общей и Особенной частей уголовного права обусловлено общей задачей, решение которой и должны обеспечивать уголовно-правовые нормы.
Объектом регулирования уголовного права выступают отношения, складывающиеся при охране и защите интересов государства, физических и юридических лиц от преступных посягательств.
Субъектами уголовно-правового отношения являются: гражданин, совершивший преступление, и государство в лице своих уполномоченных органов (следствие, прокуратура, суд и др.). Содержание такого отношения заключается во взаимных правах и обязанностях субъектов. Органы государства имеют право и обязаны привлечь лицо, совершившее преступление, к уголовной ответственности и применить к нему наказание. Такое лицо обязано нести ответственность и наказание, при этом оно имеет право требовать, чтобы его ответственность базировалась строго на положениях закона и обстоятельствах дела.
Для регулирования и охраны общественных отношений, образующих предмет уголовного права, требуются особые методы. Один из них выражается в том, что за нарушение запрета (установленного уголовно-правовой нормой) совершать общественно опасные деяния (преступления) предусматривается возможность применения от имени государства наиболее суровой меры принуждения — наказания. При совершении иных правонарушений применение наказания исключается.
2. К числу принципов уголовного права относятся законность, равенство граждан перед законом, неотвратимость ответственности, личная ответственность, виновная ответственность, справедливость ответственности, гуманизм, демократизм.
Законность, как принцип уголовного права, означает, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию иначе как за деяния, содержащие состав преступления, предусмотренного уголовным законом, а уголовное наказание может быть применено лишь по приговору суда строго в пределах санкции статьи Уголовного кодекса, по которой осуждается виновный, с соблюдением всех норм Общей и Особенной частей уголовного права.
Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат ответственности независимо от их происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Принцип неотвратимости ответственности выражается в том, что всякое лицо, совершившее преступление, должно понести за него ответственность.
Личная ответственность, как принцип уголовного права, заключается в том, что лица, совершившие преступления, должны нести ответственность лишь за то, что совершено ими лично.
Принцип ответственности за вину предполагает возможность несения лицами уголовной ответственности лишь за те деяния и наступившие в результате их совершения общественно опасные последствия, в отношения которых будет установлена их вина в форме умысла или неосторожности.
Принцип справедливости ответственности предполагает то, что наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, применяемые к лицам, совершившим преступления, должны быть справедливыми, то есть соответствующими тяжести преступлений, степени их вины, и общественной опасности их личностей.
Гуманизм, как принцип уголовного права, с одной стороны, состоит в том, что лицу, совершившему преступление, должно назначаться наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, необходимая и достаточная для его исправления и перевоспитания, предупреждения преступлений без цели причинения ему физических страданий или унижения его человеческого достоинства, с другой стороны – в том, что содержание уголовного права должно быть таким, чтобы обеспечить в полной мере защиту членов общества от преступных посягательств.
Принцип демократизма проявляется через привлечение общественности в лице трудовых коллективов и общественных организаций по их желанию и с их согласия в случаях, предусмотренных законом, к исправлению лиц, совершивших преступления.
Вывод: Уголовное право Республики Казахстан – это самостоятельная отрасль права – представляет собой совокупность юридических норм, установленных и санкционированных принудительной силой государства. Эти нормы выступают как нормы-запреты, не допускающие определенных поступков людей (преступные деяния) под угрозой применения к виновным мер уголовного наказания.
Уголовно-правовые отношения возникают между лицом, совершившим преступление, и государством в лице его уполномоченных органов (следствия, прокуратуры, суда) с момента совершения преступления и заканчиваются полной реализацией уголовной ответственности. Содержанием уголовно-правовых отношений являются взаимные права и обязанности участников таких отношений. Органы государства имеют право и обязанность привлечь преступника к ответственности, а последний, обязан претерпеть ответственность и понести наказание.
Задачей уголовного права является охрана общественного строя, его политической и экономической систем, личности, прав и свобод граждан, всех форм собственности от преступных посягательств, для осуществления которой в уголовном законодательстве определяется, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и устанавливаются наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.
Помимо общей задачи, единство норм, институтов и частей уголовного права, как отрасли права, обеспечивают и принципы уголовного права, под которыми понимаются основополагающие идеи, закрепленные в нормах уголовного права, которые предопределяют содержание и построение уголовно-правовых норм, институтов и отрасли права в целом.
УК РК следующим образом определяет задачи уголовного права, а следовательно, и задачи уголовного законодательства: защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности РК, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрану мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Таким образом, перед уголовным законодательством ставятся три задачи: 1) охранительная; 2) предупредительная (профилактическая); 3) воспитательная.
Под охранительной задачей следует понимать защиту перечисленных в статье 2 объектов от преступных посягательств путем применения уголовно-правовых мер. Для этого уголовный закон определяет круг преступных деяний, виды и размеры наказаний за них.
Профилактическая задача сводится к предупреждению преступлений. При этом различается частная превенция, то есть предупреждение совершения новых преступлений теми, кто уже совершил преступление, что достигается путем применения к нему наказания и иных уголовно-правовых мер, а также общая превенция уголовного закона: предупреждение совершения преступления гражданами под воздействием уголовно-правового запрета.
Воспитательную функцию выполняют все институты и нормы уголовного права (наказание, необходимая оборона и др.).
3. Теория права выделяет материальные и формальные источники права. Под материальными источниками понимаются те явления, которые порождают ту или иную правовую норму, составляют ее основу. Формальные источники права - это внешняя характеристика правовой нормы, ее внешний облик. Материальные источники определяют содержание норм уголовного права, представляющих властное веление государства, поддерживаемое и обеспечиваемое силой государственных органов.
Единственным формальным источником уголовного права является уголовный закон, который представлен Уголовным кодексом Республики Казахстан. В ч. 1 ст. 1 УК РК указано "Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит исключительно из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс".
Что касается материальных источников, то на основании ч. 2 ст. 1 УК РК к ним относятся Конституция Республики Казахстан и общепризнанные принципы и нормы международного права. Конституция Республики Казахстан содержит ряд норм уголовно -правового характера (положения о смертной казни, праве на необходимую оборону, об обратной силе закона, о круге лиц, не несущих ответственности за недонесение о совершенном преступлении, о недопустимости применения уголовного закона по аналогии и др.). Конституция является правовой основой формирования всей политики государства, проявляющейся во всех отраслях права, в том числе определяющей направления и принципы уголовной политики государства. Уголовная политика Республики Казахстан проявляется в направлениях деятельности законодательных и правоприменительных в выработке общих положений уголовного законодательства, в установлении круга преступных деяний и системы наказаний, определении санкций в конкретных составах преступлений, разработке мероприятий по предупреждению преступности.
Конституция Республики Казахстан в ст. 1 объявляет, что высшими ценностями государства являются человек, его права и свободы, а в ст. 12 закрепляется естественный характер ("признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов").
Развивая возможность реализации человеком своих прав и свобод Конституция закрепляет необходимость установления государством того или иного запрета, в том числе, и уголовно-правового: "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность".
К материальным источникам уголовного права также относятся общепризнанные принципы и нормы международного права. Нормы уголовно-правового характера, содержащиеся в ратифицированных Республикой Казахстан международных договорах (конвенциях) могут применяться после их включения в уголовный закон Республики Казахстан.
Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 года (УК Казахстана) — основной и единственный источник уголовного права Казахстана, устанавливавший преступность и наказуемость деяний на территории Казахстана в период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2014 года. Эта редакция Уголовного кодекса Казахстана была подписана президентом Казахстана Н. Назарбаевым 16 июля 1997 года и вступила в силу с 1 января 1998 года, сменив предыдущий Уголовный кодекс Казахской ССР 1959 года, применявшийся до тех пор, последние изменения на 01.01.2019г.
Кодекс состоит из Общей (разделы I—VII) и Особенной частей (главы 1—16). В отличие от большинства кодексов государств бывшего СССР в нём используется двухуровневая структура: Общая часть делится на разделы, Особенная — на главы; более мелкие деления отсутствуют.
В Общей части рассматриваются основные понятия уголовного законодательства, устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от неё, общие положения об уголовном наказании и освобождении от него, принудительных мерах лечения, а также особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Особенная часть включает в себя статьи, описывающие составы конкретных преступлений. Структура Особенной части отражает иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом: на первом месте стоят преступления против личности, затем преступления против семьи и несовершеннолетних, конституционных прав и свобод. Далее идут преступления против мира и безопасности человечества, конституционного строя и безопасности государства, собственности.
Тема: Судебная система Республики Казахстан.
План.
1.Суд и правосудие в Республике Казахстан.
2.Система судов в Республике Казахстан.
3.Полномочия Верховного суда в Республике Казахстан.
Суд и правосудие в РК.
Место судебной власти в системе ветвей государственной власти. Отправным моментом в понимании данного вопроса служит п.4 ст.3 Конституции РК, согласно которому «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».
Функции судебной власти:
-осуществление правосудия по гражданским, уголовным и иным делам;
-контроль за законностью принимаемых решений и действий органов дознания, следствия и прокурора;
-рассмотрение заявлений о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, а также жалоб на действия и решения, нарушающие права, свободы и законные интересы граждан;
-принятие в лице Верховного суда РК нормативных постановлений, которые согласно п.1 ст.4 Конституции РК являются одним из источников действующего права;
-осуществление вышестоящими судами судебного надзора за судебной (процессуальной) деятельностью нижестоящих судов;
-внесение частных постановлений в государственные и иные органы и организации об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
-изучение и обобщение практики применения законов и иных нормативных правовых актов судами.
Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами. В соответствии с п.1 ст.75 Конституции правосудие в РК осуществляется только судом. Пункт 1 ст.1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» провозглашает: «Судебная власть в РК принадлежит только судам, в лице постоянных судей». Ст.23 этого же закона, посвященная правовому статусу судьи, гласит: «Судьи всех судов РК обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья в установленном Конституцией РК и настоящим Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти».
Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РК, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,
П.4 ст.75 Конституции РК предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РК и конституционным законом.
Единство судебной системы:
Судебная система установлена Конституцией РК и конституционным законом РК.
Судьи судов РК рассматривают дела по единым правилам, закреплённым в ГПК РК, УПК РК.
Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.
Судьи и суды финансируются из республиканского бюджета.
Все судьи независимы и подчиняются Конституции РК и закону.
Судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению на территории РК.
Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов.
П.3 ст. 79 Конституции РК: Судьями могут быть граждане Республики, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики.
П. 3 ст. 82 Конституции РК: Председатели и судьи других судов Республики назначаются на должность Президентом Республики по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции.
Ст. 29 Конституционного Закона РК: «О судебной системе и статусе судей РК»: Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда.
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть предназначена осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики Казахстан.
Тест.
1)Судебная власть осуществляется от имени:
A) Президента Республики Казахстан
B) Республики Казахстан
C) Верховного Суда Республики Казахстан
D) Народа Казахстана
E) Парламента Республики Казахстан
2)Принципы правосудия, установленные Конституцией Республики Казахстан:
A) являются общими для судов первой инстанции
B) являются общими и едиными для всех судов и судей Республики
C) являются общими и едиными для всех районных и областных судов Республики
3)Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за:
A) своевременным исполнением законов и других нормативных правовых актов
B) точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики Казахстан
C) правильным и точным исполнением законов
4)Местные исполнительные органы:
A) не входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан
B) входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан
C) входят в единую систему представительных органов Республики Казахстан
D) являются независимыми
5)Единым источником государственной власти в Республике Казахстан является:
А) Народ
В)Президент Республики Казахстан
С) Ветви государственной власти
D) Органы государственной власти
Глоссарий. Дайте определение терминам:
1) Суд- …
2) Прокуратура- …
3) Правосудие- …
4) Правоохранительные органы-…
5) Судебная власть-…
Литература :
1.Конституция Республики Казахстан ,от 30.08.1995г ,с изм от 10.03.2017г.
2. Аюпова З.Н. Основы права .Алм, 2013г.
3.Сералиева А.М. Основы права . Учебное пособие, Алм,2013г.
4.Основы государства и права . Учебное пособие .Караганда .1998г.
Тесты по дисциплине : «Основы права»
Система общеобязательных правил поведения, установленных и санкционированных государством, выражающие общие индивидуальные интересы населения и выступающие государственным регулятором общественных отношений.
Право
Принцип
Метод
Государство
Отрасль права
Выберите признака права
Общеобязательность
Устанавливается государством
Выражает интересы населения
Служит государственным регулятором
Все вышеперечисленное
Не является признаком права
Общеобязательность
Устанавливается государством
Выражает только интересы государства
Выражается в официальных документах (законы, кодексы ,указы)
Служит государственным регулятором
Совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определённость и социальное назначение.
Право
Принцип
Метод
Сущность права
Отрасль права
Один из подходов к сущности права, который определяет право как систему гарантированных государством юридических норм. Сущность права обусловливает следующие его свойства: общеобязательность, строгую формальную определённость, гарантированность, защищённость интересов господствующего класса.
Классовый (марксистский)
Социальный
Национальный
Религиозный
Расовый
Один из подходов к сущности права, который определяет право выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Сущность права заключается в его способности выступать инструментом по согласованию интересов отдельных личностей, социальных групп.
Классовый (марксистский)
Социальный
Национальный
Религиозный
Расовый
Основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Функции права
Принципы права
Методы права
Сущность права
Отрасль права
Основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Функции права
Принципы права
Методы права
Сущность права
Отрасль права
Выберите из перечисленного источники права
Правовой обычай
Правовой прецедент
Нормативно-правовые акты
Договор
Все вышеперечисленное
Политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Право
Принцип
Метод
Государство
Отрасль права
Политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.
Суверенитет
Публичная власть
Территория
Система налогов, сборов, займов
Неразрывная связь государства и права
Один из подходов к сущности государства, который определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.
Классовый (марксистский)
Социальный
Национальный
Религиозный
Расовый
Один из подходов к сущности государства, который определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.
Классовый (марксистский)
Социальный
Национальный
Религиозный
Расовый
Один из подходов к сущности государства, который определяет государство как организацию политической власти экономически господствующего класса.
Классовый (марксистский)
Социальный
Национальный
Религиозный
Расовый
Один из подходов к сущности государства, который определяет государство как организацию политической власти, создающую условия для компромисса различных классов и социальных групп.
Классовый (марксистский)
Социальный (Общечеловеческий)
Национальный
Религиозный
Расовый
Дата принятия Всеобщей Декларации прав человека
10.12.1948 г.
10.12.1950 г.
10.12.1949 г.
10.12.1947 г.
10.12.1946 г.
Количество статей Всеобщей декларации прав человека
25
30
28
29
35
В 1950 году в честь Декларации прав человека, ООН учредила праздник День прав человека. Когда он отмечается?
15 декабря
10 декабря
20 декабря
16 декабря
10 января
Функции Конституции:
Историческая
Аналитическая
Организаторская
Императивная
Диспозитивная
Hарод осуществляет власть:
непосредственно через республиканский референдум
Непосредственно через народную законодательную инициативу
Делегирует власть политическим партиям
Непосредственно через опросы населения
Через общественные объединения
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты:
Прав и свобод человека
Собственности государственных предприятий
Целей политических партий
Политики Правительства
Международного престижа государства
B соответствии с разделением государственной власти в РК на три ветви система органов государственной власти подразделяются на виды, включающие органы:
Административной власти
Общественной власти
Демократической власти
Прокурорской власти
Судебной власти
Предметом конституционного права Республики Казахстан являются:
общественные отношения, возникающие в сфере административно – правового
регулирования;
общественные отношения, возникающие в соответствии с нормами Конституции РК
и регулирующие основы устройства общества, государства, положение в нем человека
и гражданина;
общественные отношения, возникающие в сфере взаимоотношений государства с
общественными объединениями, неправительственными организациями и
политическими партиями;
общественные отношения, возникающие в сфере регулирования имущественных
правоотношений между равными сторонами;
общественные отношения, возникающие в сфере регулирования правоотношений
между государственными органами, учреждениями и организациями.
Термин конституционное право употребляется в трёх смыслах
как отрасли права, института права и нормы права;
как отрасли, науки и учебной дисциплины;
как отрасли права, подотрасли права и системы права;
как системы публичного права, института права и учебной дисциплины;
как формы права, системы права и нормы права.
Отрасль конституционного права РК относится к сфере:
частного права;
публичного права;
гражданского права;
международного права;
является самостоятельной сферой права, составляющей основу всей правовой базы РК.
Человек становится субъектом конституционного права начиная с:
рождения;
7 лет;
14 лет;
16 лет;
18 лет.
В систему конституционного права РК не включается следующий институт:
права и обязанности супругов;
права, свободы человека и гражданина;
конституционный контроль;
избирательная система;
взаимоотношения государства и личности.
Какой источник права имеет высшую юридическую силу и прямое действие в
Республике Казахстан?
Конституция РК;
Все ранее действовавшие Конституции РК;
международные договоры;
конституционные законы;
Указы Президента РК, имеющие силу конституционных законов
Конституция РК 1995 года принята:
Парламентом РК;
Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного Закона;
на республиканском референдуме;
Верховным Советом РК;
путем изменения и дополнения Конституции 1993 года.
Сущность Конституции РК в том, что она выражает волю:
казахской нации;
народа Казахстана;
граждан РК, иностранных граждан и апатридов;
Президента РК;
народных депутатов.
Сколько статей содержит Конституция РК?
36;
72;
86;
98;
113.
Из скольких разделов состоит Конституция РК?
4;
7;
9;
11;
15.
Источник права, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на территории Казахстана:
Конституция РК;
все ранее действовавшие Конституции РК;
международные договоры;
конституционные законы;
Указы Президента РК, имеющие силу конституционных законов.
Неблагоприятные последствия, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом форме; применение к правонарушителю мер государственного принуждения, предусмотренных правовой нормой, в установленном законом порядке.
юридическая ответственность
Диспозитивный метод права
Императивный метод права
Государство
Отрасль права
В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие виды юридической ответственности:
гражданско-правовая
материальная
административная (административно-правовая)
уголовная
Все вышеперечисленное
Конституция представляет собой:
систему правовых норм, которые имеют высшую юридическую силу на всей территории страны;
совокупность обычаев;
подзаконный акт;
совокупность приемов и способов регулирования отношений между органами государственной власти;
кодекс чести.
Сколько разделов и статей содержит Конституция РК 1995 г.:
9 разделов и 87 статей;
10 разделов и 98 статей;
8 разделов и 78 статей;
9 разделов и 98 статей;
10 разделов и 100 статей.
Источником государственной власти РК является:
Президент РК;
Парламент РК;
Правительство РК;
народ РК;
казахский народ
Государственные символы РК:
герб, флаг и гимн;
Президентские штандарты;
Орден «Алтын кыран»;
столица Республики;
Резиденция Президента РК.
Вид юридической ответственности, которая представляет собой способ принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав с целью восстановления имущественного положения потерпевшего.
гражданско-правовая
материальная
административная (административно-правовая)
уголовная
дисциплинарная
Вид юридической ответственности, которая представляет собой вид юридической ответственности, состоящей в обязанности одной из сторон трудового договора (работника или работодателя) возместить материальный ущерб, причиненный другой стороне в результате виновного, противоправного неисполнения своих трудовых обязанностей.
гражданско-правовая
материальная
административная (административно-правовая)
уголовная
дисциплинарная
Выберите вид юридической ответственности, наступающий за совершение дисциплинарных проступков и выражающийся в объявлении нарушителю властью администрации дисциплинарного взыскания.
гражданско-правовая
материальная
административная (административно-правовая)
уголовная
дисциплинарная
Назовите вид юридической ответственности, налагаемый только судом на лицо, совершившее преступление.
гражданско-правовая
материальная
административная (административно-правовая)
уголовная
дисциплинарная
Основания приобретения гражданства РК
По рождению
Заключение брака с гражданами РК
Въезд на территорию РК
Наличие прописки
Пожалование гражданства
Документ о гражданстве. Выбрать верный ответ
Паспорт гражданина РК
Удостоверение личности
Свидетельство о рождении
Паспорт гражданина РК одного из родителей
все вышеперечисленное
В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях в течение какого срока?
Не менее 6 лет
Не менее 7лет
Не менее 5 лет
Не менее 4 лет
Не менее 3 лет
В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты лица, состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан в течении какого срока?
не менее пяти лет
не менее четырех лет
не менее одного года
не менее двух лет
не менее трех лет
Дата принятия Закона РК «О гражданстве РК»
20.12.1991 г.
20.12.1992 г.
20.12.1993 г.
20.12.1994 г.
20.12.1990 г.
B выходе их гражданства РК может быть отказано следующим лицам:
Если лицо не достигло 5 лет
Если лицо имеет неисполненные обязательства перед РК
Если лицо старше 70 лет
Если лицо состоит в браке с гражданином РК
Если лицо состоит на государственной службе
Дата принятия Кодекса РК «Об административных правонарушениях»
05.07.2014 г.
05.07.2013 г.
05.07.2016 г.
05.07.2015 г.
05.07.2012 г.
Отрасль права, объединяющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления)
Уголовное право
Административное право
Конституционное право
Гражданское право
Семейное право
Совокупность способов, средств, приемов, с помощью которых административное право воздействует на отношения.
Право
Принцип
Метод правового регулирования
Государство
Отрасль права
Распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.
Система административного права
Принципы административного права
Метод правового регулирования
Государство
Отрасль права
Правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно распорядительной деятельности субъектов административного права
Система административного права
Принципы административного права
Метод правового регулирования
Источники административного права
Отрасль права
Дата принятия Гражданского Кодекса РК Общая часть
27.12.1994 г.
27.12.1995 г.
27.12.1996 г.
27.12.1992 г.
27.12.1993 г.
Дата принятия Гражданского Кодекса РК Особенная часть
01.07.1999г.
01.07.1995 г.
01.07.1996 г.
01.07.1992 г.
01.07.1993 г.
Гражданское законодательство:
определяет правовое положение участников гражданского оборота;
основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав;
регулирует договорные и иные обязательства;
*егулирует имущественные и личные неимущественные отношения;
определяет правовое положение государства как субъекта гражданского оборота.
Равенство субъектов гражданского оборота является:
одной из составных черт гражданско – правового метода;
одной из составных черт гражданско – правовой системы;
одной из составных черт предмета гражданского прав, как отрасли;
одной из составных черт гражданско – правовой науки;
одной из составных черт деликтоспособности.
Автономия воли субъектов гражданского оборота является:
одной из составных черт гражданско – правового метода;
одной из составных черт гражданско – правовой системы;
одной из составных черт предмета гражданского прав, как отрасли;
одной из составных черт гражданско – правовой науки;
одной из составных черт деликтоспособности.
Имущественная самостоятельность субъектов гражданского оборота является:
*одной из составных черт гражданско – правового метода;
одной из составных черт гражданско – правовой системы;
одной из составных черт предмета гражданского прав, как отрасли;
одной из составных черт гражданско – правовой науки;
одной из составных черт деликтоспособности.
Равенство участников гражданских отношений является:
одной из составляющих принципов;
одной из составляющих гражданско – правовой системы;
одной из составляющих предмета гражданского прав, как отрасли;
одной из составляющих гражданско – правовой науки;
одной из составляющих деликтоспособности.
Недопустимости произвольного вмешательства кого – либо в частные дела является:
одной из составляющих принципов;
одной из составляющих гражданско – правовой системы;
одной из составляющих предмета гражданского прав, как отрасли;
одной из составляющих гражданско – правовой науки;
одной из составляющих деликтоспособности.
Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, образуют:
принципы гражданского права;
предмет гражданского права;
метод гражданского права;
наука гражданского права;
отрасль гражданского права.
Способы и приемы воздействия гражданско – правовых норм на общественные отношения представляют собой:
гражданско – правовую отрасль;
гражданско – правовую науку;
гражданское законодательство;
гражданско – правовой метод;
гражданско – правовые принципы.
Вопросы контроля знаний по дисциплине: «Основы права»
1.Каковы предпосылки возникновения государства?
2.Какова роль правового государства в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.
3.В чем заключается роль человека права в жизни общества?
4.Охарактеризуйте правовые системы современности.
5.В чем соотносятся понятие «конституционное право», «государственное право» и «публичное право».
6.Раскройте понятие конституционного права.
7.Каковы конституционные основы положения человека и гражданина в РК?
8.Конституционный Совет РК.
9.Правовые основы организации и деятельности судов РК.
10.Какова сущность административно-правовых норм и их реализация?
11.Кто является субъектами административного права?
12.Какова ответственность госслужащих?
13.Какие требования предъявляются к сделкам в гражданском праве?
14.В чем заключается право интеллектуальной собственности?
15.Какова особенность наследственного права РК?
16.Какие требования предъявляются к опекунам попечителям?
17.Порядок усыновления ( удочерения) ребенка по законодательству РК?
18.Дайте определение алиментных обязательств?
19.Каково содержание трудового договора?
20.Какова ответственность за причинение вреда в трудовом и гражданском законодательстве?
21.Каков порядок рассмотрения трудовых споров?
22.Назовите основания и условия наступления дисциплинарной ответственности?
23.Из каких элементов состоит состав преступления?
24.Каковы стадии совершения преступления?
Литература :
1.Конституция Республики Казахстан ,от 30.08.1995г ,с изм от 10.03.2017г.
2. Аюпова З.Н. Основы права .Алм, 2013г.
3.Сералиева А.М. Основы права . Учебное пособие, Алм,2013г.
4.Основы государства и права . Учебное пособие .Караганда .1998г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.