УМР "Татарский народный орнамент".
Оценка 5

УМР "Татарский народный орнамент".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
3 кл—11 кл +1
12.08.2018
УМР "Татарский народный орнамент".
Учебно-методическая разработка оказывает неоценимую помощь, при изучении тем: «Народный орнамент», «Композиционное построение и колорит орнамента», «Роль народного орнамента в культурно-бытовых традициях татарского народа», «Татарский национальный костюм», «Ювелирные изделия», «Татарская мозаичная обувь». Учебно-методическое разработка освещает теоретико-методологические и методические аспекты, подробно рассматривает методические рекомендации и поурочное планирование.формат doc, размер 137 кБ
татарск орнам.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖИГУЛЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (МБУ ДО ШИ № 2) Учебно­методическая разработка тема:  «Орнамент  в декоративно­прикладном искусстве  татарского народа»                                                                                                                                                                                                               автор: преподаватель художественного отделения Соколова И. В.  г. Жигулёвск  2018 г. Пояснительная записка  процесса;  повышение            Художественно­эстетическое образование  приобретает особую остроту и  актуальность. Отношение к предметам эстетического цикла  в муниципальных   школах как к второстепенным, ограничение их места в учебных программах,  нанесло нашей стране немалый урон, по этому надо стремиться ликвидировать  пробелы в духовном развитии личности учащихся, в этом и поможет  дополнительного образование школы искусств в которых можно ознакомить  детей с разными народами и их культурами нашей большой страны.      Цель:   воспитание   у  учащихся   потребности  изучать   народное   творчество разных культур  в  нашей стране, пропуская  через  свои практические  умения, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать культуру  народов.     Задачи: включение инноваций в содержание, методику и организацию учебно­ воспитательного грамотности   в   использовании современных информационных технологий в учебном процессе.   Учебно­методическая разработка оказывает неоценимую помощь, при изучении тем: «Татарский народный орнамент», «Композиционное построение и колорит татарского   орнамента»,   «Роль   народного   орнамента   в   кульурно­бытовых традициях   татарского   народа»,   «Татарский   национальный   костюм», «Ювелирные изделия», «Татарская мозаичная обувь».     Одним из очевидных и перспективнейших продуктов развития современного урока является усиление наглядности, использование мультимедийных пособий ­   возможность   материализации   интереснейшего   свойства   нашего   мозга отображать   окружающую   действительность.   Многолетний   опыт   обучения многих   учителей  и   психолого­педагогические   исследования   показали,   что эффективность   обучения   напрямую   зависит   от   степени   активизации   всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем   более   прочно   он   усваивается.   Принцип   систематичности   и последовательности   в   обучении   позволяет   достичь   больших   результатов: учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно; кроме того, при   мультимедиа   обучении   появляется   возможность   реализации   принципа индивидуализации   обучения.   Усиление   активности   и   самостоятельности учащегося   становится   еще   более   возможным,   благодаря   использования электронно­ресурсного материала. Именно из этого я исходила при разработке презентаций, которые оказываются большими помощниками на уроках.      Расширение   возможностей   в   реализации   принципа   наглядности   на   основе современных   информационно­технических   средств   создает   в   практической педагогической   деятельности   иллюзию   полного   решения   проблемы техническими   средствами,   во   вред   содержанию   и   целям   обучения.   Чтобы избежать этих негативных тенденций, в мультимедиа обучении и при разработке электронных   методических   пособий   нужно   придерживаться   принципа системности   и   соотносить   новые   технико­педагогические   параметры современных   средств   наглядности   с  основными   структурными   компонентами дидактической системы: целями и задачами, содержанием и методами.  Учебно­методическое  разработка  освещает   теоретико­методологические   и   методические аспекты, подробно рассматривает методические рекомендации и поурочное планирование.     Учебно – методическая разработка  успешно применяется на уроках в школе МБУ ДО ШИ № 2 среди вторых и первых классах.   Материал соответствует установленным федеральным государственным требованиям и позволяет больше узнать об особенностях декоративной композиции и выполнить ее в материале. Практическое   применение   данной   информации,   способствует   развитию творческих способностей обучающихся. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками: ­ иметь представление о применении современных информационных технологий в учебном процессе ­ характерные особенности элементов татарского орнамента; ­ иметь навыки работы с разными материалами ­   иметь   представление   о   разнообразии   композиционного   строя,   мотивах   и колорите орнамента, о характере орнамента в предметах народного быта; ­ о связи орнамента с народной музыкой, фольклором; ­   иметь   представление о значении   декоративно­прикладного   искусства   как средства отражения мира, духовной летописи народа; ­ знать основы мастерства декоративно­прикладного искусства. ­ уметь использовать полученные теоретические и практические знания; ­   свободно   рисовать   кистью   мотивы   зооморфного,   геометрического   и растительного орнамента; ­   владеть   приемами   технологии   выполнения   предметов   декоративно­ прикладного искусства ­ делать зарисовки на бумаге с образцов народных промыслов; ­ составлять орнаментальные творческие композиции; ­   пользоваться   различными   приемами   и   видами   художественного   творчества (аппликация конструирование, вышивка и д.р.); ­ анализировать произведения народного и декоративно­прикладного искусства пользуясь понятием: орнамент линейный, замкнутый, сетчатый, симметричный, ассиметричный, динамичный или статный; ­   выражать   свое   отношение   к   художественному,   идейно­нравственному содержанию анализируемых произведений;  применять   принципы   народного   искусства   в   собственном   творчестве (повтор, вариации, импровизация). Содержание: 1. 1 урок. Тема урока: «Татарский народный орнамент» 2. 2 урок. Тема урока: «Композиционное построение и колорит татарского орнамента» 3. 3 урок. Тема урока: «Роль народного орнамента в кульурно­бытовых традициях татарского народа» 4. Используемая литература 5. Приложение 1 урок. Тема урока: «Татарский народный орнамент» Цели: Образовательные:   Познакомить   учащихся   с   искусством   татарского народа,   с   татарским   национальным   орнаментом.   Раскрыть   особенности элементов орнамента, познакомить с его особенностями. Развивающие:   Развивать   творческие   способности   учащихся,   навыки работы с ножницами, развивать вкус и умение видеть прекрасное. Воспитательные:   Воспитать   у   детей   любовь   к   искусству   татарского народа, любовь к родному краю. Зрительный ряд: Работы учащихся. Наглядное пособие «Разновидности орнамента». Изделия из бабушкиного сундука (костюм (калфак, кульмек, изю, камзол, ичиги или туфли), ювелирные изделия, вышивка, узорное ткачество и др.). Музыкальный и звуковой ряд: татарские народные мелодии. Видеоряд: презентация к уроку. Оборудование: компьютер; видеопроектор; экран. Оборудование для учащихся: Цветная бумага, ножницы. Презентация: Слайд   №1­4   Красота   родной   природы,   фотографии   сделанные   самими  же учащимися. Слайд №5 Татарский орнамент делится на три основные вида. Слайд №6 Разновидности зооморфных элементов. Слайд №7 Схематические изображения голов хищников – львов или тигров. Слайд №8 Изображение двух и трехглавых птиц с распростертыми крыльями. Слайд   №9   Использование   зооморфных   элементов   в   оформлении   деревянной архитектуры. Слайд   №10­11   Из   степных   мотивов:   тюльпан,   незабудка,   мак,   ветреница, гвоздика; мотивы цветка гвоздики в бутоне и в раскрывшемся виде, где один и тот   же   цветок   может   быть   изображен   с   острыми,   волнистыми   и   круглыми лепестками. Слайд №12 Из луговых мотивов: ромашка, колокольчик, василек, шиповник. Слайд   №13   Из   садовых   цветов   самые   распространенные   ­   георгин,   астра, хризантема, пион, фиалка, роза. нарцисс, ирис Слайд №14 Листочки разной конфигурации обогатили татарский орнамент Слайд №15 Во всех областях искусства казанских татар широко используются мотивы   трилистника.   Объединяясь   с   другими   цветами,   трилистник   создает своеобразную композицию. Слайд №16 Пальметтовидные элементы цветочного орнамента Слайд №17 Различные мотивы цветочного орнамента Слайд №18­19 Геометрический орнамент. Изображение звезд и луны. Слайд №20 Из геометрического орнамента большое распространение получили повторяющиеся   линии,   полосы,   зигзаги,   изображения   шестиконечной   и восьмиконечной звезды, солярные знаки ­ розетки простые и сложные, вихревые и цветочные. Слайд   №21   Мотивы   геометрического   орнамента   Мотив   волны.   Мотив набегающей волны. Мотив жгута. Мотив спирали. Мотив веревочки, плетенки, меандра. Мотив, который условно назван фестончатообразным. Мотив скобы. Ход урока: 1.   Организационный   момент. Здравствуйте,   ребята.   Сегодня   мы   узнаем насколько богат и насыщен татарский орнамент. 2.   Актуализация. У   каждого   народа   есть   своя   история,   культура,   богатое народное творчество. Есть у каждого народа богатый национальный орнамент, элементы   которого   складываются   веками.   Распознав   элементы,   мотивы   и колорит орнамента мы можем узнать часть истории орнамента. Мы посвятим несколько уроков татарскому национальному орнаменту 3. Формирование новых знаний, умений и навыков. ­ Посмотрев   слайды,   учащиеся   сами   осознают,   что   у   татарского   народа преоблодает цветочно­растительный орнамент. Богата наша земля полями, лесами, лугами с цветами. Природа давала творцам народного   искусства   возможность   широко   наблюдать   мир   живых   образов   и вдохновляла   человека   на   творчество,   создавать   прекрасные   произведения   в разных   видах   декоративно­прикладного   искусства.   Сегодня,   мы   с   вами ознакомимся с татарским народным орнаментом. Выполним работы и получим положительные оценки. Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких­ либо рисунков или линий в определенном порядке. Слово   «орнамент»   произошло   от   латинского   «ornamentum»,   что   значит «украшение».       С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы   домашней   утвари,   расписывали   ими   потолки   и   стены   дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел. История возникновения татарского   орнамента.   Татарский   народный   орнамент   представляет   яркую   и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством   декоративно­прикладного   искусства,   он   отражает   в   то   же   время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.  Орнаментальное   искусство,   как   и   все   человечество   в   целом,   проходит   длительный   путь   исторического   развития   и   широкого   взаимоотношения   с соседними   дальними   народами.   Однако   искусство   орнамента   на   территории нашей республики известны еще ранее у первобытных племен, населяющих наш край,   начиная   с   эпохи   неолита.   По   своему   характеру   татарский   орнамент глубоко   связан   с   древней   земледельческой   культурой,   начало   которой   было положено   еще   задолго   до   образования   Волжской   Булгарии.   Они   в   своих произведениях обогатили орнамент с изображениями зверей и птиц, постепенно превращая   их   в   знак,   орнаментальный   мотив,   воплощенный   себя   магический смысл.    Устойчивость орнамента, связанного с бытом, традициями и обычаями народа, привела  к  своеобразному сосуществованию  орнамента  двух типов  ­ древнего скотоводческого   и   земледельческого,   давших   начало   развитию   ряда производных узоров,  однако татарский орнамент от относительно скромной и суховатой простоты орнамента булгарского периода шагнул к формам более динамичным, декоративно насыщенным, в которых основное место отводилось традиционному «цветочному стилю». Зарождение этого «нового» стиля падает на   конец  XV   ­   первую   половину   XVI   вв.  ­   период   экономического   подъема Казанского ханства и расцвета различных видов народного творчества.    Орнаментальное   искусство,   как   и   все   человечество   в   целом,   проходит длительный   путь   исторического   развития   и   широкого   взаимоотношения   с соседними   дальними   народами.   Однако   искусство   орнамента   на   территории нашей республики известны еще ранее у первобытных племен, населяющих наш край,   начиная   с   эпохи   неолита.   По   своему   характеру   татарский   орнамент глубоко   связан   с   древней   земледельческой   культурой,   начало   которой   было положено   еще   задолго   до   образования   Волжской   Булгарии.   В   татарском орнаменте довольно четко проявляются и элементы, связанные скотоводческой культурой   отдаленных   предков   казанских   татар.   Зоомфорный   стиль, представлен   в   искусстве   тюркоязычников.  Орнамент   в   татарской   вышивке исследователи условно делят на три основных вида: зооморфный, растительный и геометрический.     Зооморфные мотивы в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из   причин   этого   ­   запрет   мусульманской   религии   на   изображение   живых существ. Впрочем, подобное «табу» вызвало к жизни множество вариантов не запрещенных   религией   типов   орнамента.   В   зооморфном   стиле   орнамент обогатился еще с изображениями  зверей  и птиц, постепенно превращая их в знак, орнаментальный мотив, воплощенный себя магический смысл.    С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа   птица   с   древнейших   времен   являлась   символом   солнца   и   света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Изображения уточки. Изображения   летучей   мыши.   Они   используются   в   оформлении деревянного зодчества. Изображения птиц, бабочек, коней и прочих населяющих окружающий мир   живых   образов   были   тщательнейшим   образом   стилизованы, переработаны в духе растительного орнамента Изображение двух и трехглавых птиц с распростертыми крыльями. . Птицы   представлены   с   раскрытыми   клювами   и   крыльями,   двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Фигура   птицы   превращалась   в   человеческую,   с   руками   ­   крыльями, ногами ­ хвостом, человеческим лицом. Орнамент в виде «дерева жизни» олицетворяли в мировоззрении болгар язычников – образ великой богини тюркской Умом, связанной с солнцем, землей, с возрождением – деревьев, цветов. Она была владычицей всех стилей Схематические изображения голов хищников – львов или тигров. Весьма   древним   в   творчестве   народа   является   изображение   летучей мыши. Они используются в оформлении деревянного зодчества. В   орнаменте   казанских   татар   нередко   можно   встретить   всадников, расположенных по сторонам священного древа жизни. По своей трактовке древо жизни имеет разный характер: его можно наблюдать в виде дерева, цветка   или   какого­либо   другого   условного   изображения.   Оно   почти никогда не дается реалистически и является таким же символическим, как и   весь   мир   образов   и   представлений.   Своим   содержанием   «небесные всадники» олицетворялись гром и молния, поражающие всякое зло. Однако   татарский   орнамент   от   относительно   скромной   и   суховатой простоты орнамента булгарского периода шагнул к формам более динамичным, декоративно   насыщенным,   в   которых   основное   место   отводилось традиционному «цветочному стилю». Зарождение этого «нового» стиля падает на   конец  XV   ­   первую   половину   XVI   вв.  ­   период   экономического   подъема Казанского ханства и расцвета различных видов народного творчества. Цветочно­растительные  изображения   подразделяются   на   три   большие группы: степного, лугового и садового характера. Из   степных   мотивов:   тюльпан,   незабудка,   мак,   ветреница,   гвоздика; мотивы цветка гвоздики в бутоне и в раскрывшемся виде, где один и тот же   цветок   может   быть   изображен   с   острыми,   волнистыми   и   круглыми лепестками. Из   луговых   мотивов:   ромашка,   колокольчик,   василек,   шиповник встречаются часто. Из садовых цветов самые распространенные ­ георгин, астра, хризантема, пион, фиалка, роза. Нарцисс, ирис встречаются реже. В   орнаменте   популярным,   любимым,   распространенным,   наиболее естественным, ближе к натуре цветком является тюльпан. Тюльпан   ­   цветок   обновления,   весною   он   всходит   первым,   обновляет природу, жизнь. Он, как и все цветы, изображается в открытом виде и с профиля. У него с профиля могут быть от трех до шести лепестков, а спереди до восьми лепестков. Отраженная в живописи роза ­ символ красоты и любви. Шиповник, рябина ­ растения, которые приносят радость и счастье, ветки применяются в виде талисмана. А астру считают символом долголетия, видимо, из­за наличия множества лепестков. В некоторых случаях можно встретить рисунки ржи и пшеницы. А так же очень богаты разновидности листочков. Из   простейших   растительных   мотивов   наибольшее   распространение получают   мотивы   волнообразного   побега   (виноградной   лозы), трилистника,   пальметтовидные   мотивы,   мотив   распустившейся   и полураспустившейся гвоздики, цветочные изображения с сердцеобразными лепесткам Во   всех   областях   искусства   казанских   татар   широко   используются мотивы трилистника. Объединяясь с другими цветами, трилистник создает очень красивую своеобразную композицию. Среди других форм цветков есть и мотивы лотоса. Также в татарских орнаментах   можно   увидеть   мотивы   восточных   огурцов.   Размещение внутри них букета цветов широко распространено в творчестве казанских татар. Удивляет обилие цвета и форм мотивов лепестков для вышивки.       Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место   занимают  геометрические.  Из   геометрического   орнамента   большое распространение получили повторяющиеся линии, полосы, зигзаги, изображения шестиконечной и восьмиконечной звезды, солярные знаки ­ розетки простые и сложные,   вихревые   и   цветочные.   Одним   из   характерных   признаков геометрического орнамента в народном творчестве является обилие вариаций, благодаря которому татарские мастера создали богатый репертуар мотивов. Мотив волны. Мотив набегающей волны. Мотив жгута. Мотив спирали. Мотив веревочки, плетенки, меандра. Мотив, который условно назван фестончатообразным. Мотив скобы. Мотив звезд и луны и т.д.    Сложные   геометрические   формы   ­   розетки   с   фестончатыми   краями, сердцеобразный   мотив   и   т.   д.   выступают   обрамлением   ведущих   цветочно­ растительных мотивов. 4.   Практическая   работа.  На   основе   изученного,   учащиеся   будут   создавать элементы   татарского   орнамента.   Учитель   на   примере   показывает,   путем складывания бумаги, вырезается несколько одинаковых элементов татарского орнамента,   для   последующего   составления   узора.   В   своей   работе   учащиеся используют   все   элементы   орнамента,   зооморфные,   цветочно­растительные, геометрические. 5. Подведение итогов. Учитель подводит итоги и выставляет оценки. 6. Задание на дом.  Принести на следующий урок цветной картон, клей ПВА, вырезанные   на   этом   уроке   элементы   орнамента.   Посмотреть   и   найти   где используются элементы татарского орнамента. 2 урок. Тема урока: «Композиционное построение и колорит татарского орнамента» Цели: Образовательные:   Познакомить   учащихся   с   искусством   татарского народа,   с   композицией,   колоритом   орнамента.   Раскрыть   особенности расцветки и ритма орнамента, познакомить с его особенностями. Развивающие:   Развивать   творческие   способности   учащихся,   навыки работы цветовой гаммой и композицией, развивать вкус и умение видеть прекрасное. Воспитательные:   Воспитать   у   детей   любовь   к   искусству   татарского народа, любовь к родному краю. Зрительный ряд: Работы учащихся. Наглядное пособие «Разновидности орнамента». Изделия из бабушкиного сундука (костюм (калфак, кульмек, изю, камзол, ичиги или туфли), ювелирные изделия, вышивка, узорное ткачество и др.). Музыкальный и звуковой ряд: татарские народные мелодии. Видеоряд: презентация к уроку. Слайд № 1­2 Виды композиции в оформлении татарского орнамента. Слайд № 3­4 Элементы ленточного узора. Слайд № 5­6 Элементы розеточного узора. Слайд №7 Повторяющие цветочные мотивы. Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов. Слайд № 8­9 Композиция и разновидности цветочного букета. Слайд № 10 Цветочный орнамент в стиле «восточное барокко». Оборудование: компьютер; видеопроектор; экран. Оборудование для учащихся: Цветная картон, клей ПВА, элементы татарского орнамента. Ход урока: 1. Организационный  момент.   Здравствуйте,   ребята.   На   прошлом   уроке   мы ознакомились с элементами татарского орнамента. Сегодня мы продолжим наше изучение, составим татарский узор из наших элементов и все получим только хорошие оценки. 2. Актуализация. Мы уже знаем, какие элементы присутствуют в татарском орнаменте. И каждый элемент имеет свое символическое значение, узнав, их мы можем вникнуть в часть истории татарского народа. Какие элементы татарского орнамента вы знаете? ­ Зооморфный, цветочно­растительный и геометрический. 3. Формирование новых знаний, умений и навыков. Для составления узора в вышивке, для оформления архитектурных сооружений, аппликации,   ткачества,   мы   должны   ознакомиться   с   принципами   построения татарского узора и узнать о колорите. Система построения узоров была знакома человеку с давних времен. Композиция   узоров   основывалась   на   создании   определенных   ритмов, повторений, чередовании различных мотивов. В орнаменте встречаются следующие композиции: Ленточная   композиция образуется   из   раппортов,   имеющих   параллельные направляющие. Геральдическая   (обратная)   композиция,   основывается   на   симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси. Сетчатая (ковровая). Центрально­лучевая или радикальная. Розеточная   композиция.   В   данной   композиции   рисунок   узора   основан   на исходящих из одного центра осевых лучей. Композиция в виде цветочного букета. Цветовая композиция, символика цвета: Основа вышивки. Для   татарского   орнамента   характерно   многоцветие,   которое   начинается   с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. И белый цвет был знаком чистоты, невинности и света. В тюркском народе   мотивы   птиц   или   перо   птицы   в   сочетании   с   красным   цветом воспринималось   как   символ   чистоты   и   стремления   к   свету.   Как   мы   видим, каждый цвет, являясь основой для вышивания, неся в себе важное смысловое значение, пополняет и обогащает рисунок, дает целостность всему изделию. В   стальных   случаях   выбор   цвета   ткани   зависит   от   вкуса   мастерицы. Предпочтение   отдавалось   ярким   насыщенным   цветам:   зеленому,   желтому, фиолетовому,   синему,   бардовому   и   красному.   Цветной   фон   является обязательным   в   многоцветной   вышивке.   Он   усиливает   одну   гамму   цветов   и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря   цветному   фону   композиция   орнамента   становилась   четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах. Расцветка узоров. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И, кроме   того,   отдельные   лепестки   цветов,   их   прожилки   отдельные   элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным   приемом   цветовой   композиции   является   прием   контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно­белую и   красную   цветовую   гамму.   В   узорах   обычно   фигурируют   от   4­х   до   6­ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне   пестрыми,   благодаря   цветному   фону,   который   погашает   яркие соотношения   цветов.   Богатые   узоры   выделяются   сочностью   применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркости, в общем цветовом колорите никогда   не   создается   впечатление   кричащей   пестроты.   Этому   способствует цветной   фон,   который   смягчает   или   наоборот   выявляет   отдельные   цветовые пятна. 4.   Практическая   работа.   Демонстрация   приемов   построения   орнамента (учитель   поэтапно   показывает   выполнение   различных   видов   орнамента   из элементов орнамента): ритмическое повторение (ленточная композиция); зеркальное отражение; прием вращения (центрально­лучевая композиция); круговые орнаменты (центрально­лучевая композиция). Вы   узнали   принципы   композиционного   построения,   и   какой   должна   быть расцветка узора. Используя ваши знания и приложив свою фантазию, составим узор   для   полотенца,   костюма,   головного   убора.   Самостоятельная   работа учащихся, выполнение аппликации из готовых элементов орнамента. 5.   Подведение   итогов.   Учащиеся   рассказывают   про   свои   работы,   в   каких случаях  жизни  они  могли  бы  использовать  свои   составленные  узоры.  Анализ общих   ошибок.  Учитель   всем   выставляет   оценки,  отмечая   наиболее   удачные работы. Провести экспресс выставку работ учащихся. Организовать выставку детских работ в «Уголке искусств» школы. Уборка рабочих мест. 6. Задание на дом. Придумай и сделай с друзьями поделки, которые можно украсить такими орнаментами–аппликациями. 3 урок. Тема урока: «Роль народного орнамента в кульурно­бытовых традициях татарского народа» Цели: Образовательные:   Познакомить   учащихся   с   искусством   татарского народа,   с   татарским   национальным   орнаментом.   Раскрыть   области применения народного орнамента. Развивающие:   Развить   кругозор,   творческие   способности   учащихся, развивать вкус и умение видеть прекрасное. Воспитательные:   Воспитать   в   духе   патриотизма,   привить   любовь   к искусству татарского народа и любовь к родному краю. Зрительный ряд: Работы учащихся. Наглядное   пособие   «Разновидности   орнамента»,   репродукции   с архитектурными сооружениями, декорациями, иллюстрированные книги с татарским орнаментом. Изделия из бабушкиного сундука (костюм (калфак, кульмек, изю, камзол, ичиги или туфли), ювелирные изделия, вышивка, узорное ткачество и др.). Музыкальный и звуковой ряд: татарские народные мелодии. Видеоряд: презентация к уроку. Слайд №1 Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа. Слайд №2 В тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, Слайд №3 Резной пластике надгробных камней, головных уборах. Слайд №4 Разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Слайд №5 В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища,   отражается   богатство   художественного   мышления   народа,   тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Слайд   №6Народный   узор   является   излюбленным   украшением   национальных праздников.   Так   во   времена   празднования   Сабантуя   огромные   декоративно расписанные полотенца реют в воздухе. Слайд   №7Театральные   художники   придают   большое   значение   орнаменту   в оформлении   национальных   спектаклей.   Так   же   используется   в   костюмах   и декорациях спектаклей. Слайд №8Орнамент является главным оберегающим значением в национальных костюмах. Слайд   №9Национальный   орнамент   весьма   интересно   используется   в графическом   оформлении   книг,   выпускаемых   татарским   книжным издательством, в их обложках, картинках, титульных листах. Слайд №10Применяют успешно народный орнамент и архитектуры Татарстана, оформили   снаружи,   внутри   новых   зданий,   в   Казанском   метрополитене, строящихся городах селах республики, а также является главной атрибутикой в государственных праздниках Оборудование: компьютер; видеопроектор; экран. Оборудование для учащихся: Альбом, краски, кисти. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы узнаем, где используется   татарский   орнамент,  побываем   виртуальном   музее   прикладного творчества выполним рисунки и получим итоговые оценки. Тема нашего урока: «Роль народного орнамента в культурно­бытовых традициях». 2.   Актуализация. У   каждого   народа   есть   своя   история,   культура,   богатое народное   творчество.   Есть   богатый   народный   орнамент,   элементы   которого складываются  веками. Распознав  элементы, мотивы  и колорит  орнамента мы можем   узнать   часть   истории   орнамента.   Мы   посвятим   несколько   уроков татарскому национальному орнаменту 3.   Формирование   новых   знаний,   умений   и   навыков. Во   времена   седой древности   украшениям   и   узорам   вещей,   одежды,   сооружений   придавалось значение символа «оберега» охраняющего владельца предмета или одежды от враждебных и невидимых сил. Орнаментальные украшения менялись и знаками помогающими   определить   племенное,   социальное   и   общественное   положение человека. Прекрасные   образцы   татарского   орнамента   нашли   яркое   выражение   в различных произведениях многовекового творчества народа. В   тонких   узорах   ювелирных   изделий,  красочных   вышивках   и   узорных тканях, Резной пластике надгробных камней, головных уборах. Разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В   мотивах   и   узорах   различных   бытовых   изделий,   как   и   орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Народный   узор   является   излюбленным   украшением   национальных праздников.   Так   во   времена   празднования   Сабантуя   огромные декоративно расписанные полотенца реют в воздухе. Театральные   художники   придают   большое   значение   орнаменту   в оформлении национальных спектаклей. Так же используется в костюмах и декорациях спектаклей. Орнамент   является   главным   оберегающим   значением   в   национальных костюмах. Национальный орнамент весьма интересно используется в графическом оформлении книг, выпускаемых татарским книжным издательством, в их обложках, картинках, титульных листах. Применяют   успешно   народный   орнамент   и   архитектуры   Татарстана, оформили   снаружи,  внутри   новых   зданий,   в   Казанском   метрополитене, строящихся   городах   селах   республики,   а   также   является   главной атрибутикой в государственных праздниках. Учитель: Даже по краткому перечню применения народного художественного наследия,   можно   узнать   о   его   значимости.   Область   применения   народного орнамента почти безгранична. 4.   Защита   творческих   работ.   Учащиеся   рассказывают   про   свои   работы. Рассказывают, какую композицию использовали, для каких изделий подойдут их узоры. 5. Вертуальная экскурсия в этнографический музей Казани. 6. Подведение итогов. Учитель оценивает творческую защиту учащихся. 7.З   адание   на   дом. Создать   поздравительные   открытки   с   использованием татарского орнамента.   Используемая литература   раскрывает   все   виды   узоротворчества   народа,        Данная методическая разработка бала адаптирована и написана на основе интернет https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia­razrabotka­po­   ресурса  diekorativno­prikla.html Также вся информация была сверена с книгой «Татарский народный орнамент» автора Валеев Ф.Х.  Книга является уникальным сводом татарского народного орнамента,   включая архитектурный   декор   и   монументальную   резьбу   по   камню,   такие   виды декоративно­прикладного искусства, как кожаная мозаика, вышивка, ткачество, ковроделие,   золотое   шитье,   ювелирное   искусство,   художественный   металл, оформление   народного   жилища.   Материал   книги   является   результатом многолетних   научных   и   экспедиционных   изысканий   автора   и   представляет интерес не только как фундаментальное академическое исследование, но и как методическое,   практическое   пособие   для   художников,   архитекторов, дизайнеров,   мастеров   народных   промыслов.   Предназначена   для   всех интересующихся   искусством,   культурой   и   историей   татарского   народа. Автор   —   Фуад   Хасанович   Валеев   (1921­1984),   первый   в   Поволжье   доктор искусствоведения,   один   из   основоположников   татарского   искусствознания. Научный   и   ответственный   редактор   настоящего   переиздания   —   доктор искусствоведения Г. Ф. Валеева­Сулейманова.        Валеев Ф. Х. Татарский народный орнамент Казань: 2002. — 302 с.        Ворончихин Н. С., Емшанова Н. А.  Орнаменты. Стили. Мотивы.­ Из­во Удмуртского ун­та, 2004, 90 с.          https://infourok.ru/prezentaciya­po­umk­tatarskiy­ornament­2188776.html

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".

УМР "Татарский народный орнамент".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018