Тема урока: Вычитание числа 4.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: рассмотреть способ вычитания числа 4 по частям; тренировать в выполнении вычитания числа 4.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с приемом вычитания по частям с переходом через десяток; формировать умение анализировать материал, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Метапредметные: развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Формировать умение работать фронтально, в паре, индивидуально; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками; принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие.
Личностные: развивать умение делать предположения, высказывать своё мнение; оценивать собственную учебную деятельность;
Основные дидактические методы: системно - деятельностный подход; методы и приемы технологии развития критического мышления.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по данной теме.
04.03.2019 Тема урока: Вычитание числа 4.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: рассмотреть способ вычитания числа 4 по частям; тренировать в выполнении вычитания числа 4.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с приемом вычитания по частям с переходом через десяток; формировать умение анализировать
материал, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Метапредметные: развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Формировать умение работать фронтально, в паре,
индивидуально; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками; принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие.
Личностные: развивать умение делать предположения, высказывать своё мнение; оценивать собственную учебную деятельность;
Основные дидактические методы: системно деятельностный подход; методы и приемы технологии развития критического мышления.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по данной теме.
Учебные пособия: Математика:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.Н.Рудницкая. – М.: Вентана
Граф, 2012 (Начальная школа ХХI века); рабочая тетрадь № 3 «Математика, 1 класс».
Используемое оборудование: наглядность (корзинка, яблоки).Этап
Содержание
I.Организационн
ая часть.
Мотивация к
учебной
деятельности
Здравствуйте, ребята!
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
II.Актуализация
и фиксирование
индивидуальног
о затруднения в
пробном
действии.
Формулировка
темы урока,
постановка цели.
1) Повторение состава числа 4.
Посмотрите на доску. У Маши было 4 яблока. Она
решила разложить их в две корзины. Какими
способами Маша может это сделать?
Смоделируйте ситуацию. Запишите возможные
варианты. Что мы записали? (состав числа 4).
3) Повторение состава числа 10.
Заселите «домики» (состав числа 10).
2) Повторение состава чисел в пределах 20.
Уменьшите предложенное число до 10:
14 12 18 16 17 19 11.
Что мы повторили?
Молодцы, ребята!
3) На доске:
83
63
53
93
124
Деятельность
учителя
Организация
учащихся,
включение в
деловой ритм.
Деятельность
учащихся
Подготовка к
восприятию нового
материала
Выполнение
подготовительных
упражнений,
самостоятельное
осуществление
пробного учебного
действия. Фиксация
индивидуальных
затруднений в
выполнении
пробного учебного
действия.
Обучающиеся ставят
цель, определяют
тему урока. Строят
план достижения
цели
Актуализация,
обобщение и
звуковая
фиксация
изученных
способов
действий,
достаточных для
построения
нового знания.
Мотивация к
самостоятельном
у осуществлению
пробного
учебного
действия.
Рефлексия
пробного
учебного
действия
Универсальные
действия
Личностные УУД:
самоопределение,
внутренняя позиция
школьника, учебно
познавательная
мотивация.
Личностные УУД:
мотивационная
основа
деятельности,
смыслообразование,
эмпатия, развитие
этических чувств и
регуляторов
морального
поведения..
Регулятивные УУД:
постановка учебной
задачи в
сотрудничестве с
учителем, волевая
саморегуляция.
Познавательные
УУД:
анализ, сравнение,
обобщение,
аналогия;
структурирование
знаний; Как вы думаете, что объединяет все выражения?
Какое выражение можно определить в другую
группу? Почему? (124, т.к. вычитается число 4).
Знакомы ли мы со случаями вычитания числа 4?
(нет).
Какова будет тема урока?
Чему мы должны будем научиться на уроке?
(вычитать число 4).
Давайте вспомним, как можно вычесть из чисел
число 3? (по частям).
Как вы думаете, а как мы будем вычитать число 4?
(тоже по частям).
Давайте попробуем выполнить вычисления в
последнем примере, используя все случаи состава
числа 4.
1213
1231
1222
Посмотрите внимательно. Какой из вариантов вам
кажется наиболее удобным? Почему?
Где возникло затруднение? Почему? (Ответы
детей.)
Попробуйте сделать вывод. (Ответы детей.)
Молодцы!
Подведение к
озвучиванию
темы урока
Организация
восстановления
выполненной
операции.
Фиксация места,
где возникло
затруднение.
Обдумывание
проекта будущих
учебных
действий.
Подведение к
открытию нового
знания,
фиксация в
знаковой форме,
уточнение
общего
III. Открытие
нового знания
(выявление
места и причины
затруднения,
проект выхода
из затруднения).
Выявление места и
причины
затруднения.
Фиксация во
внешней речи
причины затруднения
построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
УУД:
достаточно полное и
точное выражение
своих мыслей в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
формулирование и
аргументация своего
мнения
Личностные УУД:
учебно
познавательный
интерес,
смыслообразование,
эмпатия.
Регулятивные УУД:
волевая
саморегуляция.
Познавательные
УУД:
анализ, сравнение,
обобщение;
постановка и
формулирование
проблемы.
Коммуникативные
УУД:IV.
Физкультминутк
а
V.Первичное
закрепление с
проговаривание
м во внешней
речи
1) работа по учебнику (С.63№ 2).
Объясните, как выполнено вычитание 114?
Сформулируйте правило вычитания.
114=(111)3=7
Алгоритм: уменьшаем первое число (уменьшаемое)
до 10, затем вычитаем остаток вычитаемого.
Рассмотрите остальные записи. Распространяется
ли на них это правило? (Ответы детей.)
Да. Это правило (алгоритм) распространяется на все
предложенные примеры.
Сейчас мы будем работать в парах.
Вспомним правила работы в парах.
Выполните задания на с.64 № 6.
№ 6 (устно) Из каких чисел можно вычесть 4?
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13
Распределение ролей в паре: консультант, ученик.
(Учащиеся договариваются сами.)
Открыли тетради, записали число. Выполняем № 7
(фронтально, один у доски). Выполни вычитание.
характера нового
знания.
Учитель
проводит
физкультминутк
у.
Учащиеся
выполняют
упражнения.
Организация
работы в парах.
Организация
первичного
закрепления
нового
материала,
оказание
индивидуальной
помощи
Возвращение к
модели исходной
проблемной
ситуации, открытие
нового знания,
осознание общего
характера нового
знания.
Выполнение типовых
заданий на новый
способ действий с
проговариванием
алгоритма решения
вслух.
формулирование и
аргументация своего
мнения
Личностные УУД:
установка на
здоровый образ
жизни.
Регулятивные УУД:
волевая
саморегуляция.
Личностные УУД:
осознание
ответственности за
общее дело;
Регулятивные УУД:
волевая
саморегуляция,
познавательная
инициатива.
Познавательные
УУД:
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение.
Коммуникативные
УУД:
формулирование и
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации
планирование
учебного
сотрудничестваОбъясни решение выделенных примеров.
64 94 114 74
124 54 134 104
VI.Физкультмин
утка
VII.Самостоятел
ьная работа с
самопроверкой
по эталону
Учитель
показывает
упражнения.
Выполнение
упражнений.
Организация
самостоятельной
работы
Самостоятельное
выполнение заданий
нового типа,
осуществление
самопроверки по
эталону.
Личностные УУД:
установка на
здоровый образ
жизни;
Регулятивные УУД:
волевая
саморегуляция.
Познавательные
УУД:
техника
выполнения
упражнений.
Регулятивные УУД:
волевая
саморегуляция;
осуществление
самоконтроля;
самостоятельная
адекватная оценка
правильности
результатов
действия, внесение
необходимых
корректив.
Познавательные
УУД:
анализ, сравнение,
классификация;
использование
Молодцы!
А теперь поработайте самостоятельно.
С.64 № 9 (письменно) – самостоятельная работа.
Какие примеры решены неверно? Исправь ошибки.
8+4=12
134=7
112=9
4+9=12
Проверка по эталону.
Разделите примеры на две группы
Как мы выполняем примеры на сложение с
переходом через десяток?
Как выполняем вычитание с переходом через
десяток?
Оцените свою работу. Поставьте +, если всё верно,
+ , если были ошибки. Что осталось непонятным?
VIII.Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Рефлексия.
Ребята, вспомните и назовите нашу цель.
Достигли мы её?
Как вы оцените свою работу на уроке?
Назовите тему урока.
Как мы вычитали число 4 с переходом через
десяток?
Можно ли наши знания применить при решении
других примеров?
Как проходило сотрудничество на уроке?
Какие задания вас заинтересовали, немного были
для вас трудными и вы бы хотели их разобрать на
следующем уроке?
организация
рефлексии
Самооценка
собственной учебной
деятельности.
Соотнесение цели
учебной
деятельности и её
результатов,
планирование цели
деятельности
общих приемов
решения задач;
рефлексия способов
и условий действия;
Коммуникативные
УУД:
использование речи
для регуляции своей
деятельности
Личностные УУД:
внутренняя позиция
школьника;
самооценка на
основе критерия
успешности;
адекватное
понимание причин
успеха или неуспеха
в учебной
деятельности.
Познавательные
УУД: контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности.
Коммуникативные
УУД:
формулирование и
аргументация своего
мнения,
планирование
учебного
сотрудничества