Урок 75.
«Униженные и оскорбленные» на страгницах романа «Преступление и наказание».
Одной из основных поднятых
автором проблем в произведении стала тема "маленького человека",
униженного и оскорбленного. Она уже затрагивалась писателем в произведении
"Бедные люди", но в романе "Преступление и наказание"
прозвучала с новой силой.
Итак, действие романа происходит в Петербурге в
шестидесятые годы XIX столетия. Это было очень сложное для России время: отмена
крепостного права не привела к резкому улучшению жизни низших слоев населения,
старый мир был разрушен, а новый только начал формироваться.
Наступила эпоха
капиталистических отношений, и Петербург, изображенный в романе, - это огромный
буржуазный город, город разительных контрастов и противоречий, город мрачный и
враждебный простому человеку. Обитать в таком городе особенно тяжело маленькому
человеку, живущему на грани бедности и нищеты, человеку, лишенному всяческих
прав и средств к существованию.
Это город социальных контрастов. Беспорядочным представляется городской пейзаж
в романе: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду
известка, леса, кирпич, пыль, и та особенная летняя вонь, столь известная
каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...”
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в
дома, где живут его герои, “бедные люди”. Обычно это доходные дома,
типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в “грязные и вонючие”
дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — “узенькая,
крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись
на эту лестницу и стояли так почти целый день, оттого была страшная духота”.
А комнаты? Они рисуются обычно в полумраке, “слабо освещенные косыми лучами
заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи ... были лишены детства”.
Нечего было есть, приходилось но-сить “худенькую и разорванную всюду рубашку”,
спать на полу. О детях с тоской говорит и Раскольников: “Неужели не видала ты
здесь, по углам, детей, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал,
где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми.
Там семилетний развратен и вор”.
Безысходное горе
“маленького человека” мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои
Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один
выход — смерть.
“Понимаете ли,
понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше
идти?” — в тоске восклицает Мармеладов. К категории
этих несчастных людей прежде всего относится семья Мармеладовых, которая живет
в тяжелейших условиях, в нищете, испытывая огромную нужду во всем. Практически
каждый член этой семьи обречен на гибель, так как, по словам главы семьи,
бывшего чиновника Мармеладова, "в бедности вы еще сохраняете благородство
врожденных чувств, в нищете же никто и никогда". Другими словами, из
бедности человек еще может выбраться, из нищеты - никогда.
Когда-то Мармеладов занимал хорошую должность, но лишился ее из-за своего пристрастия к спиртному (первоначально Достоевский хотел написать "Книгу о пьяненьких"). Он, как и многие другие герои Достоевского, способен к самоанализу, наделен языком, и даже красноречивым. Он понимает, что во многом он виноват сам, и не пытается найти себе особого оправдания. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии. Мармеладов сам себя не уважал и презирал Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова. Этот опустившийся чиновник словно хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали. Мармеладов переступил черту бедности и очутился "на дне", ему было некуда идти, не от кого ждать помощи. И как результат - несчастный случай и смерть.
"Некуда идти" и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Когда-то она принадлежала к средним слоям общества, но после реформы 1861 года и преобразований в обществе вынуждена жить в нищете, при этом пытаясь сохранить человеческое достоинство. Гордость и воспоминания о прошлом делают ее жизнь еще только мучительнее. Ей приходится ухаживать за маленькими детьми, влачить жалкое существование. Суровая жизнь и мучительная болезнь приводят ее к гибели.
Достоевский не только изображает
бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и
оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра
и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова.
Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку,
который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не
ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство
Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также
принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а
старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему
семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его
невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.
Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.
Сонечка Мармеладова - особенная героиня романа. В ее образе Достоевский показал все самое лучшее, что может быть присуще маленькому человеку. Это и жертвенность, и сострадание, и любовь к людям. Сонечка - сильная личность. Она приносит себя в жертву ради других, хочет избавить других, дорогих ей людей, от роли жертвы. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Она "принуждена была получить желтый билет", чтобы помочь семье. Она, несмотря на труднейшие условия жизни, сумела сохранить в себе веру в будущее, веру в человека. "Вечная Сонечка" - так характеризует ее Родион Раскольников, который во многом ей обязан, и прежде всего своим духовным и нравственным возрождением. Для автора "вечная Сонечка" стала идеалом смирения, кротости, покорности и любви к людям. Она "вечна", так как вечны те идеалы, которые она проповедует и которых придерживается. Сонечка Мармеладова - один из самых ярких и важных образов в романе.
Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому.
Но им "некуда больше идти".
Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.
Дуня - умная и гордая, великодушная и отзывчивая, терпеливая и благородная, с твердым характером и пылким сердцем "осуждена", по словам Раскольникова, "таскаться в гувернантках". Она вынуждена сносить оскорбления "глупой и взбаламошной жены Свидригайлова, страдать от притеснений ее мужа, переживать "дурную славу", распространенную о ней "во всех домах".
Сестра Раскольникова, Дуня, как и Соня, готова пожертвовать своей красотой и молодостью ради горячо любимого брата — продать себя, выйдя замуж за преуспевающего дельца Лужина, чтобы иметь возможность помогать Родиону. Но ближе познакомившись с Лужиным, она понимает, что он восхваляет перед ней эгоизм и расчетливость как принципы жизни, ведущие к карьере и выгоде. И Дуня выгоняет жениха. Она не пошла по пути Сони, ее доброта, твердость воли, гордость не сломлены крайней нуждой. Она чиста.
Почему Дуня согласилась выйти замуж за негодяя Лужина?
- Ее гордость была уязвлена зависимой жизнью у чужих людей. Она страдала из-за несложившейся судьбы брата. Дуня решилась на нравственное самоубийство, посчитав, что материальная стабильность Лужина поможет ей решить все проблемы разом. Дуня для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст: "О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы".
Мать Родиона
— бедная женщина. Всю жизнь она надрывает себя на работе, за которую платят
гроши. Она всеми силами старается помочь своему сыну окончить университет, чтобы
он всю свою жизнь не гнул спину, как это делает она.
- Как описывает Достоевский жизнь матери Дуни и Раскольникова?
- Она влачит жалкое существование на нищенскую вдовью пенсию, страдает от того, что не имеет возможности облегчить страдания своих детей. Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры, и та заканчивает жизнь трагически, "тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная". Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, и безнравственность
В страшном товарном мире коверкаются духовные ценности: любовь, пройдя через самоотверженность, превращает самое святое в предмет продажи и купли, святость в бессовестность. Раскольников, ради которого Дуня жертвовала собой, бросает ей в лицо: "Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко..."
Всем добрым, слабым, безответным - всем приуготовлена одна участь.
Петербург в романе — не только город “униженных и
оскорбленных”, но и город людей сытых, “деловых”, владык жизни — мелких и
крупных хищников, занимающихся темными делами. Это Луиза Ивановна,
Алена Ивановна, Дарья Францевна и другие.
Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе
Лужина. Достоевский с нескрываемой иронией и неприязнью рисует этого
немолодого господина, “чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою
физиономией”.
Особое место в романе занимает Свидригайлов. Это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Однако в душе этого человека под тяжестью пороков еще теплится искра доброты. В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов — фигура не только отталкивающая, но и трагичная.
В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и многие другие.
В романе много описаний судеб «маленьких людей». Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.
Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода.
Выводы.
Многие писатели XIX в. непосредственно обращались к изображению жизни народа (Н.А. Некрасов, Г. Успенский, В. Короленко) и делали выводы о стихийном пробуждении могучих сил.
У Достоевского другой подход к коренным вопросам русской жизни и другое художественное их решение. Он исследует страдания униженного и оскорбленного "маленького человека", но при этом указывает, что предшественниками этих героев были Самсон Вырин Пушкина ("Станционный смотритель") и Акакий Акакиевич Гоголя ("Шинель").
А.С. Пушкин первым учил уважению ко всякому человеку, кто бы он ни был, этим он укреплял самоуважение бедных людей. Достоевский близко к сердцу принял демократическую силу пушкинского гуманизма и выступил защитником униженных и оскорбленных. Он увидел в каждом человеке брата.
Таким образом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что она порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писателя верой в возможность построения общества, в котором люди будут "изнемогать от любви друг к другу". Только любовь, а не насилие — единственный возможный путь для достижения гуманного, справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского писателя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.